Война за независимость израиля: «декларация бальфура»

Война за независимость Израиля, начавшаяся 30 ноября 1947 года и закончившаяся 20 июля 1949 года, первенствовала большим арабо-израильским конфликтом на Ближнем Востоке. Ее результатом стало происхождение в Палестине страны оккупация и Израиль Египтом и Иорданией части территории, предназначавшейся для Палестинского страны.

Предпосылкой к войне стало появление на территории бывшей Турции, пребывавшей под английским и французским колониальными полномочиями, последовательности свободных стран.

Война за независимость израиля: «декларация бальфура»
Турция в 1900 году
Источник: www.wikimedia.org

Карта Английского колониального полномочия на управление Палестиной
Источник: www.wikimedia.org

Карта французского колониального полномочия на управление Ливаном и Сирией
Источник: http://www.geocurrents.info

В первой половине 40-ых годов двадцатого века на карте мира показался Ливан, во второй половине 40-ых годов двадцатого века – Иордания и Сирия. Ранее свободными странами стали Ирак (в первой половине 30-ых годов двадцатого века) и Египет (в первой половине 20-ых годов XX века). Так, к 1947 году единственной территорией на Ближнем Востоке, пребывавшей под управлением колониальных властей, оставалась Палестина.

Согласно данным из официальных источников ООН во второй половине 40-ых годов двадцатого века национальный состав Палестины выглядел следующим образом: около 608 000 человек – иудеи; около 1 237 000 человек – лица вторых национальностей. Приблизительно 900 000 представителей нееврейского населения Палестины были арабами-мусульманами, около 120 000 – арабами-христианами (из них 45 000 – православными), около 10 000 – друзами, до 2 000 – магрибинцами (уроженцами государств северо-западной Африки), приблизительно 1 000 – черкесами, и незначительное количество – бахайцами (последователями бахаизма).

Не обращая внимания на то, что арабское население Палестины по численности в два раза превышало иудейское, впредь до 1947 года мировое сообщество руководствовалось положениями «Декларации Бальфура», принятой еще в 1917, в которой было сообщено: «Правительство Его Величества с одобрением разглядывает вопрос о создании в Палестине национального очага для иудейского народа и приложит все усилия для содействия достижению данной цели; наряду с этим светло подразумевается, что не должно производиться никаких действий, каковые имели возможность бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине либо же права и политический статус, которыми пользуются иудеи в каждый стране».

По сути «Декларация Бальфура» была только заявлением о намерениях и не содержала никакой процедуры создания иудейского страны в Палестине. Предполагалось, что шаги по реализации данной идеи на практике в будущем выработают страны, определяющие судьбу Палестины. Но этого так и не случилось впредь до вынесения вопроса о разделе Палестины на Главную Ассамблею ООН во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Создатель декларации, лорд Артур Бальфур, на момент ее написания занимал пост главу МИД Англии. Его полувековая политическая деятельность пришлась на сверхсложный для Англии период усиления самоуправления в колониях и ослабления метрополии. Позиция Бальфура по колониальным вопросам была достаточно эластичной и неоднозначной.

За твёрдое противодействие ирландскому самоуправлению он взял прозвище «Кровавый Бальфур», но одновременно с этим последовательно придерживался идеи создания национального иудейского страны в Палестине.

В 1918 году согласие с документом высказали Франция, Италия и США. В первой половине 20-ых годов XX века на интернациональной конференции в Сан-Ремо декларация была принята государствами Антанты в качестве базы послевоенного урегулирования на территории Палестины, и вдобавок через два года она была включена в текст колониального полномочия Англии на управление Палестиной, утвержденного Лигой Наций. В 1945 году в устав созданной ООН была введена статья о сохранении в силе всех полномочий Лиги Наций.

Уже в 1920-е годы политическая обстановка в Палестине располагала к созданию иудейского страны, в котором арабское население стало бы национальным меньшинством. Во-первых, большинство арабов, живших на данной территории, была трудовыми мигрантами, прибывшими в том направлении для работы на фирмах, созданных при помощи барона Ротшильда на протяжении активизации иудейского переселения в Палестину (финиш XIX-начало XX века).

Фактически все они были сирийцами, ливанцами, иракцами, представителями и египтянами вторых народов, каковые к тому времени уже имели собственные национальные страны на Ближнем Востоке. В 1880-е годы количество иудеев в Палестине составляло, по различным оценкам, от 20 до 25 тысяч людей, арабов – 250-260 тысяч людей. С 1882 по 1914 год иудейское население Палестины выросло до 90 тысяч, а арабское – до 420 тысяч людей.

Согласно данным из официальных источников английской колониальной администрации, во время с 1919 по 1939 год на Святую Почву прибыло 375 тысяч иудеев. Одновременно с этим численность палестинских арабов увеличилась приблизительно на 75% (для сравнения – за тот же период в соседнем Египте арабское население увеличилось только на 25%).

Рост арабского населения в Палестине был особенно интенсивным в районах, где наблюдался стремительный экономический рост по обстоятельству обустройства и строительства предприятий сельскохозяйственных угодий. В 1920-30-х годах арабское население города Хайфа выросло на 216%, Яффо – на 134%, а святого для мусульман Иерусалима – на 90%. За это же время в населенных пунктах, где сионисты не проводили активной хозяйственной деятельности (к примеру в Дженине, Шхеме и Вифлееме), арабское население выросло только на 30-40%.

Во-вторых, в отличие от иудеев, арабы в Палестине не имели ни самоуправления, ни военных организаций. Национальная идентичность фактически отсутствовала, поскольку большая часть из них чувствовали собственную принадлежность не к нации, а к клану либо роду. Арабское общество Палестины было поделено по отношению либо сочувствию к одной из враждующих сторон в междоусобном конфликте влиятельных семейств Хусейни и Нашашиби.

Существовали только две мелкие правоохранительные организации – «Футува» и «Наджара», каковые декларировали собственной целью наведение порядка на улицах арабских городов и сел. На деле эти организации деятельно соперничали между собой, доводя дело до открытых столкновений. Помимо этого на арабской территории действовало множество банд, самыми бессчётными из которых были банды «Эль-Джихад», «Эль-Микдас» и банда под руководством Хассана эль-Саламе – численностью приблизительно по 900-1000 человек любая.

Одновременно с этим иудеи Палестины имели собственный орган самоуправления – Иудейское агентство, и армейские организации «Хагана», «Иргун» и «Лехи», насчитывавшие в своих рядах десятки тысяч участников. Иудейские органы самоуправления имели представителей в мире, где те устанавливали дипломатические контакты, занимались разведкой, вели переговоры, совершали закупки, собирали пожертвования.

Так, арабское население Палестины было более бессчётным, а иудейское – более организованным и национально сознательным. Начиная с 1930-х годов между арабами Палестины и евреями начал разгораться конфликт, выливавшийся в погромы и постоянные стычки.

В феврале 1947 года Англия, столкнувшаяся с эскалацией данного конфликта и не хотевшая принимать ответственность за последствия применения «Декларации Бальфура» на практике, решила вынести палестинский вопрос на рассмотрение ООН.

История войн Израиля с арабскими государствами

Статьи, которые будут Вам интересны: