Сам себе цитадель

К началу советско-финской войны 1939–1940 годов на снабжении пехоты РККА не состояло специальных бронещитков с возможностью ведения наступательных действий, а оставшиеся от царской армии щитки для установки на брустверах траншей были предназначены для обороны. Но итоги неудачных для Красной Армии боев декабря 1939 года вынудили задуматься о подвижной бронезащите бойцов, талантливой действенно противостоять ружейно-пулеметному огню и в один момент вести наступление на позиции соперника.

Сам себе цитадель
Советские бронещитки Ижорского и Кировского фабрик на опробованиях 15 января 1940 года (ЦГА СПб)

Одним из ответов были бронесани, каковые буксировались танками, но танки не везде имели возможность пройти, а защита пехоте требовалась безотлагательно. При атаке зимний период по глубокому снегу боец, и без того стесненный в движении горячей одеждой, не имел возможности двигаться скоро. Вместо маленького броска до позиций соперника воинам приходилось медлительно брести по сугробам под обстрелом — в итоге или атака захлебывалась, или подразделения несли тяжелые потери.

Поставить всех бойцов на лыжи выяснилось нереально: было нужно в маленькое время собрать необходимое количество лыж, научить солдат хождению на них и освоить новую тактику боя. Исходя из этого появилась мысль поставить на лыжи бронещиток (в официальных документах он именовался бронещитом), оснастить его бойницей и смотровыми щелями для личного оружия. Солдат лежа имел возможность толкать щиток перед собой, вести пламя по сопернику и был бы защищен от пуль.

С учетом того, что вес щита при таком методе передвижения не игрался большой роли, толщину брони возможно было сделать достаточной для противодействия пуле, выпущенной из винтовки либо пулемета.

Лыжный щит Ижорского завода на опробованиях (ЦГА СПб)
Ижорцы против кировцев

В тылу группировки частей РККА, участвовавшей в военных действиях против Финляндии, был развитый промышленный центр – Ленинград, с его металлургическими и металлообрабатывающими фабриками, занимавшимися производством судов, танков и брони для них. Исходя из этого в последних числах Декабря 1939 года штаб Ленинградского военного округа в лице инспектора по изобретательству разместил заказ на изготовление и проектирование лыжных бронещитов Ижорскому и Кировскому фабрикам.

В первых числах Января 1940 года заказ был выполнен. Фабрики изготовили два типа бронещитов, каковые направили на опробования в Ленинградское Краснознамённое пехотное училище имени Кирова. Опробования проходили в Красном Селе 15 января 1940 года на стрельбище училища в присутствии рабочей группы, складывавшейся из представителей штаба ЛВО, училища и пехотных частей, военврача, директоров Ижорского и Кировского фабрик, главного конструктора заместителя начальника и Ижорского завода СКБ-2 Кировского завода.

Щит Кировского завода на опробованиях (ЦГА СПб)

Целью опробований было определение бронестойкости при обстреле с лёгкости скольжения и различных дистанций щитков по снегу. Кроме этого предполагалось оценить удобство ведения огня, скорость приведения щитка в боевое положение, транспортировки и удобство погрузки. Для определения всех этих черт выделялся взвод курсантов.

Ижорский завод предоставил на опробования 20 бронещитов, каковые взяли на время опробований условный индекс «ИЗП». Они были созданы заводским КБ-1 и имели внутризаводской индекс «ЗБШ» либо «ЗБ-Ш». ИЗП воображал собой цельноштампованный щит сложной формы с толщиной брони 6 мм.

Для лучшей пулестойкости стены щитка имели скосы в 35° к вертикальной плоскости и на 30° в горизонтальной. Для лучшего скольжения по снегу нижняя часть щита была загнута под углом 49°.

Чертеж бронещита конструкции Ижорского завода ЗБШ (РГВА)

В правой плоскости щита была сделана бойница для стрельбы размерами 120?65 мм. Размещение бойницы снабжало обстрел из винтовки вправо от оси щитка на угол 40–45° и влево на угол 10–15°. При стрельбе из ручного пулемета сектор обстрела уменьшался на 5° с обеих сторон.

Вес щита без лыж составлял 38,7 кг. Захват лыжи осуществлялся за счет затягивания болта между неподвижной планкой, приваренной к щиту, и подвижной лапкой.

Кировский завод предоставил 10 щитков, взявших на время опробований индекс «КЗП», каковые были созданы заводским СКБ-2.

КЗП был сварной конструкцией, складывающейся из трех главных подробностей: лобового щита с заваленными верхним и нижним краями, и приваренных к нему боковых щитков. Угол верхней части лобового щитка составлял 20–25° к горизонту, нижней – 30–35°. Плоскость лобового щита кроме этого была сделана с маленьким наклоном от вертикали.

Лобовой щит был двухслойным и изготавливался из двух 4-мм бронелистов, соединенных сваркой, толщина боковых страниц кроме этого была 4 мм.

Щит Кировского завода на опробованиях в январе 1940 года. В бойницу засунут ручной пулемет ДП (ЦГА СПб)

В правой части щита была сделана прорезь, снабжавшая стрельбу из винтовки в секторе 15° вправо и 10° влево по горизонту. Стрельба из ручного пулемета была вероятна лишь по прямой, с малым отклонением вправо. Вес щита без лыж составлял 35,4 кг, ширина по фронту 700 мм, высота без лыж 550 мм.

Конструкция замка, скреплявшего лыжи с бронещитом, у обоих образцов разрешала проделывать эту и обратную операции за 2–3 60 секунд. У щита Ижорского завода конструкция захвата давала возможность применять каждые лыжи, независимо от толщины, длины и ширины, в том виде как они имеется, без предварительной подготовки либо обработки.

Щит Кировского завода так на лыжи было нельзя: требовалась установка особой пластины на лыжу на заводе либо в мастерской, что создавало проблемы с заменой в боевых условиях. На грузовую «полуторку» ГАЗ-АА помещалось до 20 щитов любой конструкции, на трехтонный ЗИС-5 – до 35–40 штук.

Лыжный замок Ижорского щита

В качестве недочётов у ИЗП отмечались зазор между почвой и боковой частью щита, конструкция зажима лыжного замка, ослабевавшего в движении и приводившего к соскакиванию лыжи, отсутствие наблюдательного отверстия в левой боковине. Кроме этого предлагалось сделать крючки с внутренней стороны щита для развешивания патронных сумок с снарядами, и скобы с внешней стороны щита, дабы была возможность перевозить его за веревку вручную, как санки.

У КЗП была признана неудачной форма конструкции (малые углы наклона), что сталопричиной не сильный пулестойкости, небольшой сектор обстрела и незаменяемость лыж в поле. У обоих типов была необработанная острая кромка бойниц, что приводило к порче цевья ружей.

Щиты Ижорского завода по окончании опробований обстрелом, январь 1940 года (ЦГА СПб)

Опробования продемонстрировали, что переползание бойцов по снегу со щитами на дистанции 200 метров с остановками на стрельбу по неожиданно появляющимся мишеням заняло 20 мин. со 100% поражением мишеней. По окончании 200-метрового переползания была произведена атака на расстояние 65–70 метров, после этого у курсантов замерили пульс. Измерение проводилось с разделением по росту: у бойцов малого роста пульс составлял до 140 ударов в 60 секунд, среднего роста – до 120 ударов в 60 секунд, у высоких – до 110 ударов в 60 секунд.

Неспециализированное состояние воинов характеризовалось как удовлетворительное.

Обстрел щитов вели двумя типами 7,62-мм пуль: легкой примера 1908 года и бронебойной Б-30.

Сперва щитки обстреливали с дистанции 200 метров. Все восемь попаданий легкой пулей для ижорского щитка окончились только отметинами на броне. Из шести таких пуль, попавших в кировский щиток, две его пробили, но только в узкие боковины, поставленные перпендикулярно линии прицеливания.

Щиты Кировского завода по окончании опробований обстрелом. Январь 1940 года (ЦГА СПб)

При обстреле на данной же дистанции бронебойной Б-30 картина была пара второй – из 12 попавших в ИЗП пуль три его пробили (две – в низ щита, одна – в бок по нормали), остальные покинули вмятины. Кировский КЗП повел себя хуже – из девяти попавших в него пуль пять пробили оба лобовых 4-мм щита.

После этого расстояние огня уменьшили до 100 метров. Все 23 легкие пули, попавшие в ИЗП, только оставили на 6-мм броне отметины. Щиток Кировского завода взял 21 попадание легкой пулей, причем часть из них по нормали, а часть под углом в 20°.

Все эти пули пробили внешнюю 4-мм пластину, но внутреннюю не осилили.

Наконец, обстрел бронебойной пулей Б-30 со 100 метров дал следующие результаты: из девяти пуль, попавших в ИЗП, две пробили его низ, а остальные покинули вмятины. По КЗП стреляли интенсивнее, и все 72 попавших пули пробили броню, причем 21 – полностью, а 51 – лишь внешний экран.

По результатам опробований рабочая группа сделала вывод о возможности применения обоих типов щитков по окончании устранении распознанных недочётов. Их предполагалось применять в массовом количестве при наступлении под ружейно-пулеметным огнем соперника, а также в качестве легких мобильных бронированных точек для снайперов, наблюдателей и т.п.

Захваченный финнами щит конструкции Ижорского завода (SA-Kuva)

Применение щитов не потребовало долгого обучения, достаточно было тренировки и небольшого инструктажа не продолжительнее одного часа. Буксировка руками за веревку не вызывала больших усилий и затруднений, т.к. щиты на лыжах не продавливали снег и скользили по поверхности. Наряду с этим у ИЗП было еще одно преимущество — при особенной необходимости боец имел возможность отсоединить лыжи от щитка и передвигаться на них, покинув щит.

Выпуск бронещитов каждым заводом имел возможность производится самостоятельно без громадной кооперации, но Кировскому заводу рекомендовалось по возможности поменять форму щита и приблизить ее к примеру Ижорского завода.

Через некое время было запущено серийное производство, и некое количество лыжных щитов Ижорского завода в феврале 1940 года попало на советско-финскую войну. Пара штук было захвачено финнами и попало в фотохронику вместе с экспериментальными металлическими нагрудниками СН-39.

Подмосковные бронещиты

Кроме ленинградских фабрик, над созданием лыжного бронещита трудились и в конструкторском бюро завода №8 имени Калинина (ЗИК) в подмосковном Калининграде (сейчас г. Королёв). В том месте в начале Января 1940 года был создан пример, взявший обозначение «150К».

Щит 150К имел складную конструкцию с бойницей в правой передней части и двумя смотровыми щелями. Верхняя кромка щита была волнистой, что был сделано намерено: такая форма снабжала лучшую маскировку на местности из-за изюминок людской восприятия. Конструкция складывалась из гнутой лобовой броневой пластины, к которой крепились боковины и основание.

К нижней части лобовой пластины были приварены крюки для зацепа за лыжи.

Щит 150К, обнаруженный местах боев (http://smolbattle.ru)

Лобовая часть была наклонена на угол 30° от вертикали, угол между основной плоскостью и боковинами лобового страницы составлял 45°. Толщина броневых страниц могла быть от 3 до 5 мм, допускалось использование сварки для соединения отдельных подробностей. Предполагалось применять 150К и в обороне, как простой траншейный щит, устанавливая его на бруствер со снятыми лыжами.

Конструкция завода им. Калинина владела тем же недочётом, что и у щита Кировского завода – особые лыжи, но огромное преимущество давало то, что он имел возможность складываться. С некоторыми трансформациями щит 150К производился, поступал в армии и употреблялся в битвах в 1941–1942 гг.

Межвоенные опыты

В Ленинграде работы над усовершенствованием лыжных щитков продолжились и по окончании окончания советско-финской войны. Так, на Ижорском заводе придумали поставить лыжный щиток на колеса и применять в бесснежные времена года. Колеса имели возможность устанавливаться лишь на щиты Ижорского завода.

Платформа с колесами взяла обозначение «ЗБШК» либо «ЗБШ-К».

Щит 150К в сложенном виде (http://smolbattle.ru)

В апреле-мае 1940 года на основании приказания помощника министра обороны маршала Г.И. Кулика на направлениях комсостава «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске состоялись опробования щитов стального нагрудника и Ижорского завода СН-40. Рабочая группа собралась весьма представительная: помощник генерал-инспектора пехоты генерал М.А. Антонюк, глава Управления стрелкового оружия Красной Армии бригадный инженер С.О.

Склизков, помощник главы АБТУ генерал И.А. Лебедев, ассистент главы направлений «Выстрел» генерал С.А. Смирнов, инспектор Инспекции пехоты полковник С.А.

Куликов.

Испытывалось пять щитов, установленных на платформу ЗБШК:

  • с удлиненными боковыми стенками – 1 шт.;
  • щит, доработанный по результатам первых опробований – 2 шт.;
  • щит старого типа (ЗБШ) – 2 шт.

Колесная платформа для щитов Ижорского завода (РГВА)

По результатам опробований на проходимость доработанные щиты (вес 36 кг) и ЗБШ на колесах были неустойчивы, при перемещении довольно часто переворачивались, наблюдение из-за них было затруднено. Крепление винтовки выяснилось неудобным и мешало перемещению, положение рук при перемещении также выяснилось неудачным. канавки и Мелкие бугорки преодолевались с большим трудом.

При фланговом обстреле щиты давали малую площадь защиты.

Щит с удлиненными стенками, напротив, продемонстрировал лучшие характеристики по устойчивости и проходимости. Не обращая внимания на больший вес (54 кг), при перемещении не отставал, двигался наравне, а время от времени и в первых рядах щитов другого типа. Наряду с этим кроме этого отмечался нехорошей обзор и очень сильно затруднявшее перемещение крепление лыж.

Щит Ижорского завода (http://smolbattle.ru)

Подъем всех щитов в гору по скату крутизной 4,5–5°, с проволочными заграждениями и разными небольшими препятствиями, на расстояние 225 метров занял 47 мин., наряду с этим подъем в гору по скату со мелкими пнями и сплошной порослью был совсем неосуществим. Колесный движение давал возможность перемещения по ветхой, поросшей травой пахоте, с мелкими препятствиями и незначительным уклоном (воронки, канавки, холмики и т.п.), наряду с этим скорость перемещения составила 235 метров за 50 мин..

По свежей пахоте перемещение выяснилось нереально: колеса были через чур малого диаметра, и щит зарывался носом в почву. При расчистке и постоянном подкапывании расстояние 50 метров было пройдено щитком с удлиненными стенками за 45 мин., а доработанные ЗБШ преодолели это расстояние за 57 мин.. Затем «упражнения» бойцы были очень сильно утомлены.

Подъем в гору с крутизной ската 10° очень сильно изматывал людей, 35 метров были пройдены за 12 мин.. При большей крутизне подъем был бы или весьма затруднителен, или неосуществим.

Слева модернизация щита Ижорского завода: в не сильный месте приварен экран. Справа обнаруженный месте боев щит конструкции Кировского завода с трансформациями – в первых рядах нет экрана, а лобовой лист целой. В то время, когда он сделан, к сожалению, не известно (http://smolbattle.ru)

При обстреле ни один из щитов не был пробит на всех расстояниях при стрельбе из винтовки легкой пулей примера 1908 года.

При обстреле бронебойной пулей Б-30 на дистанции 200 метров при стрельбе в лоб четыре щитка дали 11,1% сквозных пробоин, а один щит треснул. Стрельба с дистанции 50 метров по последнему щиту под углом к броне 30–40° дала 20% сквозных пробоин, по нижнему перегибу – 60% сквозных пробоин, по ребру – 100% пробоин. При минометном обстреле мины, падавшие перед щитками, урона не причиняли, при попадании за щитом поражались ноги.

По результатам всех опробований рабочая группа посчитала целесообразным иметь щитки на вооружении Красной Армии и применять их как армейское средство при атаке укрепленных районов и долгосрочных полевых упрочнений.

Модернизация Ижорского щита, совершённая в СКБ-2 Кировского завода (РГВА)

Было сочтено, что из всех представленных на опробование бронещитов самый подходящим есть щит с удлиненными боковыми стенками, при условии дополнений и ряда изменений:

  • лобовой перегиб сделать ближе к середине лобовой части (для удобства перемещения);
  • придать боковым стенкам соответствующий угол, дабы повысить пулестойкость;
  • крепление для лыж сделать съемным, летом не прикреплять;
  • установить древесные ручки для толкания щита;
  • сделать войлочные подлокотники;
  • расширить диаметр колес, в особенности переднего, и вынести его вперед к лобовой броне;
  • усилить лобовую часть брони на перегибах;
  • крепление винтовки сделать так, дабы винтовка не мешала на ходу, направив ее конкретно на протяжении внутренней стены бронещитка;
  • нужно, дабы верхняя часть щитков имела неправильную форму, а щиты камуфлировались.

В мае 1940 года представителями Кировского завода были созданы чертежи модернизированного лыжного варианта ЗБШ. Щит взял усиление в передней части, на правой боковой стенке был сделан крюк для приклада винтовки либо пулемета, а бойница взяла обшивку кожей по нижней кромке.

Стрелковые щиты в сражении на позициях (waralbum.ru)

В первой половине 40-ых годов двадцатого века в армиях пребывали щитки ЗБШ Ижорского завода начальной конструкции, модернизированные по чертежам Кировского завода ЗБШ, щиты начальной конструкции Кировского завода и щиты 150К ЗИК. Употреблялись они по большей части зимний период 1941–1942 гг. в полосе Западного, Калининского, Северо-Западного, Волховского, Ленинградского и Северного фронтов. До сих пор их возможно отыскать в лесу вблизи оплывших траншей.

Некое количество было захвачено немцами и употреблялось в качестве бронирования стрелковых ячеек или без трансформаций, или с доработками для установки пулеметов MG 34. К зиме 1942–1943 гг. щиты употреблялись лишь в том месте, где они были ранее – в армиях ведущих позиционные битвы Северо-Западного, Ленинградского, Северного фронтов.

В военное время потребность в таких изделиях осталась, но употреблялись они локально, конструкция щитов армейского времени существенно упростилась. Выпуск на протяжении ВОВ был налажен в блокадном Ленинграде, ЗИК же уехал в эвакуацию, и на новом месте производство 150К не развертывалось.

Создатель высказывает громадную признательность за помощь с обработкой чертежей Сергею Морозову. В работе использованы материалы русских архивов: РГВА, РГАЭ, ЦГА СПб, и индивидуальные находки автора.

[BadComedian] — Burnt by the Sun 2 CITADEL — TRUTH by Mikhalkov. Part 1

Статьи, которые будут Вам интересны: