Американские истребители танков

Американские истребители танков

Боевые действия периода «блицкрига» — начального этапа Второй мировой в Европе, и прежде всего ошеломляющие удачи германских танковых армий, со всей очевидностью продемонстрировали американцам, что у них, по существу, нет не только танков, но и противотанковых средств. Другими словами противотанковые пушки у американцев, само собой разумеется, были, причем никак не хуже, чем в других государствах, но, как и танки, очевидно в недостаточном количестве. К тому же их «размазали» по пехотным соединениям.

Никаких специальных противотанковых подразделений либо частей в армии США в то время не существовало.

Первые экспериментальные противотанковые части были организованы в первой половине 40-ых годов двадцатого века на протяжении армейских маневров в Северной Каролине. К массовому же формированию отдельных батальонов истребителей танков, пребывавших в подчинении Командования армии США приступили практически незадолго до Пёрл-Харбора. В Форд-Мид (штат Мэриленд) 1 декабря 1941 года организовали «Противотвиковый центр» (Tank Destroyer Center), на базе которого и должны были формироваться батальоны истребителей танков.

Вся эта деятельность всемерно поощрялась и направлялась начальником штаба сухопутных армий генерал-лейтенантом Лесли МакНайром, который считал, что противотанковые пушки предпочтительнее для противодействия танкам неприятеля, чем сами танки. Собственной целью он поставил создание высокомобильной и прекрасно защищенной броней самоходной противотанковой артиллерии, некой агрессивной силы, призванной не столько обороняться от танков соперника, сколько искать и уничтожать их.

Не просто так неофициальным девизом батальонов истребителей танков стала фраза Seek-Strike-Destroy, которую возможно перевести как «отыщи — выстрели — сотри с лица земли».

Но в то время в Соединенных Штатах не существовало автомобили, удовлетворявшей этим требованиям. По существу, первая попытка придания противотанковой артиллерии мобильности была предпринята в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда в Европе германские танки двигались по дорогам Франции.

Штатную 37-мм противотанковую пушку (без колесного хода, очевидно) установили стволом назад в кормовой части кузова новейшего тогда легкового военного автомобиля-джипа «Виллис». Оказалось что-то наподобие механической тачанки, но лишь с пушкой. Признав оригинальность идеи, армейские отвергли ее, поскольку по окончании установки пушки в кузове «Виллиса» уже не было возможности толком разместить ни расчет, ни боекомплект.

К тому же вся совокупность была через чур неустойчивой при стрельбе.

Но попытки установки 37-мм противотанковой пушки на колесное шасси не закончились. Были выстроены два прототипа: небронированный Т21 и бронированный Т22.

Последний пара позднее по окончании испытаний и доработок приняли на вооружение как бронеавтомобиль М8. Что же касается первого, то в качестве базы под установку оружия применяли армейский полноприводной автомобиль «Додж» грузоподъемностью 0,75 т, более узнаваемый называющиеся «Додж 3/4». При создании опытных образцов задействовались еще автомобили ранних выпусков. В серию же запустили установку на шасси так именуемого 50-го семейства.

Пушка калибра 37 мм монтировалась на тумбовой установке в кормовой части кузова автомобиля. В большинстве случаев орудие размешалось стволом назад, но конструкция снабжала ведение огня на 360°. При стрельбе вперед ветровое стекло откидывалось на капот, где имелись две опоры и пара фиксирующих крючков. Углы вертикального наведения орудия составляли: склонения -10°, возвышения +15°. Боекомплект пушки размещался в коробках-кассетах по обеим сторонам колесных ниш.

Над нишами по бортам имелись сиденья для двух участников орудийного расчета, третий размешался на сиденье рядом с водителем.

Под монтаж оружия употреблялись машины модификаций WC-51 и WC-52 (вариант с лебедкой). Масса автомобиля без груза —2315 кг — была достаточной, дабы обеспечить ему устойчивость при стрельбе из 37-мм пушки в любом направлении.

Устойчивости автомобили содействовала и конструкция стояночного тормоза «Доджа». Он был ленточным и действовал на тормозной барабан, установленный на финише вторичного вала коробки передач. Наряду с этим блокировались все четыре колеса автомобиля. Никаких откидных сошников либо опор при стрельбе не использовалось.

Самоходная установка М6:

1 — лебедка; 2 — винтовка М1; 3 — крюк крепления тента; 4 — откидной борт; 5 — 37-мм пушка; 6 — катафот; 7 — заливная горловина бензобака; 8 — ведро; 9 — сиденье начальника; 10 — коробки для снарядов; 11 — сиденье наводчика (в походном положении); 12 — сиденье заряжающего; 13 — сиденье водителя

Установка Т21 была стандартизирована под обозначением М4 37 mm Gun Motor Carriage (сокращенно GMC — не путать с сокращением компании Дженерал моторс Co.), другими словами практически «моторный экипаж с 37-мм пушкой», а по сути — самоходно-артиллерийская установка.

Но, скоро обозначение поменяли на М6 37 mm GMC, чтобы не путать самоходку с тягачом для буксируемой 37-мм пушки, в роли которого также выступал «Додж 3/4». Серийное производство установок М6 развернули на заводе Fargo Division корпорации Chrysler. Исходя из этого САУ чаще именовали в армиях Fargo, а не М6. С апреля по октябрь 1942 года заводские цеха покинули 5380 установок М6.

Разрабатывая эту военную машину, американцы превосходно осознавали, что противотанковые возможности 37-мм орудия очень сильно ограничены и что при появления у немцев новых танков эта пушка станет против них бессильна. Но никакой второй более замечательной артсистемы у американцев в то время не было. Исходя из этого для данной роли решили применять 75-мм орудие М1987A3, воображавшее собой лицензионный вариант известной французской пушки периода Первой Мировой.

Для придания мобильности орудие смонтировали на скоростном гусеничном шасси Cleveland Tractor Company (Cletrac). Эта машина предназначалась для применения в качестве аэродромного тягача. Орудие, прикрытое щитом, смонтировали в кормовой части шасси. Опробования Т1 (таковой индекс взяла новая установка) начались в конце 1940 года, а в январе 1942-го машину стандартизировали под обозначением М5 3 inch Gun Motor Carriage.

Планировался заказ на 1580 единиц, но неприятности с шасси тормозили начало серийного производства. К тому времени создали противотанковую установку М10 на шасси среднего танка М4А2, и все работы по М5 прекратили.

Больше повезло самоходно-артиллерийской установке, в которой в качестве базы для размещения все того же 75-мм орудия М1897АЗ употреблялся полугусеничный БТР М3 (подробнее о нем — в издании «Моделист-конструктор» № 5, 2001 г.).

На прототипе Т12 пушку, прикрытую маленьким плоским щитом, смонтировали на станке сходу за отделением управления. Углы горизонтального наведения орудия составляли 19° влево и 21° вправо, а вертикального от -10° до +29°. Противотанковые возможности этого устаревшего оружия ограничивались расстоянием около 900 м. Не содействовала его эффективности по поражению маневренных бронированных целей и низкая скорострельность из-за наличия поршневого затвора.

Однако результаты опробований, закончившихся в октябре 1941 года, признали в полной мере успешными и машину под обозначением М3 75 mm Gun Motor Carriage запустили в серийное производство. Спустя некое время установку пушки модернизировали и машина взяла обозначение МЗА1. Снаружи же обе модификации были аналогичны. В серийном варианте самоходка оснащалась особым коробчатым щитом громадного размера, перекрывавшим всю ширину корпуса БТР.

Первые 86 боевых автомобилей установочной партии, оснащенные еще мелкими щитами, покинули заводские цеха в августе — сентябре 1941 года. Выпуск главной серии начался в последних числах Февраля 1942-го, а закончился в апреле 1943 года. Всего компания Autocar изготовила 2202 боевых автомобилей этого типа.

Самоходная установка М3:

1 — буферный барабан; 2 — 75-мм пушка; 3 — банник; 4 — скоба крепления тента; 5 — ящик ЗИП; 6 — ведро; 7 — буксирный прибор; 8 — сиденье начальника; 9 — сиденье замкового; 10 — бензобаки; 11 — коробки боезапаса; 12 — сиденье заряжающего; 13 — сиденье наводчика; 14 — сиденье водителя

Боевое крещение новых противотанковых установок произошло на Филиппинах.

В конце 1941 года, в то время, когда возможность войны с Японией становилась все очевиднее, руководство армии США предприняло попытку усилить оборону островов. В ноябре началось формирование Сводной танковой группы,вооруженной легкими танками М3. В состав группы включили самоходно-артиллерийское подразделение помощи — Сводную полевую артиллерийскую бригаду трехбатальонного состава — полсотни 75-мм самоходок М3, которую послали на Филиппины в ноябре — декабре 1941 года.

Распознать настоящие противотанковые возможности новых САУ, как, но, и проверить на практике новые теоретические положения по борьбе с танками, не удалось. Встречи с японскими танками были редкими, и САУ по большей части употреблялись для помощи американских танков и пехоты, благо 75-мм боеприпас владел достаточно сильным фугасным действием. Сражение за Филиппины, как мы знаем, закончилось поражением американских армий.

Последние САУ М3 были подбиты входе боевых действий на полуострове Батаан. направляться подчернуть, что большая часть самоходок японцы отремонтировали и ввели в строй. Они прослужили на Филиппинах до 1944 года, употреблялись уже против американских армий и все были стёрты с лица земли.

Первая же встреча американцев с немцами прошла в Северной Африке. В ноябре 1942 года на протяжении операции «Торч» на Африканский континент высадились шесть отдельных батальонов истребителей танков, но лишь один из них—601-й — был оснащен 37-мм САУ М6 и 75-мм САУ М3. Все остальные имели на вооружении более замечательные и современные военные машины М10.

Очевидно, что в Северной Африке потерпели полный провал положения полевого устава истребительно-противотанковых частей, гласившие, например, что «подразделения истребителей танков предназначены для активных действий против бронетанковых сил соперника». Для подобного рода действий Мб не доходил совсем: защищенность и вооружение данной военной машины были уже неприемлемы для финиша 1942 — начала 1943 года.

САУ М6 скоро изъяли из противотанковых подразделений и переклассифицировали в «носители оружия» — Weapons Carrier. Часть автомобилей попросту разоружили, перевоплотив в простые транспортные. Наряду с этим некое количество высвободившихся 37-мм пушек на тумбовых установках смонтировали в кузовах полугусеничных БТР.

В качестве противотанкового средства их не применяли, а вот огневую мощь моторизованной пехоты так пара усилили.

В отличие от Северной Африки, на Тихоокеанском театре боевых действий САУ М6 употреблялись вплоть до конца 1943 года, в основном благодаря отсутствию у японцев современных танков. Последние же факты боевого применения этих автомобилей относятся к 1944 году.

Ими были вооружены пара подразделений армий «Свободной Франции».

Что касается 75-мм САУ М3, то ее североафриканский боевой дебют имел пара больший успех, чем у Мб. Действительно, многие начальники трактовали положения устава через чур практически, в особенности в части агрессивности действий мобильных противотанковых частей.

В следствии М3 бросали в открытые атаки против германских танков, что приводило к тяжелым утратам.

В марте 1943 года 601-й батальон истребителей танков поддерживал 1 -ю американскую пехотную дивизию, атакованную сотней танков 10-й германской танковой дивизии недалеко от Эль-Гутара. Тридцать вражеских танков, включая два «Тигра», были подбиты, но и 601-й батальон утратил 21 машину.

Наряду с этим направляться учитывать, что пламя по немцам вели не только самоходные противотанковые установки. Бой у Эль-Гутара стал апогеем карьеры САУ М3 в качестве истребителя танков. Скоро 601-й батальон перевооружили самоходками М10, а М3 переоборудовали в простые бронетранспортеры.

Но, для других целей эти автомобили использовались вплоть до конца войны.

Британцы, к примеру, использовали их в Франции и Италии в первой половине 40-ых годов XX века в подразделениях тяжелых бронеавтомобилей в качестве средства огневой помощи. Корпус морской пехоты США включил М3 в состав дивизионных рот тяжелого оружия и с успехом применял в битвах на Иводзиме и Окинаве в 1945 году.

Рассказ об американских истребителях танков был бы неполным без хотя бы краткого упоминания о еще одной военной машине, созданной в Соединенных Штатах, но в армии данной страны ни при каких обстоятельствах не употреблявшейся.

Практически сразу после начала производства в апреле 1942 года 75-мм САУ М3 на Абердинском полигоне испытывался полугусеничный истребитель танков, вооруженный 6-фунтовой (57-мм) британской противотанковой пушкой, а правильнее — ее американским лицензионным вариантом М1. Эту машину, взявшую обозначение Т48 57 mm Gun Motor Carriage, создали по инициативе смешанной англо-американской рабочей по оружию и по плану последней она должна была поступить в армии США и Англии.

Но американцы уже планировали замену собственных 75-мм САУ М3 на более замечательные М10, и 57-мм противотанковая САУ им была не нужна. Исходя из этого в декабре 1942 года компания Diamond Т Company начала выпуск Т48 лишь для британцев.

По компоновке Т48 подобна М3. Пушка М1, снабженная коробчатым щитом, устанавливалась за отделением управления.

Расчет выстрелов и 99 орудия боекомплекта размещались в кормовой части кузова. Горизонтальные углы наведения орудия составляли по 27,5° на сторону, а вертикальные от -5° до +15°.

В течение 1943 года заводские цеха покинули 962 самоходные установки этого типа, из которых 680 отправились в Англию.

Оставшиеся в Штатах 282 автомобили скоро переоборудовали в стандартные бронетранспортеры МЗА1. Но, и в Англии Т48 не пришлась ко двору: 57-мм пушка уже не имела возможности действенно бороться с германскими тяжелыми танками — в ее боекомплекте не было подкалиберных снарядов. К тому же британцы в тот период уже делали ставку на новую 17-фунтовую противотанковую пушку.

Исходя из этого британцы поспешили переправить 650 автомобилей в СССР.

В Красной Армии САУ взяла обозначение СУ-57. Ими вооружили три самоходно-артиллерийские бригады: 16-ю, 19-ю и 22-ю. Последняя позднее была преобразована в 70-ю гвардейскую самоходно-артиллерийскую. Любая бригада имела в собственном составе по 60—65 единиц СУ-57. Остальные автомобили поступили на вооружение в разведывательные части и подразделения Красной Армии.

Как раз в их составе они употреблялись особенно действенно, являясь по существу бронетранспортером с усиленным оружием. Как противотанковое же средство к 1944 году САУ Т48 безнадежно устарела. Кроме Красной Армии эту машину применяло и Войско Польское — 15 единиц СУ-57 передали полякам, каковые организовали из них 7-й отдельный дивизион самоходной артиллерии.

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Сандомирский плацдарм. Истребители \