Го: почему компьютер так долго немог одолеть человека?

Го: почему компьютер так долго немог одолеть человека?

Выяснив, что кто-то играется в го, люди реагируют одинаково: «Что это за камешки? То ли дело шахматы либо шашки!». Немногие понимают суть узоров, каковые игроки выкладывают из камней — со стороны совокупность игры выглядит чудовищно запутанной.

Наряду с этим го — одна из самых распространенных настольных игр в мире. Завоевывает она собственный место и в Российской Федерации — на последний столичный турнир съехалось более 150 участников. Го намного старше шахмат и также появилось в Азии, но где как раз, неясно: за четыре тысячи лет сменились десятки цивилизаций, расцвели и упали могучие империи, случились грандиозные переселения народов, и след теряется на границе Китая, Тибета и Индии.

Однако шахматы существенно популярнее, и вследствие этого появляется вопрос — из-за чего? Чем завлекает го и чем отталкивает?

    Легенда о го Другие заглавия игры, дзаин («сидящий отшельник») и ран-ка («сгнившее топорище»), восходят к древней легенде. в один раз дровосек Ван Чжи повстречал в горах старцев, каковые предавались непонятной игре, подошел и начал наблюдать. В то время, когда игра закончилась, игроки растаяли в воздухе, Ван Чжи понял, что поседел, одежда его истлела, а топорище сгнило.

В родной деревне его встретили незнакомые люди, никто его не определил, и лишь дряхлая старая женщина отыскала в памяти, как в юные годы ей говорили, что сто лет назад некоторый дровосек ушел в лес и пропал.

Тактика и стратегия

Го — игра захвата. Игроки дробят доску посредством камней, а основная сокровище — территория, безлюдные пункты (перекрестья линий на доске), каковые игрок себе огородил. За движение игрок либо выставляет один камень в любой незанятый пункт, либо пасует. Первый движение делают тёмные, это дает преимущество, и, дабы выравнять баланс, в десятнадцатом веке ввели правило «коми»: перед игрой белые приобретают компенсацию в 6,5 очка.

Исходя из этого в го не бывает ничьих — за все действия в игре дается лишь целое количество очков, и 0,5 очка постоянно будут являться средством перевеса.

Приемы игры довольно несложны: окружай, строй крепости, дели пространство. Камни ставятся на перекрестья, каждое со своей стороны граничит с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски — с тремя, в углу — с двумя), каковые именуются «дамэ» (дыхание). До тех пор пока у камня либо группы имеется контакт хотя бы с одним дамэ, они «живут», но в случае если все перекрыто камнями соперника, они снимаются с доски.

Ставить камень в пункт, у которого нет дамэ, не разрещаеться, таковой движение разрешается, лишь в случае если выставленный камень забирает последнее дамэ у группы соперника и захватывает ее. Окружение — база го, но не цель, не смотря на то, что не редкость, что смерть многочисленной группы приносит победу. Не забывайте, в школе многие игрались в «точки»?

Так вот, эта игра в принципе развилась из упрощенного го.

Поставленный камень остается неподвижным и может «выжить», лишь объединяясь в группу с камнями по соседству: дабы «убить» такую группу, нужно окружить ее снаружи и изнутри. Любой новый камень увеличивает группу, она захватывает пространство и формирует в себя замкнутые вакуумы («глаза»). Несколько, у которой больше одного «глаза», именуется крепостью. Смерть ей не угрожает, потому, что закрыть оба «глаза» одним ходом запрещено.

В то время, когда крепостей столько, что их стенки соприкасаются, а новые строить негде, игроки дробят оставшееся пространство. В том месте, где шахматная партия заканчивается разгромом армии соперника, в го наступает перемирие: игроки пасуют, обмениваются военнопленными (снятыми с доски камнями) и подсчитывают очки. Любой окруженный пункт либо захваченный камень приносит одно очко, и тот, кто собрал больше, побеждает.

Го вычисляют мирной игрой, но при разборе партии звучат слова «разрезание», «удушение», «плен», «смерть». Кто же на другой стороне доски? Начинающий игрок ответит «неприятель», так как нужно победить, соответственно — вести войну! Умелый сообщит «приятель», потому что его цель — верное сотрудничество, а как взаимодействовать с неприятелем?

Для мастера игры в том месте нет никого: на другой стороне доски — ты сам.

    Захват В случае если играющий белыми поставит собственный камень на перекрестье А, несколько тёмных утратит последнюю степень свободы (дамэ), перейдет в статус «захваченной» и будет снята с доски.

Го в Российской Федерации

В осеннюю пору в Москве разыгрывался Кубок посла Японии по игре го, наибольший российский турнир, на что приезжают а также мастера мирового класса. В прошлом году турнир посетили господин Тэцуя Митани и вице-президент Европейской федерации го госпожа Ли Тинг — они проводили мастер-классы, сеансы и разборы партий одновременной игры.

Фестиваль «Японская осень», в рамках которого проходил турнир, устраивается с целью познакомить россиян с культурными традициями Страны восходящего солнца. В Российской Федерации го — официальный вид спорта, летом 2016 года в Петербурге состоится Европейский го-конгресс, но, не обращая внимания на это, популярность игры растет достаточно медлительно.

Частично это связано с тем, что нет преподавателей, готовых трудиться с начинающими, к тому же не достаточно коммерческих условий, в которых преподавание го станет хорошим делом (хотя бы самоокупаемым). Но энтузиастов белых и тёмных камней делается все больше, а энтузиасты, как мы знаем, ужасная сила.

Ядерное го и другие истории

В качестве изобретателя го упоминают императора Яо династии Хань (2356−2234 годы до н.э.). Якобы его сын имел вздорный нрав, и для его наставления придумали игру, обучающую рациональному мышлению. Игра в го была для аристократа необходимой и входила в число «четырех добродетелей» (го, музыка, живопись и каллиграфия).

Но правила игры далеки от развлечения. Вероятнее, ее колыбель — монастырь либо пещера отшельника. Буддисты видели на доске пустоты и единство формы, астрономы — звездное небо и воды и битву земли.

Само же стратегическое планирование с гармоничным распределением ресурсов восходит к старейшему даосскому принципу: «достигай громадного малыми упрочнениями». По всей видимости, изначально го было не игрой, а чем-то вторым — гаданием, ритуалом, психотерапевтической практикой либо средством общения (одно из названий го — сюдан, «разговор камнями»).

В восьмом веке го пробралось в Японию, где стало придворным развлечением. В двенадцатом веке наступил период междоусобных войн, власть забрал сегун, и го приравняли к боевым искусствам. Показательна история, случившаяся 500 лет назад. Два мастера меча, Миямото Мусаси и Ягю Дзюбэй Мицуеси, славились своим мастерством, и аристократы спорили, кто одержит верх. в один раз их дороги пересеклись.

Они ни при каких обстоятельствах не виделись, но по манере держаться, описанию клинков и наружности определили друг друга. Обстановка была тупиковая: разойтись без поединка означало утратить лицо, а дуэль имела возможность закончиться смертью обоих бойцов. Легенда гласит, что они зашли в чайный дом обдумать произошедшее и решили сыграть в го.

Заметив, что ни один не уступает второму, мастера прервали партию и разошлись, преисполненные уважения друг к другу.

Го было базой военной теории Японии и в двадцатом веке: анализ тихоокеанского театра боевых действий продемонстрировал, что правила у японских генералов схожи. Отметив на карте базы и направление главных ударов, возможно заметить, что стратегическое превосходство было на стороне Японии, но дефицит ресурсов не разрешила «камням» укрепиться.

    Секи Пример обстановки «секи» (тупиковой). Ни тёмные, ни белые не смогут поставить камень на выделенные точки без постановки собственного же камня в обстановку «атари» (другими словами позицию, в которой у камня остается одно, последнее дамэ).

Игрались и на протяжении войны. Невиданно трагичным выдался матч за титул хонимбо в 1945 году: 6 августа игра была прервана ослепительной вспышкой и страшной силы взрывом, ударная волна выбила стекла, расшвыряла камни, побросала людей на пол. Все были растеряны, оглушены, не могли осознать, что случилось, но вернули позицию и доиграли партию — это было в Ицукаити, пригороде Хиросимы. «Ядерное го» вошло в историю как пример действительно японской стойкости духа.

С XVI века во многих японских учреждениях сохранилась традиция учитывать при отборе на пост умение играться в го. Го в Японии считается глубокоуважаемой профессией, спонсоры с радостью вкладываются в его рекламу. В стране около 500 опытных игроков, они сражаются за титулы, пишут книги, комментируют партии, делают выводы турниры, участвуют в фестивалях и преподают уроки. Четыре школы оформились в две академии го: Нихон Ки-ин в восточной части страны и Кансай Ки-ин — в западной.

К слову, в Японии игра зовется «и-го», в Китае — «вэйци», в Корее — «бадук».

Го не следует на месте: новые правила и дебюты оказались уже в двадцатом веке сперва в Японии, после этого в Корее, а в наши дни вперед вырвался Китай: раньше го в Поднебесной преследовалось, но призыв Партии стать первыми во всем коснулся и старой игры. Так игра и делается достоянием человечества: Китай выковал меч, Япония закалила его, Корея отточила до блеска, и сейчас любой вправе искать собственный путь.

    Лестница Тёмные не смогут «сбежать» , пока край доски не оборвет очередность ходов.

Математика плюс философия

Страно, что метод го до сих пор не раскрыт а также самая замечательная программа играется не сильный человека (одну победу возможно счесть случайностью, и рано до тех пор пока сказать о победе неестественного разума над людской). Доска громадная, изначально выигрышных начал нет, и достигнуть гармоничного развития несложным перебором вариантов нереально — их больше, чем атомов во Вселенной. Камни однообразны, значение имеет лишь место, где они стоят, и форма, которую они образуют.

Оценить потенциал построений, выбрать приоритеты — непростые задачи, связанные с этими разделами математики, как распознавание образов и теория графов. Тут ответственна оптимальность действий, а это компьютеру пока не под силу. Возможно, го — ключ к неестественному разуму, и в то время, когда машина обучится систематично побеждать человека, она потянется и сообщит: «Слушай, может, хватит?

Я разумное существо, давай обговорим мои права».

Кроме того, в го большое количество психотерапевтических, нематематических тонкостей, каковые компьютер угадать не имеет возможности. К примеру, существует обстановка «секи», в то время, когда группы замирают на линии атаки, потому что начинающий гарантированно гибнет. Случается обоюдный захват камня — «ко»: игрок может забрать его лишь через движение, что обязан сделать в каждый пункт доски, в противном случае взятиям не будет финиша.

Наконец, у игры в го имеется и философский подтекст — он также воздействует на принятие решений и стиль игры. Го учит пониманию, что добиться всего нереально — нужно брать, сколько можешь удержать, а остальным делиться. Непременно игрок осознаёт, что теряет силы в драке за огрызки (отдельные камни). Мастерство приходит с пониманием правил гармонии, навыков развития, оптимизации упрочнений, обустройства и планирования.

И в случае если шахматы воспитывают бойца, то го — правителя, организатора.

Мастерство игры

на данный момент в мире отмечается подъем интереса к го, но лучшие игроки так же, как и прежде рождаются в Азии. С одной стороны, го — игра счетная, с твёрдым прессингом, филигранными сменами темпа, требующая правильного анализа своевременной обстановки, в этом европейцы сильны: культура Запада развивает левое, аналитическое полушарие мозга, важное за логику, обращение, счет.

Но в игре мы должны вначале осознать все части целого, а уже позже сложить их воедино, и тут азиаты, для которых частное — только часть неспециализированного, посильнее. Иероглифика, тональные языки, каллиграфия, медитация — все это развивает правое, «немое» полушарие, в ведении которого интуиция, художественные, музыкальные и другие нелогические свойства. В итоге в том месте, где европеец начинает метаться и принимать спутанные ответы, азиат видит фрагменты недоработанной картины и нормально исправляет недочёты.

Мы старательно выстраиваем около себя островки стабильности, словно бы собираемся жить всегда. Изучающему же го нужно всегда меняться, поскольку лишь с трансформациями происходит развитие и рост. обиды и Преодоление страха на начальной стадии, гнева и жадности на втором, скепсиса и косности на третьем, усталости и скуки на четвертом — вот этапы познания го.

Со временем игроку начинают мешать не технические неприятности игры, а недостатки характера — рассеянность, горячность, неуверенность, жадность, авантюризм. В данный «потолок» (их пара) непременно упирается любой ученик. Го не похоже на другие игры, где возможно обойтись заучиванием стандартных приёмов и позиций, как раз исходя из этого оно — инструмент, а не цель.

Титулы го

Один из сильнейших игроков прошлого, Никкай (1559−1623) стал первым мэйдзином (мастером) и возглавил дом Хонимбо, первую японскую школу го. Два игрока данной школы, Хонимбо Досаку и Хонимбо Сюсаку, остались в истории под прозвищем «кисэй» («святой»). Сейчас мэйдзин, хонимбо и кисэй — переходящие титулы, за каковые сражаются опытные игроки.

Невозможно заявить, что такое го — игра, спорт, философия, медитация либо боевой симулятор. Иногда думается, что это игра отбирает людей, а не они ее выбирают. И быть может, в будущем го объединит Восток и Запад, правое полушарие мозга с левым, помирит лириков и физиков и сведет воедино все религиозные и философские течения.

Так стоит ли удивляться тому, что для Японии эта игра так значима? Давайте остановимся и прислушаемся. Потому что мир отечественный суетен, а жизнь стремительна.

Дмитрий Скирюк — эксперт по истории настольных игр, создатель последовательности реконструкций утерянных правил, начертаний игровых фигур и досок разных дисциплин

Статья «Го: игра, неподвластная компьютеру» размещена в издании «Популярная механика» (№160, февраль 2016).

<

h4>

Медлительно загружается компьютер. Что делать?

Статьи, которые будут Вам интересны: