Технология производства бумаги: репортаж смануфактуры

Технология производства бумаги: репортаж смануфактуры

    Отыщем в памяти, сколько любой из нас уже выбросил твёрдых дисков, дискет, CD и карт памяти, на которых пропали эти. А рукописи и бумажные книги пережили столетия
    Нынешние способы изготовления бумаги вручную, как легко подметить, фактически ничем не отличаются от древних разработок. В ряде азиатских, к примеру во Вьетнаме, деревенские обитатели до сих пор делают бумагу кустарным методом. И также кладут в нее цветы
    Бумага: рождение из чана с водой Имеется большое количество способов придать листу бумаги разнообразные изюминки. Об этом известно разработчикам степеней защиты для банкнот, но и декоративная бумага может иметь неповторимые черты благодаря цвету, фактуре (рельефу) и водяным символам

Бумагоделательная машина появилась на рубеже XVIII-в первых рядах столетий и стала одним из великих изобретений эры промышленного переворота. Данный станок, а заодно и рол (мельница для измельчения целлюлозного сырья) сделали бумагу популярным продуктом, существенно удешевили ее, дали ей стандартное уровень качества, но лишили рукотворности, другими словами качества, свойственного бумаге еще со II века до н.э., в то время, когда древние китайцы в первый раз в истории додумались отливать страницы из хлопковых волокон.

Но, традиция ручного изготовления бумаги не прервалась, но отыскала, как принято на данный момент сказать, собственную «нишу». Сейчас бумага «хенд-мейд» употребляется по большей части для декоративных целей: она является материалом для эксклюзивной канцелярской продукции, визиток, бланков, конвертов, свитков и проч. Ну и конечно же, каждый, кто испытывает влечение к вежливой эре, может обрисовать собственный «чудное мгновение» не на экране планшета, а на странице писчей бумаги наподобие той, что всегда была под рукой у самого Александра Сергеевича.

Джинсы без заклепок

В общем, бумага ручной работы пользуется спросом, пускай кроме того и не в тех масштабах, что стандартная продукция целлюлозно-бумажных комбинатов. Но где и как ее делают? Дабы ответить на данный вопрос, «ПМ» отправилась в мелкую столичную мастерскую — именно там бумагу делают по-древнекитайски.

Ну, либо практически по-древнекитайски.

С чего начать рассказ о рукотворной бумаге, как не с сырья? В базе бумаги — растительные волокна, складывающиеся из целлюлозы. Целлюлоза — основной конструктивный материал растительного мира, полисахарид (другими словами полимер из остатков молекул бета-глюкозы), формирующий клеточные оболочки.

Все это указывает, что бумагу возможно сделать из всего, что содержит растительные волокна: из древесины, коры, жмыха от семечек, травянистых растений, вместе с тем из хлопчатобумажных и льняных тканей. Ну и из бумаги, само собой разумеется. «В то время, когда компания начиналась, — говорит технолог компании «Paperman» Дмитрий Андриянкин, — тут было популярно изготовление бумаги из различного тряпья, ношеных носков и ветхих джинсов.

Джинсы — хорошее сырье, лишь перед тем как послать их в рол, нужно шепетильно отрезать все железные заклепки, в противном случае ножи, разрубающие металл, начинают издавать ужасный скрежет. Оказавшуюся массу и подкрашивать было не нужно — она сходу получалась светло синий, такой же выходила и бумага. на данный момент в качестве сырья мы значительно чаще используем простую офисную писчую бумагу — размалываем ее, а позже из оказавшейся массы делаем страницы с теми параметрами, каковые требуются клиенту».

В то время, когда в перемолку идет кроме того не макулатура, а белоснежная новехонькая бумага из только что распечатанных пачек, это смотрится необычно, не смотря на то, что умом, само собой разумеется, осознаёшь, что макулатуру еще где-то нужно собрать да очистить, а с природными источниками целлюлозы наподобие древесины придется дополнительно повозиться. Бизнес имеется бизнес.

сетки и Ножи

Сухое сырье поступает в уже вышеупомянутый рол. Тут оно смешивается с водой, а закрепленные на валу последовательности ножей распускают и подрезают волокна. Регулируя зазор между ножами, возможно поменять размер фракций помола. Небольшой помол дает мягкую бумагу, а большой — напротив. Тут, кстати, с древними китайцами у компании «Paperman» начинаются расхождения.

До XVIII века исходное сырье приобретали, перемалывая его вручную в ступах. Ну а Сейчас и сам рол уже устарел — на бумагоделательных производствах используются устройства проточного размола с коническими рабочими инструментами.

Полученная в роле масса отправляется в громадный чан, где подготовка сырья длится. На этом этапе в него додают связующие вещества и красители типа клея (дабы на бумаге не растекались чернила, как на промокашке). После этого начинается самое увлекательное — фактически создание бумаги. Лист рождается на небольшой железной сеточке, натянутой на прямоугольную древесную рамку. Рамкой мастер зачерпывает сырье, которое предварительно перемещено в второй чан и разбавлено водой.

Чем больше воды, тем уже и легче выходит бумага. Вода стекает через небольшие отверстия в сетке, а на поверхности остается узкий слой волокон. Это уже и имеется лист, которому, пока он еще сырой и рыхлый, возможно придавать нужную фактуру.

В случае если требуется водяной символ, применяют намерено подготовленную сеточку для рамки. На сеточке выдавливается рисунок, выпуклой частью обращенный в сторону страницы. В местах выпуклостей бумага окажется уже и будет лучше пропускать свет — чередование чёрных и ярких участков, видимых на просвет, создаст рисунок водяного символа.

Одвременно с этим, пока лист не высох, бумаге придают заданную фактуру, другими словами наносят на поверхность некоторый декоративный рельеф.

Письмо на шкуре каймана

Дмитрий Андриянкин на отечественных глазах делает бумагу кремового цвета, с фактурой ткани — именно такую, на которой, быть может, писали во времена Пушкина. Он дает воде мало стечь с рамки, а после этого стремительным уверенным перемещением перекладывает лист на особый столик со легко изогнутой поверхностью. На столике уже лежит лист войлока, а на нем простая тканая тряпочка, куда, фактически, и укладывается новорожденный лист.

Сверху на него кладут еще одну такую же тряпочку, после этого новый лист войлока. В то время, когда набирается целый сэндвич из пяти-шести страниц с прокладками из ткани и войлока, его отправляют под пресс (само собой разумеется, электрический, а не ручной, как у древних китайцев). Пресс отжимает воду, дабы уменьшить высушивание бумаги.

Попутно рисунок ткани, облегающей страницы с обеих сторон, переносится на бумагу.

В случае если требуется более сложная фактура бумаги, приходится прибегать к особым железным клише. «в один раз клиент захотел видеть на бумаге рельеф шкуры каймана, — вспоминает Елена Махоткина из компании «Paperman». — Было нужно отыскать качественное изображение шкуры, отрисовать его в векторном редакторе и нарезать клише».

Последний этап работы над страницей — сушка. Для этого в мастерской стоит пара опытных барабанных глянцевателей (китайцы обходились без них) наподобие тех, что трудились в доцифровую эру в фотоателье. На сушку бумаги уходит пара мин., и только тогда возможно воочию и на ощупь убедиться, как бумага ручной работы приятней и «душевней» собственной офисной, белой как мел, прародительницы. У страницы ровные, но ворсистые края.

В принципе, их возможно обрезать, но как раз отсутствие следов машинной резки придает бумаге особенный винтажный колорит.

Бумага, сделанная вручную, однако владеет всеми особенностями простой бумаги, произведенной промышленным методом. Для изготовления конвертов и других сложных изделий на тигельном прессе страницы подвергаются вырубке и, в случае если нужно, бигуются (биговка — проведение на толстой бумаге борозды под складку). Кроме этого на данной бумаге вероятна печать всеми видами полиграфических разработок.

Сложности смогут появиться только в том случае, если лист имеет через чур выраженный рельеф.

Все на свете, кроме того бумага ручной работы, само собой разумеется, оптимальнее получается у специалистов. Но в случае если процессор либо качественный электродвигатель изготовить дома фактически невозможно, то сделать дома бумагу попытаться возможно (см. врезку на прошлой странице), и, вероятнее, итог порадует вас и ваших домочадцев.

Табак, цветы и иголки

    Техника для ручного труда Рамка для отлива страницы
    Рол, машина для размалывания сырья

Неповторимость бумаги ручной работы может заключаться не только в особенном рельефе либо водяных символах, но и в самых неожиданных вкраплениях, что в полной мере допускается разработкой. «в один раз по заказу табачной компании мы делали бумагу, в которой должны были быть вкраплены табачные листья, — вспоминает Дмитрий Андриянкин. — Вопрос решился посредством нескольких блоков самых недорогих сигарет из соседнего ларька. Сигареты распотрошили, табак размешали в чане с сырьем, и клиент остался доволен».

«Вкрапления смогут быть самыми различными — нити, волокна, сухоцветы и ёлочные иголки, — говорит Елена Махоткина. — Сейчас в моду вошел экостиль, и в бумагу закатываются живые семена цветов, каковые позже возможно прорастить».

Пресс: изгнание воды: Как сделать бумагу дома

    Только что организованный на рамке лист еще непрочный и рыхлый, по причине того, что мокрый. В первую очередь его помещают между войлочных ковриков, а после этого «сэндвич» из войлока и сырой бумаги ставят под пресс.

Так из страницы перед сушкой выводится большинство жидкости
Стопка только что сделанной бумаги ручной работы (на фото внизу). Отличие от нарезанной на станке промышленной бумаги разумеется, но страницы ручной работы владеют всеми нужными качествами: они прочны, на них возможно писать и печатать

В качестве исходного материала оптимальнее забрать бумажные обрезки, к примеру измельченные в шредере. Вместо рола в полной мере подойдет кухонный блендер — в том направлении мы нальем мало воды и положим бумажное сырье.

В то время, когда бумага и вода достигнут консистенции густой каши, возможно добавить мало цветной бумаги (для подкрашивания) и еще перемешать смесь в блендере.

После этого переместим смесь в широкую емкость типа ванночки. Ширина емкости должна быть больше ширины рамки с сеткой, которой мы будем черпать лист. В качестве рамки возможно применять вставку в форточку с противокомариной сеткой, а возможно сделать рамку самостоятельно из металлической сетки и дерева (либо туго натянутой сетчатой ткани).

В ванночке сырье разбавляем водой. В том же направлении подмешиваем ложку крахмала и мало клея ПВА. Возможно добавить в смесь декоративные вкрапления — те же сухоцветы.

Черпаем сырье на рамку, после этого, в то время, когда вода стечет, скоро переворачиваем сырой лист на расстеленную ткань (типа фланелевой). Сверху кладем другую впитывающую воду ткань и прижимаем, к примеру, подносом, на что положим груз. Отжимаем воду и сушим.

Лист готов.

Мастерская: все как в старину

Рабочее место мастера, «черпающего» страницы. Мутная жидкость в чане — это

смесь воды и волокон. Рядом на подставке лежит рамка для создания страницы. Ближе к нам — столик, на что выкладывается лист.

Последняя стадия изготовления бумаги — сушка. Для сушки употребляются барабанные глянцеватели — раньше такие находились в фотолабораториях. Лист к барабану прижимается посредством полотна.

Простой лист писчей бумаги сушится 3−5 мин..

Статья «Техника бумажного литья» размещена в издании «Популярная механика» (№116, июнь 2012).

<

h4>

Как изготавливают бумагу для денег? Репортаж с Краснокамской бумажной фабрики ГОЗНАКА (2017 год).

Статьи, которые будут Вам интересны: