Cамолет построим сами: воздух

Cамолет построим сами: воздух

    Дэвид Роуз — редкий типаж авиафаната. Он самостоятельно проектирует, сооружает и облетывает собственные скоростные самолеты. Вот данный самолет, RP-4, по плану конструктора, обязан побить рекорд скорости, продержавшийся 22 года (845 км/ч).
    RP-4 Дэвида Роуза Ясно, что Дэвид Роуз выстроил собственный RP-4, самолет немереной мощности, лишь для скорости. Экспериментальные пропеллеры с изменяемым шагом, вращающиеся в противоположные стороны (их форма создана NASA), раскручиваются до внушительной скорости в 4800 об/мин. «По сути, это чистый драгстер, лишь его одели в обшивку, дабы рама на ветру не свистела», — говорит Джерри Баер, бывший пилот, помогающий Роузу строить RP-4.
    Lucky Stars Марка Сталла Марк Сталл выстроил себе самолет с кольцевым хвостом диаметром 135 см. Чтобы он полетел, потребовались умные инженерные расчеты и такие летные опробования, от которых волосы поднимались дыбом. Было нужно добавить гидравлический демпфер, дабы хвост не раскачивался из стороны в сторону, и дополнительные грузики на хвосте, дабы вернуть балансировку управления самолетом.

    Затем было нужно переместить вперед сиденье, чтобы вернуть на прошлое место центр тяжести аппарата.
    Symmetry Кори Берда Во второй половине 80-ых годов XX века Кори Берд был мастером в компании Берта Рутана Scaled Composites. В какой-то момент он сделал вывод, что пришла пора выстроить настоящий шедевр, применяя целый накопленный "стаж работы" с композитами. «Мне хотелось продемонстрировать, на что я способен», — говорит он. Следующие 14 лет ушли на то, дабы спроектировать и создать двухместный самолет называющиеся Symmetry.
    Данный аппарат с зализанными формами достигает на трех тысячах оборотов двигателя скорости в 454 км/ч. Плод любви к авиации был столь идеален, что завоевал Гран-при на громадном авиашоу, которое Ассоциация экспериментальной авиации проводит в Ошкоше, штат Висконсин. на данный момент 53-летний Берд занимает пост начальника проекта в Scaled Composites и загружён в работу над проектом двухместного самолета, талантливого садиться на более маленькую полосу, чем Symmetry.
    Savor Криса Кристиансена Конструктор-самоучка Крис Кристиансен в 31 год выстроил и облетал уже третий самолет- высокоплан Savor. На это ушло всего 15 месяцев, при том что Кристиансен проектирует без компьютера, посредством бумаги и карандаша. Однако его Savor оказался весьма похожим на аппарат опытной постройки — прямо практически как Sessna Skycatcher, новинка на рынке легких спортивных самолетов.
    Действительно, Savor может разгоняться до 320 км/ч — на сотню больше, чем его маститый соперник.

Западный Техас, ясное утро — самое время полетать. Марк Сталл мчится на малой высоте над поросшей кактусами пустошью. Слышен хлопок, ручка управления быстро дергается, и самолет клюет носом.

семь дней чисто рефлекторно тянет ручку на себя, шнобель нехотя поднимается, но пилоту делается светло: в самолете произошло что-то весьма неприятное, он практически прекратил слушаться. Сталл знает собственный самолет до последней проволочки, поскольку он сам выстроил его с нуля, но на данный момент не имеет возможности высказать предположение, что случилось.

С нервами на пределе Сталл практически на собственных руках донес парализованный самолетик последние 13 км до аэропорта, приземлился и сразу же выпрыгнул из автомобиля, дабы отыскать неисправность. Скоба ролика, через что проходит тросик управления, надломилась и чуть висела на одном кончике. «Попади я хоть в слабенький намек на турбулентность, и скоба бы всецело отломалась, — говорит Сталл, — самолет утратил бы управление, и мне пришел бы финиш».

Это первенствовал случай, в то время, когда Сталл выкрутился из фактически смертельной ситуации. Но не последний. в один раз в полете отломилось крепление двигателя, в второй раз оторвавшийся глушитель попал прямо в крутящийся винт.

Но, такие происшествия — неотъемлемый элемент игры.

Сталл, бывший автомеханик (на данный момент ему 59 лет), принадлежит к той субкультуре умельцев, каковые берут на себя ответственность за все этапы — это и разработка конструкции, и постройка ее из отдельных подробностей, и, наконец, полеты на своем творении, в то время, когда для проверки его способности держаться в воздухе приходится рисковать собственной судьбой. «Для некоторых это одержимость на грани сумасшествия», — говорит Джейк Краузе, администратор сайта homebuiltairplanes.com, сетевого клуба сообщества.

на данный момент подвизаться в данной области творческой аэронавтики стало намного легче и надёжнее, чем было раньше. Недорогие пакеты инженерно-системы и конструкторских программ автоматизированного проектирования (САПР) оказывают помощь вычислить планер, а имеющиеся в продаже симуляторы полетов разрешают испытать проект, перед тем как приступить к его реализации в металле. Надёжные, прекрасно летающие самодельные самолеты другой раз превосходили опытные модели, побеждали в гонках и завлекали поклонников на разных авиашоу.

Но это не для Сталла. Он настойчиво предпочитает старомодные дороги — карандашом на бумаге он набрасывает эскизы , пока они не начинают радовать его глаз.

Авиаторы-самодельщики — особенная ветвь значительно более массового сообщества. В Соединенных Штатах летают 23000 самолетов, каковые любители собрали собственными руками, но практически все они были выстроены по опытным проектам либо собраны из приобретённых комплектов. Только горстка смельчаков сооружает и облетывает самолеты собственной конструкции. Для этого имеется веские обстоятельства. Самолет — сложный механизм.

В совокупности, безукоризненной на 99,9%, может прятаться фатальный недостаток.

По данным Национального совета по безопасности на транспорте (National Transportation Safety Board, NTSB), самодельные аппараты в три раза чаще попадают в трагедии со смертельным финалом, чем легкие самолеты производства. В NTSB не ведут отдельной статистики по самолетам, каковые не только выстроены, но и спроектированы самодельщиками, но, вероятнее, в том месте дело обстоит еще хуже.

Одна из обстоятельств, из-за чего пилоты попадают в жёсткие переделки, — это импровизированные регулировки либо трансформации, внесенные в уже утвержденный проект. Так, например, во второй половине 90-ых годов двадцатого века пилот Джон Денвер погиб на протяжении полета на самолете, собранном из приобретённого набора подробностей. Обстоятельством его смерти послужил переставленный топливный кран: в то время, когда в одном из баков кончился бензин, пилот просто не смог дотянуться до крана резервного бака.

С самолетами, спроектированными любителями, неприятностей еще больше. Эти автомобили — целая импровизация от носа до хвоста.

Этот вызов и горячит кровь тем, кто отважился строить собственный самолет с нуля. Самодеятельный авиаконструктор может смастерить летательный аппарат, что будет удовлетворять его личным запросам, какими бы экзотическими они ни были. Дэвид Роуз, бывший пилот самолета, в собственном ангаре на аэропорте «Монтгомери Филд» в Сан-Диего сооружает машину, которая, как он сохраняет надежду, принесет ему бессмертие в кругу авиаторов.

В случае если все отправится по замыслу, гоночный аппарат RP-4, заряженный фантастической мощностью, на прямом участке разовьет скорость более 850 км/ч и станет самым скоростным в мире самолетом с поршневым двигателем. Сегодняшний рекорд поставлен на Grumman F8F Bearcat — переделанном самолете времен Второй мировой войны.

Роуз с детства был одержим мечтами о скорости — строил драгстеры и устраивал гонки рядом от дома. После этого вступил в ВВС и в том месте, стремясь преодолеть звуковой барьер, забрался на своем F-86 на высоту 9 км, откуда на форсаже кинул машину вертикально вниз. Позже водил пассажирские самолеты American Airlines и вел себя, "Наверное," более ответственно.

В первой половине 90-ых годов XX века Роуз был на авиагонках национального чемпионата в Рино, штат Невада, где легкие, но сверхмощные самолеты носятся по замкнутому кругу на высоте 15 м над почвой и на скоростях больше 800 км/ч, и осознал наконец, чего же требует его душа. Он приобрел старенький биплан Pitts Special и в первой половине 90-ых годов двадцатого века завоевал на нем приз. Затем он сделал вывод, что способен на большее, и, применяя САПР, спроектировал личный биплан.

Посредством бывшего пилота Джерри Баера и местного механика Эрика Херета Роуз в собственном ангаре за десять месяцев выстроил данный самолет с 230-сильным мотором. В 2002 году аппарат пронесся по кругу над Рино на скорости 360 км/ч, четырежды принеся собственному создателю золото в классе бипланов.

Его проект RP-4 — это уже совсем второй зверь. Под капотом у него запрятано сходу два мотора Dart V8 «Big M». Это приобретённые на рынке запчастей 2700-сильные V-образные «восьмерки» от драгстеров количеством по девять с лишним литров, установленные друг за другом.

Они кушают бензин с октановым числом 110 по 400 л/ч. Реактивная струя, вырывающаяся из выхлопных труб, уже сама формирует тягу в 140 кг — как говорит Роуз, «при таких моторах возможно летать и без винта, на одном выбросе».

Коробка передач приводит во вращение два соосных пропеллера, крутящихся в противоположные стороны. У пропеллеров углепластиковые лопасти длиной по 73 см. Экспериментальная форма лопастей, дающая слово особенную эффективность в сравнении с классическими пропеллерами, была создана инженерами NASA специально для околозвуковых скоростей.

На полном газу кончики лопастей преодолевают звуковой барьер. Роуз и Херет увлечены своим проектом скоростного самолета и ожидают, что все около будут разделять их восхищение.

Чем более дико выглядит машина, тем, почему-то, больше у ее создателей желание покрасоваться с ней на публике. Роуз с нежностью проводит рукой по коробкообразому скелету, сваренному из хром-молибденовых труб, — это еще одна особенность аппарата: тогда как для большинства современных самолетов характерна конструкция типа монокок, в то время, когда железная либо композитная обшивка снабжает значительную долю конструкционной прочности, RP-4 применяет каркасную схему. «Эта конструкция запланирована на то, дабы выдержать удар на скорости 500 км/ч», — говорит Роуз. Херет додаёт: «В случае если угол столкновения будет не больше 10 градусов».

Марк Сталл сидит на складном кресле под крылом собственного круглохвостого желтого сверхлегкого самолетика Lucky Stars. Рядом выстроились столь же необычные автомобили, а за его спиной пластиковая сетка знаменует границу травяной взлетной полосы. С нее чередой взмывает в небо фантастическая процессия авиационной эклектики — тут и моторизированные парашюты, и летающие лодки, а также миниатюрная копия «Мустанга» P-51.

Сталл проехал через полстраны, дабы посетить один из основных фестивалей пилотов-самодельщиков Sun ‘n Fun, что проводится в Лейкленде, штат Флорида. Каждую весну тут планируют авиаэнтузиасты и просто толпы зевак. Среди них возможно приметить и пилотов, выступающих с аэробатическими трюками, и обладателей музейных аппаратов, и продавцов легких самолетов.

Люди, отважившиеся выстроить собственный личный самолет, в авиационном сообществе приводят к особому уважению. Не всегда у них за спиной приличное техническое образование, но они обожают трудиться собственными руками и верят в собственные способности. А основное, выполнены настойчивости и маниакальной решимости.

Sun ‘n Fun — один из редких предлогов, дабы все это племя собралось совместно. Хотя бы раз в году эти люди оказываются в кругу себе аналогичных, каковые не только знают, о чем ты говоришь, но и слушают с нескрываемым интересом. Мимо проходит репортер из издания, посвященного сборке самолетов из наборов подробностей. «Как прошел первый полет?» — задаёт вопросы он Сталла.

«Четыре раза чуть не грохнулся, — отвечает Сталл. Дело в том, что ему взбрело в голову прикрепить ручку управления к шарниру не нижним финишем, а верхним. — Словами не обрисовать, какая оказалась путаница. Я подскочил над почвой, а позже чуть не врезался в нее. И без того пара раз». В итоге Сталл смирился и перестроил собственную совокупность управления по более классической схеме.

Данный человек все время что-то химичит, испытывает новые идеи.

Джон Муди, один из пионеров ультралегкой авиации и глубокоуважаемый авиасамодельщик, полулежит в шезлонге рядом со своим бипланом, которому очевидно не достаточно фюзеляжа и хвоста. При виде проходящего мимо Сталла Муди сходу вскакивает на ноги. Завязывается спор о недостатках и достоинствах кольцевой конфигурации хвоста, которой так гордится Сталл. «Это, само собой разумеется, сильно, — говорит Муди, — но в аэродинамическом замысле я не вижу никаких преимуществ».

«Да это легко прикола для», — отвечает Сталл. Действительно, тут же додаёт, что такая компоновка снабжает неизменное поведение самолета при любом угле крена. Это наводит его на рассуждения о собственном новом сумасшедшем проекте. «У меня тут имеется еще одна забавная идея, — говорит Сталл. — Потому, что кольцевой хвост себя в полной мере оправдал, то из-за чего бы не сделать кольцевые крылья?

Тогда возможно будет нормально летать хоть на боку!». Сталл смеётся, рукоплеща себя по коленям. Его нелепые идеи отличаются от несложного сумасшествия хотя бы тем, что выдерживают опробование настоящим полетом. И он уже начал набрасывать эскизы

Верх честолюбия — сам выстрой себе самолет

Если вы полны энтузиазма и грезите встать в небо на самолете, что самостоятельно спроектировали и выстроили, вам потребуются знания, мастерство, поддержка и упорство со стороны пилотов-единомышленников.

1. Выстроить виртуально

Программа X-Plane разрешит вчерне спроектировать собственный самолет, а позже полетать на нем над реалистично прорисованными ландшафтами. Авиаконструктор-самодельщик Дэвид Роуз пользуется этой программой, дополняя ее пакетом Airplane PDQ (неспециализированная цена — $198). Он уверяет, что с этими двумя программами может сделать все, что делают промышленные совокупности за $30000.

2. Спроектировать конструкцию

Проштудируйте книгу Мартина Холлмана «Конструкция современного самолета» (Modern Aircraft Design). На слетах любителей Холлман проводит занятия по конструированию и консультирует самодельщиков по инженерным вопросам (aircraftdesigns.com).

3. Заручитесь помощью

Объединение авиационных энтузиастов The Experimental Aircraft Association (Ассоциация экспериментальной авиации) имеет филиалы в мире. Его члены неизменно готовы вас поддержать, оказать помощь советами по техническим вопросам а также помочь в работе.

4. Приступайте к работе

В большинстве случаев конструированием собственных самолетов занимаются пенсионеры, сохранившие достаточно энтузиазма и энергии. «На таковой проект потребуется как минимум несколько лет постоянной работы, — говорит Холлман. — Да и то, в случае если вам не нужно будет исправлять личные неточности».

Самолет по заказу — нужна лишь сборка

Вы еще не готовы к тому, дабы сконструировать самолет с чистого страницы? Тогда поразмыслите, не следует ли приобрести набор для сборки. Имеется большое количество производителей, каковые реализовывают уже частично собранный планер.

Кое-какие компании кроме того разрешают вам приехать на завод и собрать в том месте собственный аппарат посредством квалифицированных сотрудников компании. Так вы сократите время строительства самолета с месяцев до нескольких недель.

1. Изучите рынок

Перед тем как ввязаться в эту аферу, убедитесь, что самолет, на что вы положили глаз, вправду как раз то, что вам необходимо. Прочтите об имеющихся на рынке моделях. Самые популярные модели сопровождаются сетевыми интернет-форумами, где строители и владельцы самолетов поделятся с вами своим опытом. «Не принимайте решения, основываясь лишь на внешнем виде самолета, — говорит Энди Чиаветта, капитан команды, участвующей на авиагонках в Рино (как раз в данной команде выступает Дэррил Гринмайер).- Поговорите с людьми, каковые на таком уже летали».

2. Изучите подробности

В самодельных самолетах принято применять три главных конструкционных материала — это дерево, композиты и металл. У каждого из них имеются собственные преимущества, и любой требует навыков работы и особого отношения. Попытайтесь повозиться с каждым из них, чтобы выяснить, какой вам больше по душе. Ежегодно в Ошкоше, штат Висконсин, происходит многолюдное собрание EAA AirVenture.

В том месте организуются и настоящие учебные мастерские, где будущий строитель может попытаться различные технологические приемы.

3. Начните с малого

Такие производители, как, скажем, Van s Aircraft, реализовывают кроме этого и отдельные части из комплектов. Купите, например, один хвост, и в случае если вам покажется, что его сборка через чур сложна либо не доставляет вам никакой эйфории, вы имеете возможность отказаться от данной выдумки, еще не утратив многие тысячи и месяцы работы долларов.

4. Будьте реалистами

Кроме того если вы не зачинщик для того чтобы проекта, а лишь вписались в число ассистентов, помните, что строительство настоящего летающего самолета требует долгого времени. Как нам сообщил Чиаветта, «по стране валяется множество недостроенных самолетов, каковые были приобретены в виде набора подробностей, но так и не собраны обладателями до конца».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№109, ноябрь 2011).

<

h4>

Самолет | Агния Барто | Маленькие стихи

Статьи, которые будут Вам интересны: