Как построить 200-крылый самолет: история мультипланов

Как построить 200-крылый самолет: история мультипланов

В 1880-е годы никто толком не знал, что может полететь. Исходя из этого количество сумасшедших орнитоптеров и других необычных штук превышало все мыслимые пределы. Любой пионер авиации вычислял собственную точку зрения единственно верной — и строил что-то собственное.

старая женщина был, по всей видимости, одним из самых уникальных инженеров финиша XIX века. Наряду с этим — нужно дать ему должное! — его 200-крылая машина не только поднялась в воздух в 1907 году, но стала первым английским самолётом, осуществившим свободный полёт (в Соединенных Штатах к этому времени уже поднимались Райты, во Франции — Сантос-Дюмонт). Помимо этого, Филлипс внёс громадный вклад в изучение аэродинамических особенностей крыла — его научные работы на эту тему серьёзно подтолкнули мировую авиацию вперёд.

Но ему-то хотелось летать.

Филлипс был полётами и сыном оружейника интересовался с детства. Первой его попыткой оседлать небо стало строительство в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века вертолёта. Он сделал его в Бэттерси, в Южном Лондоне — причём применял два винта, вращающихся в противоположные стороны, как на современных военных вертолётах.

Диаметр винтов был по 6 метров. Потом он повторял собственный «трюк» с вертолётом — второй они выстроили вместе с сыном в 1903 году (10-метровые финты, 15-сильный двигатель). Ни один из вертолётов Филлипса не взлетел.

Важный толчок его заинтересованностям дали изучения Фрэнсиса Херберта Уинхема, британского морского инженера, одного из основателей аэродинамики как науки. В первой половине 70-ых годов XIX века Уинхем опубликовал результаты продувки плоских и изогнутых панелей в аэродинамической трубе — фактически, он это устройство и придумал, и выстроил в первой половине 70-ых годов XIX века совместно со своим сотрудником Джоном Браунингом. При моделировании подъёмной силы Уинхем вдохновлялся венецианскими жалюзи.

И профили его «крыльев» последние и напоминали.

Но ещё 27 июня 1866 года Уинхем представил публике планер-мультиплан собственной конструкции, выстроенный в 1858—1859 годах. И Филлипс, видевший данный мультиплан, осознал, какой дорогой необходимо идти, дабы встать в небо. Действительно, он ошибался.

    Мультиплан Уинхема

Так или иначе, Филлипс придумал, как сделать лучше. Как усилить подъёмную силу путём трансформации профиля крыла — и к 1880 году выстроил собственную аэродинамическую трубу. На базе изучения птичьих экспериментов и крыльев предшественников он опубликовал множество работ о профиле крыла, о подъёмной силе, создал множество работоспособных профилей.

Увидьте — до настоящего полёта оставалось ещё 20 лет!

В первой половине 90-ых годов XIX века Филлипс защитил собственные профили патентом и, открыто говоря, стал одним из первых исследователей, адекватно обрисовавших понятие подъёмной силы, обстоятельства её методики и возникновения её повышения. Профили Филлипса были близки к современным: благодаря их форме скорость потока по верхней кромке крыла была выше, чем над нижней — и благодаря отличию давлений крыло поднималось вверх. Действительно, теоретически, по причине того, что самолёта Филлипс ещё не выстроил.

Но весьма желал.

    Профили крыльев, созданные Филлипсом

Сейчас последовательность инженеров уже трудились над собственными автомобилями. 46-летний Филлипс, подкреплённый теоретическими познаниями, решил не отставать.

В первой половине 90-ых годов девятнадцатого века его первый самолёт, узнаваемый сейчас как Phillips Flying Machine, был выкачен из ангара. Аппарат смотрелся очень экстравагантно — он воображал собой плотную сетку из бессчётных крыльев, расположенных через каждые 5 сантиметров в высоту. Всего их было 50, длиной они были от 5,8 до 6,7 метров, а шириной — всего лишь 3,8 сантиметра: Филлипс полагал, что количество крыльев и правильная форма профиля разрешат самолёту без неприятностей взлететь.

6-сильный двигатель вращал толкающий пропеллер с двумя лопастями. По расчётам Филлипса подъёмной силы хватало на 180 кг — а машина весила всего 160 кг. И она взлетела.

По настоящему. И достигла в полёте скорости 65 км/ч — необычная цифра для тех времён.

Опробования собственного беспилотника Филлипс проводил уникально — как лошади. Был выстроен круговой древесный настил диаметром 60 метров, в центре вбит колышек, к нему привязан самолёт (кстати, эту совокупность Филлипс позднее запатентовал). Потом двигатель заводился, самолёт разгонялся, взлетал и летал по кругу на высоте полуметра — метра. Всего Phillips Flying Machine пролетел 610 метров.

Так, Горацио Филлипс убедился в наличии у собственной выдумки смысла. И начал строить самолёт для человека.

Но, всё это время Филлипс думал не только о мультипланах. Ещё в середине 1880-х он запатентовал простой биплан, а в 1903 году выстроил беспилотный моноплан с бензиновым двигателем (он кроме того взлетел, кстати — но упал, двигатель вышел из строя, пропеллер раскололся, и опыт Филлипс свернул). В любом случае душа его к столь малому количеству подъёмных плоскостей совсем не лежала.

Работа, отсутствие средств, технические сложности растянули процесс строительства пилотируемого мультиплана на целых 10 лет. Только в 1903 году — ещё перед тем, как Райты запустили свой автомобиль — Multiplane №2 был закончен. В сентябре Филлипс начал опробования 32-крылой автомобили — и (по свидетельствам и собственным записям его племянника и сына) совершил-таки 25-метровый полёт на высоте порядка метра от почвы.

Самое Примечательно, что в первой половине 70-ых годов двадцатого века некоторый Кэнт сказал, что был свидетелем этого самого полноценного полёта. Так Филлипс фактически вмешался в гонку за первенство между Райтами и Сантосом-Дюмонтом. Но в случае если Райты и Сантос-Дюмонт проводили собственные опробования при скоплениях журналистов и народа, то Филлипс занимался авиастроением негромко — и доказать, был его полёт либо нет, сейчас не имеет возможности никто.

Не смотря на то, что в полной мере возможно, именно он первым совершил управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха.

    Филлипс рядом с мультипланом №2 незадолго до полёта В случае если, само собой разумеется, последний состоялся.

Так или иначе, полёт второй автомобили Филлипса не удовлетворил — и он выстроил третью. Скоро, за год. Уже зафиксированный успех Райтов Филлипса не смущал — его самолёт-то должен был взлететь сам, с почвы, без сильного ветра, что Райтам был нужен. В этом случае двигатель был 22-сильный, четырёхцилиндровый, и инженер выстроил его самостоятельно.

Трёхметровый 270-килограммовый (вместе с пилотом) мультиплан в этом случае имел всего 20 крыльев, но теоретически имел возможность достигнуть 55 км/ч.

Но что-то пошло не так. Мультиплан категорически отказывался взлетать. Подпрыгивал (самый долгий прыжок составил 15 метров — на полёт очевидно не хватало), пыхтел, но не имел возможности встать в атмосферу.

Филлипс не отчаялся. Он осознал, что совершил ошибку числом крыльев. Приблизительно раз в десять. Действительно, в 1906 году он опять пробовал поднять в атмосферу перестроенный №3 — но бесполезно.

Подробностей этих попыток история не сохранила.

Вы имеете возможность задать вопрос — откуда же Филлипс брал средства на существование и на постройку собственных необычных автомобилей? Ну, папа его был оружейных дел мастером, и Филлипс трудился в той же области. К примеру, с 1890 по 1902 год он трудился управляющим большим оружейным производством Cogswell and Harrison ЛТД., сотрудничал с самим Хайрамом Максимом.

Деньги на постройку первого мультиплана ему выделил граф Шарль де Ламбер, узнаваемый в будущем авиатор-любитель — как раз де Ламбер стал первым французом, которого учил летать на своём планере лично Уилбур Райт; он же учреждал разные призы авиаторам и спонсировал множество авиапроектов. Действительно, в первой половине 90-ых годов XIX века де Ламбер прекратил сотрудничество с Филлипсом — по причине того, что тот с возрастом всё чаще закладывал за воротник и умудрился часть средств где-то прокутить.

В счёт этого де Ламбер забрал себе беспилотник Phillips Flying Machine; потом, во второй половине 30-ых годов двадцатого века он реализовал его известному французскому Mus? e de l air et de l espace на севере Парижа. Но сейчас его в экспозиции нет — не знаю, в то время, когда он оттуда провалился сквозь землю.

    Де Ламбер

Так или иначе, спустя три года по окончании третьей модели, в 1907 году, Филлипс выкатил из ангара четвёртый (либо пятый, в случае если вычислять переделанную модель 1906-го) мультиплан (к слову, неприятность независимости и самостоятельного взлёта от погоды уже была решена Сантосом-Дюмонтом). Вид у автомобили был совсем сумасшедший. На базу от Мультиплана №2 инженер посадил четыре однообразных рамы от удачно летавшего беспилотника №1 — так, у него вышел 200-крылый (!!!) гибрид.

Пропеллер был тянущий, диаметром 2,4 метра. Без пилота машина весила 225 кг и была запланирована на большую скорость 48 км/ч.

6 апреля 1907 года Филлипс, наконец, осуществил собственную мечту. Его мультиплан №3 взлетел и пронёсся порядка 150 метров — первый в Англии управляемый полёт состоялся. Факт был зафиксирован. Действительно, сам Филлипс полётом то, что у него выходило, уже не считал — он был обескуражен блестящими удачами Сантоса-Дюмонта, пролетавшего столько же в любую секунду перед скоплениями народа.

Филлипс желал пролететь километр, два, три, десять.

В это самое время армия США давала кошелёк за кошельком братьям Райт в обмен на обещание поставить в армию партию управляемых самолётов.

В это самое лжём парижские денди копировали характерные костюмы Сантос-Дюмонта, а компания «Картье» специально для него делала наручные часы.

В это самое время о Горацио Филлипсе никто толком ничего не знал, а его безумная конструкция очевидно проигрывала по эффективности и простоте и упомянутым пионерам авиации, а также ещё не взлетевшим, но уже многообещающим самолётам Блерио.

Но, Филлипс выстроил ещё один мультиплан со 110 крыльями — в 1911 году. 6-цилиндровый двигатель, 2,6-метровый пропеллер — всё на снимке.

По всей видимости, если бы Филлипс избавился от собственной мультипланной мании хотя бы тогда, в то время, когда намного более простые конструкции продемонстрировали себя в деле, у него что-нибудь да и вышло бы. Но в последующие пара лет самолёты стали строить кто хочешь — и сумасшедшие автомобили британца совсем канули в пропасть истории. Действительно, его работы по аэродинамике крыла были весьма популярны, его патенты приносили ему деньги, его изучениями пользовались ведущие авиастроители мира.

Но Филлипсу этого было мало. А большего уже не разрешал возраст.

И он ушёл на покой. Никто и ничего больше не слышал о Горацио Филлипсе впредь до 1926 года, в то время, когда он умер в собственной постели в возрасте 81 года.

Прекрасная модель самолёта 1893 года:

Вот тут возможно за 4 американского доллара приобрести выкройки бумажной модели года и 1904 аэроплана.

И да, рекорд по количеству крыльев всё-таки в собственности не Филлипсу, а известному изобретателю телефона Александру Грэму Беллу. Выстроенный им в 1909 году планер Cygnet II номинально имел 3393 крыла-ячейки.

<

h4>

Создай собственный самолет ! ( Simple planes / простые самолеты )

Статьи, которые будут Вам интересны: