Гигантские плавучие аккумуляторы ссср

Гигантские плавучие аккумуляторы ссср

    Замаскированный блеф. На снимке, сделанном американским самолетом-разведчиком, видны контейнеры на палубе одного из грузовых судов, идущих с Кубы в СССР. Один из контейнеров «случайно» открыт, и в виден «самолет Ил-28».
    В действительности это контейнер с катодами для аккумуляторная батарей, замаскированный под бомбардировщик, чтобы совсем убедить американскую разведку в блефе советского правительства — другими словами в том, что на Острове Свободы вправду было атомное оружие.

В первой половине 60-ых годов XX века США разместили в Турции баллистические ракеты средней дальности PGM-19 Jupiter с радиусом действия 2400 км. Подлетное время до Москвы у этих ракет составляло всего 10 мин.. Неудивительно, что данный ход весьма встревожил советское правительство во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым.

В мае 1962 года Хрущев побывал в Болгарии, где один из его сопровождающих, продемонстрировав рукой в сторону Турции, заявил, что размещенные в том месте ракеты могут нанести удар по большим промышленным центрам СССР в течение 10−15 мин.. По окончании возвращения из Болгарии Хрущев совершил заседание Совета обороны и изложил в том месте собственную идею: в случае если США разместили собственные ядерные ракеты под боком у СССР, то из-за чего бы СССР не поступить таким же образом? Тем более что кубинский фаворит Фидель Кастро в далеком прошлом просил советское правительство расширить военное присутствие на Острове Свободы.

В следствии летом 1962 года было принято политическое ответ по отправке на Кубу замечательной военной группировки, имеющей на вооружении ядерные ракеты Р-12 и Р-14, и бомбардировщики Ил-28, способные нести ядерные бомбы. В первых числах Сентября, в то время, когда переброска бронетехники была в самом разгаре, президент Кеннеди объявил, что США не потерпят наличия ядерных ракет на Острове Свободы, но Хрущев заверил его, что их в том месте нет, а имеется лишь научное оборудование.

А 14 октября американский самолет-разведчик U2 сфотографировал то, что эксперты ЦРУ идентифицировали как начальные позиции для ракет. Четырьмя днями позднее встревоженный Кеннеди в беседе с советским министром зарубежных дел Громыко и послом в Соединенных Штатах Добрыниным "настойчиво попросил" от СССР убрать ракеты с Кубы. Но советские представители утверждали , что никаких ядерных ракет на Кубе нет.

Бессчётные книжки истории, так обрисовывающие начало Карибского кризиса, поставившего мир на порог ядерной трагедии, утверждают, что Хрущев и другие советские дипломаты лгали. В действительности книжки ошибаются: советские политики говорили чистую правду.

В клещах энергоголода

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века на Острове Свободы случилась революция и у руля поднялся Фидель Кастро, принявший последовательность главных ответов. Он национализировал банки, телефонную сообщение и энергетику, сахарные фабрики и нефтепереработку. Многие из этих фирм принадлежали американцам, и США в качестве ответного шага заявили Кубе экономическую блокаду, прекратив брать главный экспортный продукт (сахар) и поставлять источники энергии (нефть).

Кубинский фаворит обратился к СССР, и советское правительство, очень заинтересованное в наличии идеологически близкого союзника у берегов США, решило оказать помощь.

На Кубу были направлены танкеры с нефтью, и зачастили советские технические эксперты, каковые должны были наладить местную индустрию. Практически сходу стало ясно, что ключом к формированию Кубы станет энергия. Без энергии не будут трудиться никакие механизмы, и ни о какой индустрии, нужной для обычного функционирования страны, не может быть и речи.

Увы, на Острове Свободы из источников энергии были дешёвы разве что отходы переработки сахарного тростника. Кстати, они также шли в дело — советские эксперты спроектировали и выстроили на острове пара теплоэлектростанций, трудившихся на сжигании растительной биомассы.

«Страна испытывала настоящий энергетический голод, — вспоминает бывший научный сотрудник органических соединений и Института металлохимии (ИМХО) Валентин Никаноров. — Один из моих столичных сотрудников побывал в том месте и поведал о технических сложностях строительства местных электростанций. Ну и обмолвился, что местная электрическая сеть, дескать, еще долго не будет работоспособной, хоть вези с собой чемодан батареек. Вот эта фраза и натолкнула меня на плодотворную идею, с которой я обратился к управлению университета».

Большие батарейки

Отдел независимых источников и электрохимии металлов питания (ЭМНИП), в котором трудился Никаноров, занимался разработкой батареек. Но не тех, каковые вставляли в приемники либо фонари, а более больших. Намного более больших: такие «батарейки» планировалось применять для аварийного питания разной бронетехники (станций наблюдения и разведки, ретрансляторов связи и РЛС) в труднодоступных местах.

Из-за чего не дизель?

«Ну вот заберите современные ноутбуки, — поясняет Валентин. — Солидную часть времени они трудятся от сети, но время от времени все-таки от батареек. Так и с бронетехникой — для вывода дизеля на рабочий режим требуется пара мин., а все это время важная бронетехника- допустим, станция ПВО — не должна заканчивать работу ни на секунду».

Гордостью университета ЭМНИП стал проект огромного независимого источника питания. «Что такое батарейка? — говорит Никаноров. — Это некая цистерна, наполненная электролитом, в который загружены электроды. Чем больше количество цистерны, тем больше энергии возможно запасти в таковой батарее. Вот мы и спроектировали батарею в корпусе танкера».

Плавучий аккумулятор

Танкеры типа «Казбек» были самыми большими в то время советскими нефтеналивными судами с водоизмещением 16250 т, дедвейтом 11800 т и количеств грузовых танков 14020 м³. С 1951 по 1961 год на верфях в Ленинграде, Николаеве и Херсоне было создано более 60 таких судов. Одно из них, выстроенное во второй половине 50-ых годов двадцатого века и названное «Проект 15» (по кодовому обозначению, которое дали данной программе в ИМХО), было не совсем простым.

Оно было оборудовано танками со особой внутренней облицовкой, призванной предохранить электролит от загрязнения. В танков размещались электрохимические ячейки с катодами и графитовыми анодами из металла с покрытием из кобальтата лития. В качестве электролита употреблялся раствор гексафторфосфата лития в смеси органических растворителей — этиленкарбоната и диэтилкарбоната. «Да, мы опередили всю землю на 25 лет, сделав литиевый аккумулятор еще во второй половине 50-ых годов двадцатого века! — безрадостно говорит Никаноров. — Но отечественная разработка по политическим обстоятельствам была забыта».

Вместо классического для танкеров этого класса дизеля 8ДР 43/61 (завод «Русский дизель») мощностью 3800 л.с. «Проект 15» был оснащен 2,5-МВт электромотором. Это разрешало снизить шумы, что рассматривалось как важное преимущество, потому, что плавучий аккумулятор прежде всего предназначался для энергообеспечения разных прибрежных армейских объектов — маяков, станций ретрансляции и РЛС.

Танкер длиной 138, шириной 19,2 и осадкой 8 м имел электрическую емкость около 7 ГВт•ч. Для сравнения: такое количество электричества дает в течение семи часов современный энергоблок АЭС с реактором РБМК-1000, трудящийся на полную мощность для обеспечения большого индустриального города!

Лишь с танкером все существенно проще — он просто причаливает и подключается к местной электросети. Для для того чтобы подключения «Проект 15» был оборудован целой электростанцией, преобразовывавшей напряжение в стандартные для распределительных ЛЭП 35/110 кВ. Много внимания уделялось и безопасности: на танкере было установлено температуры и датчиков большое количество давления, эти с которых отслеживались при разрядке и зарядке.

Батарейки для Острова свободы

На 1962−1965 годы были намечены долгие опробования «Проекта 15», каковые должны были проходить в северных районах и на Дальнем Востоке СССР. К этому времени в Мурманске смонтировали особый зарядный терминал, и судно уже успело пройти предварительную полугодовую обкатку, зарекомендовав себя с лучшей стороны. «Само собой разумеется, трудности были, — вспоминает помощник начальника опробований Виталий Крючкин. — Особенно большое количество нареканий вызывала аппаратура преобразования энергии.

Инженеры шеф-наладки просто не вылезали из блоков, фактически в том месте и ночевали, но все-таки довели оборудование до ума. А с электрохимией выяснилось на удивление мало неприятностей. Пара раз срабатывали автоматы и аварийные клапаны давления отключали зарядку, но это, в общем, штатные обстановки».

Директор ИМХО И.А. Вяземский по окончании беседы с Никаноровым написал докладную, которую послал управлению Минэнерго. Все это стало причиной тому, что в конце 1961 года начальник Министерства строительства электростанций СССР Игнатий Новиков собрал заседание с участием расширенной группы исследователей из ИМХО и АН СССР.

По окончании нескольких заседаний на высоком уровне с одобрения Хрущева было решено совершить опробования в более мягких климатических условиях — на Острове Свободы, не смотря на то, что наименование опробований покинули прошлым («Анадырь»).

«Проект 15» должен был заряжаться в Мурманске либо в Севастополе, где начали постройку еще одного зарядного терминала, а после этого идти на Кубу. Дабы судно не простаивало в пункте назначения, планировалось выстроить на острове пара накопителей — огромных стационарных аккумуляторная батарей. Электроды для данной цели были уже изготовлены и посланы на Кубу в трюмах грузовых судов.

Электролит планировалось доставить танкерами.

Запалы для скандала

Как раз этим электродам и суждено было сыграть ужасную роль детонаторов мирового политического кризиса. «Аноды отечественных батареек были такими долгими 25-метровыми стержнями из графита, — вспоминает Валентин Никаноров. — Они достаточно хрупкие, и, дабы обезопасисть от повреждений, их упаковывали в особые транспортные контейнеры — громадные цилиндры полутораметрового диаметра. Как раз их-то американская разведка и приняла за баллистические ракеты Р-12. А катоды, пустотелые цилиндры из особого сплава с покрытием из кобальтата лития, упаковывались в контейнеры диаметром 2,5 м, и их американцы приняли за ракеты Р-14».

Неудивительно, что Хрущев, что был в курсе операции «Анадырь», категорически отрицал наличие на Острове Свободы ядерных ракет. Но он скоро осознал, какие конкретно возможности политического блефа раскрываются перед СССР и Кубой, в случае если советские представители признают наличие на острове атомного оружия, и отправился на попятную. Блеф, нужно сообщить, был разыгран мастерски и вошел во все книжки истории как настоящая версия событий.

В следствии, как мы знаем, СССР удалось добиться как снятия угрозы вторжения на Кубу, так и вывода американских ядерных ракет из Турции.

Политическая подоплека уничтожила проект плавучих аккумуляторная батарей. Советское правительство вывезло оставшиеся электроды (под видом самолётов и ракет Ил-28) и безотлагательно засекретило все документы по этому вопросу. «Всех участников проекта позвали в Москву, и с каждым сотрудники КГБ совершили беседу и забрали подписку о неразглашении, — вспоминает Никаноров.- Запомните, — говорили нам «люди в сером», — никаких электродов не существовало, это были ядерные ракеты». Проект закрыли и забыли практически на полвека.

От кризиса до кризиса

Но в начале 2000-х бельгийская компания WindRunners внесла предложение увлекательную программу в области другой энергетики. В отличие от генераторов в простых офшорных ветропарках, ветроустановки WindRunners не должны находиться на месте. По плану конструкторов они перемещаются по акватории по сигналам из диспетчерского центра, что принимает решения в зависимости от карты прогноза ветров.

Это разрешает избежать простоя генераторов в безветренную погоду, но формирует значительную проблему доставки энергии от генераторов на берег. Как раз тогда сын Валентина Никанорова Алексей, отправившийся по стопам отца инженер-электрохимик, прочёл об этом проекте и обратился к разработчикам WindRunners с предложением возродить схему 50-летней давности, выстроив флот судов-батареек.

Как поведал «Популярной механике» Алексей Никаноров, была выбрана двухкорпусная схема и по сей день пара таких судов уже строятся на одной из верфей в Корее: «Проектом предусматривается разработка автоматической совокупности управления для таких судов, так что «батарейки» будут машинально заряжаться от ветряков и приходить в порт на разрядку». Проект планируется запустить в коммерческую эксплуатацию в 2017 году, именно к 55-летию Карибского кризиса. Но сейчас разработка, по не добрый иронии чуть было не погубившая мир, призвана спасти его от нового кризиса — энергетического.

Примечание редакции: эта статья размещена в апрельском номере издания и есть первоапрельским розыгрышем.

Проект WindRunners («Бегущие по ветру»)

    Проект WindRunners ("Бегущие по ветру")

132 самоходные платформы мощностью 100 МВт

61 судно с аккумуляторная батареями емкостью 6 ГВт•ч

6 портовых терминалов

Время полного заряда: 74 часа

Время полного разряда: 36 часов

Дабы не допустить простой при безветренной погоде, центральный диспетчерский пункт на базе спутниковых снимков и других погодных данных образовывает карту ветров на следующие пара дней. Исходя из этих данных, каждому ветрогенератору совокупности WindRunners выдается команда на перемещение в соответствующую точку.

Самоходные ветровые платформы складывают лопасти и опоры и своим ходом перемещаются в автоматическом режиме (размещать такие ветропарки планируется в районах, закрытых для гражданских судов). Достигнув нужной точки, платформа стабилизируется, производит опоры и раскладывает лопасти турбин.

Затем к платформе пристыковывается плавучий аккумулятор, что накапливает вырабатываемую энергию. В то время, когда процесс заряда всецело закончен, судно отстыковывается и в автоматическом режиме идет к портовому терминалу разряда.

Двухкорпусные плавучие аккумуляторная батареи —

далекие потомки танкера «Проект 15», созданного в Университете органических соединений и металлохимии во второй половине пятидесятых годов. Современный вариант играется важную роль в проекте «бродячих» офшорных ветрогенераторов бельгийской компании WindRunners.

В двух корпусов судна находятся электрохимические ячейки аккумуляторная батарей. Аноды их изготовлены из особого графита, а вот катоды уже не из кобальтата лития, как в «Проекте 15», а из марганцевой шпинели (манганата лития) — это более безопасно при разряде и заряде громадными токами. На самом судне расположена лишь аппаратура управления процессами заряда/разряда, а сами преобразователи — в зарядных терминалах в порту либо на платформах ветрогенераторов.

Статья «Батарейки для Карибского кризиса» размещена в издании «Популярная механика» (№126, апрель 2013).

<

h4>

Эбонитовый аккумулятор СССР

Статьи, которые будут Вам интересны: