Над горизонтом: парад летающих роботов

Над горизонтом: парад летающих роботов

    Самолет нового поколения (подобный изображенному на иллюстрации) будет способен подавлять вражеские радары, применять разное снаряжение для исполнения различных задач, посредством множества бортовых датчиков уклоняться от столкновений с другими беспилотниками и простыми самолетами
    Что на замену? В военной авиации планируется поменять пилотов на широкий парк недорогих и универсальных беспилотных аппаратов.
    Один беспилотник с возможностью нести на борту снаряжение различных типов может заменить сходу пара классических самолетов. В таблице продемонстрировано пара вариантов таковой замены
    В случае если беспилотные аппараты смогут дозаправляться друг от друга, время делаемых ими заданий значительно увеличится.
    Исследовательская лаборатория ВВС выделила $49 млн на четыре ближайших года для разработки совокупности, которая разрешила бы беспилотникам самостоятельно дозаправляться в воздухе. На фото — испытательный полет 2007 года, в то время, когда Predator дозаправился в воздухе
    ВВС Соеденненых Штатов наращивают парк беспилотников MQ-9 Reaper, рассчитывая к концу 2010 года довести их численность до 300 штук.

    Наряду с этим управление не осознаёт, что пришло время для новой, более замечательной и скоростной автомобили. Начальник авиакрыла, важный за применение беспилотников, говорит, что «пора их заменить, пока они себя не скомпрометировали»

Дистанционоуправляемый самолет (БПЛА) Heron (в переводе на русский — «Цапля»), подобно собственному болотному собрату, владеет острым зрением, хорошим охотника. на данный момент данный израильский беспилотник длиной 8 м совершает неповторимый полет над территорией Соединенных Штатов. Посредством камеры большого разрешения он следует за моторной лодкой, которая мчится по реке Патуксент в штате Мэриленд.

Эта камера вместе с лазерным дальномером и тепловизором установлена в сорокасантиметровой сферы, закрепленной под носом аппарата. Камера машинально смотрит за лодкой, а самолет повторяет ее маршрут — все это без всяких джойстиков с передачей команд управления от оператора через спутник на самолет. На реке Патуксент команда береговой охраны в патрульном катере смотрит за координатами преследуемой моторки, приобретая с беспилотника видео-картину в реальном времени.

В нескольких километрах от места опробования израильского беспилотника много зрителей видят изображение с камеры на громадном цветном телеэкране. Среди них должностные лица из минобороны, представители ВПК и просто фанаты военной авиации. В Вебстер-Филд, на запасном аэропорте морской авиации в Мэриленде, практически яблоку негде упасть. Heron — один из дюжины беспилотников, совершающих демонстрационные полеты.

В то время, когда кто-то из них проносится над головами гостей, диктор обрисовывает его преимущества очертя голову балаганного зазывалы.

На громадном экране публика видит, как две лодки сходятся на речной глади и команда береговой охраны завершает демонстрационную операцию перехвата. Беспилотник, сделав собственный дело, закладывает крутой вираж и ложится на обратный курс. Самолетик бережно, без посторонней помощи садится и, скинув скорость, уходит с полосы по рулежной дорожке.

Сейчас — парад летающих роботов. Одно из подразделений компании Textron демонстрирует аппарат, что пробует реализовать Корпусу морской пехоты, — с размахом крыла 3,6 м и толкающим пропеллером, установленным между фюзеляжем и перевернутым V-образным килем. Его возможно запускать с движущегося автомобиля, а в момент приземления ловить растянутой сетью.

Сухопутным армиям США также имеется чем похвастаться — это MQ-8B Fire Scout, беспилотный вертолет весом практически 1,5 т. Это первая военный ласточка, и не так долго осталось ждать она сможет рассматривать сверху поле боя в отыскивании химического оружия, минных полей либо вражеских радиопередатчиков. Еще одна новинка, которая до тех пор пока еще не летает, но полноправно может принимать во внимание звездой ярмарки, — военно-морская «беспилотная боевая авиасистема», обтекаемый аппарат, выстроенный по совокупности «летающее крыло».

Его воздухозаборник, устроенный в том месте, где должно быть лобовое стекло кабины пилота, выглядит как насмешка. Аппарат стоит на поле в позе отдыхающей птицы, а его консоли крыла с размахом в 9 м сложены для большей компактности при хранении в подпалубных ангарах авианосца. Уже этим летом предполагается его испытать на посадках и автономных взлётах на палубу.

Изобилие занимательных толпы и аппаратов восторженной публики смогут легко отвлечь от необычного факта: на этом мероприятии отсутствует основной, казалось бы, гость — ВВС Соеденненых Штатов. Среди всех выстроившихся на взлетной полосе летательных аппаратов нет ни одного, что был бы создан специально для ВВС либо был бы в распоряжении армейских авиационных экспертов.

Перспективный замысел на сорок лет вперед

Беспилотная авиация — самое большое достижение в военной авиации со времен разработки Stealth, и в текущем году управление ВВС деятельно расширяет парк беспилотных аппаратов. Иначе, и сейчас остались нерешенными вопросы, как в будущем повышать эффективность этого совсем нового оружия.

Начальник штаба ВВС генерал Нортон Шварц сформулировал проблему так: «На сегодня развитие боевых самолетов зашло так на большом растоянии, что за ним не поспевают возможности человека, которого мы можем посадить в кабину пилота. Пришло время пересмотреть отношения между машиной и пилотом».

В русле таковой главной линии ВВС пытается взять на себя лидерство в будущем развитии военной беспилотной авиации. Основной рычаг, которым располагает Шварц, это «Перспективный замысел по формированию беспилотных авиационных совокупностей на 2009−2047 годы», исчерпывающее предписание, как вооруженным силам США направляться расширять применение БПЛА в течение ближайших 38 лет. В ВВС Соеденненых Штатов считают, что беспилотная авиация нового поколения будет употребляться для самых различных целей — в воздушных битвах, при дозаправке в полете, для грузовых перевозок и в роли стратегических бомбардировщиков.

Вопрос в том, какую степень свободы доверить беспилотному летательному аппарату? Пилоты ВВС лишь начинают неспешно привыкать к пользованию БПЛА — беспилотники на данный момент каждый день летают над Ираком, Афганистаном, Сомалийским полуостровом и другими тёплыми регионами. Но неприятность в другом — руководство декларирует таковой путь развития, при котором роль пилота не просто принижена и сведена к запасным наземным функциям.

Дело в том, что для некоторых БПЛА наземное управление по большому счету обещают отменить, сделав выговор на автономности. Нынешние высококвалифицированные пилоты не испытывают энтузиазма при виде таких возможностей.

Заводная игрушка не заменит храбреца-фронтовика

В американской военной авиации бесталанно растратили пара десятилетий, не применяв всех возможностей, каковые открывались для развития собственных БПЛА. В 1970-х годах во Вьетнаме велись опыты с беспилотными самолетами-разведчиками, но позже было решено, что это направление не дает никаких преимуществ перед классической авиацией, и финансирование было прекращено. Постоянное совершенствование советских армейских самолетов, таких как истребители МиГ, стало причиной тому, что приоритетом в холодной войне было заявлено создание действенных боевых самолетов, управляемых высококвалифицированными пилотами.

Помимо этого, сама мысль беспилотных самолетов не вязалась с культом пилота как главным идеологическим принципом, царившим в ВВС Соеденненых Штатов с 1947 года, в то время, когда авиацию заявили независимым родом армий. В первой половине 70-ых годов XX века издание Aviation Week and Space Technology огласил унизительный решение суда, раздавшийся из чьих-то уст в высшем руководстве ВВС: «Какой же ты тигр, в случае если скрываешься на земле за пультом?» Со временем недальновидность для того чтобы подхода стала понятна всем.

В первой половине 80-ых годов XX века израильтяне посредством беспилотника смогли в Ливане парализовать работу сирийских радаров, но в Америке еще десять лет обстановка не изменялась. Работы над БПЛА Пентагон начал лишь в середине 1990-х, но кроме того и тогда они финансировались весьма скупо — в частности, по причине того, что Вашингтон настаивал на развертывании широкомасштабных программ выпуска пилотируемых самолетов, дававших слово создание громадного количества рабочих мест.

Все изменилось с началом партизанской войны в Афганистане и Ираке. Появилась необходимость в постоянном видеонаблюдении с воздуха, в этот самый момент уж на программы БПЛА пролился золотой ливень. В то время, когда имеешь дело с мятежниками, каковые легко растворяются среди местных жителей, верно поставленная разведка играется более ключевую роль, чем самые навороченные бомбы.

В 2010 году минобороны США выделило $5,4 млрд на разработку, эксплуатацию и закупку беспилотной авиатехники — это на $2,5 млрд больше, чем было затрачено на эти цели в течение всех 1990-х.

Таковой ажиотаж не имеет возможности обойтись без подковерных интриг в самом Пентагоне. Различные рода армий редко объединяются между собой для разработки новых совокупностей оружия, не смотря на то, что это постоянно обещает экономию и времени, и денег, поскольку разрешает концентрировать в одних руках исследовательские силы и организовывать производство в громадных количествах. ВВС пытается забрать под собственный контроль все ведущиеся под руководством Пентагона разработки БПЛА.

Амбициозные «перспективные замыслы развития» декларируются чтобы продемонстрировать, как эта совокупность выступит в роли главного пентагоновского координатора, учитывающего интересы сухопутных армий, морской пехоты и флота. Как говорит армейский писатель и эксперт Джим Данниган, «данный перспективный замысел отражает рвение ВВС наложить руку на все, что способно летать — будь оно с пилотом либо без».

В соответствии с «перспективному замыслу», к концу нынешнего года разрабатывающиеся на данный момент беспилотные аппараты должны показать действенно трудящиеся совокупности предупреждения столкновений. К 2030 году БПЛА должны с уверенностью дозаправлять друг друга в воздухе.

Разработку свойств наносить удары в любую точку земного шара (быть может, с применением атомного оружия) планируется завершить к 2047 году. «По мере технического прогресса мы научим отечественные автомобили прямо в полете проводить кое-какие ремонтные работы, — гласит перспективный замысел. — Регламентное наземное обслуживание будет кроме этого проводиться автомобилями без привлечения персонала к ручной работе». Вопросы автоматического поражения цели либо независимого маневрирования в коммерческом воздушном пространстве еще сравнительно не так давно относились к числу запретных тем.

В"перспективном замысле" они уже обсуждаются открыто. Более того, тут сформулированы советы на ближайшие годы и поставлены цели воплотить это в действительность в более далеком будущем.

Эксперты утверждают, что к 2020 году одна команда операторов, размещенная на земле либо на самолете управления, сможет руководить целой эскадрильей беспилотных летательных аппаратов. (на данный момент для управления одним-единственным беспилотником требуется целая команда наземных операторов — и это при применении очень продвинутых совокупностей автопилотирования.) управление и Непосредственный контроль помещают человека в контур обратной связи. В случае если же роботизированная совокупность действует самостоятельно и обращается к человеку, в то время, когда требуется принять какое-либо критическое ответ, человек находится вне контура — как бы над ним.

Наземная команда может поменять задачу, поставленную перед аппаратом, либо взять на себя управление, пока не будет принято принципиальное ответ. Это настоящая революция в армейском деле, сущность которой пребывает в сознательном применении современной робототехники.

Скепсис фронтовиков

В Неваде, на военно-воздушной базе Крич копошится людской муравейник, и, глядя на него, тяжело вообразить себе картину пустынных аэропортов с летающими роботами, нарисованную в «перспективном замысле». А ведь эта раскинувшаяся в пустыне база и есть ядром беспрецедентного ажиотажа около скоро разрастающегося 432-го экспедиционного авиакрыла — той самой административной единицы, которая занята только эксплуатацией беспилотных летательных аппаратов. Тут любой БПЛА совместно с наземной базой управления, передающей сигналы через спутник, нацелен на боевые операции в районах Ближнего Востока, Сомалийского полуострова и т. п. Новые строения тут заполняют персоналом, не ждя, в то время, когда около них осядет строительная пыль. «Народ сбегается стремительнее, чем мы успеваем строить», — говорит полковник Пит Герстен, начальник 432-го авиакрыла.

Герстен не берется оспаривать «перспективный замысел», но открыто иронизирует по поводу тех строчек, где говорится о ядерном ударе, проводимом силами беспилотной авиации. Остальные офицеры на базе и вовсе не скрывают скепсиса в отношении независимых БПЛА. Старший рядовой авиации Джесси Грейс (тут, на базе, он обучает операторов работе на пультах) не спорит, что пилоту по силам в один момент руководить и двумя аппаратами, но, как настоящий специалист, он видит вещи под своим углом: «Что-то не верится мне, дабы компьютер имел возможность вести разведку на местности лучше, чем настоящий специалист».

Инстинкт убийства в виде программы

До появления этого «перспективного замысла» вы бы не нашли ни одного государственного служащего, что взялся бы с вами обсуждать такую обстановку, в то время, когда беспилотный аппарат открывает пламя, не взяв на это приказа от оператора. Но в «замысле» прямо указано, что к 2030 году в программах летающих роботов будет предусмотрена возможность «автоматического поражения цели».

Конечно же, беспилотнику будет дано открывать пламя лишь по окончании опроса всех собственных датчиков, сверки всех выполнения и условий всех установленных заблаговременно правил. Что-то похожее уже реализовано в программах противовоздушных батарей Patriot и в некоторых совокупностях противоракетной обороны на военных судах. К наследству, взятому от совокупности Patriot, возможно относиться двояко.

На протяжении Второй войны в Заливе эта совокупность сбила два самолета коалиции, приняв их за вражеские ракеты. Погибли один американец и два британца. Многие должностные лица из армейского руководства видели обстоятельство трагедии в чрезмерном доверии к автоматическим совокупностям, но штабные аналитики заключили , что глубинной обстоятельством несчастного случая была недостаточная подготовка личного состава.

Полковник Эрик Мэтьюсон, бывший пилот-истребитель, а на данный момент директор Особой рабочей группе по изучению вопроса о беспилотных авиационных средствах, считает, что прямое участие человека хотя бы на последней стадии в цепи действий, ведущих к поражению соперника, было бы очень нужно. «В голову приходит не так уж большое количество вариантов, в то время, когда при наличии права открыть огонь мы будем прибегать к услугам всецело автоматизированной совокупности, — говорит он. — В случае если взглянуть, как мы используем беспилотные аппараты в современных военных действиях, станет светло — правила поражения цели предполагают, что в каждом подобном случае некто (имеющий полномочия ) обязан дать отмашку, обязан конкретно подтвердить право на стрельбу. И в будущем никто отменять данный порядок не планирует».

Позиция бывшего летчика-истребителя выглядит морально безукоризненной, в то время, когда он говорит, что совокупность, способная нести смерть, обязана как минимум управляться живым человеком. «В войне в обязательном порядке должно находиться человеческое начало, — говорит он. — Человеку нельзя выходить из игры, в то время, когда речь заходит о людских сокровищах». А возможно сообщить и несложнее — кроме того самые заклятые неприятели заслуживают того, дабы вопрос об их смерти и жизни решал не компьютерный метод, а человек из крови и плоти.

Роботизированный удар

Будущее поле боя может смотреться приблизительно так. Перед ударной группой — пилотируемого истребителя F-35А Lightning II и трех ведомых полуавтономных БПЛА — поставлена задача поразить бункер соперника, защищенный совокупностью ПВО. Один БПЛА делает функцию разведчика: он направляться на 200 км впереди истребителя как «наживка» для радаров ПВО и посредством противорадарных ракет AGM-88 пробивает брешь в ПВО соперника.

Второй БПЛА, летящий в стороне от F-35A, делает роль самолета радиоэлектронной борьбы — «глушит» радары соперника и нарушает работу совокупностей связи. Третий БПЛА несет противобункерные бомбы. Пилоту остаются лишь команды подтверждения на сброс бомб и запуск ракет, подтверждение и целеуказание исполнения миссии.

машины и Человек

Заменив человека машиной, ВВС сэкономит на медицинской страховке, вербовке и жаловании. Но на данный момент в боевых вылетах БПЛА задействовано не меньше народу, чем при полетах простых самолетов. К примеру, для управления БПЛА Reaper необходимы три оператора: один пилотирует БПЛА, второй трудится с датчиками, третий поддерживает сообщение с разведкой.

Не лишней была бы еще парочка для помощи при подходе к прямой и аэродрому связи на протяжении взлетно-посадочных операций. В случае если хоть какие-то из этих штатных должностей удастся сократить за счет автоматизации, неспециализированная цена полетов заметно снизится. Но предпочтительнее схема, в то время, когда автоматика не заменяет оператора, а оказывает помощь ему в непростых обстановках.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№90, апрель 2010).

<

h4>

Новые мультфильмы \

Статьи, которые будут Вам интересны: