Чудеса от «армстронга»

Чудеса от «армстронга»

Мы покинули его Уильяма конструкторов и сэра Армстронга, принадлежавших к элите английского кораблестроения, в тот момент, в то время, когда компания выходила на широкую дорогу. По окончании завершения строительства нового завода в Эльсвике основной экспортер боевых судов финиша XIX века смог наконец развернуться в полную силу.

Несомненный успех вооруженного скорострелками крейсера «Пьемонта»—маленького и довольно недорогого, сподвиг заводчика на рискованный ход. Во второй половине 80-ых годов XIX века на новой верфи заложили следующий крейсер, что должен был намного превзойти собственного предшественника. Риск же пребывал в том, что компания не имела сейчас никакого заказа!

Но Армстронг уверился в свойствах собственной компании строить лучшие в мире крейсера и фактически не сомневался, что его новое творение под необычным заглавием «Никотея» в обязательном порядке отыщет сврего клиента. И не совершил ошибку. Практически сразу после начала постройки аргентинское правительство закупило корабль, дав ему наименование «Бентесинко де Майо» в переводе—«25 Мая».

От «Пьемонта» он отличался более солидными размерами, а как выяснилось позднее—и мореходностью, а, основное—весьма сильным оружием. В оконечностях на чуть немного поднятых полуюте и полубаке заняли собственный место два тяжелых орудия калибром 210 мм, по иронии судьбы, изготовленные главным орудийным соперником—германским «пушечным королем» Круппом (на этом настояли аргентинцы), а по бортам—классические армстронговские 120-мм скорострелки. «25 Мая» взял впечатляющую защиту: скосы палубы имели толщину от 88 до 114 мм, на протяжении всего борта устанавливался коффердам и размешались угольные ямы.

И без того выдающийся крейсер имел возможность бы стать еще и первым броненосным: управление компании предложило дополнительно установить по ватерлинии броневой пояс, для получения дополнительной защиты от фугасных снарядов, а конструкторы давали слово втиснуть его ценой небольшого роста водоизмещения. Но клиенты не желали платить и ожидать. Но, и в настоящем виде «продукт» оказался весьма успешным.

На опробованиях он без всякой форсировки развил движение, превысивший 21 узел, а неестественное дутье добавило еще практически полтора. «Бентесинко де Майо» стал самым скоростным крейсером собственного времени. И притом, забрав полный запас горючего, имел возможность пройти до 8000 миль экономическим ходом. Сочетание столь высоких качеств при водоизмещении корабля всего 3200 т всецело подтвердило претензии компании на мировое лидерство в строительных работах крейсеров.

Для Армстронга наступил звездный час. Маленькие государства, лишь начинавшие создавать современные флоты, из-за престижа захотели иметь такие же суда, тем более, что это разрешала их цена. (Такая же обстановка четверть века спустя повторилась с дредноутами). Заказы на эльсвикские крейсера посыпались как из рога изобилия.

Аргентинцы захотели иметь улучшенный «25 мая», вооруженный лишь скорострельной артиллерией. Пожалуйста. Филипп Уоттс—основной конструктор компании «Армстронг» спроектировал для них «Нуэве де Хулио»—в переводе «9 июля». Новый корабль имел скорострельные 152-мм орудия вместо нескорострельных орудий Круппа, и дополнительную несколько новомодных торпедных аппаратов.

На опробованиях на мелководье при естественной тяге он развил движение 22,7 узла, и эксперты говорили, что на громадной воде скорость превысила бы и 23 узла.

К латиноамериканским крейсерам пристально присматривались на другой стороне Тихого океана, в Японии. Подготавливаясь к войне с Китаем, «флотские самураи» желали купить не только сильный и недорогой корабль, но еще и взять его весьма скоро. И снова—пожалуйста.

Все тот же Уоттс пара доработал аргентинский проект, всецело сохранив оружие «Нуэве де Хулио», но пара подняв мощность и размеры автомобилей. В феврале 1892 года состоялась закладка корабля, спустя 10 месяцев корпус спустили на воду, еще через восемь месяцев состоялись приемные опробования, а в сентябре 1893 года «Есино» (так назвали японский крейсер) вошел в строй.

Опять армстронговские инженеры поставили сходу два рекорда: в максимальной скорости и быстроте постройки корабля.

В тот момент он являлся самым быстроходным крейсером мира, развив 23 узла уже без всяких оговорок на глубину.

Но для Японии куда более серьёзным компонентом явилась его современная артиллерия. На протяжении китайско-японской войны он стал флагманским кораблем «летучей эскадры» адмирала Цубои. Его роль в этом сражении тяжело переоценить: армстронговские скорострелки практически забросали боеприпасами китайские броненосцы, вынудив их отойти.

Сам «Есино», не смотря на то, что и шел во главе колонны, взял лишь маленькие повреждения. Но будущее сурово обошлась с ним на протяжении русско-японской войны, в то время, когда он учавствовал в блокаде Порт-Артура. 15 мая 1904 года крейсер пребывал в составе сил блокады Порт-Артура и ночью попал в плотный туман. На протяжении очередного поворота его протаранил броненосный крейсер «Касуга», и «Есино» отправился ко дну с большей частью собственной команды.

Удачи Армстронга выстраивались в цепочку. Спустя 5 лет столь прекрасно зарекомендовавший себя корабль захотела иметь Португалия, чей флот к тому времени был в жалком состоянии. Армстронг внес предложение фактически аналог «Есино», добавив новшество: водотрубные котлы. «Дон Карлос I» стал первым эльсвикским крейсером с котлами нового типа.

Опыт всецело удался, но почему-то больше не повторялся известной компанией, с радостью использовавшей все другие новшества. Последние «эльсвики» настойчиво сохраняли ветхие цилиндрические котлы, более тяжелые и непрактичные в тех случаях, в то время, когда корабль должен был экстренно дать движение. Сам же «Карлос» на долгое время стал единственным полноценным португальским боевым кораблем.

Он принял заметное участие в революции, случившейся в октябре 1910 года, приведшей к крушению монархии; «в приз» его наименование поменяли: он начал называться «Альмиранте Рейс». Лишь в первой половине 20-ых годов двадцатого века корабль исключили из перечней; тогда Португалия предприняла попытку обновления флота.

Возвратимся, но, в Латинскую Америку. Постоянный оппонент Аргентины—Чили, не имела возможности оставаться равнодушной к появлению у «возможного соперника» хороших крейсеров.

Что же, господин Уильям Филипп и Армстронг Уоттс готовься удовлетворить каждые запросы. Чилийцы "настойчиво попросили", дабы их корабль имел более сильную артиллерию, и со стапелей Эльсвика в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века сходит «Бланко Энкапада». В отличие от «25 мая» и его «ближних родственников» с их полуютом и полубаком данный крейсер имел ровную палубу, а для сохранения мореходности высота борта заметно возросла.

Обстоятельство для того чтобы решения состояла много тяжелых пушек. В оконечностях, как и на «аргентинце», находились крупнокалиберные для этого класса 203-мм орудия, но, в отличие от ветхих крупповских, скорострельные. В бортовых установках размешался дюжина 6-дюймовок, каковые при ветхой конфигурации борта очень сильно заливались бы водой.

Занимательным отличием стало размещение передней мачты, которая пребывала впереди мостика. Тем самым управление кораблем максимально вероятно отдалялось от носового 203-мм орудия, дабы уменьшить действие ударной волны пороховых газов. Это размещение было повторено на более поздних эльсвикских крейсерах-«чилийцах»—«Эсмеральде» и «Буэнос Айресе», и «китайцах»—«Хай Чи» и «Хай Чжене».

Чилийцам весьма понравились новые приобретения. Так, что моряки далекой государства захотели, дабы … им создали еще более замечательный корабль—посильнее защищенный и пригодный для боя с предполагавшимися бронированными «аргентинцами». Конструкторы Армстронга принялись за разработку нового проекта.

Вторая эльсвикская «Эсмеральда» открыла новую страницу в истории кораблестроения. К этому времени французы, выстроив «Дюпюи-де-Лом», попытались возвратиться к идее броненосного крейсера, благо разрешал прогресс в металлургии—броня той же прочности могла быть взята при существенно меньшем весе, чем 15—20 лет назад.

На французском крейсере был забронирован фактически целый борт, но чтобы не было излишнего повышения водоизмещения было нужно ограничиться толщиной пояса всего 100 мм, что в середине 90-х годов XIX века представлялось недостаточным. Вправду, с учетом качества борт «Лома» на малых расстояниях имел возможность пробиваться кроме того 6-дюймовками.

70.

Бронепалубный крейсер «Нуэве де Хулио» (Аргентина, 1893 г.)

Строился на верфи Армстронга в Эль-свике. Водоизмещение 3600 т, протяженность между перпендикулярами 107,90 м, ширина 13,41 м, осадка 5,01 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 10 500 л.с., скорость 21,7 узла (на опробованиях с форсировкой до 14 500 л.с.—22,7 узла).

Оружие: четыре 152/40-мм и восемь 120/40-мм скорострельных орудий, двенадцать 47-мм малокалиберных (проектом предусматривались двенадцать 37-мм пушек), пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование: палуба 45 — 37 мм, на скосах 88—114 мм, щиты орудий — 51 мм, рубка— 102 мм. Исключен из состава флота в 1930 г.

71. Бронепалубный крейсер «Бланко Энколадо» (Чили, 1894 г.)

Строился на верфи Армстронга в Эль-свике.

Водоизмещение 4600 т, протяженность между перпендикулярами 112,78 м, ширина 14,17м, осадка 5,56 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 9500 л. с., скорость 21,7 узла (на опробованиях с форсировкой до 14 500 л.с.— 22,8 узла). Оружие: два 203/45 и десять 152/40-мм скорострельных орудий, двенадцать 47-мм и двенадцать 37-мм малокалиберных, пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование: палуба 45 мм, на скосах 76—102 мм, щиты орудий 152 — 51 мм, рубка—152 мм.

В 1920 г. модернизирован и перевоплощён в океанский учебный корабль. Исключен из состава флота в 1946 г.

72. Броненосный крейсер «Эсмеральда» № 2 (Чили, 1896 г.)

Строился на верфи Армстронга в Эльсвике. Водоизмещение 7000 т, протяженность между перпендикулярами 132,89 м, ширина 16,21 м, осадка 6,18 м. Мощность двухвальной паросиловой установки тройного расширения 16 000л. с., скорость 22,3 узла (на опробованиях 18 000 л.с.—23 узла).

Оружие: два 203/45, шестнадцать 152/40-мм и восемь 76-мм скорострельных орудий, три 457-мм торпедных аппарата. Проектом вместо восьми 76-мм, предусматривались восемь 57-мм, десять 47-мм и четыре автоматических 37-мм пушки Максима. Бронирование: траверзы и пояс (броня Гарвея) 152 мм, палуба 25 — 51 мм, на скосах 76— 102 мм, щиты орудий 51 — 114 мм, рубка —203 мм.

Четыре 152-мм орудия в надстройках сняты на протяжении капитального ремонта в 1910 г. Исключен из состава флота в 1946 г.

Исходя из этого «армстронговские чародеи» постарались возвратиться к совокупности защиты, применяемой на броненосцах, где броня усиливалась над самые важными частями корабля. Так на первом броненосном крейсере нового типа—второй «Эсмеральде» показался достаточно толстый, но вынужденно узкий броневой пояс.

Второй отличительной чёртом стала бессчётная кроме того для «эльсвиков» артиллерия: на палубе корабля разместились восемнадцать скорострельных орудий: два из них—8-дюймовых, остальные 6-дюймовые. (Данный рекорд по части артиллерии в собственном классе «чилиец» поделил со собственными потенциальными соперниками—аргентинскими крейсерами типа «Гарибальди».) Излишне сказать, что очередной армстронговский суперкрейсер стал рекордсменом скорости, развив 23 узла уже при естественной тяге, без всякой форсировки. Еще один рекорд второй «Эсмеральды» остался чисто фирменным: она стала самым долгим из эльсвикских крейсеров.

Неудивительно, что таковой корабль произвел настоящий фурор, причем не только в далекой Латинской Америке. Не без участия Армстронга частично бронированный новый крейсер разрекламировали как самый замечательный в мире на том основании, что он имеет еще громаднейший вес выстреливаемых в одну 60 секунд снарядов. «Горячие головы» кроме того предлагали заменить броненосцы бессчётными «эсмеральдами». Но в конечном итоге все было не так легко и не так здорово.

Перегрузка артиллерией и через чур тяжелая для для того чтобы водоизмещения броня стали причиной тому, что кроме того при умеренном беспокойстве носовое 203-мм орудие фактически не имело возможности стрелять. К тому же строителям не удалось удержаться в ходе проекта, и над ватерлинией возвышалась лишь узкая полоса броневого пояса—чуть больше полуметра. А при полном запасе угля вся бортовая броня погружалась в воду.

Помимо этого, из-за довольно легкой конструкции вторая «Эсмеральда» не в полной мере отвечала одному из наиболее значимых требований, предъявляемых к крейсерам,—суда этого класса должны были прекрасно себя ощущать в море в любую погоду. В случае если же обращение вести о сражении, то защита орудийных расчетов лишь щитами имела возможность дорого стоить экипажу, В общем, кроме того столь примечательному и замечательному кораблю советовали воздерживаться от «громадного боя» с броненосцами.

Частично осознав это, а в некоей степени и от дороговизны, чилийцы перешли на меньшие по размеру суда, не меняя собственного любимого поставщика. Уоттс выполнил очередное требование, создав крейсер с чуть более умеренными чертями, но очень сильно вооруженный и ничем не уступающий «майским» и «июльским» аргентинским соперникам. «Министре Зентено» при собственных 3450 тоннах водоизмещения нес восемь шестидюймовок, не считая малокалиберных орудий, и мог развивать скорость больше 20 узлов.

Построенный во второй половине 90-ых годов XIX века, он, как и большинство эльсвикских крейсеров, прослужил весьма долго и был исключен из состава флота лишь в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Недорогой и успешный проект привлек интерес еще одного потребителя из Латинской Америки—Бразилии. Самая громадная страна континента волновалась в конце XIX века, как и ее флот, сложный период.

Исходя из этого три однотипных крейсера: «Амазонас», «Апьмиранте Баррозо» и «Альмиранте Абреу», отличавшиеся от «Зентено» лишь составом оружия (вместо восьми 6-дюймовок предполагалось установить шесть таких орудий и плюс к ним четыре 120-мм), имели возможность стать ядром бразильского флота. Но в 1895 году разгорелась война между США и Испанией. Североамериканцы испытывали важный недостаток в крейсерах и искали подходящие единицы по всему свету.

Так, в первоначальный и последний раз, США «снизошли» до продукции английской компании, перекупив у Бразилии два из трех судов серии, на каковые у клиента не хватало денег. «Баррозо» благополучно пережил экономический кризис и покусительство могущественного северного соседа, а «Амазонас» и «Абреу», переименованные в «Нью Орлеан» и «Олбани», прошли перевооружение в Штатах на шестидюймовки американских моделей и реально готовься к бою уже лишь к концу испано-американской войны. Нужно заявить, что американцы остались довольны качеством продукции Армстронга и продержали их в строю более чем 30 лет, из них 20—на весьма активной работе. «Нью Орлеан» успел учавствовать в блокаде эскадры Серверы у Сантьяго, а «Олбани» управлял «экспедицию» по свержению правительства в Никарагуа.

Роль захватчика по большому счету стала характерна для этого крейсера: уже на закате активной карьеры по окончании Первой Мировой он участвовал в оккупации Владивостока.

В это же время господин Армстронг продолжил рискованную политику закладки крейсеров без определенного клиента, рассчитывая на то, что качественная продукция все равно отыщет собственного потребителя.

Филипп Уоттс решил создать пара уменьшенную (соответственно, более недорогую) копию «Бланко Энкалады», применяв все технические новшества. Заложенный во второй половине 90-ых годов XIX века корпус строился не торопясь, и лишь в 1902 году уже фактически готовый крейсер получил хозяина.

Снова не смогли удержаться от возможности пополнить собственный флот еще одним рекордсменом чилийцы. «Чакабуко» (так назвали они новый крейсер) был легче «Энкалады» на 400 т и формально имел практически такое же оружие, но его 8-дюймовки были новой модели. Скорость же при форсировке достигла новой знаковой цифры—24 узла. Последний бронепалубный крейсер чилийского флота поставил еще один рекорд, прослужив полвека—до 1952 года!

Причем совсем не формально: уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века он прошел широкую модернизацию с заменой надстроек и артиллерии. По большому счету чилийцы извлекли, пожалуй, громаднейшую пользу из сотрудничества с компанией. Им достались самые идеальные для собственного времени крейсера (еще об одном, броненосном «О’Хиггинсе» мы поведаем потом), но все—в единственном экземпляре.

Тяжело представить себе, как бы они имели возможность взаимодействовать в сражении, но самая маленькая страна «громадной южноамериканской тройки» (Бразилия, Аргентина, Чили) поддерживала собственный пестрый эльсвикский флот в хорошем состоянии в течение многих лет.

Их классические соперники, аргентинцы, пошли по паре второму пути, заказав сходу громадную серию броненосных крейсеров в Италии. Но не забыли они и об Армстронге, заказав в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века аналог «Бланко Энкалады»—«Буэнос-Айрес».

Он имел такой же гладкопалубный корпус, но второй состав оружия: несколько 8-дюймовок, четыре 152- и шесть 120-миллиметровок. Как и все «эльсвики», новый аргентинский крейсер продемонстрировал красивые скоростные качества (23 узла без форсировки). Из опыта японо-китайской войны на протяжении постройки конструкторы решили максимально разгрузить корабль от «верхних» весов; в частности, его боевые марсы основательно снизились по высоте мачт.

Уже на протяжении работы крейсер разгрузили еще больше, облегчив марсы и сняв щиты с орудий. Как и его коллеги, «Буэнос-Айрес» прожил продолжительную судьбу, дослужив до 1931 года.

В следствии деятельности известной английской компании Чили и Аргентина получили от той главную (и самая боеспособную) часть собственных флотов. А по большому счету за 28 лет компания Армстронга выстроила 51 крейсер самым различным государствам, от Китая до Турции. «Позабытым» оставался лишь английский флот, и виной тому был не титулованный заводчик.

Консервативное Адмиралтейство не признавало его продукцию, считая, что эльсвикские крейсера выстроены через чур легко и не владеют достаточной мореходностью. Помимо этого, в военно-морских кругах ходили слухи о том, что рекордные скорости достигаются за счет большого облегчения судов для использования и испытаний самого качественного угля и намерено обученных кочегаров.

Но продолжительная и успешная работа с бессчётными походами опровергает упреки в недостаточной прочности—ни один из крейсеров малых государств не испытывал никаких неприятностей. Что касается опробований, то мухлевали все компании и национальные фабрики, и не только в Англии. Более того, как-то забастовка кочегаров вынудила компанию Армстронга применять мало подготовленную чилийскую команду, но итог все равно был высоким.

Адмиралтейство все же выдавало заказы заводу в Эльсвике, но строились в том месте лишь стандартные крейсера по проектам вторых, более именитых компаний. Но влияние блестящих конструкторов компании сэра Армстронга на мировое кораблестроение без сомнений.

Инженерам национальных стран «владычицы конкурентов» и верфей-морей приходилось приглядываться к каждой из двух известных «эсмеральд», к бронепалубным скороходам и к броненосным шедеврам, выстроенным для Японии, о которых мы также еще поведаем позднее.

Уильям Армстронг не напрасно отказался от карьеры юриста. Он и сам являлся гениальным инженером и владел хорошим чутьем на новинки, умел завлекать в собственную компанию гениальных людей.

Его имя с полным правом занимает почетное место в истории кораблестроения.

В. КОФМАН

туберкулёз и Моча Армстронга

Статьи, которые будут Вам интересны: