Запоздалый экспромт

Запоздалый экспромт

Казалось бы, императорская Япония подготовилась к неизбежному столкновению со собственными могущественными соперниками весьма шепетильно. Чего стоят лишь замыслы захвата Филиппин, Сингапура, бессчётных тихоокеанских островов — великолепно созданные и, не обращая внимания на их рискованность, благополучно осуществленные. Но и Морской штаб, и руководство Объединенного флота замечательно осознавали: все это было прекрасно только для «быстрой» войны.

Финал же долгого противоборства с США не вызывал сомнений — экономика Японии не имела возможности соперничать с американской, что непременно неминуемо бы привело потомков самураев к тяжелому поражению.

Потому, что ресурсы Страны восходящего солнца не разрешали строить в нужных количествах боевые суда всех назначений и типов, приоритет отдавался главным классам — авианосцам, тяжелым крейсерам, эсминцам, подводным лодкам. Адмиралы старались не вспоминать о том, чем нужно будет конвоировать караваны, доставляющие воинов вместе с припасами и оружием в захваченные государства и вывозящие оттуда такие нужные стратегические товары.

Исходя из этого по окончании эйфории первых побед наступили жёсткие будни: американские подводные лодки все чаще и чаще ощущали себя полными хозяевами на морях, окружающих островную империю. И тогда для японцев очень остро встал вопрос о необходимости иметь эскортные суда, причем как возможно больше.

Еще до войны все оставшиеся в строю ветхие эсминцы подверглись перестройке.

Первоначально из них постарались создать быстроходные транспорты, минные заградители и тральщики, но на базе боевого опыта минное оружие на судах начали поменять на противолодочное.

Самыми современными из прошедших подобное переоборудование стали иметь эскадренные миноносцы типа «Муцуки», вошедшие в строй еще в 1926—1927 годах. С них сняли несколько 120-миллиметровок, но покинули грозные 609-мм торпедные аппараты, снабдив их легкими щитами.

Из противолодочного оружия показались четыре бомбомета — действительно, запас глубинных бомб был очевидно недостаточным. Однако, оказались в полной мере приличные эскортные миноносцы, не смотря на то, что в начале войны «Муцуки» и его сотоварищи употреблялись в основном в качестве быстроходных транспортов для доставки передовых десантов.

Подобная модернизация ожидала и более ветхие суда типов «Камикадзе» и «Акикадзе», взявшие такое жевооружение (лишь торпедные аппараты у них имели калибр 533 мм). Кроме того все более либо менее пригодные к работе единицы еще более «неудачных» типов и древних («Вакатаке», «Аои» и «Цуга») превратились в подобие эскортных миноносцев. Но малое плохая остойчивость и водоизмещение не разрешали применять их в открытом океане.

По большей части они помогали у Индокитая и берегов Китая, где были очень нужными.

Главным недочётом импровизированных «эскортников» являлся небольшой запас глубинных бомб (всего 36 штук), почему они намного уступали куда менее скоростным и более не сильный в артиллерийском отношении английским и американским судам особой постройки.

В случае если учесть кроме этого да и то, что на «стариках» легко нереально было отыскать место для современной гидролокационной станции (которой, кстати, у японцев еще и не было), их противолодочные возможности оставались через чур ограниченными для борьбы с бессчётными и очень активными подводными лодками флота США.

Более успешными стали кроме этого «бывшие», но не эсминцы, а миноносцы типов «Отори» и «Тидори».

Они остались с тем же артиллерийским оружием (два 120-мм орудия и десять 25-мм автоматов), что и модернизированные эсминцы, но запас глубинных бомб на них удалось расширить на четверть, наровне с довольно современным оборудованием. Все это разрешило им принимать во внимание лучшими японскими судами противолодочной обороны Второй мировой.

Но ни 12 «лучших», ни три десятка эсминцев-«стариков» очевидно не могли снабжать тысячекилометровые коммуникации восточной империи, не говоря кроме того о том, что годы судьбы переоборудованных судов уже были сочтены. Исходя из этого параллельно со постройкой «громадного» боевого флота японские инженеры постарались создать и проекты эскортных судов особой постройки.

В Европе уже вовсю бушевала война, в то время, когда летом 1940 года в строй вошел первый из них, «Симусю».

По традиции основное внимание уделялось артиллерии, которую составили все те же 120-миллиметровки, частично снятые со ветхих эсминцев. По большому счету конструкторы постарались создать универсальную единицу, вооружив ее и тральным оборудованием, и глубинными бомбами. Действительно, число последних снова было небольшим — всего 12 штук, а какое-либо гидролокационное оборудование отсутствовало.

Однако, первые четыре японских эскортника спецпостройки, взявшие обозначение «тип А», послужили прототипом для всех последующих, характеристики которых улучшались от проекта к проекту. Так, модифицированный тип «А» (14 единиц) нес уже 36 глубинных бомб и несложный гидрофон. Само собой разумеется, показался он уже поздно: в первой половине 40-ых годов двадцатого века война на Тихом океане была в самом разгаре и уже намечался полный и окончательный перелом в пользу Соединенных Штатов.

Сотням эскортных судов американцев слабеющая страна самураев имела возможность противопоставить только весьма немногочисленные серии собственных. Для их обозначения японцам хватило не то что всего алфавита — они не смогли кроме того перейти его третью букву. Тип «В» и улучшенный тип «В» конструктивно уже в полной мере удовлетворяли требованиям, предъявлявшимся к противолодочным судам… в начале войны.

Они несли все то же очень замечательное артиллерийское оружие, но запас глубинных бомб возрос до 120 штук. Конструкция корпуса упростилась до того предела, в то время, когда возможно было развернуть их массовое производство. Но шел уже 1944 год, и убыль сторожевиков всегда превышала их вступление в строй.

Они тонули и от торпед подводных лодок, и от бомб либо ракет авиации. Одной 76-милиметровки и четырех 25-мм автоматов очевидно недоставало кроме того для самообороны от авиации, и, как на всех боевых судах, число автоматов на сохранившихся единицах всегда увеличивалось — сперва до 14, а после этого и до 18 стволов.

Но кроме того столь непритязательные кораблики стали для Страны восходящего солнца недопустимой роскошью.

Не хватало, например, дизелей, являвшихся базой силовой установки сторожевых судов всех серий. В первой половине 40-ых годов XX века было нужно отказаться от договора на 30 единиц улучшенного типа «В» в пользу предпоследнего варианта — типа «С». И без того несложная конструкция подошла к грани примитивизма. Чисто сварной корпус имел характерные угловатые формы без изгиба и развала бортов. Вместе с водоизмещением уменьшилось и число дизелей, каковые снабжали сейчас только минимально нужные 16 узлов.

Последние сторожевики Японии не удостоились кроме того названий, взяв нечетные номера, начиная с единицы. Вправду, если бы программу удалось осуществить, с наименованиями имели возможность появиться неприятности, поскольку суммарный заказ составил 124 единицы, и планировалась постройка еще 168 (ее официально так и опоздали утвердить).

Последним же стал тип «D», либо «Кай-бокан-II» (в переводе — «эскортный корабль-II»), отличающийся от типа «С», в сущности, лишь типом машинной установки.

Дефицитные дизели заменили маленькими турбинами, снабжавшими на узел громадную скорость. Действительно, наряду с этим на треть упала еще более ответственная на просторах Великого океана черта — дальность плавания. Суда типа «D» уже легко физически не могли осуществлять трансокеанские переходы, не смотря на то, что удачно закрывали конвои в Китай — последние маршруты, выручавшие Японию от голода.

Программа «Кайбокан-II», суда которой взяли недостающие четные номера, смотрелась столь же амбициозно, как и «нечетная». Кроме того японские архивы не дают полных сведений о числе заказанных, заложенных и вошедших в строй судов. Но не меньше много последних эскортников затонули либо же попали в руки союзников в разной степени готовности.

По окончании войны их поделили поровну победители — США, Советский Союз и Англия, которым досталось по восемь «D» и от трех до шести «С». Еще 11 единиц передали китайцам, каковые оперативно ввели их в строй и деятельно применяли в гражданской войне.

Дефицит эскортных судов заставляла японцев применять в данной роли и трофейные суда, кроме того древние эсминцы союзников, захваченные в первые семь дней войны.

Такая будущее, например, постигла полузатопленный британский «Трэйшиан», не успевший покинуть Гонконг. На нем сохранили начальное оружие, но покинули только часть котлов, что низвело скорость бывшего эскадренного миноносца (кстати, одного из самых быстроходных на протяжении Первой Мировой) до «эскортных» 25 узлов. Он был включен в состав японского флота в декабре 1942 года, взяв номер 101.

На этом трансформации бывшего «британца» не закончились. В первой половине 40-ых годов XX века его переоборудовали в совсем экзотический для императорского флота корабль радиолокационного дозора. Самое увлекательное, что ветеран пережил войну и снова достался британцам, но ввиду крайней ветхости сходу был сдан на слом все в том же Гонконге.

31. Эскортный корабль (бывший тральщик) W-1, Япония, 1944 г.

Выстроен компанией «Харима». Водоизмещение стандартное 615 т, полное 720 т. Протяженность громаднейшая 76,26 м, ширина 8,03 м, осадка 2,29 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 4000 л.с., скорость 20 узлов. Оружие по окончании переоборудования: одно 120-мм орудие, пять 25-мм зенитных автоматов, 36 глубинных бомб.

Всего в 1923—1924 гг. выстроено четыре единицы (W-1 — W-4), все они, не считая потопленного в 1942 г. W-2, перестроены в эскортные суда. W-1 и W-3 погибли в 1945 г., W-4 сдан на слом по окончании войны.

32. Эскортный корабль (бывший эсминец) № 101, Япония, 1944 г.

Выстроен компанией «Хауторн Лесли» (Англия). Водоизмещение стандартное 905 т, полное 1240 т. Протяженность громаднейшая 84,18 м, ширина 8,18 м, осадка 3,0 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 10 000 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: три 102-мм орудия, один пулемет, четыре 609-мм торпедных аппарата, 18 глубинных бомб. Захвачен японцами в Гонконге в декабре 1941 г., вступил в строй в июле 1942 г. В 1944 г. переоборудован в особый корабль радиолокационного дозора Сдан на слом в 1946 г.

Следующий номер, 102, достался американскому «гладкопалубнику» «Стюарт», захваченному в сухом доке в Сурабайе. Его основательно перестроили (в частности, объединив две носовые трубы в одну и сняв практически все оружие). В первой половине 40-ых годов двадцатого века он вошел в строй, имея две 76-мм зенитки и пара пулеметов. Любопытно, что по окончании ремонта ветхий корабль имел возможность еще развивать скорость до 26 узлов — совсем хороший итог.

Потом его кроме того модернизировали, добавив шестнадцать 25-мм автоматов и 72 глубинные бомбы. «Стюарт» также сохранился в тихоокеанской мясорубке а также возвратился на родину, но только после этого, дабы быть потопленным в качестве цели неподалеку от города Сан-Диего.

Еще один эсминец союзников, голландский «Банкерт», кроме этого захваченный на ремонте в Сурабайе, взял номер 106.

Подорванный и затопленный в доке корабль подняли и всецело перевооружили, установив все те же два 76-мм зенитных орудия и двенадцать 25-мм автоматов, и оснастив его 24 глубинными бомбами. Новоиспеченный патрульный корабль в силу его быстроходности предполагалось применять и для перевозок армий, для чего на нем имелись два десантных катера. Неопределенность в назначении ни при каких обстоятельствах не шла на пользу боевым судам: любое переоборудование потребовало времени.

И на этот раз война на Тихом океане успела закончиться перед тем, как 106-й вошел в строй.

Кроме более либо менее приличных эсминцев, японцы пробовали применять для эскортных потребностей и другие трофейные суда, обычно очень экзотические. Так, в переоборудованных сторожевиках числятся английский тральщик, голландские яхты для правительственных государственныхы служащих, американский буксир а также древняя канонерская лодка, захваченная Соединенными Штатами у испанцев во второй половине 90-ых годов XIX века!

Очевидно, что пользы от этих «раритетов» выяснилось мало.

Конечно, разнобойные трофеи не могли сколь-нибудь заметно выправить обстановку. Намного более серьёзной стала программа переоборудования тральщиков. Эти прочные и достаточно скоростные (19—20 узлов) суда строились с маленькими модификациями с 1923 года и хорошо доходили для новой роли.

С них снимали тральное оборудование (а на некоторых еще и одно из двух 120-мм орудий) и устанавливали сбрасыватели на 36 глубинных бомб и пять 25-мм зенитных автоматов. С 1942 по 1944 год подобному переоборудованию подверглись 26 единиц. Но японский флот стал очень сильно напоминать «тришкин кафтан», пополнившись эскортниками, но оставшись фактически совсем без тральщиков.

Результат известен: грандиозную войну на море Япония безоговорочно проиграла. Само собой разумеется, основной обстоятельством тому являлась подавляющая военная и экономическая мощь США. Но определенный вклад в поражение внесла и слабость эскортных сил, не созданных в мирное время и не успевших показаться в нужном количестве перед тем, как американские подводные лодки раз и окончательно переломили движение борьбы на коммуникациях в собственную пользу.

В.

КОФМАН

ТЕБЕ УЖЕ НЕ ЦАРСТВОВАТЬ

Статьи, которые будут Вам интересны: