Грозные, но не стрелявшие
Эти ракеты ни при каких обстоятельствах не употреблялись в военных действиях. И однако они сыграли заметную роль в расстановке сил между противостоящими блоками во время «холодной войны».
Работы, выполненные в НИИ-88 в конце 1940-х гг., по воссозданию зенитного ракетного оружия на базе трофейных управляемых ракет «Вассерфаль», «Шметтерлинг» и других, стали причиной осознанию правительством того факта, что для столь сложных совокупностей, как зенитные ракетные комплексы, нужно объединение предприятий и усилий организаций разных ведомств и министерств.
Это было учтено в августовском 1950 г. Распоряжении Правительства о разработке первой зенитной ракетной совокупности «Беркут».
В качестве головного разработчика выбрали КБ-1, имевшее опыт создания ракетного оружия Руководили разработкой С. Л. Берия, П.Н.Куксенко и A.A.Расплетин. В Беркута «входили» совокупности обнаружения на базе РЛС А-100, РЛС наведения на цель Б-200 и ракеты В-300. Неспециализированное управление программой было поручено помощнику Примьера Л.П.Берии Скоро был создан и рабочий орган для координации работ — Третье основное управление (ТГУ) при Совете Министров СССР
В сентябре 1950 г. распоряжением Правительства разработка ракеты В-300 поручалась ОКБ-301 С.А.Лавочкина.
ЗУР В-300 предназначалась для уничтожения на большой дальности 30 км самолетов соперника, летящих на высотах до 20 — 25 км и со скоростями до 1000 км/ч. Стартовая масса ракеты ограничивалась 1000 кг, но в следствии предварительных изучений стало известно, что эта величина очевидно недостаточна.
Для действенного поражения воздушной цели при промахе 50 — 75 м требовался отсек боевого снаряжения массой 260 кг. Масса бортовой аппаратуры оценивалась в 170 кг. В итоге на топливо и другие элементы ракеты оставалось 570 кг. Такая ракета не имела возможности достигнуть высот и заданных дальностей. Исходя из этого стартовая масса ЗУР, удовлетворявшая требованиям технического задания была заявлена ОКБ-301 в 3900 кг.
По указанию Л.П.Берии создали рабочую группу, в которую вошли сотрудники ОКБ-301, ОКБ и ЦАГИ А.Н.Туполева.
Совместными усилиями удалось отыскать кое-какие резервы, и по окончании тщательного рассмотрения к проектированию приняли два типа ЗУР. Первый — так называемая «независимая» одноступенчатая ракета, со стартовой массой более чем 3,4 т, с длительностью полета порядка 60 с. Второй — «составная» ракета, с пороховым стартовым ускорителем с длительностью полета до цели 45 — 50 с, массой маршевой ступени около 2,2 т, ускорителя — 1,2 т. В итоге выбрали «независимую» ракету со стартовой массой в окончательном виде 3,58 т и длиной — 11,425 м.
Ракету В-300 оснастили ЖРД, разрабатывавшимся коллективом А.М Исаева На В-300 применили совокупность подачи горючего с воздушным аккумулятором давления (ВАД).
При выборе схемы ракеты остановились на аэродинамической схеме «утка», разрешавшей значительно уменьшить изгибающие моменты на корпусе ракеты.
Работы производились со столь высокой интенсивностью. что, по словам С.А.Лавочкина, «так тяжело ему не было и в армейские годы».
Конструкторов практически перевели в казарменное положение. Проектирование В-300, взявшей заводское обозначение «изделие 205», закончили в последних числах Февраля 1951-го, и 1 марта эскизный проект представили в ТГУ, а в мае 1951 г. начались наземные опробования элементов ракеты.
В июне 1951 г. при заправке ВАД одной из ракет нашли увеличение давления в баке горючего ракеты.
Рабочая группа установила обстоятельство: наличие свища в трубе большого давления из-за ее прожога при приварке; распознали и другие недочёты. В следствии новым директором завода № 301 стал B.Н.Лисицын, а первым помощником
C.А.Лавочкина прописали декана самолетостроительного факультета МАИ П.Д.Грушина.
С 25 июля по 21 августа 1951 г. на полигоне в Капустином Яре совершили первую серию летных опробований «изделия 205». Три первые ракеты стартовали по вертикальной траектории, без маневров, и продемонстрировали совпадение летных данных с расчетными, и обычный отрыв от пускового стола, сброс газовых рулей, удовлетворительную стабилизацию ракеты газовыми рулями и обычную работу двигателя.
В последующих пусках с склонением и вертикальным стартом в вертикальной плоскости на разных режимах полета начались неудачи. Из пяти пусков успешным был только один — пятый (полагая от начала летных опробований).
Однако первые удачи в опробованиях «изделия 205» стали основанием для принятия в августе 1951 г. Распоряжения Правительства о прекращении в НИИ-88 работ по германским ЗУР.
Зенитная управляемая ракета В-300 («изделие 205»):
1 — головной обтекатель; 2 — передний отсек; 3 — приемная антенна радиовзрывателя, 4 — центроплан руля; 5 — руль; 6 — рулевой отсек; 7 — бак окислителя; 8 — гаргрот; 9 — межбаковый отсек; 10 — отсек горючею; 11 — обтекатель антенны радиоуправления; 12 — крыло; 13 — антенны радиовизирования; 14 — обтекатель фермы газовых рулей; 15 — хвостовой отсек (на видах XI, XII, XIII и XIV — без обтекателя); 16 — передающая антенна радиовзрывателя; 17 — крышка люка боевой части; 18 — приемник воздушного давления; 19 — гнездо такелажной цапфы; 20 — гнездо расчалки; 21 — тяга элерона; 22 и 30 — ВАД; 23 — приемник радио-взрывателя, 24 — передатчик радиовзрывателя; 25 — блок автопилота; 26 — боевая часть; 27 — сильфон; 28 — заборник окислителя; 29 — трубопровод подачи окислителя; 31 — торовидный бак; 32 — батарея; 33 — четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель С09.29; 34 — крюк крепления фермы газовых рулей; 35 — лента-стяжка; 36 — рулевая машинка; 37 — ферма газовых рулей; 38 — заборник горючего; 39 — рулевая машинка привода элеронов; 40 — пироболт крепления к стартовому столу; 41 — синхронизирующая тяга газовых рулей направления; 42 — газовый руль; 43 — пироразъем ленты-стяжки; 44 — корпус пирозамка
С 25 августа по 15 сентября 1951 г. на стенде завода № 301 совершили опробования ракет с поменянными электросхемами борта и наземной кабельной сети, нестабильная работа которых была обстоятельством четырех неудачных пусков.
Это разрешило с 19 сентября продолжить летные опробования и до 5 октября 1951 г. произвести 10 пусков.
На протяжении опробований, проходивших с 6 ноября по 16 декабря 1951 г., запустили 12 ракет, а также четыре, оснащенные аппаратурой радиоуправления, и две с радиовзрывателями. Все пуски прошли удачно.
На этом первый этап летных опробований, подтвердивших проектные летные эти «изделия 205», завершился. Однако конструкция ракеты нуждалась в проведении улучшений и ряда доводок.
В четвертой серии пусков 17 доработанных ракет выяснили маневренные характеристики ракеты на громадных и малых высотах. Восемь ракет данной серии с аппаратурой радиоуправления в полете управлялись по радиокомандам с почвы.
Успех данной серии пусков разрешил в последних числах Апреля 1952 г. решить о подготовке ракет «205» к серийному производству на фабриках № 82 и № 464.
В пятой серии из четырех ракет, оснащенных автопилотом, выполнили все заданные программы. Не обращая внимания на то, что в одном из пусков ракета разрушилась, полученные эти разрешили сделать вывод о управляемости и хорошей устойчивости ЗУР, а характеристики «изделия 205» близки к требуемым.
Целью шестой серии из 10 изделий с новым автопилотом стало определение маневренных черт ракеты «205» при пуске по сложным пространственным траекториям. В данной серии успешными были восемь пусков из десяти.
В седьмой серии пусков отрабатывались автоматическое сопровождение и захват ракеты «205» станцией Б-200. Сейчас в трех из пяти пусков полетные задания выполнили.
В конце 1952 г. состоялась восьмая серия пусков для управляемости ракеты и отработки устойчивости в замкнутом контуре станции Б-200.
В двух последних сериях употреблялись ракеты, изготовленные на серийных фабриках № 82 и № 464. В целом из 22 пусков двух последних серий ракеты всецело выполнили заданную программу в десяти.
В начале 1953 г. в соответствии с Распоряжением Совета Министров серийное производство зенитной ракеты «205» развернули на фабриках № 41, № 82 и № 464 Всего до 1954 г. изготовили 2313 ракет.
«Изделие 205» дорабатывалось и по окончании его запуска в серию В 1952 г. для обеспечения надежного запуска ЖРД при низких температурах установили электрообогреватель пускового окислителя. Значительно доработали элероны и воздушные рули.
Для понижения действия раздражающих обеспечения и моментов лучшей стабилизации В-300 ее оснастили элеронами большей площади, стопорившимися на начальном участке полета, между воздушными рулями и корпусом ракеты ввели центропланы.
В 1953 г. продолжили опробования ракеты «205» в замкнутом контуре управления станции Б-200.
Во время с 26 апреля по 18 мая 1953 г., с целью определения эффективности поражения самолетов ракетой «205», выполнили пуски по самолетам-мишеням Ту-4.
Всего по пяти самолетам-мишеням запустили 12 ЗУР Сбили все Ту-4 — четыре разрушились в воздухе, один с тяжелыми повреждениями и упал недалеко от полигона. Наряду с этим в двух случаях мишени поражались одной ракетой, в двух случаях —двумя ракетами, а в одном — тремя.
Транснортно-заряжающие автомобили зенитной ракетной совокупности С-25 с ракетами В-300
В 1953 г. по окончании ареста Л.П.Берии, а после этого и его сына, в управлении КБ-1 случились большие перестановки.
Совокупность переименовали в С-25, для ее принятия образовали рабочую группу под управлением маршала артиллерии Н.Д.Яковлева, что "настойчиво попросил" повторения опробований.
В осеннюю пору 1953 г. совершили опробования для определения эффективности действия С-25 при стрельбе по самолетам-мишеням и проверки возможности одновременного пуска сходу нескольких ЗУР по нескольким самолетам-мишеням Ту-4. Из четырех самолетов-мишеней Ил-28 три сбили двумя ракетами любой и один — одной ракетой.
На зачетном этапе пуски двух ракет производились в один момент по двум самолетам-мишеням Ту-4, наряду с этим промежуток между достижением ракетами мишеней не превышал одной секунды. Из четырех Ту-4 один поразили первой ракетой, вторая подорвалась уже у горящей мишени, три остальных Ту-4 соответственно стёрли с лица земли одной, двумя и тремя ЗУР.
1954 год, ставший этапным для армий ПВО, вынудил ускорить введение в строй С-25.
Этому содействовал инцидент, случившийся 29 апреля, в то время, когда три разведывательных самолета RB-45 совершили продолжительные полеты в глубь территории СССР. Уже летом С-25 предъявили на национальные опробования, на протяжении которых с 25 июня по 1 апреля 1955 г. произвели 69 пусков ЗУР, среди них и по 20 целям в один момент.
Акт о завершении национальных опробований был подписан в двух вариантах Главным их отличием было то, что в первом говорилось о принятии С-25 на вооружение, а во втором предлагалось сперва совершить доработки по замечаниям рабочей группы и уже после этого принять на вооружение.
Результатом рассмотрения этих вариантов в ЦК КПСС стало нейтральное ответ— совокупность принималась на вооружение с постановкой на умелую эксплуатацию.
С таковой формулировкой в мае 1955 г. С-25 приняли на вооружение армий ПВО. Около Москвы была развернута Отдельная армия особенного назначения, в которую вошло 56 зенитных ракетных полков со станциями Б-200 и позициями ракет В-300.
За создание первой советской серийной ЗУР С.А.Лавочкину в 1956 г. во второй раз присвоили звание Героя Социалистического Труда.
В.
КОРОВИН, А. ФОМИЧЕВ