Карусель для взрослых: турбийон

Карусель для взрослых: турбийон

    Breguet Tourbillon Classique Grand Complication
    Идея марки Стивена Хольцмана Maitres du Temps — объединять усилия лучших часовых мастеров мира для создания самых необычных часов
    Оправа бриллианта Роберт Грёбель и Стивен Форсей разработали необычный полукруглый циферблат часов Greubel Forsey Invention Piece 1, чтобы визуально подчеркнуть расположенный в его центре турбийон с углом наклона 30 градусов — свое первое и самое главное изобретение.
    Странное на первый взгляд расположение цифр на нем (не по порядку) объясняется просто: изобретатели непременно хотели расположить цифры 12 часов 00 минут на привычном для каждого человека месте — в верхней части циферблата
    Цилиндр внутри сферы Сердце механизма часов Jaeger-leCoultre Reverso Gyrotourbillon 2 — сферический двухосный турбийон, в котором спусковой механизм вращается сразу в двух перпендикулярных плоскостях.

    Сферическая каретка, вращающаяся в плоскости циферблата, содержит внутри себя еще одну цилиндрическую каретку, которая поворачивается в перпендикулярной плоскости. На внутренней каретке располагается необычный спусковой механизм с цилиндрической спиралью
    Трехмерный турбийон Швейцарский мастер Франк Мюллер потряс мир часовой механики, создав турбийон, вращающийся в трех перпендикулярных плоскостях.
    За час, в течение которого внешняя каретка турбийона совершает один оборот, спусковой механизм успевает поработать под всеми возможными углами относительно корпуса. Внутри большой рамки, которая приводится в движение минутным колесом, находится средняя рамка, совершающая один оборот за восемь минут. Внутри средней рамки располагается каретка классического минутного турбийона

От создателей турбийона

Идея разместить баланс и механизм спуска на вращающейся каретке впервые пришла в голову Аврааму Луи Бреге. Таким способом французский часовщик рассчитывал нейтрализовать погрешность хода часов, возникающую в результате воздействия гравитации на несимметричные детали механизма. В те времена технологии не позволяли сделать идеально ровным даже колесо баланса, а значит, находясь долгое время в том или ином положении (скажем, в кармане), часы могли значительно отстать или уйти вперед.

Вращая спусковой механизм, Бреге добивался взаимного уничтожения погрешностей положения. Подробнее об устройстве спусковых механизмов и турбийона можно узнать в «ПМ» № 5’2007. Этот материал посвящен эволюции величайшего часового усложнения.

Кремниевый турбийон

Сегодня даже турбийон классической конструкции значительно отличается от того, что изобрел в свое время Бреге. В XVIII веке колесо баланса трудно было сделать по-настоящему симметричным, поэтому турбийон действительно мог увеличить точность хода часов.

Современные технологии позволяют делать идеально сбалансированные и очень легкие детали спускового механизма, поэтому наличие турбийона скорее отрицательно сказывается на точности за счет усложнения конструкции и дополнительных энергетических потерь на вращение каретки. Тем не менее часовые производители не спешат отказываться от символа исключительного мастерства, стремясь усовершенствовать турбийон и сделать его более точным.

Специалисты компании Frederique Constant потратили более трех лет на разработку собственного мануфактурного турбийона. Результатом их усилий стали часы Frederique Constant Tourbillon Manufacture с кремниевым спусковым колесом.

Парящий турбийон

Турбийон — произведение искусства, гордость мастера и показатель статуса владельца. Такую красоту просто нельзя скрывать от восхищенных взглядов. Ось каретки классического турбийона крепится к мостам снизу и сверху, поэтому окно в циферблате с видом на «карусель» обязательно пересекается неподвижным мостом.

Парящий турбийон предстает перед владельцем во всей своей обнаженной красе, ибо ось его крепится к мосту только снизу. Сделать такой турбийон чрезвычайно сложно. Каретка со спусковым механизмом — весьма тяжелый узел, и крепление его в одной точке сопряжено с энергетическими потерями и погрешностями хода из-за трения.

Компания Ulysse Nardin, визитной карточкой которой стало использование в механических часах необычных современных материалов, реализовала парящий турбийон с помощью прозрачного верхнего моста. В часах Royal Blue Tourbillon не только каретка, но и прочие детали механизма как будто парят в воздухе.

Турбийон в четвертой степени

Пожалуй, любимое занятие часовых мастеров Роберта Грёбеля и Стивена Форсея — экспериментировать с турбийонами. Их визитная карточка — двойной турбийон с 30-градусным наклоном — фактически представляет собой два турбийона в одном. Внутри одной каретки, расположенной классическим образом и совершающей один оборот за четыре минуты, вращается еще один минутный турбийон, ось которого наклонена на 30 градусов по отношению к вертикали.

Двойной турбийон призван бороться с основной проблемой наручных часов: в отличие от карманных часов времен Бреге, которые всегда находились в вертикальном положении, наручным приходится жить в самых разных плоскостях. Вращаясь в разных плоскостях, турбийон оказывается полезен в любом положении относительно горизонта.

В часах Greubel Forsey Quadruple Tourbillon e Differentiel целых два двойных турбийона располагаются по соседству. Импульс от двух систем спуска передается на часовой механизм через сферический дифференциал — гордость Роберта и Стивена. Турбийоны вращаются в противоположных направлениях, дополнительно сглаживая погрешности хода, связанные с положением часов в пространстве. Одно из последних изобретений Грёбеля и Форсея — скоростной 24-секундный наклонный турбийон.

Его каретка, состоящая из 88 деталей, весит всего 0,39 г. В настоящее время изобретатели пытаются применить сферический дифференциал, чтобы передавать на механизм энергию нескольких заводных пружин. Эта технология призвана снизить влияние силы завода пружины на частоту колебаний баланса.

Турбийон Frederique Constant

    Слово Manufacture в названии модели Frederique Constant означает, что механизм был разработан специально для этих часов и произведен на собственной мануфактуре компании
    Применение кремния при изготовлении деталей спуска в последние годы стало модной тенденцией в часовом деле

Спусковое колесо из кремния

Кремний идеально подходит для изготовления деталей часовых механизмов. Он тверже стали и не подвержен коррозии. Низкий коэффициент трения кремния позволяет обходиться без смазки.

Кремниевое колесо имеет очень малую массу, что положительно сказывается на развесовке турбийона. Спусковые колеса делаются из многослойных кремниевых заготовок — такие же применяются в производстве полупроводников. Они изготавливаются с помощью плазменной резки и изотропного травления.

Все получившиеся колеса имеют абсолютно одинаковую форму и вес и не нуждаются в дополнительной балансировке.

Каретка турбийона

Frederique Constant Tourbillon работает с частотой 4 Гц, то есть меняет свое положение четыре раза в секунду. Классический турбийон поворачивается три раза в секунду. Увеличенная частота способствует увеличению точности хода: чем больше движений совершает каретка, тем меньше влияет на ход часов погрешность, допущенная в каждом из них.

Балансировочные кольца

позволяют мастеру прецизионно настроить развесовку турбийона. Каретка должна быть идеально сбалансирована, чтобы вращаться с одинаковой скоростью в любом положении. Возможность ручной балансировки лишь дополняет исключительную точность изготовления каретки. Она состоит из 80 частей, каждая из которых произведена с точностью до 2 микрон. Для их изготовления применяются высокоточные станки с ЧПУ.

Ручная балансировка каретки занимает около восьми часов.

Свободу турбийонам

    Создатели часов Concord C1 называют свое детище «воплощением духа свободы во вселенной высокого часового искусства»

Дух свободы. Инженеры Concord поставили перед собой цель освободить турбийон от привычных оков и вынести его за пределы циферблата и вообще корпуса часов. Парящий турбийон Concord C1 вращается за отдельным вертикальным стеклом на боковой стенке корпуса.

Как и классические турбийоны, он делает один оборот в минуту. На боковую поверхность его каретки нанесена шкала секундного указателя. Еще одно интересное усложнение часов Concord C1 — индикатор доверия — показывает амплитуду колебаний баланса.

Если слишком сильно завести часы, энергия заводной пружины заставляет баланс колебаться чуть быстрее, нарушая точный ход. Именно об этом индикатор предупреждает владельца.

Расположив турбийон ортогонально циферблату, инженеры Concord отдали должное его историческим корням. Во времена Бреге часы носили в кармане, в вертикальном положении. Именно поэтому сила тяжести оказывала значительное влияние на точность хода в зависимости от положения корпуса.

Для современных наручных часов более естественно горизонтальное положение (на циферблат смотрят сверху вниз), в то время как в горизонтальном турбийоне смысла мало. Турбийон Concord C1 вращается в вертикальной плоскости, и когда рука владельца свободно опущена вниз, и когда она лежит на столе.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№74, декабрь 2008).

<

h4>

The Art of Tourbillon & Carrousel in Watchmaking – Chronometry Saga

Статьи, которые будут Вам интересны: