Ядерный блэкджек: ту-160 достали из архива — «новости дня»

Ядерный блэкджек: ту-160 достали из архива - «новости дня»

История создания ядерного ракетоносца Ту-160 и восстановления его модификации на мощностях Казанского авиационного производственного объединения полна неожиданных поворотов и интересных коллизий сюжета.

Концепт этого самого тяжелого в мире (275 тысячь киллограм) боевого самолета создан еще полвека назад. Во второй половине 60-ых годов XX века разведка донесла, что американцы практически закончили опробования нового стратегического бомбардировщика В-1. Стало очевидным, что дозвуковые Ту-95 и М-4 более не соответствуют твёрдым параметрам противостояния времен разгара холодной войны.

Тогда-то и начался первый акт увлекательной интриги в мире армейского самолетостроения.

Изначально проект был создан и доведен до чертежей в ОКБ Мясищева. комиссия утвердила предложенную платформу М-18 — интегральный низкоплан, задуманный по классической аэродинамической схеме. В итоге оказался 4-двигательный аппарат с изменяемой геометрией крыла.

Похоже, начальник конструкторского бюро был у правительства не в чести, потому, что руководство нежданно приказало дорабатывать чертежи и строить прототип совместно с ОКБ Сухого. Последнее предложило другую разработку с похожей схемой компоновки. Примечательно, что разработку отнесли к хозяйству Туполева.

Само по себе КБ Туполева приложило мало упрочнений для самолета, но в окончательном виде его назвали как раз Ту-160.

Запутанная история проектирования бомбардировщика никак не сказалась на летных и боевых качествах автомобили, которую позднее с легкой руки пилотов прозвали «Белый лебедь». Уже тогда Ту-160 был способен трудиться на высоте 18 километров с дальностью полета до 13 тысяч км и на крейсерской скорости порядка 2300 км/ч.

Но пришли бесславные 1990-е. В рамках действовавших тогда интернациональных контрактов Российская Федерация сохранила право лишь на 15 ракетоносцев этого класса. По некоторым данным, на 1993 год в строю были, все же, не 15, а 16 автомобилей.

К сожалению, одна была утрачена вместе с экипажем в 2003 году в Саратовской области по окончании планового ремонта двигателя.

В 2006 году командующий дальней авиацией Игорь Хворов докладывал о непреднамеренном нарушении воздушного пространства США группой модернизированных Ту-160М. Если доверять рапорту генерала, данный несанкционированный «заход к себе домой» остался незамеченным грозной американской совокупностью ПВО NORAD.

Поворотным моментом в истории Ту-160 можно считать выступление помошника премьер-министра России Дмитрия Рогозина в мае 2017 года. Государственный служащий заявил о необходимости срочного выпуска дополнительных 50 (!) бортов ядерных ракетоносцев класса Ту-160М. Пять дней спустя, 25 мая, программа дополнительного выпуска, и начала работ над бомбардировщиком-ракетоносцем нового поколения — ПАК ДА (перспективный летный комплекс дальней авиации) была официально утверждена военным министром России Сергеем Шойгу.

Казалось бы, восстановление производства и тем более срочный выпуск самолетов к 2021 году неосуществимы по окончании 20 с лишним лет простоя производственных утраты и мощностей наработанных логистических цепочек. Но стало известно, что Казанское авиационное производственное объединение по собственному почину сохранило в запасниках все нужные комплектующие для срочного выпуска первых бортов новой серии.

Как раз благодаря такому ответу заводчан уже 16 ноября состоялась выкатка практически готового нового Ту-160М. Это тот самый законсервированный борт, надежно укрытый в дальних ангарах предприятия и полулегально переживший в разобранном виде ельцинскую разруху. Кроме этого заводчане в малейшие сроки вернули все нужные разработки производственной линии, включая установку электронно-вакуумного отжига и лучевой сварки.

на данный момент зарубежные армейские аналитики ломают голову над тем, сколько еще ракетоносцев сумеет произвести Казань из собственных ветхих запасов комплектующих. Но, с учетом того энтузиазма, с которым Объединенная авиационная корпорация (ОАК) взялась за дело, выделив 6 млрд рублей на возобновление производства, возможно смело утверждать, что к 2021 году модернизированные производственные линии готовься к выпуску новых автомобилей.

не меньше необычна и история восстановления двигателестроения под потребности Ту-160М. С 2016 года снова всецело введен в строй самарский комплекс «Кузнецов», что будет производить двигатели НК32/02 — выпуск двигателей был прекращен в первой половине 90-ых годов двадцатого века. Само собой разумеется, в будущем бортовая радиоэлектроника ракетоносца будет модернизирована, но, наверное, это будет проводиться уже по мере выпуска автомобилей в рамках исполнения оборонзаказа.

На сегодня лишь 3% ядерного арсенала России приходятся на дальнюю авиацию (у США — 5,5%). Но цель минобороны очевидно не в том, дабы в очередной раз «догнать и перегнать». на данный момент Российская Федерация накопила достаточный научный потенциал не для модернизации, а для принципиально новой автомобили нового поколения.

Про нее до тех пор пока известно мало, но, вероятнее, при ее создании будет использована схема «летающее крыло». Ракетное оружие также должно претерпеть значительные трансформации. Пока не стоит сказать о ПАК ДА, но кроме того у Ту-160М2 показалась сверхдальняя ракета Х-БД, талантливая на поражение цели на расстоянии в 5 тыс. км (до сих пор употреблялась Х101 с дальностью порядка 3 тыс. км).

Это практически свидетельствует новую возможность нанесения удара без вхождения в зону ответственности ПВО возможного соперника.

«Белый лебедь» с ядерной дубинкой: ракетоносец Ту-160 за 60 секунд