Древесные лягушки гиммлера
К началу Второй мировой мысль маскирующей униформы уже не была чем-то новым – одежду защитных цветов оценили во всем мире ещё до начала Первой мировой, в чём была громадная заслуга американского живописца Эббота Тайера, что в 1909 году выпустил книгу «Окраска в животном мире». Правила, описывавшиеся в ней, породили теорию научной мимикрии и заложили фундамент для армейского камуфляжа.
чехол и Камуфляжная блуза на металлический шлем. Материал цельтбан, окрас «оскольчатый» (http://www.panzergrenadier.net)
Цвет хаки и его германский серо-полевой эквивалент (feldgrau) во всём мире считались очень практичными, но управление армий СС посчитало, что этого не хватает. Согласно их точке зрения, воины «тёмного ордена» должны были не просто растворяться на фоне разного рода пейзажей, но наряду с этим не зависеть от сезонных трансформаций, таких как осенние пожелтевшие листья.
Как раз исходя из этого в 1935 году по личному распоряжению Гиммлера в состав полевой униформы SS-Verfugungstruppe (отряды особенного назначения) был введён камуфляж. Необходимо подчеркнуть, что собственными действиями эсэсовцы опередили не только все остальные страны-участницы Второй мировой войны, но и сам вермахт, генералы которого, насмехаясь, прозвали SS-VT «древесными лягушками». Гиммлер не обращал на это никакого внимания, поскольку всю униформу для «тёмного ордена» шили узники концентрационных лагерей, и в этом вопросе он не зависел от имперского либо партийного финансирования.
Воины в накидках из цельтбана модель M31 (http://reibert.info)
В начале войны персональный состав большинства частей СС носил свободные блузы, каковые надевались через голову поверх кителя. Они делались из хлопчатобумажной ткани с маленьким добавлением вискозы. Горловина, манжеты и пояс затягивались шнурками, что придавало блузе основной мешковатый вид, тем самым усиливая маскирующие особенности и предохраняя мундир, поверх которого они надевались, от повреждений и грязи.
До 1940 года рисунок наносился на ткань вручную через трафарет, что очень сильно замедляло производство, но в то время, когда удалось перевести производство на машинный метод печати, продуктивность быстро возросла. Уже к началу лета того же года в СС поступило 32 тысячи камуфляжных блуз модели M38, и вдобавок 30 тысяч было выпущено к началу осени.
Гренадёры танковой дивизии СС «Мертвая голова» (www.waralbum.ru)
По цветам камуфляж делился на три типа: сочетание светло-серого и тёмно-серого для весны; оттенки зелёного и багряно-коричневого для лета; оттенки жёлтого и коричневого для осени. Что же касается самой раскраски, то она делилась на пять главных типов: «широколистное дерево», «пальма», «горох», «оскольчатый» и «дубовые листья».
Подойдя к созданию камуфляжа со всей прагматичностью германского мышления, разработчики предусмотрели возможность выворачивать блузу наизнанку, наряду с этим рисунок на обеих сторонах отличался. Кроме этого на рукава и плечи нашивались матерчатые петли, в каковые воины имели возможность крепить ветки и пучки травы. Всё это делало их фактически незаметными на фоне леса либо живой изгороди.
Камуфляжная блуза СС. На внутренней стороне камуфляж другого цвета (www.koszary.pl)
Скоро недостаток сырья заставил германских текстильщиков наладить производство цельтбана (Zeltbahn). Это была недорогая низкокачественная ткань, которая не сохраняла тепло. Изначально она создавалась для армии, но скоро отправилась и на производство эсэсовской униформы. Как раз тогда широкое распространение взял один из элементов камуфляжа – пятнистая накидка из цельтбана, которая смотрелась как треугольный кусок ткани.
В сырую погоду её носили как пончо, а в походе сворачивали в рулон и несли за спиной.
Кроме этого армиями СС была создана тёплая долгая куртка на меховой подкладке. Сверху её покрывала ткань с пятнами зелёно-коричневых тонов, имелись капюшон на меху с завязками и четыре тёплых наружных кармана. Такую куртку использовали в холодные, но бесснежные периоды года.
Для зимы же камуфляж складывался из белых, серых и серо-светло синий тонов и оформлялся в виде оскольчатого рисунка.
Солдат СС в камуфляжной маске и камуфляже (http://www.adamalla.com)
Из камуфляжной ткани шили пилотки и кепи, а тёплые шапки покрывали материалом, что шёл на пошив пятнистых курток. У эсэсовцев кроме этого были и личные чехлы для металлических шлемов, более качественные и дорогие, чем у вермахта. Они складывались из 14 главных подробностей-лоскутов, тогда как стандартные армейские всего из 5. Чехлы «тёмного ордена» крепились на шлеме при помощи особого кармана, что надевался на козырёк, и трёх пружинных крючков по обоим бокам и позади.
Ткань для эсэсовских чехлов была двусторонняя, с коричневыми оттенками для зимы и осени и зелёными для лета. На них кроме этого нашивались шлёвки (петли) для травы и крепления веток. Кое-какие чехлы дополнялись пристяжной маской, которая скрывала лицо снайпера либо замечающего.
Зимние предположения таких масок производились из шерсти и хлопка и предохраняли солдат от обморожения.
Практически вся униформа армий СС частично или полностью копировалась с армейских образцов, а время от времени и вовсе закупались со складов вермахта. Всё, не считая камуфляжа, в отношении которого «тёмный орден» Гиммлера стал необычным законодателем мод.