Наследники 10-й флотилии mas

Наследники 10-й флотилии mas

Все войны непременно кончаются, не стала исключением и самая ужасная в истории Вторая мировая война. И в то время, когда наступил мир, эксперты взяли возможность не спеша осмыслить тенденции тех либо иных совокупностей оружия. Разумеется, что на протяжении ведения военных действий выпуск новых образцов переучивание и техники личного состава на перспективные образцы тяжело реализуемы.

Задумались эксперты о сверхмалых подводных диверсантах и подводных лодках.

Известность купили мемуары князя Боргезе «Десятая флотилия MAS». Многих заинтересовала техника, применённая итальянцами. Малые подводные буксировщики и подводные лодки потребовали довольно маленьких вложений, но давали слово стать страшным оружием в руках умелых экипажей.

Развитие взяли оба направления.

ЮГОСЛАВСКИЕ СВЕРХМАЛЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Бывшие итальянские лодки СВ достались СССР (четыре неисправных субмарины были захвачены в Румынии) и Югославии.

И в случае если в СССР неработоспособные «итальянки» пошли на слом в феврале 1945 г., то в Югославии СВ-20 продолжительно ремонтировалась на верфи Uljanik Brodogradiliste в Пуле и введена в строй ВМС Югославии в 1948 г. Лодка удачно употреблялась флотом до 1956 г., а по окончании не отправилась на расформирование, став в 1959 г. экспонатом в Tehnicki Muzej в Загребе.

использования и Возможность постройки подобных субмарин собственного производства обсуждалась в Югославии в течение практически 30 лет.

В итоге, целесообразность применения подводных диверсионных средств отыскала собственное отражение в военной теории. Был выдан заказ на постройку сверхмалых субмарин.

Подлодка Р-911 Tisa на кильблоках

Схематическое изображение внешнего вида и разрез югославской сверхмалой лодки М-100

Тактико-технические характеристики сверхмалых подводных лодок по югославским проектам

Спуск на воду лодки Р-914 Soca, которая в хорватском флоте возьмёт наименование Р-01 Velebit

На основании опыта эксплуатации СВ и послевоенных тактических воззрений в 1977 г. были сформулированы требования к новым малым диверсионным лодкам.

В начале 1970-х, в то время, когда лодки В-71 и В-72 (Heroj и Sava) ещё пребывали в стадии проектирования, было решено, что югославские субмарины должны иметь достаточную автономность, дабы функционировать приблизительно на 2/3 Адриатического моря (полагая от Югославского побережья) — до острова Молат и Анконы, и иметь возможность погружаться на глубины до 150 м. Эксплуатация простых субмарин у итальянского побережья, где глубины в прибрежной полосе 10-20 миль не превышали 20 м, не представлялась вероятной.

Строительство сверхмалых лодок для Югославии осуществляла верфь «Бродосплит» в Сплите (сейчас в Хорватии).

Во время 1984 — 1990 гг. было выстроено 6 лодок типа М-1 ООО. Лодки были оснащены электромотором, трудящимся от аккумуляторных батарей, подзарядку которых возможно было создавать лишь в базе. В 1990 г. все 6 лодок были дооборудованы маленькой стеклопластиковой рубкой.

Проект предусматривал следующие варианты сменного оружия:

а) 12 малых диверсионных мин;

б) 4 лёгкие торпеды;

в) 4 донные мины;

г) 6 громадных диверсионных мин (масса 250 кг);

д) 6 боевых пловцов и 4 двухместных транспортёра типа R-2Маlа.

В югославском флоте для проектируемой малой лодки был установлен верхний предел тоннажа значением в 100 т, это и выяснило наименование класса М-100 (до этого, в 1974 г., велась постройка сверхмалой лодки М-40).

Окончательные требования смотрелись так: большая глубина погружения — 150 м, подводная скорость — 4 узла (режим 80%-го расходования батареи), рабочая глубина погружения — 90 м, автономность — 48 часов, большая подводная скорость — 6 — 7 узлов, манёвренность и хорошая управляемость на скорости в 1 узел.

Всесторонние опробования подлодки Р-911 продемонстрировали, что конструкторам удалось выполнить поставленные требования.

М-100 были зачислены в состав 88-й бригады подводных лодок и базировались на 82-й морской центр, размешавшийся в Кумборе, на берегу наибольшего залива Адриатического моря — Бока Которска. Эксперты отмечали, что лодки были весьма малошумными. Югославские источники утверждают, что ни одна М-100 ни при каких обстоятельствах не была обнаружена на протяжении исполнения заданий, даже в том случае, если на учениях суда югославского флота были предотвращены о «подводной опасности».

На протяжении приёмных опробований Р-911 пара раз пересекла линию гидрофонов у входа в главную базу югославского флота в Пуле. Известен и таковой факт. В 1999 г. на протяжении бомбардировок Югославии в 30 морских милях от побережья Черногории Р-913 нашла подлодку НАТО.

Около часа «югославка» двигалась на расстоянии 100 метров сзади «незваного гостя», но так и не была обнаружена натовскими подводниками.

По проекту лодки М-100 приводились в перемещение только электродвигателями от аккумуляторная батарей. Но лодка Р-914, доставшаяся по окончании раскола Югославии — Хорватии, была перестроена.

Её корпус удлинили приблизительно на метр, дабы разместить дизель-генератор. Р-914 была переименована в Velebit (Р-01) и до 2006 г. служила в хорватском флоте. Отсутствие возможности заряжать аккумуляторная батареи в море породило легенду «о парусах», якобы поднимаемых подводниками для экономии заряда аккумуляторной батареи. В конечном итоге речь заходит о пластмассовых щитах, которыми экипажи закрывали палубу и рубку при нахождении в базе.

Это подтверждает лодка Velebit, которая по окончании модернизации имела личный дизель, но также как бы «ходила под парусами». Лодки класса М-100 были очень везучими судами. За исключением одной субмарины, которая сгорела и была разобрана на металл, все они стали музейными экспонатами в государствах, созданных из частей бывшей Югославии.

Продолжительнее всех, до 2006 г., в боевом строю оставалась лодка Velebit (ВМФ Хорватии).

Появляется естественный вопрос: а из-за чего мы столько внимания уделили подводным лодкам бывшей Югославии, в то время, когда они в бой так и не вступили и помой-му никакого влияния на расклад сил противостояния на море не оказали? Это не совсем так.

Да, Югославия не принимала участие в морских баталиях, но по югославским чертежам создали собственные подводные лодки в Иране и Северной Корее, а вооружённые силы этих государств постоянно находятся в центре внимания всемирный дипломатии, военных и прессы. Помимо этого, сообщалось, что чертежи, а возможно, фрагменты а также списанные лодки полностью, попали в руки колумбийской наркомафии… Но об этом обращение в первых рядах.

Лодки Р-911 Tisa и Р-916 Vrbas на берегу в ходе покраски

Судьбы лодок М-100 (все постройки Brodogradiliste Shipyard, Split)

Итальянский носитель легководолазов СЕ2F:

1 — вентиляционное отверстие аккумуляторного отсека; 2 — блок переключения скоростей; 3 — панель навигационных устройств; 4 — манометр; 5 — лаг; 6 — цистерна главного балласта; 7 — репитер магнитного компаса; 8 — корпус предохранителей; 9 — запасной аккумуляторная батарея; 10 — переборка; 11 — блок управления перемещением; 12 — гребной электродвигатель; 13 — баллоны бортовой совокупности жизнеобеспечения; 14 — кормовая несколько аккумуляторная батарей; 15 — два подрывных заряда по 110 кг в тротиловом эквиваленте; 16 — дыхательный загубник бортовой совокупности жизнеобеспечения; 17 — трюмный насос; 18 — рукоять управления; 19 — механизм перемещения носовых групп аккумуляторная батарей; 20 — эхолокатор; 21 — баллон сжатого воздуха; 22 — носовые группы аккумуляторных батарей; 23 — буксирный крюк; 24 — компас; 25 — глубиномер; 26 — взрыватель замедленного действия

Работы по созданию сверхмалых лодок проводились и в ФРГ.

Конструкторское бюро IKL (Ingenier Kontor Lubeck), специализирующееся на проектировании дизель-электрических лодок, в 1970-х гг. спроектировало боевые сверхмалые ПЛ Туре 70 и Piranha (совместно с Англией) стандартным водоизмещением 70 т и 75 т. В соответствии с заключённому лицензионному соглашению их строительство велось в ФРГ на верфи Howaldswerke Deutsche Werft и в Англии на верфях компании Vickers. В 1975 г. показались сведения ещё об одном западногерманском проекте сверхмалой ПЛ — MSV 75 (Multipurpose Submersible Vessel 75).

Эта лодка стандартным водоизмещением около 75 т создана компанией Rheinstahl Nordseewerke GmbH в Эмдене в содружестве с любекским конструкторским бюро Nord Ingenier und Entwicklungsburo Rohje. Но строительство субмарин по этим проектам не осуществлялось.

В конце 1970-х гг. на базе этих ПЛ были созданы модификации -Туре 100 (ФРГ), Piranha (Англия) и MSV 130 (ФРГ) стандартным водоизмещением 100, 130 и 136 т. Сообщалось, что Piranha предназначена для продаж государствам Дальнего Востока и Ближнего.

Полномасштабная модель данной лодки демонстрировалась британской компанией Vickers в 1985 г. на выставке военно-морской техники в Портсмуте.

С 1983 г. в составе ВМС Республики Корея показались новые сверхмалые ПЛ, первая из которых взяла обозначение KSS-1 Tolgorae. Всего в составе ВМС Республики Корея находятся четыре сверхмалые ПЛ типа KSS-1 и три итальянские лодки компании COSMOS.

НОВЫЕ «МАЙЯЛЕ»

Ещё одним наследием итальянских подводных диверсантов стали подводные буксировщики «майяле». Уже в годы войны конструкцию этих транспортёров боевых пловцов удачно повторили британцы (Chariot). В полной мере конечно, что в послевоенное время таковой техникой захотели обзавестись многие страны.

Бывший техник, проходивший службу в 10-й флотилии MAS, инженер Пуччарини (Pucciarini) создал в Италии компанию Costruzione Mottoscafi Sottomarine (в сокращении Cos. Mo. S, не смотря на то, что в литературе довольно часто пишут COSMOS) В первую очередь 1950-х годов созданы три проекта сверхмалых ПЛ типов SX404, SX506 и SX756 стандартным водоизмещением 40, 70 и 80 т соответственно.

Серийное строительство их по экспортным заказам осуществлялось на верфи компании в Ливорно. Как мы знаем, что было выстроено более 60 единиц этих сверхмалых ПЛ и они продавались Тайваню, Колумбии, Ливии, Пакистану, Южной Корее и Индии (предположительно). Но громаднейшим спросом пользовались транспортёры по типу «майяле».

При разработке носителей CE2F был учтен опыт боевого применения и создания носителей типов SLC и SSB периода второй мировой.

Корпус носителя CE2F выполнен из стали и имеет в кормовой и носовой оконечностях цилиндрическую форму. Он поделён на четыре отсека: носовой, центральный и два кормовых (носовой и кормовые — герметичные, центральный — проницаемый).

В герметичном носовом отсеке размещена несколько аккумуляторных батарей, закреплённая на каретке, талантливой перемещаться в продольном направлении,чем достигается дифферентовка транспортёрав подводном положении. Над носовым отсеком раскрёплен контейнер с контрольно-измерительными устройствами под обтекателем из стеклопластика. В центральном отсеке размещаются два водолаза в снаряжении, его верхняя часть закрыта трехсекционным колпаком, выполненным из оргстекла.

задняя секции и Передняя колпака сдвижные, чем обеспечивается доступ водолаза в отсек. В центральном отсеке размещены дифферентный насос, уравнительная и балластная цистерны, баллон воздуха большого давления, органы управления, эхолокатор, магнитный компас и лаг.

Прочная кормовая часть буксировщика поделена переборкой на два отсека. В передней части расположены аккумуляторная батареи и два воздушных баллона бортовой совокупности жизнеобеспечения.

От баллонов воздушное пространство подаётся к загубникам водолазов, что разрешает им не тратить запасы воздуха собственных дыхательных аппаратов. В задней части кормовой секции размещены гребной двигатель с редуктором. Гребной винт — 3-лопастный. Вертикальный и горизонтальные рули раскреплены на кронштейнах, приваренных к кормовому отсеку; перекладка рулей осуществляется посредством тросовых тяг из передней кабины водолаза.

Время от времени в обтекателе над кормовым отсеком размещается стеклопластиковый контейнер с запасными минами и дыхательными аппаратами-присосками.

Сверхмалые средства доставки и подводные лодки боевых пловцов компании Cos.Mo.S. (Livorno)

Для регулирования плавучести предусмотрена уравнительная цистерна из нержавеющей стали, размещенная в нижней части центрального отсека между двумя кабинами водолазов; осушение и заполнение её производятся дифферентным насосом.

Балластная цистерна будет над уравнительной, выполнена из стеклопластика и снабжена клапанами вентиляции. Заполнение её производится самотёком, осушение — сжатым воздухом. При продутой балластной цистерне транспортёр способен осуществлять перемещение в надводном положении, наряду с этим водолазы смогут дышать атмоферным воздухом. Глубина погружения носителя в зависимости от его модификации -СЕ2F / Х30, СЕ2F / Х60, и СЕ2F/Х100 образовывает соответственно 30, 60 и 100 м.

Главные тактико-технические элементы носителя СЕ2F следующие. Главные размерения (протяженность x ширина х высота, м) — 7,0 x 0,8 x 1,5 , масса — около 2,4 т, скорость хода: полная подводная — 4,5 уз, экономическая подводная — 3,3 уз, дальность плавания по запасам электричества — 50 миль.

Оружие носителя складывается из мин замедленного действия, прикрепленных снаружи под центральным отсеком: одной мины Мк.31 с зарядом 270 кг взрывчатого вещества либо двух мин Мк.41 с зарядом 110 кг любая.

Дополнительно смогут быть приняты пара мин-присосок с зарядом 7 кг для повреждения подводных трубопроводов, кабелей и т.д. Количество выпущенных транспортёров для боевых пловцов в большинстве случаев в печати не сообщается, потому годы выпуска той либо другой серии СЕ2F на цветной вкладке опущены либо указаны примерно. Сведения о выпуске отдельных подводных лодок и партий буксировщиков, просочившиеся в прессу, сведены в приведённую таблицу.

+18 Расстрел добровольцев 10-й флотилии MAS

Статьи, которые будут Вам интересны: