Открывшие антарктиду

Открывшие антарктиду

«Мы скитались во мраке туманов, между бесчисленным множеством огромных плавающих льдин, постоянно в страхе быть раздробленными сими громадами… Хлад, снег, нередкие и ожесточённые бури постоянно нам сопутствовали в местам сих…», — писал астролог И. Симонов, участник экспедиции.

Практически 200 лет назад пасмурным июльским днем 1818 года со стапелей Охтенской верфи в Петербурге сошел в невскую воду шлюп.

Никто из присутствующих на церемонии спуска не считал, что этому кораблю суждено стать одним из первооткрывателей шестого континента — Антарктиды.

В конце 1818 и в начале 1819 года три превосходных русских мореплавателя — адмирал Г.А. Сарычев, капитан-командор И.Ф. капитан и Крузенштерн-лейтенант O.E. Коцебу — составили три независимых проекта экспедиции к Южному полюсу.

Сущность их сводилась к одному — пробраться как возможно дальше к Южному полюсу и обследовать дотоле практически неизвестную часть земного шара. Догадка о существовании огромного материка «Терра аустралис инкогнита» («Малоизвестная южная почва») недалеко от южного полюса зародилась в глубокой древности. Но все попытки достигнуть его были тщетными.

Не удалось найти материк и прославленному британскому мореплавателю Джемсу Куку, совершившему с целью этого собственный второе кругосветное плавание в 1772 — 1775 годах. Разбирая его результаты, Кук писал: «Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и совершил это так, что неоспоримо отверг возможность существования материка, что в случае если и возможно обнаружен, то только недалеко от полюса, в местах не дешёвых для плавания.

Отныне споры о южном материке не будут больше завлекать внимание ученых…».

Проверить столь категоричное утверждение было делом чести русских моряков. В эту экспедицию были назначены достраивавшийся в Кронштадте шлюп и строящийся на Лодейно-Польской верфи транспорт «Ладога». 22 апреля 1819 года шлюп наименовали «Востоком», а транспорт перевели в ранг шлюпов и назвали «Мирным».

командиром шлюпа и Начальником экспедиции «Восток» прописали капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, справедливо считавшегося в то время одним из лучших морских офицеров и пользовавшегося славой гениального ученого-мореплавателя. Начальником шлюпа «Мирный» стал лейтенант Михаил Петрович Лазарев, совершивший независимое кругосветное плавание в 1813 — 1816 годах на корабле «Суворов» Русско-американской компании.

офицерский состав и Экипажи судов подбирались строго добровольно. Не считая моряков, в дальнее плавание пошли астролог И.М. Симонов и живописец П. Н. Михайлов.

Что же представляли собой суда данной экспедиции?

Шлюп «Восток» имел длину по ватерлинии 39,62 м, ширину с обшивкой — 10,36 м, осадку форштевнем -4,5 м и ахтерштевнем — 4,8 м. Его водоизмещение составляло — 985 тысячь киллограм. Он нес паруса неспециализированной площадью 2287,1 м2 и развивал скорость до 10 узлов. Оружие складывалось из шестнадцати 18-фунтовых пушек в деке и двенадцати 12-фунтовых карронад на верхней палубе.

Экипаж насчитывал 117 человек, включая офицерский состав. «Восток» строился корабельными мастерами В.Ф. Стоке и И.П. Амосовым.

Конструкция «Востока» не являлась уникальной.

Он, как и однотипные с ним шлюпы «Камчатка» (1817 г.) и «Аполлон» (1821 г.), строился по типу спущенных в 1807 году корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс», с той лишь отличием, что не имел разрезных шкафутов, в противном случае говоря, со целой верхней палубой.

Корпус был из сырого соснового леса на бронзовых скреплениях (нагеля, скобы). Промежутки между шпангоутами (шпации) не были забраны брусьями, вторая обшивка отсутствовала.

Он был мало приспособлен для плавания в океанских и особенно в ледовых условиях. Лишь по окончании решения о посылке шлюпов к Южному полюсу подводные части корпусов обшили медью. На «Востоке» металлические рулевые петли заменили бронзовыми, поставили дубовый руль.

По требованию начальников экспедиции дополнительно укрепили корпус металлическими стандерсами — стойками, идущими параллельно борту в местах вырезов пушечных портов, и висячими кницами-угольниками под бимсы у борта корабля.

Не обращая внимания на все конструктивные недочёты «Востока», его экипаж с честью выполнил непростые задачи, поставленные перед экспедицией.

Шлюп «Восток»:

1 — теоретический чертеж корпуса (бок); 2 — княвдигет с носовым украшением; 3 — стем; 4 — 12-фунтовая карронада ( М3:1); 5 — теоретический корпус с обшивкой; 6 — конструкция комплекта корпуса: а) бархоут; 6) висячие кницы; в) лежачие кницы; г) металлические стандерсы; д) рейдерсы; 7 — коечные сетки; 8 — путевой компас; 9 — кормовая раковина по АБ; 10 вант-путенсы с юферсом; 11 — разрез по 5-му шпангоуту; 12 — разрез по мидель-шпангоуту; 13 — разрез по шпангоуту Е; 14 — разрез но шпангоутам Л — М; 15 — судовой колокол; 16 — руслени; 17 — шпор грог-стеньги; 18 — бугеля лисель-спиртов; 19 — лисель-спирт; 20 — эзельгофт; 21 — топ грот-стеньги; 22 — бейфуты бом-брам-рся; 23 — бейфуты бом-брам-рея; 24 — бейфуты грот- и фор-реев; 25 — нок марса-рея; 26 иск грота-рея; 27 блок грот-топенант а; 28 блок грот-гардели; 29 гак-грот-борга; 30 — блок марса-гитовых; 31 — грот; 32 риф-сезни; 33 гитов; 34 — булень; 35 — лик-трос с кренгельсами; 36 — шкот; 37 — бом-брамсель; 38 — грот-брам-салинг (вид сверху); 39 — фор-брам-салинг (вид с кормы); 40 — грот-марсель; 41 — марса-рей-драй-реп блоки; 42 — грот-салинг (вид сверху); 43 — фор-салинг (вид с кормы); 44 — грот-марс (вид сверху); 45 — фор-марс (вид с кормы); 46 — крюйс-марс (вид с кормы); 47 крюйсель (косая бизань); 48 апсель; 49 грот-брам-стаксель; 50 — грог-стеньги-стаксель; 51 — грот-стаксель; 52 — фор-стаксель; 53 — фор-стен ьги-стаксель; 54 — кливер; 55 — бом-кливер; 56 — грот-брамсель; 57 — крюйсель-гик; 58 — талреп (32 набора главных комплекта и 44 вант стень-фордунов и вант); 59 — дубель-крюйс-мачта для раксов и усов гафеля и гика; 60 тали бакштагов (по 2 набора на каждую мачгу): а) стень-бакштаг; б) брам-стень-бакштаг; в) бом-брам-стень-бакштаг; г) нижний блок талей (вид с кормы); 61 — нок бом-утлегаря (вид сбоку и вид сверху); 62 — нок утлегаря (вид сбоку и вид сверху); 63 — бушприт-эзельгофт; 64 — нок бушприта с бисами; 65 — юферсы фор-штаг-крагов; 66 — мартин-гик; 67 — открытые пушечные порты в каютах офицеров; 68 — фальшборт (вид с палубы); 69 крюйсов для крепления фалов драй-реп-талей; 70 — разрез по диаметральной линии; 71 — бимсы, соединенные кофель-нагельными планками с блоками; 72 — ящик для сигнальных знамён; 73 — 8-весельный баркас; 74-6-весельный катер (левый борг); 75 — 8-весельный катер (левый борт); 76 — 4-весельный ял (за транцем); 77 — кат и якорь-блок (2 вида); 78 — боканцы (шлюпбалки); 79 — дыры для крепления блоков талей бакштагов; 80 — дыры для вантпутенсов; 81 — крюк для крепления запасной стеньги (наметка); 82 — замысел верхней палубы; 83 — замысел орудийной палубы (гондек); 84 — штульцы; 85 — гельмпорт

Проект «Мирного» был создан на опыте строительства судов голландской Вест-Индской торговой фирме выдающимся корабельным мастером Ильей Степановичем Разумовым.

Данный корабль строил ассистент корабельного мастера Колодкин. Судно было заложено 11 октября 1816 года и построено 18 июля 1818 года. Достройка его. законченная 2 июля 1819 года, равно как и шлюпа «Восток», производилась в Кронштадте корабельным мастером И.П. Амосовым.

По окончании перевода судна в ранг шлюпов ему были наделаны княвдигет и штульцы: это придало кораблю вид армейского шлюпа. Тут же в Кронштадте была поставлена вторая, фальшивая обшивка и на нее наложены бронзовые страницы.

По предложению Лазарева такелаж и рангоут «Мирного» были усовершенствованы. В частности, Лазарев в первый раз в русском флоте вместо леерных грот-апселя и стакселя поставил гафельные триселя, каковые с лихвой себя оправдали при плавании в штормовую погоду.

Не обращая внимания на все усовершенствования судов, между шлюпами «Мирный» и «Восток» осталось одно ответственное несоответствие — скорость их хода.

Вот как об этом писал собственному приятелю Шестакову Лазарев: «…один («Мирный») постоянно должен нести все лиселя и через то натруж-дать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса малые и ждёт». Не просто так Беллинсгаузен, воображая Лазарева к награждению по окончании окончания экспедиции, подчеркивал его громадное мастерство в управлении шлюпом.

Не обращая внимания на отличие в скорости хода и непростые условия плавания в снеговых зарядах и беспрерывных туманах, «Мирный» и «Восток» ни разу не разлучились. При водоизмещении 884 тысячь киллограм шлюп имел длину по ватерлинии 37,3, ширину с обшивкой — 9,55 и осадку — 4,1 м. При площади парусов около 1600 м2 он имел возможность развивать скорость 8 узлов. Оружие «Мирного» складывалось из четырнадцати 3-фунтовых пушек и шести 12-фунтовых карронад.

Не смотря на то, что по размерам шлюп «Мирный» был не значительно меньше «Востока», его экипаж насчитывал всего 73 человека.

4 июля 1819 года экспедиция покинула Кронштадт. Обогнув Европу, суда через Атлантический океан направились к берегам Южной Америки, От Рио-де-Жанейро они забрали курс на юг.

Без лоций, без маяков, в штормы и туманы шли они по неисследованным водам, стремясь пробраться как возможно дальше за Южный Полярный круг Стоял декабрь — самый теплый месяц южного полушария. То тут, то в том месте взлетали вверх над водой фонтаны китов. К судам подплывали тюлени, неуклюжие морские слоны, хищные касатки» Над мачтами вились буревестники и альбатросы.

Уже в декабре 1819 года шлюпы были недалеко от острова Южная Георгия.

Продвигаясь к югу, экспедиция открыла последовательность малоизвестных островов, названных именами Мирного «и» офицеров «Востока»: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. 15 (27) января 1820 года «Мирный» и «Восток», пробиваясь через тяжелые льды на 69°25‘ южной широты, были вблизи Антарктического материка. В данный знаменательный сутки русскими моряками была открыта Антарктида.

Продвигаясь потом, экспедиция еще пять раз практически близко доходила к краю материка: 20 января (1 февраля), 5 (17) и 6 (18) февраля 1820 года, в то время, когда они пребывали от шельфового ледника берега Антарктиды всего в полутора — двух милях и, наконец, 12 (24) и 13 (25) февраля 1820 года.

В первых числах Марта погода начала ухудшаться. Необходимо было дать отдых командам и пополнить запасы провизии.

Решили покинуть высокие широты и направиться в Сидней. Стремясь по пути обследовать более широкую полосу Индийского океана, Беллинсгаузен приказал «Мирному» направляться более северным методом.

ТАБЛИЦА БЛОКОВ БЕГУЧЕГО ТАКЕЛАЖА ШЛЮПА «ВОСТОК»

(Блоки женщины в масштабе 1:50)

По окончании месяца стоянки в Сиднее шлюпы снялись с якорей и отправились в район островов Туамоту.

К востоку от острова Гаити экспедиция открыла группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. На обратном пути в Сидней был открыт еще последовательность островов, и в их числе остров Восток, названный так в честь флагманского корабля экспедиции. По окончании ремонта и отдыха шлюпов экспедиция покинула берега Австралии и опять возобновила собственные попытки достигнуть берега Антарктиды.

В данный этап плавания она трижды доходила к ее обледеневшим берегам:

28 декабря 1820 (9 января 1821 года), 15 (27) января, в то время, когда открыла почву Александра I и, наконец, 21 января (2 февраля) 1821 года. Не считая почвы Александра I, 8 (20) января 1821 года был открыт остров Петра I. В двадцатых числах января экспедиция, обследовав Южные Шетландские острова, направилась опять в Рио-де-Жанейро, откуда по окончании ремонта шлюпов вышла в обратный путь.

23 июля 1821 года шлюпы «Мирный» и «Восток» встали на рейд на Малом Кронштадтском рейде.

Экспедиция Беллинсгаузена-Лазарева справедливо считается одной из самых превосходных антарктических экспедиций. Ею пройдено, в общем итоге, 4972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора.

Плавание, на протяжении которого русские моряки продемонстрировали блестящие образцы кораблевождения, длилось 751 дни, из них шлюпы пребывали на ходу 527 дней, причем 122 дня — южнее 60-й дней и 100 параллели — во льдах. За время плавания были открыты материк Антарктида и

29 островов. Кроме географических открытий, экспедицией сделано множество занимательнейших и полезнейших астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.

Этим открытием русские моряки внесли величайший вклад в мировую науку, вписав новую превосходную страницу в книгу русской морской славы.

Память о смелой экспедиции свято хранят отечественные исследователи Антарктиды. Именем флагманского корабля экспедиции «Восток» названа внутриконтинентальная станция, основанная во второй половине 50-ых годов XX века.

Десять лет на станции, расположенной в самом жёстком по климатическим условиям районе планеты, несут постоянную вахту отечественные полярники. Новой станции, которую организовала XIII советская Антарктическая экспедиция во второй половине 60-ых годов XX века, присвоили имя начальника первой русской антарктической экспедиции — «Беллинсгаузен».

А.

ЛАРИОНОВ

Антарктида — таинственный континент. Тайны и история изучения

Статьи, которые будут Вам интересны: