Противотанковые «тачанки»

Противотанковые «тачанки»

При разработке боевой разведывательной дозорной автомобили (БРДМ) эксперты конструкторского бюро Горьковского автомобильного завода заблаговременно предусматривали возможность создания на его базе целой гаммы автомобилей с унифицированными механизмами, деталями и агрегатами. Главным таким модулем для них стал блок силовой установки с трансмиссией. «Накладывая» на таковой модуль корпуса уникальной конструкции и создавались после этого разные военные машины, среди них и противотанковые ракетные комплексы на БРДМ.

С момента появления на поле боя танков и впредь до окончания Второй мировой главным средством борьбы с ними были противотанковые орудия. Но кроме того монстры последних армейских лет калибра 128-мм, имевшие массу более 10 т, не могли действенно бороться с танками на расстояниях, превышающих 2 км. На таких больших расстояниях артиллерийские боеприпасы имели через чур большое рассеивание, что не разрешало удачно поражать движущуюся цель.

Требовалось принципиально новое противотанковое средство. И оно показалось — это были противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). В первый раз такую ракету Х-7 Rotkappchen («Красная шапочка»), управлявшуюся по проводам, создали немцы в 1944 г. Но дело до её боевого применения не дошло.

По окончании войны французы, воспользовавшись трофейными германскими наработками, сделали очень успешную ПТУР SS-10 Nord-5203.

В 1956 г. она удачно употреблялась израильскими армиями против египетских танков в битвах на Синайском полуострове. К 1963 г. французы успели произвести их более чем 30 тыс. единиц — ракеты с радостью закупались и другими государствами, а также ФРГ и США.

На этом фоне, и в СССР, где танки рассматривались армейскими экспертами в качестве главной ударной силы сухопутных армий, в спешном порядке занялись разработкой собственных ПТУР.

Широкий фронт работ в этом направлении был инициирован Распоряжением Совета Министров СССР «О создании новых танков, самоходных установок-истребителей танков, противотанковых средств и управляемого реактивного оружия для них» от 8 мая 1957 г.

В рамках этого распоряжения конструкторы приступили к созданиюпервых советских противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) на самоходных установках.

Поставку колёсных боевых автомобилей для их размещения должен был обеспечить ГАЗ, а к созданию гусеничных истребителей танков привлекались танковые КБ Нижнего Тагила и Харькова.

О заинтересованности высшего военного руководства проблемой скорейшего получения ПТРК свидетельствует тот факт, что главные конструкторы, руководившие их разработкой, ежемесячно докладывали о состоянии дел главе Рабочей группы Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам Д.Ф.

главнокомандующему и Устинову Сухопутными армиями и первому помощнику военного министра СССР маршалу A.A. Гречко.

Военная машина 9П148 комплекса «Конкурс». Парад Победы, Хабаровск, 2010 г.

Уже в 1960 г. на вооружение Советской Армии были приняты первые самоходные комплексы 2К16 «Шмель» и 2К8 «Фаланга» на базе БРДМ. С началом выпуска в 1967 г. БРДМ-2 комплексы стали переводить на её шасси. Владея повышенной грузоподъёмностью, бронированием и прекрасной подвижностью, машина идеально доходила для данной цели.

Первым противотанковым ракетным комплексом на шасси БРДМ стал ПТРК 9К11 «Малютка», созданный в Коломне в Конструкторском бюро машиностроения под управлением Главного конструктора С.П. Непобедимого в 1960 г. и принятый на вооружение в 1963-м. Его установили на военной машине 9П110, созданной на базе БРДМ.

Но скоро (в конце 1960-х гг.) ракету модернизировали. Комплекс взял индекс 9К11М и наименование — «Малютка-М», ракета -9М14М «Малютка-М». Для него создали в 1969 г. на Саратовском агрегатном заводе военную машину 9П122.

Выпуск длился два года: за это время изготовили 580 единиц.

Военная машина 9П122 на базе БРДМ-2 (ГАЗ-41-02) предназначалась для борьбы с подвижными и неподвижными бронированными целями на дальностях от 500 м до 3000 м. На ней размещалась пусковая установка, в состав которой входили: пакет направляющих, подъёмноповоротный механизм, гидроподъёмник, электропривод, и визирные аппаратуры устройства и комплект управления.

Пакет направляющих пребывал в боевом отделении автомобили в середине корпуса. На нём устанавливали шесть ракет, соединения их с электрическими цепями аппаратуры управления. Сверху над направляющими крепилась крыша боевого отделения.

Подъёмно-поворотный механизм с электроприводом снабжал пакету направляющих нужные для стрельбы углы наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Гидроподъёмник создавал его опускание и подъём ракеты при переводе автомобили из походного положения в боевое и обратно. Но в критических обстановках направляющие возможно было поднять и вручную, но вместо 20 с на это было нужно бы израсходовать 2,5 мин.

Военная машина 9П122

Военная машина 9П122 противотанкового ракетного комплекса 9К11М «Малютка-М»

Экипаж автомобили складывался из двух человек — командира и водителя автомобили, выполняющего кроме этого обязанности оператора-наводчика, размешавшихся в передней части её корпуса. Для обзора местности, наблюдения и поиска цели за ракетой в полёте, наводчик пользовался оптическим визиром 9Ш16 и визирным устройством 9Ш115А, имевшими восьмикратное повышение.

Управление ракетой 9М14М в полёте осуществлялось за счёт трансформации вектора тяги маршевого двигателя, а для компенсации эксцентриситета его тяги предусматривалось вращение ракеты около собственной оси. Наведение ракеты производилось вручную. Наводчик посредством прицела должен был в один момент смотреть за целью и ракетой и вручную производить команды управления, каковые передавались ракете по проводам.

Метод наведения «трудился» по способу трёх точек: первая точка — глаз наводчика-оператора (перекрестие визира), вторая — ракета на траектории, третья — цель. Задача оператора была вывести ракету на линию визирования (от глаза к цели) и удержать её на данной линии до попадания в цель.

Значительным недочётом данной совокупности было то, что от наводчика требовались обширный опыт и натренированность. Очевидно, нереально было вести пламя и в движении.

При помощи выносного пульта наземной аппаратуры управления возможно было создавать запуски на расстоянии до 80 м от комплекса. Не смотря на то, что это и затрудняло обнаружение места пуска ракеты соперником, да и маскировало саму машину, минимальная расстояние ведения огня возрастала до 800 м. При возможном столкновении с военной техникой государств НАТО в Европе это было мало приемлемо, поскольку на обрисовываемом театре боевых действий средняя расстояние обнаружения танка составляла всего 1000 м.

Ракета 9М14М «Малютка-М», имевшая полуавтоматическую совокупность управления по проводам. Её калибр — 125 мм, масса — 11,8 кг, дальность поражения цели — до 3000 м

ПТУР 9М14М «Малютка-М»:

1 — баллистический наконечник; 2 — пьезоэлектрический датчик; 3 — кумулятивный вкладыш; 4 — взрывчатое вещество; 5 — замок боевой части; 6 — диафрагма; 7 — взрыватель; 8 — стартовый двигатель; 9 — маршевый двигатель; 10 — катушка с проводом; 11 — стабилизатор; 12 — бортовая аппаратура; 13 — совокупность управления; 14 — гироскоп

Боекомплект 9П122 складывался из 14-ти управляемых ракет: не считая шести закреплённых на направляющих, ещё восемь пребывали в укладке в автомобили.

Умелый экипаж имел возможность добиться скорострельности до трёх пусков в 60 секунд. Возможность поражения цели типа танк составляла 0,7.

В качестве дополнительного оружия в машине имелся ручной гранатомёт РПГ-7 с боекомплектом из восьми противотанковых гранат, а для ведения ближнего боя — автомат ручные гранаты и АКМ. Для сигнализации имелась ракетница с сигнальными патронами.

Машина 9П122 сохранила амфибийные особенности базисного шасси, были сохранены и дополнительные выдвигающиеся приводные колёса, каковые снабжали ей подвижность, близкую стандартной БРДМ-2.

По штатам, в состав каждой советской мотострелковой и танковой дивизии входило тридцать шесть боевых автомобилей с ПТРК 9К11М «Малютка-М» -девять в противотанковом батальоне и по девять в каждом из трёх полков.

Управляемая ракета комплекса 9М14М (ранее — боеприпас) была выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка». В конструкции корпуса ракеты в первый раз во всемирной практике активно использовался особый прочный пластик «АГ-4С». По большому счету «Малютка» оказалась достаточно технологичной и несложной, к примеру, она не комплектовалась бортовым источником электропитания, имела лишь одну простейший гироскоп и рулевую машинку с механической раскруткой.

Соответственно она была и недорогой — себестоимость одного боеприпаса тогда составляла всего 500 руб. Их выпуск достигал 40 тыс. единиц в год.

Принятие на вооружение ПТРК «Малютка» имело и очень необыкновенные последствия. По окончании того, как в сентябре 1964 г. первый секретарь ЦК КПСС Н.С.

Хрущев побывал на показательных учениях с боевой стрельбой в подмосковной Кубинке, где ему показали это новейшее отечественное средство противотанковой борьбы, он со характерной ему категоричностью заявил: «Танки сейчас не необходимы. Всех их сотрут с лица земли ПТУРСы». В следствии в СССР были закрыты программы по разработке тяжёлых танков, не обращая внимания на то, что уже на выходе были весьма занимательные автомобили.

Военная машина 9П137 комплекса «Фаланга-П» в походном положении — пусковая установка уложена в боевой отсек. Из экспозиции Военно-исторического музея в Петербурге

Военная машина 9П124

В 1960 г. на вооружение Советской Армии был принят самоходный ПТРК 2К8 «Фаланга» с радиокомандной совокупностью наведения, вместе с военной машиной 2П32 на шасси БРДМ, созданный в ОКБ-16 (сейчас — КБ правильного машиностроения им. А. Нудельмана). Спустя пара лет в том же конструкторском бюро были проведены работы по модернизации «Фаланги», завершившиеся в 1967 г. принятием на вооружение самоходного комплекса 2К8М «Фаланга-М» вместе с военной машиной 9П124 на базе БРДМ-2.

9П124 по конструкции была подобна 9П122, но из-за громадных габаритов ракеты 9М17М «Фаланга-М» если сравнивать с «малютками» на подъёмной пусковой установке их помещалось не шесть, а только четыре. Пакет направляющих на данной машине кроме этого размешался в боевом отделении по середине корпуса. Не считая четырёх ракет на направляющих, готовых к пуску, в автомобили имелась боеукладка ещё с шестью. Над пакетом направляющих монтировалась крыша боевого отделения.

Ракета «Фаланга-М» взяла малогабаритный пороховой гироскоп с раскруткой от продуктов сгорания порохового заряда, чем удалось сократить время подготовки боеприпаса к пуску. Вместо силовой установки издвух двигателей (стартового и маршевого) был применён более лёгкий однокамерный двухрежимный двигатель с увеличенным в два раза запасом горючего.

В следствии совершённой модернизации дальность действия полёта боеприпаса увеличилась до 4000 м, средняя скорость выросла со 150 до 230 м/с, но и стартовая масса боеприпаса увеличелась до 31 кг.

Комплекс производился на Ковровском механическом заводе № 575.

К середине 1960-х гг. советские армейские эксперты заключили , что не смотря на то, что противотанковые ракетные комплексы с ручной совокупностью управления по большей части и удовлетворяют требованиям организации противотанковой обороны и снабжают надёжное поражение главных образцов военной техники, состоящих на вооружении армий возможных соперников, но для их успешной эксплуатации нужна через чур долгая и трудоёмкая подготовка расчётов, а после этого и регулярная тренировка их на тренажёрах. Но в условиях совокупности комплектования Советской Армии по призывному принципу подготовить достаточное количество операторов ПТУР, талантливых действенно использовать существовавшие комплексы с ручным режимом управления, не представлялось вероятным.

В следствии, в 1966 г. был заявлен конкурс на разработку самоходного ПТРК с полуавтоматическим режимом управления. Такими стали «Малютка-П», «Фаланга-П» и «Конкурс».

ПТУР 9М17М «Фаланга-М»:

1 — обтекатель; 2 — кумулятивная боевая часть; 3 — приборный отсек; 4 — сопло; 5 — приборный отсек; 6 — трассёр; 7 — разъём подключения к носителю

Управляемая ракета 9М17П «Фаланга-П» калибра 142 мм с полуавтоматическим радиокомандным управлением. На активном участке траектории ракета развивала скорость до 170 м/с, поддерживая её на марше; дальность полёта — 4000 м

В 1969 г. в Конструкторском бюро машиностроения в Коломне совершили очередную модернизацию ПТРК 9К11, из-за которой был создан полуавтоматический вариант комплекса 9К11П «Малютка-П» с новым вариантом ракеты 9М14П.

При полуавтоматической совокупности наведения наводчик через оптический прицел замечал лишь за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления осуществлялись аппаратурой комплекса машинально и передавались на борт ракеты.

Применение полуавтоматического режима управления, но, стало причиной некоему повышению габаритов и массы аппаратуры и фактически самой управляемой ракеты.

Намерено под данный комплекс была создана новая военная машина 9П133, кроме этого на базе БРДМ-2. Её боекомплект составлял 16 ракет: шесть закреплялись на направляющих и десять укладывались в боевого отделения автомобили.

ПТРК 9К11П «Малютка-П» был принят на вооружение приказом Военного министра за № 0232 от 18 декабря 1969 г.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Военная машина 9П133 изготовлялась на Арзамасском машиностроительном заводе (по другой информации, и на Саратовском агрегатном заводе). Серийное производство было начато в 1971 г. и длилось до 1984 г. Сам комплекс производился в Коврове.

Снаружи автомобили 9П122 и 9П133 были весьма похожи.

9П113 поставлялась в государства Варшавского Контракта, и Ирак, на Кубу, в Ливию, Монголию, другие государства и Сирию.

Военная машина 9П137 была включёна в состав противотанкового ракетного комплекса 2К8П «Фаланга-П».

Разработка управляемой ракеты 9М17П комплекса с полуавтоматическим управлением по радиоканалу началась по Распоряжению СМ СССР от 24 мая 1967 г. Через три года ПТРК «Фаланга-П» удачно прошёл опробования и 23 мая 1972 г. Приказом Военного министра СССР был принят на вооружение. Комплекс имел более больший радиус и высокую точность действия (до 4000 м), но, если сравнивать с комплексом «Малютка-П», он был более дорогим и не взял широкого распространения.

БРДМ 9П137 снаружи смотрелась подобно машине 9П124 «Фаланга-М», но головка оптического визира на ней размещалась не перед передним окном, а на люке оператора.

Военная машина 9П148

Военная машина 9П148 ПТРК 9К113 «Конкурс»

9П137 была способна осуществлять ракетные запуски со скорострельностью 2 выстр./мин. Время приведения в боевое положение составляло 20 с. Возимый боекомплект — 8 управляемых ракет. Масса военной машины 9П137 — около 7 т. Экипаж автомобили -2 человека.

Потому, что «Фаланга» считалась «тяжёлой» ракетой, то батареи этих ПТРК поступали на вооружение истребительно-противотанковых частей не полкового/дивизионного, а корпусного и военного звена.

В первый раз военная машина 9П137 была показана широкой публике в 1973 г. На экспорт она не поставлялась и пробыла в «первой линии» недолго.

Из-за ракеты комплекс считался не весьма успешным и при первой возможности его стали заменять более современным ПТРК «Штурм-С» (военная машина 9П149 на шасси МТ-ЛБ).

В январе 1974 г. на вооружение Советской Армии был принят самоходный ПТРК 9К113 «Конкурс», в состав которого входила военная машина ПТУР 9П148. Она была создана на базе БРДМ-2 (ГАЗ-41-08) и предназначалась для транспортировки, запуска и наведения противотанковых управляемых ракет. Её работа осуществлялась в пара этапов.

Первый из них — обнаружение и поиск, слежение за целями, и для наблюдения за местностью. Сейчас машина переводилась из походного положения в боевое, осуществлялась подготовка электрооборудования цепей к пуску, и выбор направляющей для ракетного запуска. При переходе в следующий режим пуска — велось постоянное наблюдение за целью через прибор 9Ш119М1 — производился управление и запуск ракетой.

После этого машина переводилась в походное положение и перезарядка ракет производилась в режиме перезаряжания.

На пусковой установке военной машины имели возможность устанавливаться до пяти транспортно-пусковых контейнеров с управляемыми ракетами 9М113 «Конкурс». Масса одного контейнера составляла 26,5 кг.

Всего же возимый боекомплект складывался из 15 ракет 9М113 либо 10 ракет 9М113 и 10 ракет 9М111, допускались и сочетания этих ракет.

ПТУР 9М113 «Конкурс»:

1 — аэродинамические рули; 2 — кумулятивная боевая часть; 3 — твердотопливный двигатель; 4 — сопло; 5 — крылья; 6 — гироскоп; 7 — батарея; 8 — катушка с проводом; 9 — трассёр

Пусковая установка с пятью направляющими и размещёнными на них ракетами 9М113 «Конкурс»

Военная машина 9П149

Размещение ракет в корпусе БМ 9П149

Машина управления БРДМ-2У

Загрузка автомобили полным боекомплектом длилась 15 мин..

В отличие от всех других комплексов, ранее принятых в Советской Армии, пакет направляющих 9П148 имел возможность подзаряжаться расчётом без выхода из автомобиля. По окончании пуска отстрелянный контейнер машинально сбрасывался.

Пуск ракет производился лишь с места.

Но конструкция приводов наведения направляющих разрешала вести пламя и по вертолётам и низколетящим самолётам, а на плаву по целям на берегу и на воде. Угол горизонтального наведения пусковой установки составлял 20°. Скорострельность на большую дальность достигала 2-3 выстр./мин.

Расчёт военной машины — два человека: это командир и водитель-оператор.

Для наблюдения за местностью, выбора и поиска цели рабочее место оператора оборудовалось двумя устройствами наблюдения ТНГ10-170 и оптическим прицелом 9Ш119М1, имевшим угол обзора 5° и десятикратное повышение.

Переговоры между участниками экипажа автомобили осуществлялись через танковое переговорное устройство Р-124. Для осуществления дальней связи имелась радиостанция Р-123М.

В военных машинах, выпущенных с 1 октября 1988 г., устанавливалась радиостанция Р-173 с улучшенными эксплуатационными чертями.

В состав дополнительного оружия автомобили входила выносная пусковая установка 9П135. Она вместе с боекомплектом имела возможность выноситься из военной машины и употребляться независимо от неё.

Управляемая ракета 9М113 «Конкурс» разрабатывалась на базе уже имеющейся ракеты 9М111 «Фагот» и была скомпонована по аэродинамической схеме «утка».

Совокупность управления в полёте — полуавтоматическая с передачей команд по проводам. Оператор с момента вылета ракеты из контейнера до момента поражения цели удерживал перекрестие сетки оптического визира на цели, наряду с этим ракета машинально выводилась на линию визирования. Местонахождение ракеты определялось по инфракрасному излучению её лампы-фары.

В дополнение к полуавтоматической совокупности управления, для увеличения точности стрельбы в условиях оптических помех, был введён режим ручной коррекции на конечном участке траектории. Минимальная дальность стрельбы ракетой 9М113 составляла около 75 м и определялась дальностью взведения взрывателя, большая — 4000 м.

Производство ПТРК было организованно в 1974 г. на предприятии «Маяк» в Кирове, в последствии было передано в объединение «Тульский оружейный завод».

ПТРК 9К113 состояли на вооружении противотанковых батарей мотострелковых полков и отдельных истребительно-противотанковых артиллерийских дивизионов мотострелковых дивизий.

Военные машины 9П148 поставлялись на экспорт в государства Варшавского Контракта, Афганистан, Индию, Иорданию, Ирак, Иран, Кувейт, КНДР, Ливию, Сирию, Финляндию и другие. В Индии с 1989 г. 9П148 производился по лицензии.

С 1967 г. началась разработка автомобили управления войсковыми подразделениями, среди них и комплексами ПТРК, на базе БРДМ-2 под индексом БРДМ-2У. Она предназначалась для полкового звена и командиров батальонного мотострелковых дивизий.

От линейной автомобили она отличалась отсутствием башни (на её месте имелся полукруглый люк), установкой радиостанции Р-123 и двух дополнительных — по одной на каждом борту. В корпуса оборудовались рабочие места для радиста и офицера.

Машина комплектовалась независимым генератором для питания электрооборудования на стоянке (позднее его установили в прямоугольном защитном кожухе сзади люка на крыше корпуса) и аккумуляторной батареей повышенной ёмкости.

На более поздней версии БРДМ-2У сохранили башню с оружием.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТРК

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

В. ТАЛАНОВ

Nightcore — Tachanka

Статьи, которые будут Вам интересны: