Крупнейший калибр двуединой монархии

« – Тут перекресток, – говорит водитель, – обе дороги ведут к вражеским позициям. Но для меня принципиально важно лишь одно – хорошее шоссе, дабы не пострадали шины, господин генерал… Я несу ответственность за штабной автомобиль…

Внезапно удар, оглушительный удар, и звезды становятся громадными, как колеса. Млечный Путь густой, как будто бы сливки. Он – Биглер – возносится во вселенную на одном сиденье с водителем.

Все другое обрезано, как ножницами. От автомобиля остался лишь боевой атакующий передок.

– Ваше счастье, – говорит водитель, – что Вы мне через плечо показывали карту. Вы перелетели ко мне, другое взорвалось. Это была сорокадвухсантиметровка. Я это предчувствовал.

Раз перекресток, то шоссе ни черта не следует. По окончании тридцативосьмисантиметровки могла быть лишь сорокадвухсантиметровка. Так как вторых пока не создают, господин генерал».

Так Ярослав Гашек обрисовывал воздействие огня самого тяжелого австро-венгерского орудия – 42-сантиметровой береговой гаубицы. Не обращая внимания на то, что таких гаубиц изготовили считанные единицы, они стали широко известны на фронтах Первой Мировой.

В конце XIX века береговая артиллерия большинства армий мира строилась на базе гаубиц и комбинации пушек, причем дальнобойность последних совсем незначительно уступала пушкам. Но бурный прогресс артиллерии в 1900-е годы стал причиной значительному повышению дальности стрельбы корабельных пушек. В случае если в начале века орудия главного калибра линейных кораблей имели возможность вести пламя на дистанции не более 12 км, то к 1910 году данный показатель превысил 20 км.

Сейчас судам уже не было потребности входить в зону действия береговых гаубиц, и данный класс артиллерии, казалось бы, приближался к собственной «естественной смерти». Единственной сферой применения береговых гаубиц оставалась противодесантная защита – десантным судам волей-неволей приходилось приближаться к берегу и попадать под гаубичный пламя. Особенно актуальным это являлось для государств, имевших сложную береговую линию, не изобиловавшую удобными для высадки местами.

Полностью это относилось к адриатическому побережью Австро-Венгерской империи, исходя из этого в двуединой монархии развитие береговых гаубиц продолжилось.

В 1907 году в конструкторском бюро концерна «Шкода» (город Пльзень) в инициативном порядке началась разработка «берегового крепостного орудия большого калибра для навесной стрельбы». Проектирование осуществлял 6-й конструкторский отделпод руководством Освальдом Дирмозером. Армейские показали интерес к новой разработке только в мае 1909 года, предоставив «Шкоде» детальные тактико-технические требования к 420-мм гаубице.

Потому, что эскизный проект был уже готов, разработка техдокументации заняла меньше года.

27 июля 1913 года на заводском полигоне удачно прошла финальная серия испытательных стрельб 420-мм гаубицы, открывшая орудию путь к принятию на вооружение. Армейские заказали восемь гаубиц, присвоив им обозначение 42 cm L/15 Kustenhaubitze (использовалось кроме этого обозначение 42 cm в наше время М 14).

Конструкция

42 cm L/15 Kustenhaubitze представляла собой стационарное орудие, предназначенное для установки в береговых крепостях. Нарезной ствол гаубицы длиной 15 калибров имел 84 нареза и весил практически 26 т. Клиновой затвор, раскрывавшийся вправо, весил 931 кг. Гидропневматические противооткатные устройства складывались из тормоза отката (два цилиндра) и накатника (один цилиндр), их рабочее давление составляло 60 воздухов.

Подъемный механизм снабжал угол вертикального наведения от ?1,5° до +70°, причем стрельба была вероятна лишь в диапазоне углов возвышения от +15° до +70°, а заряжание осуществлялось при фиксированном угле +12°. Горизонтальное (круговое) наведение обеспечивалось поворотом основания орудийной установки. Неспециализированная масса башенной установки составляла практически 210 т.

Монтаж орудия начинался с установки на цементном основании погона с зубчатым венцом (планировал из отдельных сегментов). Потом на нем размещалось основание погонной шаровой опоры, укладывались шары, после этого устанавливался верхний обод шаровой опоры вместе с полом поворотного барбета. К полу приклепывались боковые стены.

После этого в барбете монтировались поворотные и подъемные механизмы, сам ствол и люлька ствола, и зубчатый сектор вертикальной наводки, подъемник для снарядов и дополнительное оборудование. По окончании монтажа орудия барбет прикрывался сверху противоосколочным куполом с толщиной брони 8–15 мм.

Снаряды на тележках подавались к нижнему уровню орудийной башни и подавались на верхний уровень посредством подъемника. Теоретически скорострельность орудия составляла 2 выстрела в 60 секунд, но на практике была существенно ниже из-за необходимости приведения ствола в положение для последующего восстановления и заряжания наводки. Все механизмы башни имели главной электрический привод и резервный ручной.

Расчет башни включал в себя 27 человек.

Гаубица вела пламя фугасными боеприпасами М 14/9 массой около 1 т. Заряжание – раздельно-гильзовое (употреблялись три заряда массой 92,5 кг, 96 кг и 104,4 кг). Полный заряд снабжал боеприпасу начальную скорость в 415 м/с. Наряду с этим большая дальность стрельбы составляла 12,7 км, минимальная – 3,8 км.

Уже на протяжении Первой Мировой был создан облегченный дальнобойный боеприпас массой 808 кг (большая дальность стрельбы возросла практически на 2 км), и шрапнель.

На стационарных позициях

Начальными замыслами австро-венгерского руководства предусматривалось размещение гаубиц 42 cm L/15 Kustenhaubitze в двух четырехорудийных батареях около главных военно-морских баз. В крепости Пола 420-мм батарея расположилась у подножия бугра Гомила (около нового бронированного форта Градина), в крепости Котор – у маяка. К моменту начала Первой Мировой успели начать строительство лишь первой батареи, а вторая пребывала на стадии проектирования.

Кроме четырех орудийных установок, батарея в Поле должна была включать хранилище снарядов (неспециализированный боекомплект на батарею – 1000 снарядов), командный пункт и другие нужные элементы инфраструктуры, включая узкоколейку, связывавшую склад снарядов с огневой позицией. Командный пункт, размешавшийся на бугре Гомила, имел дальномер М 15 производства венской компании «Отто Ганзер» (с линзами «Цейсс»), снабжавший 24-кратное повышение. Дальномер защищался бронированным колпаком.

Для ведения огня ночью рядом с ним подготовили позицию для двухметрового прожектора, что устанавливался на особой тележке и мог отъезжать в бункер по рельсам.

К началу Первой Мировой на батарее в Поле успели смонтировать одно орудие и частично подготовить позицию для второго. Единственная 420-мм гаубица, употреблявшаяся по собственному начальному назначению, оставалась на позиции в течение всей войны (в 1917 на ее бронированном куполе оборудовали площадку для малокалиберной зенитки).

Крупнейший калибр двуединой монархии
Единственная стационарная установка 420-мм гаубицы. На крыше купола башни установлено зенитное орудие
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1
В новом амплуа

Успешное использование в первые семь дней войны германских 210- и 240-мм орудий, и австро-венгерских 305-мм мортир побудило руководство отказаться от замыслов предстоящего монтажа 420-мм гаубиц на стационарных позициях и применять их на сухопутном фронте. Это выяснилось сложной задачей – так как М 14 проектировалась как стационарная установка.

Для ее перемещения требовалось 39 ЖД платформ и вагонов (при том, что в сухопутном варианте отказались от бронированного колпака, что дало экономию в 35 т). В семи вагонах перевозился боекомплект, в десяти – персональный состав, другое имущество и полевая кухня, один вагон занимало телефонное оборудование, еще два – подъемные механизмы. Остальные платформы и вагоны отводились под подробности и узлы орудия.

В целях демонтажа гаубицы и облегчения монтажа большая часть клепаных соединений было заменено болтовыми.

Оборудование позиции начиналось с прокладывания ЖД ветки, которая на конечном участке была двухпутной – по ней передвигался козловой кран, благодаря которому монтировалась гаубица. После этого отрывался котлован под фундамент количеством около 50 кубов. В случае если на стационарной позиции фундамент был цементным, то на полевой котлован заполняли хорошо уложенными древесными брусьями квадратного сечения.

После этого при помощи козлового крана осуществляли монтаж элементов орудийной установки в той же последовательности, что и на стационарной позиции. Ввиду отсутствия бронированного колпака над установкой строили древесный каркас, на что при непогоде натягивали брезент. Из-за менее прочного, чем на стационарной позиции, фундамента стрельба была вероятна в диапазоне углов возвышения от +40° до +70°.

Кроме этого отсутствовал штатный подъемник снарядов – вместо него применяли несложную лебедку, смонтированную с внешней стороны поворотного цилиндра на раме из двутавров. Оборудование позиции 420-мм гаубицы потребовало привлечения строительной роты численностью 150–200 человек и занимало до 40 часов.

Монтаж зубчатого венца на фундаменте
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

Укладка шаров погона
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

Установка лафета
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

Ствол гаубицы, подготовленный к установке на лафет
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

Гаубица, готовая к стрельбе. Для защиты от непогоды на древесном каркасе натянут тент
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1
Боевая карьера

Первой 420-мм гаубицей, попавшей на фронт, стало орудие №2, изначально предназначавшееся для батареи в Поле. Его доставили под Тарнов, и 12 января 1915 года оно открыло огонь по железнодорожной станции, расположенной в этом городе. Уже второй выпущенный боеприпас уничтожил ЖД стрелку, третий и четвертый попали в строение вокзала, пятый – в банк, где был штаб русской 3-й армии.

Результатом пятого попадания стала смерть около 200 офицеров и русских солдат. Успех во многом был обусловлен сотрудничеством артиллеристов с самолетом-корректировщиком «Альбатрос» B.I, оборудованным радиостанцией. Данный эпизод стал первым в истории случаем воздушной корректировки огня артиллерии с применением связи.

Обстрелы Тарнова сверхтяжелой гаубицей длились до конца февраля 1915 года. После этого 1-ю 42-см береговую гаубичную батарею (такое обозначение взяло орудие) под руководством капитана Карла Мартиновского перебросили под Прасныш. Предстоящей ее целью стала крепость Новогеоргиевск (Модлин), которая обстреливалась 420-мм гаубицей и несколькими батареями 305-мм мортир на рубеже июля-августа 1915 года.

Под интенсивным огнем тяжелой артиллерии крепость смогла продержаться всего десять дней.

С Восточного фронта 1-я батарея попала в Южный Тироль (под Роверетто), а в последних числах Сентября 1915 года обстреливала белградскую крепость Калемагдан. Тут гаубица взяла повреждения, и ее было нужно послать в ремонт на завод-изготовитель. Вместо 1-й батарее передали еще одно орудие для того чтобы же типа – гаубицу №3. По водным путям и железной дороге ее доставили в район Котора.

В том же направлении прибыла и 2-я батарея (начальник – капитан Эмиль Круг) с гаубицей №4. В январе 1916 года обе гаубицы поддерживали наступление на Ловчен. В то время, когда в первых числах Февраля благодаря успешным действиям австро-венгерских армий удалось устранить угрозу военно-морской базе Котор, обе батареи переместили в Южный Тироль. В том же направлении прибыла и снова организованная 3-я батарея (начальник – капитан Рудольф Петтерс), взявшая отремонтированную гаубицу №2.

420-мм гаубицы участвовали в «карательной экспедиции» – майском наступлении 1916 года, имевшем целью прорыв итальянских укрепленных позиций на плато Ассаджио и выход в равнину в направлении Венеции. Но из-за Брусиловского прорыва, начавшегося на Восточном фронте, большую часть австро-венгерских армий было нужно перебросить в том направлении.

420-мм гаубица на огневой позиции в Альпах
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

На Восточный фронт послали и 2-направляться 42-см береговую гаубичную батарею – в первых числах Июля 1916 года она появилась в Ходорове. Но уже через пара дней ее перевезли в Венгрию, на полигон Хаймастер – тут из гаубицы совершили серию стрельб для уточнения таблиц стрельбы. В сентябре 1916 года эта батарея вместе с 1-й попала в Болгарию.

Как мы знаем, что 420-мм гаубицы принимали участие в наступлении на Румынию в составе армии Макензена.

Гаубица М 14 на огневой позиции. Конструкция каркаса для тента отличается от продемонстрированной на прошлых снимках. Прекрасно видна лебедка для подачи снарядов
Источник: Chrzanowski L., Olejko A., Sydow M. Artylerijski postrach I wojny swiatowej // Militaria XX wieku. – 2014. – № specialny 3

В июле 1917 года 2-я батарея снова попала в Восточную Галицию, где принимала участие в контрбатарейной борьбе у Золотой Горы. В последних месяцах года ее вернули на Адриатику, установив гаубицу на береговой позиции под Триестом (в Пирано). Тут орудие и встретило окончание войны, по окончании чего было подорвано собственным расчетом.

3-я батарея оставалась на Итальянском фронте – в августе 1916 года ее орудие установили в равнине Лесахталь. 1-я батарея кроме этого действовала на Итальянском фронте, у форта Хенсель (крепость Мальборет), а позднее была передислоцирована в Полу, где ее орудие установили на недостроенной береговой батарее рядом с единственной стационарной башенной установкой 420-мм гаубицы. Весной 1918 года в связи с реорганизацией тяжелой артиллерии батареи 42-см береговых гаубиц в административном отношении подчинили 3-му, 8-му и 10-му полкам тяжелой артиллерии.

Перегрузка 420-мм снарядов из ЖД вагона на тележку для доставки к орудию
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

Подъем заряда и снаряда к орудию
Источник: Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1

В 1919 году одна из гаубиц М 14, попавшая в руки итальянцев (возможно, орудие 3-й батареи), экспонировалась в Риме у «Алтаря Отечества».

В годы Первой Мировой 420-мм береговые гаубицы фактически не использовались по собственному прямому назначению, но обширно употреблялись на сухопутных фронтах. Главным их недочётом являлась низкая мобильность – кроме того в облегченном варианте орудие весило 117 т (в боевом положении). Громадная масса отдельных узлов исключала их транспортировку безрельсовым транспортом, а для монтажа орудия на позиции требовался козловый кран.

Исходя из этого из восьми заказанных 42 cm L/15 Kustenhaubitze в мобильный вариант переделали лишь три (отметим, что самое первое орудие все же установили на стационарной позиции, предусмотренной проектом). Остальные четыре ствола, предназначавшиеся для батареи береговой обороны в Которе, применяли в новых гаубицах 42 cm Autohaubitze М 16, перевозившихся бензоэлектрическими тягачами «Даймлер» и не потребовавших подъемного оборудования. Но история этих орудий заслуживает отдельной статьи.

Тактико-технические характеристики 420-мм гаубицы М 14 (в подвижном варианте)

Калибр, мм

Масса орудия в боевом положении, кг

Масса боеприпаса

Протяженность ствола, мм

Угол вертикальной наводки

Угол горизонтальной наводки

Начальная скорость боеприпаса, м/с

Скорострельность, выстр./час

Большая дальность стрельбы, м

420

117000

808–1000

6300

от +40° до +70°

360°

273–415

7–10

14600

Перечень литературы:

  1. Chorzepa J. Najwiekszy Fahrpanzer // Militaria XX wieku. – 2008. – №1
  2. Chrzanowski L., Olejko A., Sydow M. Artylerijski postrach I wojny swiatowej // Militaria XX wieku. – 2014. – № specialny 3
  3. Ortner M. C. The Austro-Hungarian Artillery From 1867 to 1918. – Vienna: Militaria, 2007
  4. Prasil M. Skoda heavy guns. – Atlegen, 1997

Коллаборанты Донбасса, наказание и преступление. Поучительная история о сепаратизме / Донбасс

Статьи, которые будут Вам интересны: