«Китайские копии»

«Китайские копии»

В английском в далеком прошлом существует крылатое выражение «Chinese сору» («китайская копия»), означающее незаконное повторение какой-либо промышленной продукции без приобретения лицензии на ее производство. Но применительно к 50-летней истории армейского кораблестроения КНР это выражение очень актуально и в собственном буквальном переводе. Сейчас практически все боевые единицы китайского флота являются компиляцией из систем и агрегатов, шепетильно скопированных с советских либо западных образцов.

Первыми довольно большими судами, выстроенными в социалистическом Китае, стали четыре фрегата типа «Гуйян», являвшиеся правильным повторением отечественных «полтинников» — СКР проекта 50 (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2004 г.). Они строились на верфях в Шанхае и Гуаньчжоу под управлением прибывших из СССР инженеров, по советской документации и всецело оснащались опять-таки советской «начинкой».

Фрегаты взяли заглавия в честь городов Китая (традиции давать всем большим боевым судам «географические» имена китайцы следуют сейчас) и в 1958 — 1959 годах вошли в строй. В начале 1970-х их перевооружили: вместо торпедных аппаратов они взяли двухконтейнерную поворотную пусковую установку для противолодочных ракет «Хайин» (копия советской П-15).

Вместе с модернизированными подобным образом эсминцами-«семерками» фрегаты типа «Гуйян» стали первыми мореходными ракетоносцами флота Поднебесной.

Успешный проект 50 послужил базой для разработки собственного корабля, известного на Западе как тип «Цзяннань». Он во многом напоминал коммунистический «полтинник», но был основательно перекомпонован. Вместо паротурбинной энергетической установки китайцы установили более простые в эксплуатации дизели.

Корпус фрегата взял удлиненный полубак; три 100-мм орудия Б-34 сейчас размешались как бы «зеркально»: два в корме и одно в носу. Средства ПВО усилили за счет повышения числа стволов 37-мм добавления и автоматов крупнокалиберных пулеметов.

система управления и Радиоэлектронное оборудование огнем не изменились, но от торпедного оружия отказались — как выяснилось, напрасно: как раз площадки под торпедные аппараты в будущем стали тем самым резервом, разрешившим установить противокорабельные ракеты. Плотная компоновка судов типа «Цзяннань» при отсутствии какого-либо запаса водоизмещения уже не давала возможности перевоплотить эти фрегаты в ракетные.

Проектирование и постройку «цзяннаней» очень сильно задержала начавшаяся в Китае «культурная революция» — они вступили в строй лишь в 1967 —1969 годах и к тому времени безнадежно устарели. Необходимо заметить, что правильная информация об этих судах до сих пор отсутствует — в то время маоистский Китай был прочно отгорожен от всей земли.

Зарубежным экспертам сейчас не известны ни их настоящие имена («Цзяннань» — это только наименование шанхайской верфи, на которой строился головной фрегат), ни номер проекта, ни подробные ТТХ. Кроме того число судов в серии оценивают по-различному: их было то ли пять, то ли шесть… В западной печати промелькнуло сообщение, что в первой половине 70-ых годов XX века на протяжении операции по захвату островов Спратли в Южно-Китайском море южновьетнамские ВМС потопили один из фрегатов типа «Цзяннань».

Китай, конечно, эти сведенья официально не подтвердил. Но, так или иначе, первая большая операция китайского флота в отдаленных водах прошла удачно: сейчас острова Спратли, более известные как архипелаг Наньша, принадлежат КНР. Без мореходных надводных судов осуществить ее было бы нереально.

Преемниками «цзяннаней» стали бессчётные (40 единиц различных модификаций) суда проекта 053, ведущие собственную родословную все от того же советского прототипа.

Их сходство с «полтинником», как говорится, видно невооруженным глазом — достаточно посмотреть на гладкопалубный корпус с большой седловатостью и характерным развалом носовых шпангоутов… Фрегаты строились в двух вариантах: как носители ударного ракетного оружия (проект 053Н, западное условное обозначение «Цзянху») и как суда ПВО (проект 053J, либо «Цзяндун»).

Увы, с последними китайцы потерпели полное фиаско: опробования зенитных ракет собственной конструкции затянулись на много лет, но так и не принесли удовлетворительных результатов. Стало ясно, что создание сложных современных систем оружия китайской индустрии еще не по зубам. И оба выстроенных по проекту 053J фрегата всю собственную последующую работу несли без ракет, как чисто артиллерийские суда.

Другими словами в случае если советские сторожевики проекта 50 запоздали показаться на свет лет на 10 — 15, то их китайские потомки — как минимум на 30!

Действительно, «противокорабельный» вариант проекта 053Н был более-менее успешным. Фрегаты этого типа вооружались двумя спаренными установками для пуска ракет «Хайин» либо «Хайин-2», и универсальной артиллерией 100-мм и 37-мм калибра.

Все установленное на борту оружие, РЛС, командно-дальномерные посты (КДП) представляли собой правильные копии советских образцов 40 — 50-х годов XX века. Либо, в крайнем случае, их модификации — к примеру, спаренные 100-мм артустановки, которыми оснастили часть судов серии, создавались на базе ветхой советской пушки Б-34 и имели ручное заряжание, что к моменту их появления на китайских судах смотрелось ужасным анахронизмом.

Фрегаты проекта 053Н строились в течении 20 лет: головной «Чандэ» вступил в строй во второй половине 70-ых годов двадцатого века, а последний в серии — в 1996-м. В состав китайского ВМФ вошли 27 таких фрегатов, еще три были выстроены на экспорт — для Египта и Бангладеш Последние представители семейства оснащались усовершенствованным (но все равно очень старомодным) новыми и радиоэлектронным оборудованием спаренными 37-мм автоматами с электрогидравлическим приводом механизмов наведения.

Еще один корабль — «Сыпин» — был выстроен во второй половине 80-ых годов двадцатого века по проекту 053НТН. От своих собратьев он отличался наличием ангара и взлетно-посадочной площадки для вертолета Z-9А (выпускавшийся на заводе в Харбине лицензионный французский «Дофин»), за что было нужно заплатить одной ракетной ПУ «Хайин-2» и частью артиллерии.

Помимо этого, на «Сыпи-не» установили два трехтрубных аппарата для противолодочных торпед Ю-7 (копия американской Мк-46 Мод.1), новый КДП, а вместо 100-мм спарки — копию более современной французской автоматической артустановки того же калибра.

104. Фрегат «Мааньшань» (проект 054), Китай, 2004 г.

Строился в Шанхае. Водоизмещение полное около 3500 т. Протяженность громаднейшая 112 м, ширина 13 м, осадка средняя 3 м. Мощность двухвальной дизельной установки 23 674 л.с., скорость 26 узлов. Оружие: 4 ПУ ПНР «Инцзы-83», 1×8 ПУ ЗРК «Хунци-7» («Наваль Кроталь»), одна 100-мм автоматическая артустановка, четыре 30-мм шестиствольных автомата АК-630М, 2×2 324-мм противолодочных торпедных аппарата, два РБУ типа 87, один вертолет Ка-28. В 2004 году выстроено 2 единицы.

105. Фрегат типа «Цзяннань», Китай, 1967 г.

Строился в Шанхае. Водоизмещение обычное 1200 т, полное 1600 т. Протяженность громаднейшая 91,5 м, ширина 10,1 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: три 100-мм орудия Б-34, четыре спаренных 37-мм автомата В-11, два спаренных 14,5-мм пулемета, два РБУ 1200, два бомбомета.

Всего в 1967 — 1969 годах выстроено 5 единиц.

106. Фрегат «Чандэ» (проект 05ЗН), Китай, 1976 г.

Строился в Шанхае. Водоизмещение обычное 1425 т, полное 1700 т. Протяженность громаднейшая 103,2 м, ширина 10,8 м, осадка 3,1 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 25,5 узла. Оружие: 2×2 ПУ ПК Р «Хайин-2», два 100-мм орудия Б-34, шесть спаренных 37-мм автоматов В-11, два РБУ-1200, два бомбомета. Всего в 1976 — 1996 годах выстроено 30 пара различающихся единиц, а также 2 для Египта (в 1984 — 1985 гг.) и одна для Бангладеш (в 1989 г.).

107. Фрегат «Сыпин» (проект 053НТН), Китай, 1986 г.

Строился в Шанхае. Водоизмещение обычное 1550 т, полное 1865 т. Протяженность громаднейшая 103,2 м, ширина 10,8 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: 1×2 ПУ ПКР «Хайин-2», одно 100-мм автоматическое орудие, четыре спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, два РБУ-1200, один вертолет Харбин Z-9A («Дофин»), Выстроена одна единица.

В середине 1980-х годов на вооружение флота КНР поступила новая противокорабельная ракета «Инцзы-1», созданная посредством французских экспертов и очень сильно напоминающая натовскую «Экзосет». Позднее, в первой половине 90-ых годов двадцатого века, показалась ее модификация «Инцзы-2», в которой твердотопливный маршевый двигатель заменили турбореактивным — это разрешило расширить дальность полета ракеты в три раза (с 40 до 120 км).

Если сравнивать с ПКР первого поколения «Хайин» и «Хайин-2», весившими по 2,5 — 3 т, новые ракеты были существенно легче (стартовая масса 815 кг у «Инцзы-1» и 715 кг у «Инцзы-2») и компактнее. Соответственно, для их размещения на корабле требовалось куда меньше свободного пространства. Исходя из этого намерено под новые ПКР китайцы создали модификацию проекта 053Н — фрегат «Хуанши» (проект 053НТ).

По архитектуре он отличался наличием спардека в средней части корпуса, где были установлены восемь неподвижных транспортно-пусковых контейнеров с ракетами «Инцзы». В остальном «Хуанши» практически не отличался от базисного проекта 053Н. Всего в 1986 —1993 годах китайцы выстроили семь таких судов — три для собственного флота и четыре для ВМС Таиланда. Так, неспециализированное число фрегатов семейства 053 («Цзяндун» и «Цзянху»), сошедших со стапелей китайских верфей, составило 40 единиц.

Доступ к современным разработкам (прежде всего — французским) разрешил Китаю сократить отставание от ведущих морских держав и во второй половине 80-х годов начать строительство фрегатов нового поколения типа «Цзянвэй» (проект 053Н2G либо 055). Их чертежи разрабатывались на базе «Сыпина», но в целом новые суда очень отдаленно напоминали прототип. Они стали больше, изменились обводы корпуса (в носовой части показался характерный скуловой излом), выросла мощность силовой установки.

Головной фрегат «Аньцин» взял в полной мере современную подкильную гидроакустическую станцию (ГАС), совокупность радиоэлектронной борьбы, включавшую установки пассивных радиолокационных помех, и — в первый раз в истории китайского флота — личные ЗРК самообороны «Хунци-61». Действительно, скоро стало известно, что эффективность входившей в состав ЗРК ракеты RF-61 была не на высоте.

Только во второй половине девяностых годов, в то время, когда китайцы создали новую зенитную ракету SD-1 с дальностью полета 10 км, комплекс «Хунци-61» был признан всецело боеспособным. Но наряду с этим он все равно имел большие недочёты: во-первых, отсутствовала совокупность перезарядки, а во-вторых, шестиконтейнерная пусковая установка была через чур громоздкой.

Исходя из этого серийные фрегаты, начиная с пятого корабля, стали оснащать более компактными и действенными ЗРК «Хунцы-7», воображавшими собой копию французского комплекса «Наваль Кроталь». Заодно фрегаты, взявшие на Западе обозначение «Цзянвэй-2», наконец-то распрощались с последними «рудиментами» из советского наследства 1950-х годов — командно-дальномерными постами СВП-42 и открытыми палубными 100-мм артустановками с ручным заряжанием.

Сейчас они приобрели новые 100-мм автоматические пушки французского примера и в полной мере приличную электронику (частично скопированную кроме этого с французских совокупностей). Антенну ГАС, раньше размещавшуюся под килем, перенесли в носовой бульбовый обтекатель.

108. Фрегат «Хуанши» (проект 053НТ), Китай, 1986 г.

Строился в Шанхае.

Водоизмещение обычное 1610 т, полное 1924 т. Протяженность громаднейшая 103,2 м, ширина 10,8 м, осадка 3,2 м. Мощность двухвальной дизельной установки 16 000 л.с., скорость 25 узлов. Оружие: 8 ПУ ПКР «Ипцзы-1», два спаренных 100-мм орудия, четыре спаренных 37-мм автомата В-11, два РБУ-1200. Всего в 1986 — 1993 годах выстроено 7 пара различающихся единиц, а также 4 для Таиланда.

109. Фрегат «Аньцин» (проект 053H2G либо 055), Китай, 1991 г.

Строился в Шанхае. Водоизмещение обычное 1810 т, полное 2250 т. Протяженность громаднейшая 112 м, ширина 12,4 м, осадка 3,5 м. Мощность двухвальной дизельной установки 23 674 л.с., скорость 27,2 узла.

Оружие: 2×3 ПУ ПКР «Инцзы-1» либо «Инцзы-2», 1×6 ПУ ЗРК «Хунци-61», одна спаренная 100-мм артустановка. два спаренных 37-мм автомата, два РБУ-1200, один вертолет Харбин Z-9A («Дофин»), Всего в 1991 —2002 годах выстроено 12 единиц (последние 8 — по усовершенствованному проекту с 1×8 ПУ ЗРК «Хунци-7»).

110. Фрегат «Наресуан» (проект 25Т), Таиланд, 1994 г.

Строился в Шанхае.

Водоизмещение обычное 2500 т, полное 2980 т. Протяженность громаднейшая 120 м, ширина 13 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 56 000 л.с., скорость 32 узла. Оружие: 8 ПУ ПКР «Гарпун», 1×8 вертикальная ПУ ЗРК «Си Спэрроу», одна 127-мм автоматическая артустановка Мк-45, два спаренных 37-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, один вертолет. Всего в 1994 — 1995 годах выстроено 2 единицы.

Бурный рост китайской экономики в девяностых подарил Пекину шанс стать второй по окончании США сверхдержавой, заняв место распавшегося СССР. В 1995 году правительство КНР приняло новую военную теорию — «Стратегию активной обороны», предусматривающую не только отражение агрессии со стороны моря, но и возможность предупредительных ударов по потенциальному сопернику. Особенная роль тут отводилась ВМФ.

Китай провозгласил замысел — к 2010 году создать так называемый «Флот зеленых вод», талантливый осуществлять контроль акваторию Тихого океана, ограниченную «первой цепью островов» (Япония, Рюкю, Тайвань, Филиппины). Еще через десятилетие новая Поднебесная империя рассчитывает иметь «Флот голубых вод», что должен быть хозяином в пределах «второй цепи островов» (Курилы, Нампо, Марианские и Каролинские острова, Новая Гвинея).

Наконец, к 2050 году планируется создать океанский ракетно-ядерный флот, талантливый решать задачи в любой точке земного шара. К тому времени техническое и технологическое отставание китайского ВМФ от передовых государств Запада должно быть всецело ликвидировано.

Новая теория вынудила основательно пересмотреть взоры на военное кораблестроение.

суда охраны и Многочисленные катера побережья теряли собственный значение — сейчас предпочтение отдавалось большим судам класса фрегат — эсминец. Еще более интенсивно началось копирование лучших совокупностей оружия, получаемых на Западе и в Российской Федерации.

За последние пять лет в Китае показались сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Инцзы-12», созданные на базе русских ракет «Москит», зенитные ракеты дальнего действия «Хунцянь-9», в точности повторявшие отечественные известные С-300, семиствольные 30-мм автоматы типа 730, снаружи фактически неотличимые от голландской артсистемы «Голкипер», зенитные ракеты LY-60, скопированные с итальянских ЗУР «Аспид», входящих в комплекс «Альбатрос» и являющихся, со своей стороны, «вариацией на тему» стандартных натовских «Си Спэрроу»… В 2003 году в состав китайского ВМФ вошли эсминцы «Яньтай» и «Гуанчжоу» (проект 054В), спроектированные на базе разработки «стэлс» и по совокупности черт уже фактически не уступающие своим «одноклассникам» проекта 956 русском постройки.

А в октябрь и апрель того года со стапелей шанхайской верфи сошли на воду два эсминца нового проекта 054С, оснащенные многофункциональной совокупностью оружия наподобие американской «Иджис» и вооруженные, например, восемью барабанными вертикальными пусковыми установками для зенитных ракет «Хунцянь-9» с дальностью полета около 90 км. Появление судов для того чтобы класса означало: военнопромышленный комплекс КНР вышел на новый качественный уровень.

Под стать эсминцам выглядят и новые фрегаты типа «Мааньшань» (проект 054), пришедшие на смену судам типа «Цзянвэй-2». Выстроенные в соответствии с концепцией «стэлс», они впечатляют не только своим внешним видом. Как возможно делать выводы по размещённым в зарубежной печати данным, по составу оружия, радиолокационного и гидроакустического оборудования, уровню автоматизации они ни в чем не уступают лучшим зарубежным представителям собственного класса.

Головной «Мааньшань» вступил в строй в 2004 году и, по всей видимости, он станет родоначальником нового поколения фрегатов «Флота зеленых вод»…

Напоследок рассказа о китайских фрегатах направляться упомянуть о двух очень современных судах, выстроенных по особому проекту 25Т для ВМС Таиланда— «Наресуан» и «Таксин». Договор на их поставку был заключен в сентябре 1989 года; клиенту эти суда передали в 1994—1995 годах.

Они занимательны в первую очередь тем, что самый близки к западному стандарту. Так, их энергетика — популярная комбинация из американских газовых турбин LM-2500 и германских дизелей компании MTU, а оружие практически аналогично установленному на натовских аналогах. Не обращая внимания на то, что монтаж совокупностей оружия осуществлялся уже в Таиланде, создание этих судов само по себе стало серьёзным этапом китайского судостроения.

Пекин заявил о себе на интернациональном рынке морских оружий и показал свойство удачно совмещать Запада и технологии Востока.

С. БАЛАКИН

КИТАЙСКИЕ КОПИИ ИЗВЕСТНЫХ Машин

Статьи, которые будут Вам интересны: