Поучительная история создания одного из предков «томагавка» — «новости дня»

Поучительная история создания одного из предков «томагавка» - «новости дня»

Стратегические крылатые ракеты сейчас стали мерилом свойства того либо иного страны осуществлять влияние на военно-политическую обстановку в разных, кроме того самых удаленных уголках планеты.

Американские армейские поняли это еще во время второй мировой, в то время, когда им вместе с британцами было нужно израсходовать огромные ресурсы на борьбу с германскими ракетами «Фау-1». В итоге на момент окончания войны в Соединенных Штатах в различной стадии проработки существовали 19 программ по созданию управляемого (с собственными двигательными установками) и корректируемого (без двигательных установок) ракетного оружия. К январю 1946-го их число выросло до 21, а к середине года – до 47.

Но уже в декабре в рамках бюджета на 1947 год затраты на них были урезаны с 29 до 13 миллионов., что заставило Пентагон покинуть только самые серьёзные программы.

Одной из самые перспективных тогда была термоядерная стратегическая крылатая ракета (КР) SM-62 «Снарк», созданная компанией «Нортроп» и названная по имени вымышленного и очень страшного существа из поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка». Глава Руководства материально-технического обеспечения ВВС Соеденненых Штатов генерал Джозеф Макнерни кроме того именовал «Снарк» самым перспективным ракетным проектом Америки. В действительности на боевом дежурстве эта ракета простояла всего лишь чуть более года, установив необычный антирекорд.

Подготовленное в августе 1945 года тактико-техническое задание предусматривало создание КР с дальностью полета около 8 тыс. км, талантливой нести боевую часть (БЧ) массой 907 кг и развивать скорость 965 км/ч. Эксперты «Нортроп» в ответ в январе 1946 года внесли предложение создать дозвуковую КР, оснащенную турбореактивным двигателем (ТРД) и талантливую выполнять полет на дальность 4830 км. Но через два месяца компания приобретает от армейских договор с целью изучения возможности создания уже двух вариантов крылатой ракеты с БЧ массой 2268 кг (тип БЧ – термоядерная): дозвуковой с дальностью полета 2400 км и сверхзвуковой с дальностью полета 8000 км.

Глава фирмы Джон «Джек» Нортроп присвоил первой ракете обозначение «Снарк» (индекс MX-775A). Вторая же ракета стала называться «Буджум» (MX-775B), кроме этого заимствованное из поэмы Кэрролла. Буджум, напомним, – это самый страшный вид снарков, встретив которого, «Ты неожиданно и медлено провалишься сквозь землю из глаз / И для нас пропадешь окончательно!».

Ракета «Снарк», которой в компании-разработчике присвоили шифр N-25, представляла собой значительно более большой пример, чем все ранее создававшиеся «воздушные торпеды» и «летающие бомбы». Она оснащалась ТРД J33, что разрешал ей развивать скорость до М=0,9 и выполнять полет на дальность до 2495 км. Но работы по ней сначала пошли наперекосяк, и вместо требуемого по договору марта 1949 года, первый пуск удалось выполнить только в декабре 1950 года.

Да и тот был неудачен. Только третий пуск в апреле 1951 года принес успех – ракета продержалась в воздухе 38 мин.. В марте 1952 года завершился первый этап летных опробований, на протяжении которого была подтверждена большая скорость М=0,9, а большая длительность полета составила 2 часа 46 мин..

Отличительными изюминками N-25 были полное отсутствие хвостового горизонтального и маленькое вертикальное оперение, и отсутствие рулей и элеронов высоты, роль которых игрались симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла элевоны.

Принимая к сведенью громадную дальность полета ракеты, разработчик создавал ее наведения и систему управления на базе инерциальной навигационной совокупности (ИНС) с блоком астрокоррекции. Первое наземное опробование ИНС в дневных условиях прошло в январе 1948 года, а летные опробования состоялись в 1951-52 годах на борту самолета В-29. В 1953-58 годы опробования ИНС совершили уже на борту стратегического бомбардировщика В-45 – на протяжении 196 полетов наработка ИНС составила 450 часов.

Согласно расчетам экспертов «Нортроп», ИНС, масса которой составляла практически тонну, разрешала обеспечить ракете точность наведения на цель (КВО) порядка 2,59 км.

В июне 1950 года ВВС Соеденненых Штатов поменяли требования к перспективной крылатой ракете. Сейчас им нужна была сверхзвуковая КР с дальностью полета более 10100 км, способная нести нужную нагрузку 3175 кг (позднее ее снизили до 2835 кг) и владеющая КВО не хуже 457 м. Армейские "настойчиво попросили" кроме этого, дабы ракета на конечном участке траектории быстро пикировала на цель. В следствии компании было нужно проектировать практически новую ракету – N-69 «Супер Снарк».

Она отличалась увеличенной стартовой массой, удлиненным фюзеляжем, заостренной носовой частью, крылом и конформным воздухозаборником большей площади. Сперва на ракету поставили ТРД J71 (модификации N-69A/B/C), но в декабре 1957 года его заменили на J57 (N-69D).

Летные опробования новой КР начали 6 августа 1953 года, но при первых же пусках, первая пятерка из которых была всецело неудачной, выявилась масса неприятностей различного характера. Потребовалось совершить дополнительные работы, не смотря на то, что на февраль 1953 года перерасход средств по данной программе уже и без того составлял 18,3 миллионов. На протяжении опробований кроме этого стало известно, что изначальный вариант атаки цели – с пикированием на нее – не жизнеспособен, а потому на N-69C, летные опробования которой начались 26 сентября 1955 года, установили отделяемую боевую часть, которая падала на цель по баллистической траектории.

В ноябре 1955 года в атмосферу встала КР модификации N-69D, оснащенная двумя дополнительными топливными баками на пилонах под крылом и имевшая увеличенную на 3643 кг взлетную массу. Ее управляемый полет с ИНС прошёл в октябре 1956 года. А в июне 1957 года в первоначальный полет отправилась потяжелевшая на 2268 кг ракета N-69E, но продержалась она в воздухе всего пара секунд.

В марте того же года руководство ВВС утвердило первое место размещения новых крылатых ракет (база Преск-Айл, штат Мэн), 1 октября первую стрельбу КР выполнил боевой расчет ВВС Соеденненых Штатов, а в январе 1959 года на упомянутой базе было организовано 702-е стратегическое ракетное авиакрыло, взявшее первую КР в мае того же года. Наконец, в марте 1960 года «Снарк» поставили на боевое дежурство. Но, спасти программу это уже не имело возможности.

Стратегическое авиакомандование к тому времени уже разочаровалось в новом «чудо-оружии» и сделало ставку на пилотируемые стратегические бомбардировщики. Не в последнюю очередь это случилось ввиду низкой надежности ракеты и громадного КВО, которое при пусках на дальность 3380 км достигало 32,2 км. Любопытно, что из первых семи пусков, выполненных боевыми расчетами 702-го авиакрыла, только в двух ракеты долетели до района цели, и только одна из них упала в радиусе 6,5 км от точки прицеливания.

В данной связи 16 декабря 1958 года глава Стратегического авиакомандования прославленный генерал Томас Пауэр без обиняков заявил еще более прославленному генералу Кертису Лемею, заместителя начальника штаба ВВС Соеденненых Штатов, что «ограниченные своевременные возможности данной совокупности практически либо кроме того вовсе никак не повышают боевой потенциал стратегических наступательных сил».

Что еще хуже, программа «Снарк» без шуток «просела» в глазах у общественности и политиков. Острословы кроме того нарекли акваторию недалеко от мыса Канаверал, где проходили опробования, не в противном случае как «Воды, кишащие снарками», потому, что на протяжении неудачных опробований тут вправду нашли собственный финиш десятки ракет. А в декабре 1956 года один из «Снарков» и вовсе «отбился от рук», улетев в сторону Бразилии.

Только в первой половине 80-ых годов XX века один из фермеров случайно отыскал ракету-«изменника».

Иначе, приверженцы продолжения работ по данной ракете показывали на ее лучшие если сравнивать с пилотируемыми стратегическими бомбовозами эксплуатационные характеристики (полет «в один финиш» не потребовал наличия огромной техников и команды лётчиков, мощностей самолетов-и флота заправщиков для ремонта и хранения), равную пилотируемым бомбардировщикам скорость полета, возможность делать полет по низковысотной траектории (152 м), и малую цена – один В-52 стоил как 20 ракет. В итоге, не обращая внимания на рекомендацию Стратегического авиакомандования в ноябре 1959 года снять «Снарк» с оружия, руководство ВВС Соеденненых Штатов отказалось это сделать.

Все решила смена хозяина Круглого кабинета. Новый американский президент Джон Кеннеди открыл собственную «Охоту на Снарка». Практически сразу после вступления в должность он закрыл программу, указав в послании конгрессу от 28 марта 1961 года, что сама ракета – устарела, ненадежна в эксплуатации и управлении, и неспособна преодолевать ПВО соперника.

Ее начальные позиции – беспомощны от вражеских ударов. А самое основное – по боевой эффективности она уступает баллистическим ракетам, каковые неспешно завоевывали статус главного устрашения средства противника и стратегического поражения. 25 июня 1961 года ВВС расформировали 702-е авиакрыло.

Так скоро и бесславно завершилась история «чудо-оружия» по имени «Снарк» (в отличие от его «однофамильца» из поэмы Кэррола). «Империя зла», как назвал СССР американский президент Рональд Рейган, кроме того испугаться опоздала. И вдобавок через год Москва сама подбросила «ежа» Америке, разместив ракеты – те самые баллистические – на Острове Свободы. Само собой разумеется, после этого американцы создали известный «Томагавк», но и он, как продемонстрировал недавний опыт в Сирии, не всегда способен поразить кроме того слабо защищенные объекты.

А вот отечественный «Калибр» постоянно знает – куда он летит и для чего. И это, "Наверное," многим не по душе.

Разведопрос: Клим Жуков про монгольское нашествие на Русь, часть вторая

Статьи, которые будут Вам интересны: