Зрк с-200 в xxi веке — «военные действия»

Зрк с-200 в xxi веке - «военные действия»По окончании создания в Соединенных Штатах атомного оружия его главными носителями до середины 60-х годов на данный момент столетия являлись стратегические дальние бомбардировщики. В связи с стремительными темпами роста лётных данных боевой реактивной авиации, в 50-е годы прогнозировалось появление в течение ближайшего десятилетия сверхзвуковых дальних бомбардировщиков. Работы над такими автомобилями деятельно велись как у нас, так и в Соединенных Штатах.

Но в отличие от СССР, американцы имели возможность кроме этого наносить ядерные удары посредством бомбардировщиков, не владевших межконтинентальной дальностью, действуя с бессчётных баз на протяжении границ с СССР.

В данных условиях особенную актуальность купила задача создания транспортируемого ЗРК громадной дальности, талантливого поражать высотные скоростные цели. Принятый на вооружение в конце 50-х ЗРК С-75 в собственных первых модификациях имел дальность пуска немногим более тридцати километров. Создание пределов обороны для защиты административно-промышленных и оборонных центров СССР с применением этих комплексов являлось делом очень затратным.

Особенно острой была необходимость защиты с самоё опасного северного направления, оно есть малейшим маршрутом полета американских стратегических бомбардировщиков при принятия ответа о нанесении ядерных ударов.

Север нашей страны всегда был малозаселённой территорией, с редкой обширными пространствами и сетью дорог практически непроходимых болот, лесов и тундры. Для контроля огромных пространств был нужен новый мобильный зенитный комплекс, с досягаемостью и большим радиусом действия по высоте. Перед экспертами ОКБ-2, занимавшимися созданием новой зенитной совокупности, в первой половине 60-ых годов двадцатого века была поставлена задача успехи дальности пуска при поражении сверхзвуковых целей — 110-120 км, а дозвуковых — 160-180 км.

В то время в Соединенных Штатах уже был принят на вооружение ЗРК MIM-14 «Найк-Геркулес» с дальностью пуска 130 км. «Найк-Геркулес» стал первым комплексом громадной дальности с твердотопливной ракетой, что значительно облегчило и удешевило его эксплуатацию. Но в Советском Альянсе в начале 60-х ещё не были созданы действенные рецептуры жёсткого горючего для зенитных управляемых ракет (ЗУР) громадной дальности.

Исходя из этого для новой советской дальнобойной зенитной ракеты решили применить жидкостный ракетный двигатель (ЖРД)трудящийся на компонентах, ставших уже классическими для отечественных ракетных комплексов первого поколения. В качестве горючего употреблялся — триэтиламинксилидин (ТГ-02), а в качестве окислителя — азотная кислота с добавкой четырехокиси азота. Старт ракеты осуществлялся посредством четырёх сбрасываемых твердотопливных ускорителей.

Во второй половине 60-ых годов XX века на вооружение зенитно-ракетных армий ПВО СССР поступил ЗРК громадной дальности С-200А (подробней тут: Зенитный ракетный комплекс громадной дальности С-200) с дальностью стрельбы 180 км и досягаемостью по высоте 20 км. В более идеальных модификациях: С-200В и С-200Д, дальность поражения целей были доведена до 240 и 300 км, а досягаемость по высоте составила 35 и 40 км. На такиепоказатели высоты и дальности пораженияи сейчас смогут равняться другие, значительно более современные зенитные совокупности.
Говоря про С-200, стоит подробней остановиться на принципе наведения зенитных ракет данного комплекса. До этого во всех советских ЗРК использовалось радиокомандное наведение ЗУР на цель. Преимуществом радиокомандного наведения есть относительная невысокая стоимость и простота исполнения аппаратуры наведения.

Но эта схема очень уязвима для организованных помех, так же по мере повышения дальности полёта зенитной ракеты от станции наведения – возрастает величина промаха. Как раз по данной причине фактически все ЗУР американского комплекса громадной дальности MIM-14 «Найк-Геркулес» на территории США вооружались ядерными боевыми частями.

При стрельбе на дальность близкую к большой, величина промаха радиокомандных ракет «Найк-Геркулес» достигала нескольких десятков метров, что не обеспечивало поражения цели осколочной боевой частью. Настоящая дальность поражения самолётов фронтовой авиации ракетами, не несущими ядерную БЧ, на больших высотах и средних составляла 60-70 км.
По ряду причин в СССР было нереально вооружать все дальнобойные зенитные комплексы ракетами с ядерными боеголовками. Осознавая тупиковость этого пути, советские конструкторы создали для ракет С-200 полуактивную совокупность самонаведения. В отличие от радиокомандных комплексов С-75 и С-125, в которых команды наведения выдавались станциями наведения ракет СНР-75 и СНР-125, в составе ЗРК С-200 использовался радиолокатор подсвета цели (РПЦ).

РПЦ имел возможность захватить цель и перейти на ее автосопровождение головкой самонаведения (ГСН) ЗУР на дальности до 400 км.

РПЦ

Отраженный от цели зондирующий сигнал РПЦ принимался головкой самонаведения ЗУР, по окончании чего происходил её захват. Посредством РПЦ кроме этого определялась дальность до цели и территория поражения. С момента пуска ракеты РПЦ осуществлял постоянную подсветку цели для ГСН зенитной ракеты. Контроль ЗУР на траектории вёлся посредством контрольного ответчика, входящего в состав оборудования. Подрыв боевой части ракеты недалеко от цели осуществлялся неконтактным полуактивным взрывателем.

В составе оборудования ЗРК С-200 в первый раз показалась цифровая счётная машина ЦВМ "Пламя". На неё возлагались задача определения обмена и оптимального момента пуска координатной и командной информацией с вышестоящими командными пунктами. При ведении боевой работы комплекс приобретает целеуказания от РЛС радиовысотомера и кругового обзора.

Благодаря применению в составе ЗРК С-200 зенитных ракет с полуактивной ГСН против него стали неэффективны радиопомехи, используемые ранее для ослепления С-75 и С-125. По источнику замечательной шумовой помехе «двухсотке» трудиться было кроме того несложнее чем по цели.

В этом случае вероятен пуск ракеты в пассивном режиме при отключённом РПЦ.С учётом того, что ЗРК С-200 в большинстве случаев входили в зенитно-ракетные бригады смешанного состава с радиокомандными С-75 и С-125, данное событие значительно расширяло спектр боевых возможностей огневых средств бригад. В мирное время комплексы С-200, С-75 и С-125 дополняли приятель — приятеля, значительно затрудняя для соперника радиоэлектронной ведения борьбы и задачи разведки.

По окончании начала массового развёртывания ЗРК С-200 войска ПВО страны получили «долгую руку», вынудившую авиацию НАТО и США уважительно относится к целостности отечественных воздушных границ. В большинстве случаев, взятие на сопровождение РПЦсамолёта-нарушителя заставляло его максимально скоро ретироваться.

Комплекс С-200 включал в себя стрельбовые каналы (РПЦ), дизельные электрогенераторы и командный пункт. Стрельбовой канал складывался из радиолокатора подсвета цели, начальной позиции с совокупностью стартовых площадок для шести пусковых установок, двенадцати заряжающих автомобилей, кабины подготовки старта, дорог и электростанции для заряжания и подвоза ракет пусковых «пушек». Совокупность командного пункта и двух-трех стрельбовых каналов С-200 именовалась группой огневых дивизионов.

Не смотря на то, что ЗРК С-200 считался возимым, смена огневых позиций для него была очень сложным и трудоёмким делом. Для перебазирования комплекса требовалось пара десятков прицепов, тяжёлых грузовиков и тягачей повышенной проходимости. С-200, в большинстве случаев, размещались на долговременной базе, на оборудованных в инженерном отношении позициях.

Для размещения части боевых средств радиотехнической батареи на подготовленной стационарной позиции огневых дивизионов для личного состава и защиты аппаратуры строились цементные сооружения с земляным насыпным укрытием.
Обслуживание, заправка, заряжание и транспортировка ракет на «пушки» было весьма непростым делом. Применение в ракетах агрессивного окислителя и токсичного топлива подразумевало применение особых средств защиты. На протяжении эксплуатации комплекса было нужно тщательное соблюдение установленных правил и весьма аккуратное обращение с ракетами.

К сожалению, пренебрежение средствами органов дыхания и защиты кожи и нарушение методики заправки обычно приводили к тяжелым последствиям. Обстановка усугублялась ещё и тем, что к работам на заправке ракет и стартовых позициях в большинстве случаев привлекались срочники из среднеазиатских республик с низкой исполнительской дисциплиной. Не меньшую угрозу для здоровья воображало высокочастотное излучение аппаратной части комплекса.

В этом отношении радиолокатор подсвета был куда более страшным по сравнению со станциями наведения СНР-75 и СНР-125.

Являясь одним из столпов армий ПВО страны, до самого развала СССР ЗРК С-200систематично проходили ремонт и модернизацию, а персональный состав выезжал на контрольные стрельбы в Казахстан. По состоянию на 1990 год в СССР было выстроено более 200 ЗРК С-200А/В/Д (модификации «Ангара», «Вега», «Дубна»). Создавать и содержать такое количество очень дорогих комплексов, пускай и владеющих неповторимыми в то время чертями, строить для них капитальные огневые и технические позиции, имела возможность лишь страна с планово-командной экономикой, где расход национальных средств жестко контролировался.

Начавшиеся реформы вооружённых сил и экономики России тяжелым катком прокатились по армиям ПВО страны. По окончании объединения их с ВВС количество зенитных комплексов средней и громадной дальности у нас сократилось приблизительно на порядок. В следствии без зенитного прикрытия были целые регионы страны. Прежде всего это касается территории, находящейся за Уралом.

Созданная в СССР стройная, многоуровневая совокупность защиты от средств воздушного нападения практически была уничтоженной. Кроме самих зенитных комплексов по всей стране бессердечно уничтожались: капитальные укреплённые позиции, командные пункты, узлы связи, ракетные арсеналы, казармы и жилые города. В конце 90-х обращение шла уже лишь об очаговой ПВО.

До сих пор адекватно прикрыты лишь Столичный промышленный район и частично Ленинградская область.

Возможно конкретно заявить, что отечественные «реформаторы» поторопились со передачей и списанием «на хранение» дальнобойных С-200 последних вариантов. В случае если с отказом от ветхих ЗРК С-75 ещё возможно дать согласие, то роль «двухсоток» в неприкосновенности отечественных воздушных пределов переоценить тяжело. В особенности это относится к комплексам, каковые были дислоцированы на Дальнем востоке и европейском севере.

Последние С-200 в Российской Федерации, развёрнутые под Норильском и в Калининградской области, выведены из эксплуатации в конце 90-х, по окончании чего они были переданы на «хранение». Думаю, не образовывает особенного секрета, как «хранилась» у нас сложная техника, в электронных блоках которой имелись радиодетали, которые содержат драгметаллы. В течение нескольких лет большинство законсервированных С-200 была бессердечно разграблена.

Списание их на металлолом во время «сердюковщины» было, по сути, формальным подписанием «смертного решения суда» в далеком прошлом «убитым» зенитным комплексам.

По окончании распада СССР ЗРК С-200 разных модификаций появились в распоряжении многих бывших союзных республик. Но эксплуатировать их и поддерживать в рабочем состоянии, выяснилось по плечу далеко не всем.

ЗУР комплекса С-200 на армейском параде в Баку в 2010 году

Приблизительно до 2014 года четыре дивизиона несли боевое дежурство в Азербайджане, в Евлахском районе и восточней Баку. Ответ о выводе их из эксплуатации было принято по окончании того как азербайджанские солдаты освоили полученные из России в 2011 году три дивизиона ЗРС С-300ПМУ2.
В 2010 году в Белоруссии формально в строю ещё имелось четыре зрдн С-200. По состоянию на 2015 год все они выведены из эксплуатации. По всей видимости, последним несущим боевое дежурство белорусским С-200 был комплекс под Новополоцком.
Пара комплексов С-200 до сих пор несут работу в Казахстане. В 2015 году зенитные ракеты комплекса С-200 были показаны на юбилейном параде Победы в Астане вместе с пусковыми установками ЗРС С-300П. Позиции для одного ЗРК С-200 недавно оборудованы в районе Актау, ещё один развёрнутый дивизион имеется северо-западней Караганды.

Снимок Гугл earth: ЗРК С-200 недалеко от Караганды

Какие конкретно модификации С-200 до сих порэксплуатируются в Казахстане неизвестно, но в полной мере быть может, что это самые современные С-200Д, оставшиеся на полигоне«Сары-Шаган» по окончании распада СССР. Опробования ЗРК С-200Д с ракетой 5В28М с дальней границей территории поражения до 300 км завершились во второй половине 80-ых годов XX века.
В Туркменистане недалеко от аэродрома Мары, на границе пустыни до сих пор возможно замечать оборудованные позиции для двух зрдн. И не смотря на то, что ракет на пусковых установках нет, вся инфраструктура зенитных комплексов сохранена и РПЦ поддерживаются в рабочем состоянии. Очищены от песка технические позиции и подъездные пути.

На проходящих в Ашхабаде армейских парадах систематично демонстрируются раскрашенные зенитные ракеты для С-200. Как они работоспособны неизвестно. Кроме этого неясно для чего нужен Туркменистану данный достаточно сложный и дорогой в эксплуатации дальнобойный комплекс, и какую роль он играется в обеспечении обороноспособности страны.

До конца 2013 года ЗРК С-200 защищали воздушное пространство Украины. Об украинских комплексах этого типа стоит поведать подробней. Украине от СССР досталось огромное военное наследство.

Одних лишь С-200 – больше 20 зрдн. Сначала украинское управление транжирило это достаток направо и налево, распродавая военное имущество, технику и оружие по низким стоимостям. Но в отличие от России Украина не создавала ЗРК самостоятельно, а денег для закупки новых комплексов за границей хронически не хватало. В данной ситуации на фирмах «Укроборонсервиса»была предпринята попытка организации модернизации и восстановительного ремонта С-200.

Но дальше декларации о намерениях и рекламных буклетов дело не продвинулось. В будущем на Украине было решено сконцентрироваться на модернизации и ремонте ЗРС С-300ПТ/ПС.

4 октября 2001 на протяжении проведения больших учений украинских сил ПВО в Крыму случился ужасный инцидент. Ракетой украинского комплекса С-200, запущенной с мыса Опук, был без злого умысла сбит российский Ту-154 компании «Сибирь», делавший рейс по маршруту Тель-Авив— Новосибирск. Все пребывавшие на борту 12 пассажиров и членов 66 экипажа погибли.

Несчастный случай случился по обстоятельству нехорошей подготовки к учебно-контрольным стрельбам, не были приняты нужные меры по освобождению воздушного пространства. Размеры полигона не снабжали безопасности стрельб зенитными ракетами громадной дальности. Во времена СССР контрольно-учебные стрельбы ЗРК С-200 проводились лишь на полигонах «Сары-Шаган» и «Ашлук».

Собственную роль сыграли кроме этого низкая квалификация украинских расчётов и нервозность, позванная присутствием высшего иностранных гостей и украинского командования. Затем случая на Украине были запрещены все пуски зенитных ракет громадной дальности, что очень очень плохо отразилось на уровне боевой способности сил и подготовки расчётов ПВО делать задачи.

С средины 80-х годов ЗРК С-200В поставлялся за предел под индексом С-200ВЭ. Первые зарубежные поставки С-200 начались в первой половине 80-ых годов XX века. По окончании разгрома сирийской совокупности ПВО на протяжении очередного конфликта с Израилем из СССР было послано 4 ЗРК С-200В.

На начальной стадии сирийские «двухсотки» управлялись и обслуживались советскими расчётами из зенитно-ракетных полков, развёрнутых под Переславлем и Тулой-Залесским.При начала военных действий советские солдаты вместе с частями ПВО Сирии должны были отражать налёты израильской авиации. По окончании того как ЗРК С-200В приступили к несению боевого дежурства, а РПЦ начали систематично брать на сопровождение израильские самолёты, активность израильской авиации в зоне поражения комплексов быстро сократилась.

Снимок Гугл earth: сирийский ЗРК С-200ВЭ в окрестностях Тартуса

В общем итоге с 1984 по 1988 год Сирийские силы ПВО взяли 8 ЗРК С-200ВЭ (каналы) 4 технические позиции (ТП) и 144 ракеты В-880Э. Эти комплексы были развёрнуты на позициях недалеко от Хомса и Дамаска. какое количество их сохранилось на протяжении непрекращающейся уже пара лет в Сирии гражданской войны неизвестно. Совокупность ПВО Сирии за последние пара лет очень сильно пострадала.

В следствии обстрелов и диверсий большая часть зенитных комплексов, развёрнутых на стационарных позициях, была стёрта с лица земли либо повреждена. Пожалуй, громоздкий С-200 с его техническими позициями и капитальными огневыми есть самые уязвимым для атак боевиков из всех имеющихся в Сирии зенитных совокупностей.

Ещё более печальная участь постигла поставленные в Ливию 8 ЗРК С-200ВЭ. Эти дальнобойные комплексы были целями номер один при нанесении авиацией НАТОупреждающих ударов. В начале агрессии против Ливии коэффициент технической готовности ливийских противовоздушных комплексов был низким, а опытные навыки расчётов оставляли хотеть большое количество лучшего.

В итоге ливийская совокупность ПВО была подавлена, не оказав никакого сопротивления средствам воздушного нападения.

Снимок Гугл earth: стёртая с лица земли огневая позиция ливийского ЗРК С-200ВЭ в районе Каср Абу Хади

Нельзя сказать, что в Ливии совсем не предпринималось попыток улучшения боевых черт имевшихся С-200ВЭ. С учетом того, что мобильность С-200 всегда была его «ахиллесовой пятой», в начале 2000-х с участием зарубежных экспертов был создан мобильный вариант комплекса.

Для этого пусковую установку комплекса установили на большегрузное шасси повышенной проходимости МАЗ-543, поместив ракету между кабинами, по типу ОТР Р-17. Радиолокатор наведения кроме этого смонтировали на МАЗ-543. Средства технического и материального обеспечения были размещены на базе автопоездов КрАЗ-255Б. Но предстоящего развития этот проект не взял.

Муаммар Каддафи предпочитал тратить деньги на предвыборные компании и подкуп европейских политиков, как ему казалось – лояльных по отношению к Ливии.
Во второй половине 80-х начались поставки ЗРК С-200ВЭ в государства Варшавского контракта. Но в количественном отношении экспорт С-200 и ЗУР для них был очень ограниченным. Так Болгария взяла всего 2 ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 26 ракет В-880Э.

Болгарские «двухсотки» были развёрнуты в 20 км северо-западней Софии, рядом от населённого пункта Градец и несли тут боевое дежурство до начала 2000-х. Элементы комплексов С-200 до сих пор остаются в этом районе, но уже без ракет на пусковых установках.
В 1985 году 2 ЗРК С-200ВЭ (каналы) 1 ТП и 44 ракеты В-880Э так же взяла Венгрия. Для С-200 были выстроены позиции неподалеку от города Мезёфальва в центре страны. С данной точки благодаря громадной дальности пуска ЗРК имели возможность осуществлять контроль фактически всю территорию Венгрии.

Прослужив около 15 лет3 венгерские «Веги-Э» были выведены из эксплуатации и пребывали в этом районе до 2007 года, не считая С-200 на территориях технической позиций и огневой кроме этого складировались ЗРК С-75 и С-125.

В ГДР было поставлено 4 ЗРК С-200без сомнений (каналы) 2 ТП и 142 ракеты В-880Э. Прослужив около 5 лет, восточногерманские зенитные комплексы были сняты с боевого дежурства практически сразу после объединения с ФРГ.

Снимок Гугл earth: ЗУР комплексов С-75, С-125 и С-200 в берлинском музее авиации

Германские С-200ВЭ стали первыми комплексами этого типа, к каким получили доступ американцы. Изучив РПЦ, они отметили его большой энергетический потенциал, помехозащищённость и автоматизацию процессов боевой работы. Но много применяемых электровакуумных устройств в аппаратной части комплекса повергло их в шок.

В заключении по итогам обследования говорится, что оборудование огневых и перебазирование комплекса и технических позиций – очень непростая задача и ЗРК С-200, по сути, есть стационарным. При весьма высотности ракет и хороших показателях дальности, их транспортировка и заправка в заправленном виде были сочтены неприемлемо сложными и страшными.
Фактически в один момент с ГДР была осуществлена поставка двух ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 38 ракет В-880Э в Польшу. Поляки разместили две «Веги»в Западнопоморском воеводстве на побережье Балтийского моря. Вряд ли эти комплексы на данный момент работоспособны, но пусковые установки и радиолокаторы подсвета без ракет находятся на позиции до сих пор.
Чехословакия стала последней страной, куда до развала «Восточного блока» успели поставить «двухсотки». Всего чехи взяли 3 ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 36 ракет В-880Э. Вместе с ЗРС С-300ПС они защищали Прагу с запада.

По окончании «развода» со Словакией в первой половине 90-ых годов двадцатого века зенитные комплексы были переданы Словакии. Но до ввода их в строй в составе сил ПВО Словацкой Республики дело так и не дошло.
С-200ВЭ несут боевое дежурство в Северную Корею. КНДР обзавелась двумя ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТПи 72 ЗУР В-880Э во второй половине 80-ых годов XX века. В каком состоянии находятся северокорейские «Веги» неизвестно, но в районах их размещения оборудованы бессчётные фальшивые позиции и дислоцированы батареи зенитной артиллерии. По сообщениям СМИ, излучение, характерное для работы РПЦ ЗРК С-200, зафиксировано южнокорейскими и американскими средствами радиотехнической разведки неподалеку от линии разграничения.

Будучи размещёнными в приграничных районах (линии фронта по северокорейской терминологии) С-200 способны поражать воздушные цели над большей частью территории Республики Корея. Остаётся тайной, в каком составе северокорейские зенитные комплексы перебазировались к границе. Быть может, что Ким Чен Ын блефует, решив южнокорейских и американских пилотов, перебросив к границе лишь станции подсвета цели, без зенитных ракет.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века 3 ЗРК С-200ВЭ (каналы) и 48 ракет В-880Э были поставлены из России в Иран. Иранцы применили очень необыкновенную схему размещения на огневых позициях, на любой РПЦ приходится всего две пусковых установки с ракетами.

Снимок Гугл earth: пусковые установки иранского ЗРК С-200ВЭ неподалеку от города Исфахан

Иранские комплексы громадной дальности, равномерно распределенные по всей стране, развёрнуты вблизи авиабаз и стратегически ответственных объектов. Иранское управление придаёт значение поддержанию имеющихся С-200в работоспособном состоянии.

Войска ПВО ИРИ систематично проходят учения с практическими пусками ЗУР данных комплексов по воздушным мишеням. Западными спецслужбами много раз фиксировались попытки приобретения иранскими представителями зенитных ракет, электрогенераторов и запчастей для ЗРК С-200. В соответствии с размещённой в иранских СМИ информации, в Иране налажен модернизация и восстановительный ремонт зенитных ракет громадной дальности.

В полной мере возможно, что речь заходит о бывших в потреблении ЗУР купленных за рубежом.

Пара комплексов из государств Восточной Европы уплыли за океан. Само собой разумеется, о копировании советских ракетных разработок 60-х годов обращение не идёт. На американских авиационных полигонах были радиолокаторы подсвета цели ЗРК С-200. Но, не только они, в том месте имеются станции наведения советских, китайских, европейских и американских комплексов, состоящих на вооружении в государствах, не являющихся сателлитами США.

Это кроме этого относится к аппаратуре наведения комплексов: «Кроталь», «Рапира», «Хок», HQ-2, С-125, С-75 и С-300.

В соответствии с принятой в Соединенных Штатах по окончании окончания Вьетнамской войны методике подготовки боевых пилотов до тех пор пока хоть один зенитный комплекс определённого типа имеется на территории потенциального ТВД – против него отрабатываются меры противодействия. Исходя из этого на протяжении разного рода и тренировок учений особые подразделения и технические службы важные за имитацию ПВО соперника применяют радиотехнические средства, не состоящие на вооружении в Соединенных Штатах.

Не смотря на то, что ЗРК С-200 не взял для того чтобы боевого опыта и большого распространения как С-75 и С-125 и в зенитно-ракетных армиях России был скоро вытеснен более современными ЗРС семейства С-300П, он покинул заметный след истории армий ПВО страны. "Наверное," в армиях ПВО последовательности государств комплексы С-200 ещё будут эксплуатироваться в течении, как минимум, ближайших 10 лет.
По данным:
http://www.rusarmy.com/pvo/pvo_vvs/zrs_s-200ve.html
http://bmpd.livejournal.com/257111.html
http://www.ausairpower.net/APA-S-200VE-Vega.html

ЗРК С 200. Начало паники в Североатлантическом альянсе!!!! Документальный фильм.

Статьи, которые будут Вам интересны: