Зенитные «гепарды» для вермахта и бундесвера

Зенитные «гепарды» для вермахта и бундесвера

Первая германская самоходная зенитная установка с официальным заглавием 2 cm FlaK auf Selbstfahrlafette 38(t), либо Sd.Kfz.140 на танковом шасси была создана в осеннюю пору 1943 г. по личному указанию Гитлера; в качестве шасси был использован танк Pz..Kpfw.38(t). Напомним, что такие танки не производились в Германии, они были созданы и выпускались в Чехословакии компанией ЧКД («Чешско-моравская Колбен Данек» — SKD) в Праге и назывались TNHP-LT vz.38.

Первые из них были изготовлены в мае 1939 г. Они считались лёгкими танками, имели хорошую, по тому времени, защищённость, большую скорость, несли полуавтоматическую 37,2-мм пушку Skoda-A7. Но произошло так, что ни один из них не попал в чехословацкую армию. Дело в том, что в сентябре того же года германская армия оккупировали Чехию. Выпущенные к этому времени танки тут же были приняты ими на вооружение под обозначением Pz.Kpfw.38(t).

Их изготовление на заводе в Праге и поступление в Вермахт продолжались и потом.

Все танки в составе германских подразделений употреблялись на начальной стадии Второй мировой — при захвате Польши, Франции, на балканском полуострове, продемонстрировав себя хорошими соперниками. Да и против СССР немцы их выставили на восточном фронте числом 772 единиц.

В мае 1942 г. выпуск таких чешско-германских танков закончился.

Но их шасси немцы стали использовать под самоходные артиллерийские установки «Грилле» (Grille — «Сверчок») и самоходные противотанковые «Мардер III» (Marder — «Куница»), а позднее и для ЗСУ 38(t).

К лету 1943 г. германская авиация на фронте уже растеряла собственное прежнее превосходство в воздухе. Советские лётчики наращивали удары по наземным целям соперника. Немцы очень были обеспокоены таким положением, в особенности доставалось бронетанковой технике.

Потребовались самоходные зенитные установки (ЗСУ), каковые имели возможность бы защитить танков, а также, сопровождая их на марше, двигаясь в танковой колонне.

15 октября 1943 г. Гитлер принимал участие при дискуссии проектов таких установок. На этом заседании было отвергнуто предложение по выпуску четырёхствольной 20-мм ЗСУ на базе танка Т-IV, но принят проект установок с 37-мм пушкой на том же шасси.

Но для их поставки и разработки в армии требовалось много времени. Тогда, ввиду крайней потребности в ЗСУ, Гитлер дал согласие на оборудование 20-мм зенитной установки на базе танка Pz.Kpfw.38(t), что могло быть выполненным в самые маленькие сроки. Уже через два месяца такая машина и была ему продемонстрирована.

Серийный выпуск зенитного танка FІакраnzеr 38(t) начался в ноябре 1944 г. на том же пражском заводе ЧКД и длился по февраль следующего года.

Всего за это время выпустили 141 ЗСУ. В армиях им придумали наименование «Гепард».

Зенитный танк Pz.Kpfw/38(t) «Гепард» Вермахта

Ходовая часть и бронекорпус автомобили ничем, по сути дела, не отличались от собственного прототипа — танка Pz.Kpfw.38, оставаясь такими же.

в первых рядах на корпусе пара возвышался бронеколпак механика-водителя, изготовлявшийся литьём, тогда как сам корпус собирали по большей части на заклёпках.

Боевая рубка была пара перемещена в корму, для соблюдения нужной центровки автомобили. Она не имела крыши, была открытой. Борта и заднюю стенку её составляли 10-мм бронелисты: они снабжали защиту расчёта от осколков и пуль. Стены при необходимости имели возможность откидываться, рубка наряду с этим всецело раскрывалась.

Это давало возможность вести из пушки пламя при больших отрицательных углах понижения до -5° при необходимости поражения живой силы соперника в первых рядах себя.

В передней части рубки на особой тумбе была установлена 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 компании «Рейнметалл». Тумба позволяла круговое вращение и при откинутых стенках рубки сектор обстрела составлял 360° . Пушка имела возможность стрелять практически вертикально — большой её угол возвышения равнялся +90°.

Спереди она была защищена броневым щитом.

Экипаж автомобили составляли четыре человека.

Такова первенствовала германская самоходная зенитная установка называющиеся «Гепард».

В Вермахте эти ЗСУ пребывали на вооружении танковых дивизий (тд). Они объединялись в зенитные взводы и предназначались для ПВО штабов танковых дивизий и полков.

В каждом взводе имелось три отделения по четыре автомобили.

Большая часть установок были распределены в войсковые подразделения, дислоцировавшиеся на западе во Франции.

На Восточном фронте зенитные танки Sd.Kfz.140 принимали участие в битвах в составе танковых дивизий СС — 9-й тд «Хохен-штауфен» и 10-й тд «Фрундсберг».

В открытой рубке танка пребывала 20-мм полуавтоматическая зенитная пушка Flak 38

Башня установки с 35-мм спаренными пушками «Эрликон».

На башне размещена РЛС обнаружения целей

В армиях они пребывали с февраля 1944 г. и продержались в том месте недолго. Во-первых, они несли невосполнимые утраты от ударов с воздуха. Отметим, что уже сейчас их производство было прекращено и поставки Sd.Kfz.140 закончились.

Во-вторых, их легко стали снимать с передовых линий и переводить подальше от фронта. Им на смену стали приходить более действенные зенитные установки на базе танков Pz.Kfpw.IV, на вооружении которых пребывали одна 37-мм пушка либо сходу четыре 20-мм пушки.

Нужно подчернуть, что эти зенитные танки Sd.Kfz.140 были, согласно точки зрения армейских экспертов, самыми лёгкими среди вторых автомобилей, созданных на базе танка Pz.Kpfw.38 (t).

Именно поэтому, они имели наилучшую проходимость, развивали громаднейшую скорость. Но единственная пушка не снабжала достаточную плотность огня при отражении воздушных атак, и установки нужно было применять группами.

Прошло очень мало лет по окончании войны и возобновлённая послевоенная Германия, сейчас Федеративная республика, снова принялась за создание новых образцов оружия, среди них и зенитных самоходных установок.

Уже в 1955 г. началась разработка новой ЗСУ на танковом шасси, но с прошлым заглавием «Гепард». А до тех пор пока из америки для только что созданного Бундесвера были доставлены 500 самоходных зенитных установок М42, созданных в 1951 г. на базе лёгкого танка М41 «Уокер Бульдог» и принятых на вооружение американской армии в 1953 г. На них были поставлены спаренные 40-мм пушки, узнаваемые называющиеся «Дастер» (Duster).

Но эти ЗСУ, не смотря на то, что и имели возможность действенно бороться с вертолётами и самолётами, имея хорошую дальность стрельбы, но имели возможность употребляться только в дневное время суток из-за отсутствия совокупностей управления огнём.

Разработка новой ЗСУ длилась с перерывами в течение продолжительных десяти лет и лишь в 1966 г. были заключены соглашения на проектирование совокупности на шасси танка «Леопард-1».

Данный танк был создан на базе умелого МВТ-70, совместно разрабатывавшегося экспертами США и ФРГ, и принят на вооружение германской армии в 1956 г., став её главным боевым танком 1960-х гг.

На его базе опробовались два проекта. Один из них ZLA — компании «Рейнметалл» — с 30-мм спаренными пушками, второй 5PZF-A — компании «Контравес» -с 35-мм кроме этого спаренными. Оба прототипа оснащались радиолокационными станциями слежения и обнаружения (РЛС).

Таким было чуть ли не главное требование к проекту для обеспечения возможности ведения огня в любое время.

По окончании завершения стрелковых опробований эксперты склонились к принятию второго варианта. Важную роль наряду с этим сыграл более большой калибр 35-мм оружия, снабжающий громадную убойную силу боеприпаса и громадную дальность поражения.

Для продолжения войсковых опробований были заказаны шесть опытных образцов под индексом 5PZF-B.

Существовала ещё и модель 5PZF-направляться с РЛС производства голландской «Сигнальаппаратен».

35-mm FlakPz Gepard

1 — датчик дульной скорости боеприпаса; 2 — РЛС слежения «Альбис»; 3 — башня установки; 4 — РЛС обнаружения целей MPDR-12; 5 — жалюзи моторно-трансмиссионного отсека; 6 — ведущее колесо; 7 — боковые противокумулятивные экраны; 8 — направляющее колесо; 9 — место механика-водителя; 10 — гильзовая коробка пушки; 11 — люк МТО; 12 — выходной люк башни; 13 — башенный прибор наблюдения; 14 — спаренные 35-мм зенитные пушки KDA «Эрликон»; 15 — радиоантенна; 16 — блок дымовых гранатомётов; 17 — устройства наблюдения механика-водителя

Дело закончилось тем, что немцы заказали для собственной армии 420 единиц новой ЗСУ.

Тогда же бельгийцы запросили 55 автомобилей и Нидерландия — ещё 100.

В 1976 г. установка под обозначением Flugabwehrkanonenpanzer Gepard была принята на вооружение Бундесвера как танк ПВО «Гепард», либо «Гепард-Второй».

Шасси этого зенитного танка от ОБТ «Леопард-1» были модифицированы, не смотря на то, что и незначительно, имели облегчённое бронирование.

Сверху на корпусе разместили башню для установки зенитных пушек. Добавили вспомогательный агрегат мощностью 71 кВт, для обеспечения энергией оборудования при неработающим главном двигателе.

Компоновка танка — простого типа: отсек управления — спереди, моторнотрансмиссионное отделение — в корме. Машина имела подвеску торсионного типа, семь сдвоенных опорных катков на борт и по два поддерживающих ролика, направляющие колёса — спереди, ведущие — позади.

РЛС обнаружения поднята на турели сзади башни, РЛС сопровождения установлена в передней части башни.

Механик-водитель был справа в передней части корпуса, слева от него расположили вспомогательный энергоагрегат. Другой экипаж размешался в башне.

Главной задачей ЗСУ «Гепард» считалась борьба с низколетящими воздушными целями на дальности до 4000 м. Они способны были поражать самолёты, летящие со скоростями 350 — 400 м/с на высотах до 3000 м, и вертолёты на всех ракурсах.

Темп стрельбы их зенитных спаренных 35-мм пушек KDA «Эрликон» составлял 1100 выстр./мин (550×2). Но наводчик сам имел возможность устанавливать нужный режим огня — одиночными выстрелами, очередью по 5 либо 15 патронов либо кроме того постоянной очередью.

В его распоряжении пребывали 680 выстрелов боезапаса. Большая часть из них — осколочно-фугасные, но пара десятков было и бронебойных для поражения военной техники на земле.

«Гепард» па маневрах занимает огневую позицию. Скорость передвижения установки на ровной местности достигает 65 км/ч

Масса боеприпаса — 0,55 кг, начальная его скорость — 1175 м/с.

Пушки имели всецело электрический привод наводки, с дублирующим ручным, механизм ленточного питания; расстрелянные гильзы выбрасывались машинально. Башня, в которой они устанавливались, имела круговое вращение.

Не считая главного оружия, ЗСУ имела ещё 7,62-мм пулемёт MG3, и восемь дымовых гранатомётов.

Станция обнаружения целей MPDR-12, установленная на машине, способна была найти самолёт на удалении до 15 км. Обозначившаяся на экране станции цель идентифицировалась, опознавалась.

Потом подключалась РЛС слежения «Альбис», которая начинала сопровождение найденного объекта. Наряду с этим совокупность управления огнём (СУО) наводила пушки в точку прицеливания и непрерывно вела их следом.

При входе цели в зону поражения и получения об этом соответствующего сигнала экипаж установки открывал пламя.

Обе РЛС действовали независимо друг от друга, что разрешало вести цель и в один момент осуществлять поиск новых воздушных объектов.

Антенна станции обнаружения вращалась со скоростью 60 об./мин и имела диаграмму направленности шириной в горизонтальной плоскости 6° ; продолжительность её импульса составляла 3,3 мкс, импульсная и средняя мощности — 4 и 0,1 кВт.

Антенна сопровождения размещалась под радиопрозрачным обтекателем на лобовой части башни. Она имела возможность независимого вращения по азимуту в секторе 360°.

СУО установки была основана на цифровой двухканальной ЭВМ, решавшей задачу углов упреждения и встречи цели в обеих плоскостях. Наряду с этим учитывались параметры её перемещения и самой ЗСУ, и для показания точности и повышения стрельбы установленных на машине датчиков: угла наклона корпуса, начальной скорости боеприпаса на дульных срезах пушек, направления и скорости ветра и пр.

При применения соперником средств радиоэлектронной борьбы наводчик и командир имели возможность пользоваться оптическими прицелами с 1,5 и 6-кратным полем и увеличением зрения 12° и 50°.

Установка имела механизм автоматического перевода из походного положения в боевое, была оснащена навигационным оборудованием, средствами связи, совокупностью защиты от оружия массового поражения.

На вооружении Бундесвера в каждой дивизии был зенитный полк, имевший шесть батарей; в каждой из них имелось по два взвода с тремя ЗСУ. Всего в полку числилось 36 установок.

ЗСУ «Гепард» предназначался для прикрытия механизированных и танковых частей на поле боя, и на марше на открытой местности в условиях сложной пересечённой местности. Использованное для неё шасси танка «Леопард» было нужно для исполнения таковой задачи идеально.

Армейские эксперты посчитали данный второй германский «Гепард» — сейчас уже Бундесвера — лучшей зенитной установкой Запада, составлявшей до самого последнего времени базу ПВО армий ФРГ.

В. БОРЗЕНКО

German Flugabwehrpanzer Gepard B2L — self-propelled anti-aircraft gun

Статьи, которые будут Вам интересны: