Завязнувшие в«холландах»

Завязнувшие в«холландах»

Взоры американцев на подводные лодки перед Первой мировой войной пара отличались от таковых в европейских флотах. Заокеанские кораблестроители ещё в эти «детские» годы развития подводных флотов подразделяли будущие субмарины на «оборонительные» и океанские, либо «флотские». В качестве основной задачи для первых предполагались атаки вражеских линейных сил, каковые якобы смогут атаковать порты Атлантического побережья.

В отличие от Европы, перекрыть широкие морские пространства минамине представлялось вероятным, так что лодки вправду имели возможность стать ответственным компонентом береговой обороны.

Считалось (достаточно разумно для того времени), что они будут пребывать на поверхности и погружаться лишь после того как нашли противника. В позиционном положении употреблялись перископы, продолжительное время остававшиеся неубирающимися: конструкция упрощалась, а инструкции всё равняется советовали «высовывать голову» не более чем на четыре секунды, а позже погружаться глубже.

Наряду с этим проектировщики справедливо полагали, что атака быстроходных целей из-под воды потребовала большой скорости в загружённом состоянии, пускай в ущерб надводной скоростии мореходности. Как раз так и конструировались бессчётные серии «холландовских» лодок от «Электрик Боут», первые из которых, до «F» включительно, мы обрисовывали ранее («М-К» № 9,11 — 2013 г.). Причём строители подводных лодок ухитрялись удачно сочетать постройку субмарин для отечественного флота и продажу их аналогов за предел.

Компания преследовала собственную основную цель — получение прибыли. И в очередной раз выполнить всё тот же трюк, «своим и чужим», удалось со следующим типом «Н». Обладатели ухитрились взять большой доход как от собственного правительства, так и от зарубежных заказов, которые связаны с начавшейся в Европе войной.

В течение армейских лет «Электрик Боут» удалось реализовать эти надёжные, но уже основательно устаревшие морально могучей Британии и лодки, и далёкой России, и запоздавшей к началу войны Италии, а также нейтральному Чили. Неспециализированное число произведённых по этому проекту (с разными модификациями) единиц превысило 70 штук — самая крупная серия союзников в Первой мировой.

Поставки их за предел длились до конца «Великой войны», в то время, когда «холланды» стали уже изрядно отстающими по чертям. А вот для собственной страны предполагалось продолжить развитие и принимать на вооружение более идеальные образцы.

С целью достижения более высокой подводной скорости требовалось числа мощности аккумуляторов и увеличение электромоторов, что, со своей стороны, вело к росту мощности дизелей и, в конечном счёте, размеров самой лодки. В том же направлении вело и желание иметь более замечательные 533-мм торпеды. Но правительство и Конгресс тянули в противоположную сторону: более большие единицы означали повышенные затраты, а к моменту вступления США в войну затраты на флот и без того повысились многократно.

Исходя из этого развитие «прибрежных» субмарин шло пара необычными скачками — два шага вперёд, один назад.

Подлодка «К-5» (SS-36) типа «К», США, 1914 г.

Строилась компанией Фор Ривер. Тип конструкции — однокорпусный. Водоизмещение подводное/ надводное — 390/520 т. Размеры: протяженность — 46,9 м, ширина — 5,1 м, осадка — 4,0 м. Глубина погружения — до 50 м. Двигатель: два дизеля мощностью 950 л.с. и два электромотора мощностью 680 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 14/10,5 уз.

Оружие — четыре 450-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед). Экипаж — 28 человек. В 1914 — 1915 гг. выстроено 8 единиц: от «К-1» до «К-8».

В 1917 г. «К-1», «К-2», «К-4» и «К-6» посланы на Азорские острова для борьбы с германскими лодками. Все сданы на слом в 1931 г.

«К-5» в конце Первой Мировой, с постоянным мостиком

Подлодка «L-11» (SS-51) типа «L», США, 1915 г.

Строилась компанией Фор Ривер. Тип конструкции — однокорпусный.

Водоизмещение подводное/надводное — 455/550 т. Размеры: протяженность — 51,0 м, ширина — 5,3 м, осадка — 4,1 м. Глубина погружения — до 60 м. Двигатель: два дизеля мощностью 1200 л.с. и два электромотора мощностью 800 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 14/10,5 уз. Оружие: четыре 450-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед), одна 76-мм пушка. Экипаж — 28 человек. В 1915 — 1918 гг. выстроено 11 единиц: от «L-1» до «L-11». В 1917 г. все готовые «L-1» — «L-4» и «L-9» — «L-11» переведены в Ирландию для борьбы с германскими лодками.

Большая часть исключено из перечней в 1922 — 1925 гг.: «L-10» — в 1930 г., «L-2», «L-3», «L-9» и «L-11» — в 1932 г.

За девяткой «американок» типа «Н» (три штуки изначально предназначались для флота США, ещё шесть были выстроены для России, но в связи с событиями 1917 года остались на родине), в очередной раз прославивших имя Джона Холланда, последовала восьмёрка типа «К».

Не смотря на то, что трансформаций в оружии, скорости хода и мощности моторов не наблюдалось, большинство пятидесяти лишних тысячь киллограм водоизмещения отправилась на повышение запаса горючего. И сейчас эти субмарины «береговой обороны», имевшие в два раза громадную дальность, если сравнивать с предшественницами, имели возможность уже употребляться не только вблизи собственных портов. По крайней мере, добрая половина из них благополучно достигла Гавайев практически сразу после вступления в строй.

Остальные проделали так же достаточно дальний путь до Азорских островов, где их предполагалось применять для борьбы с германскими «сестричками». Но, до настоящих стычек дело не дошло. Как и «Н», новый тип владел застарелыми болячками, в частности: изрядно нехорошим качеством тогдашних американских дизелей. По сути дела, ни одна из 19 единиц обеих серий не обошлась без тех либо иных проблем на опробованиях.

Многие не могли достигнуть проектной скорости; некоторым не помогла полная переборка либо кроме того замена механизмов. Однако, все они прослужили (пускай частично — в резерве) до «великой чистки» американского подводного флота в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

На следующем «прибрежном» типе «L» конструкторы наконец ввели достаточно прочные внутренние переборки, дробившие корпус на по-настоящему влагонепроницаемые отсеки, догнав тем самым зарубежных инженеров и в этом компоненте.

Лодки подросли в размерах на очередные пятьдесят тысячь киллограм, не смотря на то, что экипаж и торпедное вооружение сохранились в том же составе. Но на «L», в первый раз на американских лодках, показалось штатное артиллерийское оружие. И в очень уникальном варианте: 76-мм пушка размещалась в убирающейся под палубу установке. По окончании «складывания» конструкции фактически вся пушка уходила вглубь корпуса; над палубой торчала лишь добрая половина ствола, причём вертикально!

Дульное отверстие закрывалось пробкой -и субмарина имела возможность погружаться. Примечательно, что к тому времени в Соединенных Штатах кроме того ещё не сформировались идеи применения таковой «артиллерии»: считалось, что пушки «смогут быть нужны» в сражении с неприятельскими лодками либо патрульными судами. Об атаках торговых судов тогда ещё не думали, по крайней мере, официально. Появление пушки возможно сформулировать в соответствии с принципом: «всё, как у людей».

Грозное 88-мм орудие американцы заметили на нежданной гостье из Германии, «U-53», очень сильно повлиявшей на развитие заокеанского подводного флота.

Примечательно, что на серии «L» закончилось давешнее соревнование между «Электрик Боут» и компанией Лэйка. Правительство распределило заказы между соперниками, положив тем самым финиш не очень нужному ему «творческому соперничеству».

Примечательно, что три без сомнений субмарины формально были помой-му более качественными и лучшими по ходовым чертям, чем продукция распиаренного «наследника Холланда». Но на работе стало известно, что внешний лоск портили бессчётные «болячки», связанные как раз с компанией-производителем, и их первыми послали «на заслуженный отдых».

А «болячек» и без того хватало: снова наблюдались изрядные неприятности с дизелями, каковые было нужно всецело выбирать на половине единиц серии. Подкачала и дальность, уменьшившаяся если сравнивать с менее прожорливыми «К» приблизительно на четверть.

Набив руку на однокорпусных «холландах», американским конструкторам оставалось сделать ещё ход и перейти сейчас к двухкорпусным лодкам, совсем догнав тем самым на большом растоянии убежавших вперёд европейцев.

Это и было сделано на экспериментальной «М-1». Инженерам было нужно убедиться, как непросто внедрять новые технические ответы в первоначальный раз. Субмарина имела те же боевые характеристики, что и «L», но была на 20% объёмистее.

Часть роста водоизмещения отправилась на больший запас плавучести, достигший 27% — в два раза больше, чем на предшественницах. Но наряду с этим в прочного корпуса стало весьма тесно, а глубину погружения было нужно сократить 50-ю метрами, в попытках данный самый корпус максимально уменьшить. Размещение размещённых между обоими корпусами балластных цистерн выяснилось неудачным: при погружении либо всплытии лодка стремилась опрокинуться «на бочок».

Эти наиболее значимые операции приходилось осуществлять с величайшей осторожностью. В итоге, «первый двухкорпусный блин» был родным по значению к пословице. «М-1» сочли в целом неудачной, что не помешало практичным американцам спровадить пара их образцов за предел. (Необходимо подчеркнуть, что осматривавшие лодку английские эксперты, а также будущий основной конструктор флота господин Стэнли Гудолл, говорили о «М-1» как не смотря на то, что и тесной, но очень удобной субмарине, в особенности оценив холодильник и обогреватели.

Легко американские стандарты обитаемости уже тогда начали обгонять таковые у менее притязательных европейцев.)

Подлодка «М-1» (SS-47), США, 1916 г.

Строилась компанией Фор Ривер. Тип конструкции — двухкорпусный.

Водоизмещение подводное/ надводное — 490/680 т. Размеры: протяженность — 59,81 м, ширина — 5,8 м, осадка — 3,4 м. Глубина погружения — до 45 м. Двигатель: два дизеля мощностью 840 л.с. и два электромотора мощностью 680 л.с. Скорость надводная/подводная: проектная — 14/10,5 уз, на опробованиях — 11/10 уз. Оружие: четыре 450-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед), одна 76-мм пушка. Экипаж — 28 человек.

Экспериментальная двухкорпусная лодка, первая во флоте США. Исключена из перечней в 1922 г.

Подлодка «O-12» (SS-73), США, 1918 г.

Строилась компанией Лэйк.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное — 490/565 т. Размеры: протяженность — 52,40 м, ширина -5,12м, осадка — 4,2 м. Глубина погружения — до 60 м. Двигатель: два дизеля мощностью 880 л.с. и два электромотора мощностью 740 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 14/10,5 уз. Оружие: четыре 450-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед), одна 76-мм пушка. Экипаж — 29 человек.

В 1918 — 1919 гг. выстроено 16 единиц, «O-1» — «O-16». «O-5» погибла в аварии в 1923 г., «O-11» — «O-16» (постройки компании Лэйк) исключены из перечней в 1930 г., «O-1» выведена из состава флота в 1938 г. «O-9» погибла в июне 1941 г., остальные употреблялись в качестве учебных на протяжении Второй мировой и сданы на слом в 1946 г.

«O-8» (SS-69) во время второй мировой. Сзади надстройки добавлен мостик для пушки, срезан корпус в корме

Отмеченное выше рвение правительства к экономии заставляло разработчиков «срезать» характеристики подводных лодок. В «перспективном проекте 1916 года» (начатом двумя годами раньше) у «оборонительной субмарины» постарались уменьшить водоизмещение до 400 т, чуть увеличив одновременно подводную скорость.

Цена была очень дорогой: лодка лишалась орудия («оно ни к чему вблизи американских портов»), дальность составляла всего 2500 миль, а срок нахождения в море не достигал и 14 дней, если сравнивать с месячным на прошлом типе. К тому же, при стрельбе торпедами с поверхности возможно было бы применять всего два аппарата из четырёх: верхняя пара пребывала выше уровня воды.

Большая часть самых явных нелепостей для того чтобы рода удалось как-то устранить, и серия «N» при надводном водоизмещении в 350 т кроме того ухитрилась купить кое-какие преимущества. Уменьшенная в два раза мощность дизелей уже не потребовала выжимать из моторов максимум, и они оказались — в первый раз — более либо менее надёжными. А вот подобная операция с электромоторами стала причиной пятикратному падению дальности хода под водой.

По сути дела, «N» стали важным шагом назад — к маленьким оборонительным «ныряющим» лодкам. Из ответственных конструкционных изюминок необходимо подчеркнуть первое в подводном флоте США появление прочных железных мостиков; до того инженеры ограничивались композитными конструкциями, обычно временными, где в дело шло всё, от дерева до парусины.

Ясно, что с таким «усыханием» лодок не могли дать согласие представители флота.

Результатом согласований и переделок стал тип «О», любая единица которого стоила приблизительно столько же, что и представительница типа «L». Не очень приметные по формальным чертям, эти субмарины, однако, имели нужные скрытые преимущества. К ним стоит отнести улучшенные условия обитания: наконец-то и в Соединенных Штатах любой член экипажа взял собственную койку.

не меньше ответственным стало появление в полной мере надёжных дизелей; с того времени и данный элемент заокеанских лодок подтянулся к лучшим европейским примерам. Необходимо подчеркнуть и многочисленность серии, целых 16 единиц. Соединённые Штаты наконец (а это был финиш Первой Мировой) начали массированно наращивать мощь подводных сил.

Следующая серия, «R», стала ещё более бессчётной, аж 27 единиц. (Американцы, к тому времени уже деятельно втянувшиеся в войну, сознательно пропустили две буквы «лодочного алфавита», «Р» и «Q», дабы не путать потенциальные субмарины в первом случае с английскими патрульными катерами, а во втором — с судами-ловушками, Q-ships. Так как кое-какие случаи таковой путаницы имели возможность стать фатальными для стремительного понимания боевой обстановки.) Сами же лодки, в принципе, мало чем отличались от предшественниц.

Корпус стал на 4 м дольше, в первую очередь по причине того, что в дело пошли наконец 533-мм торпеды, каковые, как и аппараты для их выпуска, имели громадную длину. Ещё одно изменение так же было связано с оружием: новая замечательная 76-мм пушка с практически в два раза более долгим стволом уже никак не помещалась в «умную» опускающуюся установку, и её разместили на тумбе на палубе.

Такую громадную серию не смогла «сглотнуть» единолично кроме того столь замечательная компания, как «Электрик Боут».

На её долю пришлась громадная добрая половина — 14 единиц. Остальные поделили между собой «Юнион Айрон Уоркс» и заклятый (и неудачливый) соперник «холландовцев» — компания Лэйка. Последняя строила лодки достаточно скоро, и, помой-му, они прилично проходили опробования, но, как и при с «О», как раз их отправляли «в отставку» прежде всего.

Послевоенная будущее американских «оборонительных» субмарин была немногим лучше, чем у бессчётных европейских лодок, спешно произведённых в неопределённости и горячке «Великой войны». Им учинили настоящую децимацию: к 1923 году из состава флота вывели не только более ранние типы, но и все «Н», «К» и «L». Но, последние хотя бы пребывали в резерве; кое-какие из «L» кроме того переоснастили новыми дизелями.

Представительницы типа «N» послужили в качестве учебных, но также недолго, до 1926 года. Настоящими долгожительницами были лишь кое-какие из типа «О», потому, что лэйковскую продукцию сочли не хватает удовлетворительной для сохранения, и шестёрка представительниц отправилась в бессрочный резерв ещё в первой половине 20-ых годов XX века с окончательной разделкой на металл шестью годами позднее.

А вот единицы от «Электрик Боут», не считая «O-5», погибшей в аварии в первой половине 20-ых годов двадцатого века, и «O-1», исключённой из перечней в 1938-м прослужили до Второй мировой. В конце 1941 года их «призвали» снова, для подготовки экипажей новых подводных лодок, сыгравших очень ключевую роль в победе флота США в действиях на просторах Тихого океана.

Особенная будущее ожидала «O-12», которую уже по окончании вывода из состава флота переименовали в неизбывный «Наутилус» и постарались переоборудовать для похода к Северному полюсу под водой. Для того времени это являлось настоящей авантюрой; субмарина имела возможность бы умереть где-нибудь подо льдами, если бы не постоянные сбои в работе оборудования и механизмов, ещё в начале путине разрешившие кроме того хоть как-то приблизиться к цели.

В итоге, неудачницу также сдали на слом, дабы далеко не гонять, прямо в Норвегии, откуда и должна была стартовать экспедиция.

Большая часть представительниц типа «R» так же дожило до Второй мировой, не считая семи единиц, выстроенных Лэйком, каковые сдали на слом в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Три штуки были переданы Англии в конце 1941-го — начале 1942 года, и одна из них погибла, не смотря на то, что и не от действий соперника — её таранил в северной части антлантического океана личный тральщик.

Погибла и одна из «подлинных американок». «R-12» затонула со другими моряками и всем экипажем, обучавшимися на протяжении торпедных учений летом 1943 года, став одной из всего двух заокеанских субмарин, погибших в Атлантике. Но главная масса единиц серии отправилась на металл уже по окончании окончания войны, во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Так, в принципе, достаточно достойно сложилась будущее линии американских «прибрежных» субмарин. Их конструкторам удалось продолжительно «выжимать лимон», что они и сделали «досуха».

Возможностей предстоящего развития этого подкласса очевидно не наблюдалось. В отличие от второй ветви -лодок океанских.

Как и в Британии, в её бывшей колонии ещё перед Первой мировой весьма хорошо осознавали, куда пытается развитие подводных лодок.

И идеи были схожими: намерено созданный в министерстве ВМФ Отдел Подводных Сил в 1912 году выставил требование создать субмарину водоизмещением около тысячи тысячь киллограм, талантливую развить на поверхности моря скорость… как несложно додуматься, соответствующую такой у линкоров. Потому, что заокеанские дредноуты имели пара меньший движение, чем их британские «сотрудники», достаточным сочли 21 узел. Как мы знаем, требование, как минимум, непростое.

Но американцы на том не успокоились, «заказав» такую же скорость и под водой! Само собой разумеется, никаких особенных идей по поводу того, как всё это возможно выполнить, не имелось. Разве что принять «умные» советы для того чтобы рода: в случае если мощности имеющихся моторов не хватит (что являлось совсем неоспоримым), то направляться устанавливать их попарно «в тандеме», друг за другом. Примечательно, что таковой ответственной характеристике, как время погружения, особенного внимания не уделялось.

Считалось, что в случае если такая громадная для того времени субмарина сможет скрыться с поверхности за 15(!) мин., то это будет в полной мере приемлемо. Бесценный армейский опыт в данной области был до тех пор пока в будущем, пускай уже и недалёком.

Подлодка «R-1» (SS-78) типа «R», США, 1919 г.

Строилась компанией Фор Ривер.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/ надводное — 570/680 т. Размеры: протяженность — 56,80 м, ширина — 5,51 м, осадка — 4,4 м. Глубина погружения — до 60 м. Двигатель: два дизеля мощностью 1200 л.с. и два электромотора мощностью 930 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 13,5/10,5 уз. Оружие: четыре 450-мм торпедных аппарата в носу (8 торпед), одна 76-мм пушка.

Экипаж — 29 человек. В 1919 — 1920 гг. выстроено 27 единиц, «R-1» — «R-27». «R-21» — «R-27» исключены из перечней и сданы на слом в 1930 г. Остальные принимали участие во Второй мировой, не считая «R-8», затонувшей в 1936 г. «R-12» погибла в 1943 г., три лодки переданы Британии, остальные сданы на слом в 1946 г.

R-19 в 1920-е годы.

Видна телескопическая радиоантенна в поднятом положении

Подлодка «S-1» (SS-105) типа «S», США, 1919 г. (Проектный вариант)

Строилась компанией Фор Ривер.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/ надводное — 855/1060 т. Размеры: протяженность — 66,9 м, ширина — 6,31 м, осадка — 4,8 м. Глубина погружения — до 60 м. Двигатель: два дизеля мощностью 1200 л.с. и два электромотора мощностью 1500 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 14/11 уз. Оружие: четыре 533-мм торпедных аппарата в носу (12 торпед), одна 102-мм пушка (по проекту — 76-мм). Экипаж — 38 человек. В 1919 — 1923 гг. выстроено 29 единиц, «S-1» — «S-29», по мало поменянному проекту — ещё 6 единиц: «S-42» — «S-47».

Много раз модернизировались. «S-6» — «S-10» сданы на слом в 1937 г., «S-2» — в 1931 г. Остальные в большинстве собственном принимали участие во Второй мировой; сохранившиеся сданы на слом по окончании её окончания

Оружие предусматривалось из 533-мм аппаратов; в этом отношении американцы шли очевидно впереди бывшей метрополии.

Такое замечательное (до тех пор пока только в воображении) оружие тут же взяло массу тактических заданий — до тех пор пока ещё на бумаге в исполнении слушателей и преподавателей Военно-морского колледжа флота США. Тут фантазии дошли до собственного предела: рассматривались вероятные атаки 30-узловых лодок — чёрта, до которых удалось дойти более чем через пять десятилетий, причём только за счёт принципиально нового типа двигателя — ядерного, о котором в давешние годы перед «Великой войной» чуть ли имели возможность грезить кроме того самые блестящие умы.

Исходя из этого неудивительно, что гипотетические скоростные субмарины фигурировали ни более ни менее, как в качестве авангарда линейного флота! Они должны были «подсократить» скоростное крыло соперника, складывающееся из линейных крейсеров, число которых во флоте Соединённых Штатов и не было. В довершение к таким заблуждениям, заокеанские теоретики думали, что подобные работы над скоростными лодками ведутся и в Британии, и во Франции, и в Германии, а также в Российской Федерации.

И исходя из этого направляться поспешить.

Сейчас оставалось проверить столь бредовые для того времени прикидки на практике. Ясно, кто должен был делать задание: у «Электрик Боут» и ставшего уже признанным её фаворита Спира соперников просто не было.

Конструкторы под их управлением набросали эскизы в двух вариантах, подводным водоизмещением 1150 и 1280 т. Оружие смотрелось только замечательным: восемь и десять торпедных аппаратов соответственно. 4 дизеля, всего на 4 тысячи «лошадок», должны были разогнать «флотскую» лодку до 20 узлов, причём на таковой скорости она имела возможность пройти (на бумаге) аж 1200 миль.

Имеет суть сравнить всё это оптимистичное «достаток» с английскими «рабочими лошадками» типа «Е», которым до «американок» было бы весьма на большом растоянии — если бы, само собой разумеется, проект удалось осуществить в металле во всей его красе. Что приводит к сильнейшим сомнениям: в течение всей войны конструкторам Соединённых Штатов не получалось добиться ни запланированной скорости, ни дальности, причём последняя имела возможность различаться от спецификаций вдвое. Ясно, в какую сторону.

Так что, пока же с осуществлением проекта было нужно притормозить: сомнения наконец начали обуревать всех, от инженеров до адмиралов. Первую громадную скоростную лодку включили только в программу 1915 года, в то время, когда хоть мало развились дизельные двигатели. Всё равняется, пара 1000-сильных дизелей в тандеме представлялась весьма храбрым, а основное, мало надёжным ответом.

Но флот надеялся на лучшее. Потому, что предполагалось, что линейные корабли в скором времени увеличат движение на несколько узлов, подобную операцию предлагалось выполнить и с подводными судами. Тут уже не было возможности обойтись без паровой механической установки, как у британцев.

Что стало причиной повышение размеров: так, надводное водоизмещение возросло до 1370 т, а протяженность превысила 100 м, и всё это до тех пор пока на чертёжных досках. К счастью. Потому, что у практичных американцев, в отличие от заворожённых «сказками» его команды и Джона Фишера лордов Адмиралтейства, хватило ума не тратить силы и огромные деньги, дабы воплощать таковой проект с целью «выжать» лишнюю несколько узлов.

Но, и потребности у них в том тогда не было: в отличие от Англии, все злоключения морской войны мало касались Соединённых Штатов.

Но все эти колебания и проектные изменения заняли довольно много времени. Война уже давно закончилась, в то время, когда умелые субмарины, взявшие обозначения «Т-1», «Т-2» и «Т-3», наконец-таки вошли в строй.

Вот тогда и стало известно, что они совсем не дотягивают до запланированной скорости: большим достижением стали 16-17 узлов в течении пары узлов и 18 часов — при большой мощности. Наряду с этим надёжность механизмов оставалась ниже всякой критики: более половины времени лодки проводили в неподвижности, ремонтируя собственные дизели.

Время погружения выяснилось огромным, от 4 до 6 мин., не смотря на то, что изобретательные начальники давали слово сократить его на 60 секунд, заполняя водой кое-какие балластные цистерны заблаговременно. В завершение картины, опробования распознали недостаточную прочность корпуса, так что 60-метровую предельную глубину было нужно сократить в два раза из-за безопасности.

Финальный удар нанёс сам флот, настоявший на замене 76-мм орудий на 102-мм, для чего было нужно сократить изначально впечатляющую «батарею» торпедных аппаратов. К тому же поворотные трубы были совсем непрактичными на работе: торпеды, выпущенные из них, довольно часто отклонялись потоками воды, обтекавшими лодку.

Начальник «Т-1» попросил их , но управление решило покинуть «для опытов», каковые, но, очень не затянулись: уже в первой половине 20-ых годов XX века всю тройку послали в резерв, что служило легко замаскированной полной «отставкой». Океанские первенцы подводного флота США проболтались у стены ещё пара лет, по окончании чего пошли на слом.

Всё это сильно ударило программу реализации «флотской субмарины».

Но, американцам везло: только что завершившаяся мировая война на долгое время оттягивала следующее важное опробование в сражении. Исходя из этого работы возможно было вести не торопясь и не тратя столь большие средства, как, к примеру, Британия, которая уже по окончании того, как боевые действия закончились, была вынужденной вводить в строй бессчётные и дорогие громадные субмарины, пребывавшие в стадии постройки, например, пресловутые «К».

Американские инженеры же пара лет тратили, образно говоря, лишь своё время и ватман, вдумчиво разрабатывая самые различные варианты собственной субмарины дальнего действия. Они перебрали все варианты, и с паровыми турбинами и с «комплексными» дизелями по варианту «Т-1», варьируя размеры от полутора до 2,5 тысячи тысячь киллограм.

Очень своевременно подоспели и более замечательные (и более долгие) торпеды, и данные исследований по гидродинамике корпусов, включая такое средство, как носовой «бульб», заметно улучшавший обтекание в подводном положении. Все эти ответы имели возможность появляться очень нужными для громадных скоростных лодок, предназначаемых (всё ещё) для совместных действий с флотом.

Необходимо подчеркнуть, что интересы ВМС в бессчётных заседаниях воображал, например, капитан-лейтенант Честер Нимиц, в будущем командующий ВМС США на Тихом океане в годы войны с Японией. Именно он настаивал на том, дабы выбрать в качестве прототипа германские «подводные крейсера». И в том шёл против главного течения в министерстве, где настойчиво желали заполучить как раз субмарины для совместных действий с флотом.

Годы летели, уже завершилась война, а дело создания супер-субмарин имело успех только на пресловутом ватмане.

Но, к тому времени сама жизнь говорила о схоластичности теории двух видов лодок — «оборонительных» и «громадных флотских». Первые в подавляющем собственном большинстве были через чур малыми чтобы из основных баз на севере атлантического побережья США пересечь саму Атлантику либо достигнуть Панамского канала без дозаправки.

К тому же переходы в океане являлись мукой из-за нехорошей мореходности «холландовских потомков». Во флоте осознавали, что требуется что-то среднее, не столь большое, как амбициозные «флотские» проекты, но заведомо побольше «оборонительных», где-то в районе 800 — 1000 т водоизмещения.

Сильным подкреплением этих веяний стал уже упомянутый заход в Ньюпорт в 1916 году германской субмарины «U-53», германского «стандарта» для океанских действий, благополучно преодолевшей трансатлантический маршрут и затем ещё и готовой к действиям.

В итоге, последовало ответ: скоро спроектировать и выстроить такую лодку.

Для создания атмосферы и ускорения процесса соревнования флот решил дать свободу при реализации технического задания, выбрав в качестве подрядчиков двух самых известных «частников» подводного судостроения, «Электрик Боут» и «Лэйк», и национальную верфь в Портсмуте. Так как предстояло повторить кораблестроительный опыт, предпринятый с эсминцами, в то время, когда в течение нескольких лет американцы «наклепали» две с лишним много «гладкопалубников», столько же, сколько все остальные страны в годы войны.

Проектирование по единому техзаданию было дано на откуп строителям, так что, в итоге, вместо единой серии оказалось по сути три, с похожими размерами и одинаковым вооружением, но с заметно своими особенностями и разными характеристиками.

Гордый номер «S-1» достался «Электрик Боут», и её продукция была, как в большинстве случаев, не смотря на то, что и пара консервативной, но на высоте по качеству. А вот «Лэйк» не справился с задачей: его проект «S-2» был легко неудовлетворительным.

Подводный корабль настойчиво не желал становиться «подводным», потому, что весьма медлительно погружался. Для управления его горизонтальными рулями требовались замечательные сервомоторы, а для заполнения балластных цистерн — могучие насосы. В следствии лодка была выстроена в единственном экземпляре и отправилась на слом в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Но, неспешно «умирающую» компанию не лишили последнего шанса, доверив спустя несколько лет выстроить ещё пять единиц по «казённому проекту».

Данный вариант был в полной мере приличным, и тут «Лэйк» не подвёл: его лодки прослужили фактически столько же, сколько «национальные» и продукция «Электрик Боут».

Любой из оставшихся двух проектантов постарался придать своим субмаринам собственную «изюминку». И эти «изюминки» местами имели неприятный вкус. «Электрик Боут», что достаточно конечно, проект «R», сохранив его однокорпусную конструкцию всё тех же «холландов».

Помимо этого, «эски» данной компании оставались так же, как и прежде мало мореходными и весьма «мокрыми», по обстоятельству всё ещё довольно-таки «огурцового» корпуса. Однако, большая скорость и высокое качество постройки разрешили компании «урвать» солидную часть заказа. До тех пор пока госверфи не могли угнаться за мировым фаворитом в области подводного судостроения.

Тем более, что у «национальной» «S-3» нашлись собственные заморочки: разделение балластных цистерн на нижние и верхние выяснилось нехорошей идеей, потому, что чтобы вода имела возможность поступать в последние, лодка должна была уже изрядно погрузиться. Потом все казённые единицы перестроили так, дабы хотя бы частично ликвидировать данный недочёт. Три строителя-проектировщика обеспечивали заметно различные ходовые характеристики.

самые неспешными в надводном положении вышли, конечно, «холландовки», всего 14 узлов. «Национальные» были на узел пошустрее, а рекордсменом серии в целом стала именно лэйковская «S-2», развившая 16 узлов.

Подлодка «Т-2» (SS-60), США, 1919 г.

Строилась компанией Фор Ривер.

Тип конструкции — двухкорпусный. Водоизмещение подводное/надводное- 1110/1490 т. Размеры: протяженность-82,0 м, ширина-7,0 м, осадка-4,3 м. Глубина погружения-до 45 м. Двигатель: четыре дизеля мощностью 4000 л.с. и два электромотора мощностью 1350 л.с. Скорость надводная/подводная проектная — 20/10,5 уз, на опробованиях — 11/10 уз.

Оружие: шесть 533-мм торпедных аппаратов в носу (16 торпед), одна 76-мм пушка. Экипаж — 38 человек. Экспериментальная «флотская» лодка. В 1919 г. выстроено три единицы: «Т-1» «Т-3», имевшие ещё обозначения «АА-1» — «АА-3». (Головная несла так же наименование — «Шлей».) Исключены из перечней флота в 1922 г., сданы на слом в 1930 г.

«Т-2» в начале работы

Субмарины O-10 и O-4 (на заднем замысле) у причала в Бостоне

Американская субмарина S-46 у Атлантического побережья США. 17 июня 1943 г.

Ясно, что таковой разнобой становился «головной болью» при любых совместных действиях. Но поголовно все субмарины данного типа имели совсем нежелательное однообразное единство свойство: большой радиус разворота под водой. Так большой, что при неудобном ракурсе размещения цели появлялись неприятности с выходом в наступление.

Однако, при всех собственных недочётах лодки типа «S» имели возможность пересекать Атлантику, а при заполнении части балластных цистерн горючим ещё и функционировать в удалённых водах. И Конгресс США широкими жестами утверждал программы их постройки: в придачу к первыми 12 в 1917 флот запросил ещё 60 единиц на 1919-й год, и конгрессмены дали согласие на дополнительные затраты. (Любая лодка стоила около 700 тыс. долларов.)

В это же время, конструкторы искали все вероятные а также неосуществимые методы улучшить собственные детища. Очень продолжительно велись дискуссии около артиллерии: перепробовали, казалось, все имевшиеся на вооружении а также лишь разрабатывавшиеся пушки, включая замечательные 102-мм и 127-мм орудия. Наряду с этим рассматривались настоящие батареи из двух а также трёх стволов.

Места же хватало лишь на один; остановились на промежуточно разумной четырёхдюймовке. Позже продолжительно муссировалось повышение боезапаса с 80 снарядов аж до 200 (не совсем ясно, для чего — американские лодки всё ещё не рассматривались в качестве потенциальных уничтожителей грузовых судов) и возврат от 533-мм калибра торпедных аппаратов к 450-мм. (Тут обстоятельство понятна: меньший калибр разрешил бы иметь шесть труб вместо четырёх, что представлялось серьёзным, потому, что перезарядка аппаратов занимала большое количество времени).

По большому счету трансформаций проектов на протяжении постройки данной «долгоиграющей» серии (строилась она около восьми лет, с конца 1917 по финиш 1925 года) хватало. Включая модификацию корпуса, в который на последней партии удалось втиснуть ещё один торпедный аппарат — в корме, по примеру германской лодки. С последней в улучшенный проект перекочевало так же оборудование для продувки и заполнения балластных цистерн.

Модернизации длились в течение всего периода их работы, а прожили «эски» очень изрядно, успев достаточно деятельно поучаствовать во Второй мировой. И на протяжении военных действий работы по усовершенствованию не прекращались. Кое-какие лодки взяли, например, вздёрнутую носовую оконечность, заметно улучшившую их мореходность. Первой таковой лодкой с

ELO — Ticket To The Moon (Armageddon)

Статьи, которые будут Вам интересны: