Как построить 200-крылый самолет: история мультипланов
В 1880-е годы никто толком не знал, что может полететь. Исходя из этого количество сумасшедших орнитоптеров и других необычных штук превышало все мыслимые пределы. Любой пионер авиации вычислял собственную точку зрения единственно верной — и строил что-то собственное.
старая женщина был, по всей видимости, одним из самых уникальных инженеров финиша XIX века. Наряду с этим — нужно дать ему должное! — его 200-крылая машина не только поднялась в воздух в 1907 году, но стала первым английским самолётом, осуществившим свободный полёт (в Соединенных Штатах к этому времени уже поднимались Райты, во Франции — Сантос-Дюмонт). Помимо этого, Филлипс внёс громадный вклад в изучение аэродинамических особенностей крыла — его научные работы на эту тему серьёзно подтолкнули мировую авиацию вперёд.
Но ему-то хотелось летать.
Филлипс был полётами и сыном оружейника интересовался с детства. Первой его попыткой оседлать небо стало строительство в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века вертолёта. Он сделал его в Бэттерси, в Южном Лондоне — причём применял два винта, вращающихся в противоположные стороны, как на современных военных вертолётах.
Диаметр винтов был по 6 метров. Потом он повторял собственный «трюк» с вертолётом — второй они выстроили вместе с сыном в 1903 году (10-метровые финты, 15-сильный двигатель). Ни один из вертолётов Филлипса не взлетел.
Важный толчок его заинтересованностям дали изучения Фрэнсиса Херберта Уинхема, британского морского инженера, одного из основателей аэродинамики как науки. В первой половине 70-ых годов XIX века Уинхем опубликовал результаты продувки плоских и изогнутых панелей в аэродинамической трубе — фактически, он это устройство и придумал, и выстроил в первой половине 70-ых годов XIX века совместно со своим сотрудником Джоном Браунингом. При моделировании подъёмной силы Уинхем вдохновлялся венецианскими жалюзи.
И профили его «крыльев» последние и напоминали.
Но ещё 27 июня 1866 года Уинхем представил публике планер-мультиплан собственной конструкции, выстроенный в 1858—1859 годах. И Филлипс, видевший данный мультиплан, осознал, какой дорогой необходимо идти, дабы встать в небо. Действительно, он ошибался.
- Мультиплан Уинхема
Так или иначе, Филлипс придумал, как сделать лучше. Как усилить подъёмную силу путём трансформации профиля крыла — и к 1880 году выстроил собственную аэродинамическую трубу. На базе изучения птичьих экспериментов и крыльев предшественников он опубликовал множество работ о профиле крыла, о подъёмной силе, создал множество работоспособных профилей.
Увидьте — до настоящего полёта оставалось ещё 20 лет!
В первой половине 90-ых годов XIX века Филлипс защитил собственные профили патентом и, открыто говоря, стал одним из первых исследователей, адекватно обрисовавших понятие подъёмной силы, обстоятельства её методики и возникновения её повышения. Профили Филлипса были близки к современным: благодаря их форме скорость потока по верхней кромке крыла была выше, чем над нижней — и благодаря отличию давлений крыло поднималось вверх. Действительно, теоретически, по причине того, что самолёта Филлипс ещё не выстроил.
Но весьма желал.
- Профили крыльев, созданные Филлипсом
Сейчас последовательность инженеров уже трудились над собственными автомобилями. 46-летний Филлипс, подкреплённый теоретическими познаниями, решил не отставать.
В первой половине 90-ых годов девятнадцатого века его первый самолёт, узнаваемый сейчас как Phillips Flying Machine, был выкачен из ангара. Аппарат смотрелся очень экстравагантно — он воображал собой плотную сетку из бессчётных крыльев, расположенных через каждые 5 сантиметров в высоту. Всего их было 50, длиной они были от 5,8 до 6,7 метров, а шириной — всего лишь 3,8 сантиметра: Филлипс полагал, что количество крыльев и правильная форма профиля разрешат самолёту без неприятностей взлететь.
6-сильный двигатель вращал толкающий пропеллер с двумя лопастями. По расчётам Филлипса подъёмной силы хватало на 180 кг — а машина весила всего 160 кг. И она взлетела.
По настоящему. И достигла в полёте скорости 65 км/ч — необычная цифра для тех времён.
Опробования собственного беспилотника Филлипс проводил уникально — как лошади. Был выстроен круговой древесный настил диаметром 60 метров, в центре вбит колышек, к нему привязан самолёт (кстати, эту совокупность Филлипс позднее запатентовал). Потом двигатель заводился, самолёт разгонялся, взлетал и летал по кругу на высоте полуметра — метра. Всего Phillips Flying Machine пролетел 610 метров.
Так, Горацио Филлипс убедился в наличии у собственной выдумки смысла. И начал строить самолёт для человека.
Но, всё это время Филлипс думал не только о мультипланах. Ещё в середине 1880-х он запатентовал простой биплан, а в 1903 году выстроил беспилотный моноплан с бензиновым двигателем (он кроме того взлетел, кстати — но упал, двигатель вышел из строя, пропеллер раскололся, и опыт Филлипс свернул). В любом случае душа его к столь малому количеству подъёмных плоскостей совсем не лежала.
Работа, отсутствие средств, технические сложности растянули процесс строительства пилотируемого мультиплана на целых 10 лет. Только в 1903 году — ещё перед тем, как Райты запустили свой автомобиль — Multiplane №2 был закончен. В сентябре Филлипс начал опробования 32-крылой автомобили — и (по свидетельствам и собственным записям его племянника и сына) совершил-таки 25-метровый полёт на высоте порядка метра от почвы.
Самое Примечательно, что в первой половине 70-ых годов двадцатого века некоторый Кэнт сказал, что был свидетелем этого самого полноценного полёта. Так Филлипс фактически вмешался в гонку за первенство между Райтами и Сантосом-Дюмонтом. Но в случае если Райты и Сантос-Дюмонт проводили собственные опробования при скоплениях журналистов и народа, то Филлипс занимался авиастроением негромко — и доказать, был его полёт либо нет, сейчас не имеет возможности никто.
Не смотря на то, что в полной мере возможно, именно он первым совершил управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха.
- Филлипс рядом с мультипланом №2 незадолго до полёта В случае если, само собой разумеется, последний состоялся.
Так или иначе, полёт второй автомобили Филлипса не удовлетворил — и он выстроил третью. Скоро, за год. Уже зафиксированный успех Райтов Филлипса не смущал — его самолёт-то должен был взлететь сам, с почвы, без сильного ветра, что Райтам был нужен. В этом случае двигатель был 22-сильный, четырёхцилиндровый, и инженер выстроил его самостоятельно.
Трёхметровый 270-килограммовый (вместе с пилотом) мультиплан в этом случае имел всего 20 крыльев, но теоретически имел возможность достигнуть 55 км/ч.
Но что-то пошло не так. Мультиплан категорически отказывался взлетать. Подпрыгивал (самый долгий прыжок составил 15 метров — на полёт очевидно не хватало), пыхтел, но не имел возможности встать в атмосферу.
Филлипс не отчаялся. Он осознал, что совершил ошибку числом крыльев. Приблизительно раз в десять. Действительно, в 1906 году он опять пробовал поднять в атмосферу перестроенный №3 — но бесполезно.
Подробностей этих попыток история не сохранила.
Вы имеете возможность задать вопрос — откуда же Филлипс брал средства на существование и на постройку собственных необычных автомобилей? Ну, папа его был оружейных дел мастером, и Филлипс трудился в той же области. К примеру, с 1890 по 1902 год он трудился управляющим большим оружейным производством Cogswell and Harrison ЛТД., сотрудничал с самим Хайрамом Максимом.
Деньги на постройку первого мультиплана ему выделил граф Шарль де Ламбер, узнаваемый в будущем авиатор-любитель — как раз де Ламбер стал первым французом, которого учил летать на своём планере лично Уилбур Райт; он же учреждал разные призы авиаторам и спонсировал множество авиапроектов. Действительно, в первой половине 90-ых годов XIX века де Ламбер прекратил сотрудничество с Филлипсом — по причине того, что тот с возрастом всё чаще закладывал за воротник и умудрился часть средств где-то прокутить.
В счёт этого де Ламбер забрал себе беспилотник Phillips Flying Machine; потом, во второй половине 30-ых годов двадцатого века он реализовал его известному французскому Mus? e de l air et de l espace на севере Парижа. Но сейчас его в экспозиции нет — не знаю, в то время, когда он оттуда провалился сквозь землю.
- Де Ламбер
Так или иначе, спустя три года по окончании третьей модели, в 1907 году, Филлипс выкатил из ангара четвёртый (либо пятый, в случае если вычислять переделанную модель 1906-го) мультиплан (к слову, неприятность независимости и самостоятельного взлёта от погоды уже была решена Сантосом-Дюмонтом). Вид у автомобили был совсем сумасшедший. На базу от Мультиплана №2 инженер посадил четыре однообразных рамы от удачно летавшего беспилотника №1 — так, у него вышел 200-крылый (!!!) гибрид.
Пропеллер был тянущий, диаметром 2,4 метра. Без пилота машина весила 225 кг и была запланирована на большую скорость 48 км/ч.
6 апреля 1907 года Филлипс, наконец, осуществил собственную мечту. Его мультиплан №3 взлетел и пронёсся порядка 150 метров — первый в Англии управляемый полёт состоялся. Факт был зафиксирован. Действительно, сам Филлипс полётом то, что у него выходило, уже не считал — он был обескуражен блестящими удачами Сантоса-Дюмонта, пролетавшего столько же в любую секунду перед скоплениями народа.
Филлипс желал пролететь километр, два, три, десять.
В это самое время армия США давала кошелёк за кошельком братьям Райт в обмен на обещание поставить в армию партию управляемых самолётов.
В это самое лжём парижские денди копировали характерные костюмы Сантос-Дюмонта, а компания «Картье» специально для него делала наручные часы.
В это самое время о Горацио Филлипсе никто толком ничего не знал, а его безумная конструкция очевидно проигрывала по эффективности и простоте и упомянутым пионерам авиации, а также ещё не взлетевшим, но уже многообещающим самолётам Блерио.
Но, Филлипс выстроил ещё один мультиплан со 110 крыльями — в 1911 году. 6-цилиндровый двигатель, 2,6-метровый пропеллер — всё на снимке.
По всей видимости, если бы Филлипс избавился от собственной мультипланной мании хотя бы тогда, в то время, когда намного более простые конструкции продемонстрировали себя в деле, у него что-нибудь да и вышло бы. Но в последующие пара лет самолёты стали строить кто хочешь — и сумасшедшие автомобили британца совсем канули в пропасть истории. Действительно, его работы по аэродинамике крыла были весьма популярны, его патенты приносили ему деньги, его изучениями пользовались ведущие авиастроители мира.
Но Филлипсу этого было мало. А большего уже не разрешал возраст.
И он ушёл на покой. Никто и ничего больше не слышал о Горацио Филлипсе впредь до 1926 года, в то время, когда он умер в собственной постели в возрасте 81 года.
Прекрасная модель самолёта 1893 года:
Вот тут возможно за 4 американского доллара приобрести выкройки бумажной модели года и 1904 аэроплана.
И да, рекорд по количеству крыльев всё-таки в собственности не Филлипсу, а известному изобретателю телефона Александру Грэму Беллу. Выстроенный им в 1909 году планер Cygnet II номинально имел 3393 крыла-ячейки.
<
h4>