Цвета дыма и пламени…

Цвета дыма и пламени...

Традиции артиллерии формировались вместе с ее развитием и рождением. Их появление относится к XIV в., в то время, когда первые орудия прогремели на территории Испании при освобождении ее от арабов, каковые и применили пушки. Так, при обороне города Альхесирас в 1342 г. арабы применяли против испанцев «модфы» (первые ручные орудия). Набожные испанцы в смятении сделали вывод, что это козни сатаны.

Вызванные священники стали изгонять лукавого из стенку «нечестивых» арабов, просматривали молитвы и размахивали крестами. Но кресты не помогали, и церковь назвала пушки творением сатаны.

Арабская модфа (http://voenn.claw.ru)

Мартин Лютер назвал пушкарей реализовавшими душу сатане. Военнопленным бомбардирам отрубали руки, выкалывали глаза либо отправляли на виселицу. Исходя из этого в средние века установилась традиция: при захвате города пушкарям принадлежали не только трофейные колокола, но и муниципальные виселицы.

Не просто так в германских земельных гербах пушки показались лишь в 1870 г., а в католической Польше в гербах их по большому счету не было.

Жак Калло. Искушение св. Антония. Картина (фрагмент) (http://tannarh.narod.ru)

Позднее представления о пушкарях и пушках отразил французский гравер Жак Калло, изобразившей пушкарей в виде бесов. На голове пушкаря, сидящего на пушке, арабский головной убор, а в руке – исламские четки. Дьявольским оружием именовали пушки и на балканском полуострове во время борьбы с османскими завоевателями.

Первые пушки представляли собой кованые трубы, скрепленные обручами, но скоро их стали отливать из латуни. В Киевской Руси первые пушки начали отливать в 1475 г. в Пушечной избе. Организовал это выдающийся инженер Аристотель Фиораванти, которого русский посол привез из Болоньи по совету Софьи Палеолог, жены Ивана III.

Через 13 лет Пушечная изба была преобразована в Пушечный двор, где трудилось от 300 до 400 мастеров.

Скоро в Киевской Руси производство пушек не только достигло европейского уровня, но и превзошло его. Мастера Степан Петров, Богдан Пятой, Григорий Наумов и другие создавали изумительные образцы литейного мастерства, а в 1586 г. Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 39 тысячь киллограм, украшенную конным портретом русского царя. Это была самая громадная пушка в мире.

Мастерство литейщиков приводило к возвышенному отношению к пушке, имеющей не только боевую и эстетическую, но и материальную сокровище. К примеру, в 1394 г. во Франкфурте была отлита бомбарда калибром 50 см, цена которой составила свыше тысячи флоринов. На эти средства возможно было приобрести стадо в 442 коровы, один выстрел из данной бомбарды обходился в 21 флорин.

Традицией пушкарей стала самоотверженность и храбрость. Дело в том, что при передозировке пороха (любая пушка имела собственный калибр) ствол довольно часто разрывался, исходя из этого профессия была весьма страшной. Помимо этого, пушки весили от десяти до много пудов, исходя из этого в пушкари брали лишь крепких, высоких и физически сильных людей.

Но одной только силы было не хватает, и необходимостью стали интеллект и высокая образованность. Обслуживать пушки неграмотному человеку было нереально, исходя из этого кроме военной работы пушкари в Киевской Руси часто несли и чиновничью работу в качестве подьячих, целовальников (сборщиков подати) и таможенных голов. Жили пушкари в отдельных слободах.

За работу они приобретали финансовое, хлебное и соляное довольствие, им выплачивали «выдачу» на обзаведение хозяйством, и выделяли угодья и земельные наделы для сенокоса и выгона скота. В отличие от европейских армий, пушкари в Киевской Руси наемниками не пополнялись, довольно часто профессия пушкаря передавалась по наследству.

Пушкарь обожал и берег собственную пушку, смотрел за ее исправностью. Орудние и место около него отличались образцовой чистотой, плюнуть у пушки считалось святотатством. Эта традиция у православных пушкарей усиливалась и тем, что покровительницей артиллерии считалась Св.

Варвара. По преданию, юная красивая женщина, хранившая девичью чистоту, тайно стала христианкой. Богатый отец-язычник пытками и уговорами принуждал ее отречься от христианства, и в то время, когда уговоры не помогли, в ярости приказал казнить дочь на муниципальный площади.

Он забрал топор из рук палача и сам отрубил ей голову, но тут же раздался гром, и убийцу поразила молния. Через большое количество столетий Варвару заявили покровительницей артиллерии.

Уважительное отношение к пушке еще больше выражалось в том, что для пушкарей считалось высшим позором дать ее в плен сопернику. Эта, самая основная традиция русских пушкарей, очень проявилась 21 октября 1578 г. на протяжении Ливонской войны. Тогда на протяжении битвы за Венденский замок, окруженные русские пушкари расстреляв все запасы, повесились на вертикально поставленных стволах пушек, предпочтя смерть позорной сдаче неприятелю.

Все эти традиции закреплялись и аккуратно передавались много поколений. Так, к примеру, при Петре I появилась поговорка, гласившая: «Пьяница во флоте, щеголь в пехоте, умница в артиллерии, дурак в кавалерии». Выделенная интеллигентность, элитарность и образованность артиллеристов отразилась кроме того в Табели о рангах – так, майор артиллерии приравнивался к пехотному полковнику.

Изображение пушек стало популярно в русском геральдике, и со временем орудия украсили десятки гербов аристократов-офицеров. Так, в гербе Вахрамеевых пушка стоит на фоне захваченного турецкого бунчука.

Герб дворянского рода Вахрамеевых (http://gerbovnik.ru)

Итак, от ореола страха, таинственности и мистики, каковые окутывали некогда пушкарское дело, через почитание нелегкого и страшного труда пушкарей к святому отношению к орудию – вот путь развития традиций всемирный и отечественной артиллерии.

Цвета пламени и дыма Победы. Новосибирск присоединился к Общероссийской акции \

Статьи, которые будут Вам интересны: