Соло встиле технорок: техника игры

Соло встиле технорок: техника игры

    От конструкции бриджа зависит темперамент звучания гитары, стабильность строя, большая продолжительность ноты (сустейн). У каждого бриджа имеется собственная армия поклонников
    Synchronized Tremolo. Данный бридж, опирающийся на шесть болтов, в первый раз показался на гитаре Fender Stratocaster. Не обращая внимания на не через чур стабильный по современным меркам строй, Synchronized Tremolo — это обязательный атрибут звука самой популярной гитары Fender Stratocaster
    Floyd Rose. Всецело запирающееся тремоло Флойда Роуза открыло гитаристам новые горизонты звука благодаря невиданной ранее стабильности строя. Кроме того по-сле нескольких часов яростного терзания рычага строй остается совершенным

Мне повезло: я взял в качестве подарка германскую гитару Musima Eterna Deluxe выпуска середины 1960-х редкой модификации — со сложной распайкой звукоснимателей и встроенными эффектами, в хорошем состоянии. Как многие гитаристы, я сначала скептически отнесся к практически антикварному инструменту. Но, подключив его к усилителю, был удивлен жёстким и замечательным рыком и незыблемо правильным строем данной гитары.

Не напрасно опытные музыканты стаптывают несколько несколько башмаков в отыскивании ветхих инструментов в стиле Vintage, каковые, как хорошее вино, с годами становятся все лучше.

Но сыграть на прекрасном инструменте собственные любимые композиции я не смог: во времена данной гитары металла и тяжёлого рока еще не было. Высокая крышка бриджа (см. описание терминов на схеме) на «Музиме» не позволяет положить руку на струны и играться тяжелые аккорды с глушением; роликовая конструкция бриджа, благодаря которой строй не сбивается от работы рычагом тремоло, имеет люфт, в результате которого сустейн (продолжительность звучания ноты) сокращается. Наконец, чудовищно толстый гриф при игре соло стоя фактически не дает пальцам дотянуться до 6-й (басовой) струны.

Было бы наивно считать, что современные виртуозы играются на таких же инструментах, каковые мы видим в руках битлов на ветхих записях. За последние полвека электрогитара прошла большой эволюционный путь.

Strat-революция

Первые серийные электрогитары Gibson Les Paul и Fender Telecaster были великими инструментами, они удачно продаются и сейчас. Gibson — это цельная натура: вклеенный толстый гриф, тяжелая массивная дека из красного дерева с выпуклой кленовой накладкой, бескомпромиссная цена.

Благодаря неповторимому густому и насыщенному звуку, за что любители тяжелого рока готовы забыть обиду отсутствие тремоло и неудобство игры, гитары Les Paul и сейчас остаются одними из самых популярных инструментов. Telecaster — менее универсальная гитара, горячо любимая блюзменами и Кейтом Ричардсом из Rolling Stones (в большинстве случаев, Telecaster далеко не единственная гитара в коллекции). Но возможно сообщить без преувеличения, что большая часть современных гитар в той либо другой мере являются копиями второй модели Fender, действительно универсального инструмента — Fender Stratocaster.

В 1950-е многие гитарные компании подхватили «электрический бум». Любая компания предлагала клиентам инструменты уникальной конструкции. К примеру, «Битлз», у которых сначала не было средств на дорогие Gibson, играли на гитарах Rickenbacker. Эти инструменты имели мелкий гриф с близко расположенными низкими ладами и скользким лаком.

Они идеально доходили для слепой игры аккордами и выдавали плотный упругий чистый звук — базу саунда «Великой четверки». А вот для скоростных соло Rickenbacker не доходил.

Гитары Bigsby отличались увлекательной тремоло-совокупностью. Как и на большинстве гитар того времени, на Bigsby нижний порожек и струнодержатель были раздельно стоящими подробностями: в струнодержателе крепились струны, каковые после этого проходили над бриджем — с его помощью настраивалась мензура (протяженность струны от верхнего до нижнего порожка). Наряду с этим струнодержатель воображал собой цилиндр с отверстиями для струн — фактически, ось рычага.

Качая рычаг вверх либо вниз, возможно было усиливать либо ослаблять натяжение струн, повышая либо понижая строй. Приобретаемый так эффект «вибрато» был весьма популярен в то время.

Но тремоло Bigsby имело большой недочёт. Натягиваясь либо ослабляясь, струны должны были скользить вперед-назад по порожкам. Силу трения никто не отменял — по окончании «вибрато» струны не возвращались совершенно верно в исходное положение, и строй гитары нарушался.

Эта неприятность легко решалась установкой роликовых порожков, но люфт роликов убивал сустейн.

Много необычных инструментов с недостатками и уникальными достоинствами подготовило землю для Strat-революции. Гитаристам был нужен вправду универсальный инструмент, и гениальный предприниматель Лео Фендер знал, каким он должен быть. В соответствии с его концепции, гитара должна была быть простой в ремонте и изготовлении (а также с позиций доступности запчастей), эргономичной и технически идеальной.

Первые стратокастеры были предложены клиентам в первой половине 50-ых годов XX века. «Страт», сейчас самая популярная электрогитара в мире, — это, в первую очередь, легкий узкий двурогий корпус с вырезами для правого и живота локтя, эргономичный узкий гриф, легко увеличенная мензура и прозрачный, «стеклянный» звук. И, конечно же, революционный бридж Synchronized Tremolo.

Раскачаем данный мир

Основная мысль стратовского бриджа содержится в том, что порожки и струнодержатель в нем являются единую конструкцию, они зафиксированы относительно друг друга. Бридж опирается на корпус при помощи шести неплотно затянутых болтов (на свежих моделях — двух), от него через всю деку вниз проходит якорь, притягиваемый к корпусу пружинами. Натяжение струн (сверху) и пружин (снизу) уравновешивается, бридж повисает в нейтральной позиции.

Посредством рычага бридж полностью возможно качать в различные стороны. Наряду с этим изменяется не натяжение струн, как на Bigsby, а протяженность мензуры. Струнам не требуется скользить по порожкам, исходя из этого и неприятностей со строем не появляется (по крайней мере, в части бриджа).

Принципиально важно, что посредством стратовского бриджа возможно настроить мензуру и высоту каждой струны в отдельности: при игре на перегруженном усилителе мельчайшая неточность строя гитары ведет к образованию паразитных гармоник и неприемлемому звучанию.

Бридж Fender Stratocaster произвел настоящую революцию, сделав гитару по-настоящему эргономичной и универсальной. Но неприятности со стабильностью строя не провалились сквозь землю всецело. Дело в том, что витки струны, намотанной на колок, при подтяжках смещались и не возвращались в исходное положение.

Играло свою роль и трение на верхнем порожке. Тремоло Fender с годами модифицировалось, оказались версии для других гитар (кроме того Gibson Les Paul), но от мучений со строем гитаристов избавил совсем второй человек.

Во второй половине 70-ых годов XX века изобретатель Флойд Роуз представил на суд гитаристов Floyd Rose Full Locking Tremolo (всецело закрываемое тремоло). На грифах гитар Роуза у верхнего порожка показался маленькой «нулевой лад». На нем размешались замочки, напоминающие тиски.

Предварительно настроив гитару, гитарист всецело фиксировал струну, лишаясь наряду с этим возможности пользоваться колками. Совсем строй корректировался микроподстройками, расположенными на самом бридже. В следствии струна появилась всецело зафиксирована с обеих сторон.

никаких проблем — и Никакого трения!

Сейчас апологеты Floyd Rose часами яростно терзают рычаг тремоло, кроме того не вспоминая о строе. Безотказную совокупность всегда модифицируют для удобства игры. К примеру, на гитару Peavey EVH Wolfgang устанавливалось изобретение самого Эдди Ван Халена — тумблер, мгновенно переводящий басовую струну из «ми» в «ре» (таковой строй эргономичен при игре тяжелыми аккордами).

Но и Floyd Rose не безукоризнен. Сложная конструкция бриджа очень требовательна к качеству и материалам изготовления. Подделки FR — сущее наказание. Данный бридж сложно настраивать, он требует нередкой смазки.

А основное, любой обладатель «флойда», хотя настроить гитару, неоднократно задавал себе вопрос: куда подевался пресловутый гаечный ключ, без которого настройка неосуществима?

Исходя из этого многие гитаристы так же, как и прежде предпочитают укрощать стратокастер. Со смещением витков оказывают помощь совладать запирающиеся колки. В них струна зажимается, как в тисках, и замечательно держится кроме того при намотке в полвитка.

А вот вам рецепт от Владимира Холстинина из группы «Ария», что без неприятностей отыгрывает на «страте» многочасовые концерты: смажьте верхний порожек графитовой смазкой (смесь растертого карандаша с маслом для швейных автомобилей) и настройте гитару по окончании перемещения рычага вниз. Сейчас по окончании каждого соло достаточно на рычаг вниз — и гитара возвратится в строй.

Эволюция электрогитары была связана не только со стабильностью строя. Изменялись звукосниматели, электрические схемы, форма (профиль) грифа, конструкция (к примеру, сквозной гриф, проходящий через всю деку). Однако, благодаря изначальной конструктивной гибкости, Fender Stratocaster в разных комплектациях сейчас остается самой популярной электрогитарой.

Долой медиатор

Перегружая усилитель для получения нескончаемого сустейна, мощного звука и высокой чувствительности, рок-гитаристы отказывались от применения гитары как полифонического инструмента, на котором возможно вести пара мелодических линий в один момент: перегруз принимает очень ограниченный комплект сочетаний нот, реагируя на все другое обилием паразитных гармоник. Но с возникновением гитарных синтезаторов, обрабатывающих звук каждой струны в отдельности, а вместе с ними новых звуков, а также симфонического перегруза, музыканты взяли возможность играть на гитаре хоть фуги Баха. Дабы играться большое количество нот в один момент, кое-какие гитаристы поместили руки на гриф и стали извлекать звуки, ударяя по струнам пальцами между ладами. «Фортепианная» техника игры на гитаре стала называться «двуручный тэппинг».

Тэппинг требует не только большого мастерства гитариста, но и большого качества изготовления гитары. Дабы струны размешались ниже над грифом (так по ним легче ударять), гриф должен быть максимально ровным и твёрдым. Во французских гитарах Vigier для усиления грифа вместо классического железного болта (анкера) употребляется нерегулируемая вставка из карбона.

В 1990-х годах был создан особый музыкальный инструмент, предназначенный для игры двуручным тэппингом. Стик (stick — «палка») представляет собой идеально ровный широкий гриф с десятью струнами. При игре стик находится вертикально и употребляется в основном для работы с гитарным синтезатором.

Кроме конструкции инструмента серьёзный составной элемент современного гитарного звука — обработка и усиление сигнала. Гитарное усиление — это мир, в котором уживаются долгие традиции, безумные и смелые инновации опыты. Первооткрыватели рок-музыки получали тяжелого звучания, нещадно нарушая правила эксплуатации собственных аппаратов, вдыхая дым горящих проводов и неизменно меняя лампы.

Современные методы формирования гитарного звука — тема для отдельной статьи.

Расследование: анатомия электрогитары

Гриф

От качества изготовления грифа гитары зависит точность ее строя. Гриф должен быть ровным либо с минимальным равномерным прогибом, лады должны размешаться с точностью до малых долей миллиметра. От накладки грифа и материала грифа (чаще палисандр либо клен) зависит звук гитары, поскольку гриф кроме этого участвует в резонансе.

Жесткость грифу придает проходящий в него на всей протяженности анкерный болт, благодаря которому регулируется прогиб. Гриф может крепиться к деке на болтах, быть вклеенным либо проходить через целый корпус гитары (сквозная конструкция дает больший сустейн).

Лады

Это те самые железные «порожки», между которыми гитарист зажимает струну, укорачивая ее и повышая тон. Высокие лады облегчают скоростную игру и вибрато, а низкие делают вероятным плавное изменение тона. От жесткости металла колков зависит атака звучания.

Звукосниматели

Звукосниматели, они же датчики, являются сочетанием постоянных катушек и магнитов индуктивности. В то время, когда железная струна пересекает магнитное поле, ее колебания преобразовываются в электрический сигнал. Звукосниматели различаются по частотному диапазону и чувствительности.

Они должны совершенно верно подбираться к манере и деке игры исполнителя.

Дека

Распространено заблуждение, что дека делает декоративную функцию и возможно выполнена хоть из фанеры. В действительности это основной резонирующий элемент гитары, от которого зависит характер и качество звука. Гитары из красного дерева имеют замечательный звук, насыщенный басами, а клен дает читаемость скоростных соло.

Крепление для ремня

Для надежного крепления ремня кое-какие гитаристы применяют особые устройства — стрэплоки.

Гнездо для шнура

Уровень качества самого шнура и соединений для электрогитары играется не меньшую роль в формировании звука, чем фактически усилитель и инструмент. Об этом довольно часто забывают, и совсем напрасно.

Темброблок

Электрическая схема электрогитары включает как минимум тумблер звукоснимателей, что подключает их к выходу в разных комбинациях, и регулятор тембра, изменяющий частотный диапазон звучания инструмента. Электрическая схема — это громадное поле для опытов со звуком. Подключая звукосниматели в различных сочетаниях, а также в противофазе, возможно добиться занимательного саунда.

Ручка громкости

В большинстве случаев, употребляется не по прямому назначению, а как дополнительный ясный творческий инструмент — к примеру, для имитации звука скрипки.

Бридж

Конструкция, несущая ответственность за регулировку и крепление струн их мензуры и высоты (длины струны). Существуют различные конструкции бриджей, большая часть предоставляют мензуры регулировки и возможность высоты для каждой струны в отдельности. Тремоло-бриджи разрешают изменять длину либо натяжение струн, качая рычаг, — так реализуется эффект вибрато и многие другие рок-эффекты.

Фиксированные бриджи (без тремоло) снабжают лучший сустейн.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№51, январь 2007).

<

h4>

Black Metal | Рекомендации гитаристам — Техника игры на гитаре в стиле Black Metal — Часть №1