Ракета для «шторма»

Ракета для «шторма»

В соответствии с имевшимся замыслом строительства советского ВМФ во второй половине пятидесятых годов предусматривалась постройка серии особых судов ПВО пр 1126 и судов радиолокационного дозора пр.62, главным оружием которых должен был стать универсальный ЗРК М-11, предназначенный для действенной борьбы не только с воздушным, но и с надводным соперником типа эсминцев, катеров ракетоносцев и торпедных-катеров.

Главные технические ответы, принятые при создании ракеты для этого комплекса, были предопределены тем, что на начальных этапах разработки М-11 одним из требований к нему стало обеспечение его большой преемственности с комплексом М-1, а по возможности, и унификация с его элементами Предполагавшаяся унификация, наровне с естественным рвением вписаться в ограниченные количества погребов боезапаса судов, выяснила и длину ракеты нового комплекса, фактически равную ракете комплекса М-1 Иначе, по дальности действия новый комплекс не должен был уступать корабельному варианту ЗРК средней дальности С-75 — М-2 «Волхов-М» с ракетой В-753, опыт по установке которого на крейсере «Дзержинский» был совершён во второй половине пятидесятых годов.

Совсем параметры комплекса М-11 были выяснены в распоряжении правительства от 25 июля 1959 года, а через год, 22 июля 1960 года, необходимость расширения данной работы была подтверждена очередным распоряжением, которым был кроме этого расширен перечень носителей нового комплекса, включивший противолодочные крейсера пр 1123.

Комплекс М-11 должен был поражать воздушные цели, летящие со скоростями до 800 м/с, на высотах от 250 м до двадцати километров и на дальностях от 3 до 25 км от корабля На тех же расстояниях М-11 должен был поражать и надводные цели Одновременно с этим были предъявлены самые твёрдые требования по массе и габаритам ракеты — ее протяженность не должна была быть больше 6 — 6,5 метра, размах крыльев должен быть не более 1,7 метра, масса — менее полутора тысячь киллограм.

Головным разработчиком М-11, взявшего условное наименование «Шторм», был выяснен НИИ-10 (в будущем — НПО «Альтаир»), главным конструктором — Г Н Волгин Разработка пусковой установки была поручена конструкторскому коллективу во главе с Т Д.Вылкостом Создание ракеты для М-11, взявшей обозначение В-611, поручили возглавляемому П.Д Грушиным ОКБ-2 (в будущем — МКБ «Факел») Первый анализ требований, предъявленных к новой ракете, продемонстрировал, что характеристики В-753, каковые еще в середине 1950-х считались пределом достижимого, надлежало реализовать в ракете с практически в два раза меньшими размерами не меньше жестко клиенты из ВМФ настаивали и на том, дабы в составе новой ракеты употреблялись лишь твердотопливные двигатели О всевозможных жидких горючих на базе высокоэффективных углеводородных кислот и соединений не было и речи Единственным, что имело возможность поработать на облегчение ответа задачи, было время Запас в пара лет считался тогда более чем настоящим, тем более что первые же оценки продемонстрировали, что при применении жёстких горючих, производство которых было освоено к концу 1950-х годов, достигнуть требуемых черт ракеты при ее одноступенчатом выполнении будет очень сложно Но, и двухступенчатый вариант В-611 больших преимуществ кроме этого не снабжал — приобретая требуемую дальность, перед разработчиками в один момент вырастала неприятность поиска средств защиты судов ордера от падающих ускорителей.

Разрубить туго затягивавшийся узел неприятностей предстояло за счет реализации целого комплекса мер, а также разработки рационального способа радиокомандного наведения ракеты на цель, выбора аэродинамической схемы ракеты и, конечно, создания максимально действенной двигательной установки.

В окончательном варианте ракета В-611 массой 1833 кг, из которых 125 кг приходилось на боевую часть, была выполнена по обычной схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей самый рациональным для ракеты был признан двухрежимный двигатель, снабжавший ее интенсивный старт с маленькой направляющей и поддержание высокой средней скорости полета.

Корпус ракеты складывался из пяти отсеков В первом отсеке размешались радио- и контактный взрыватели, и антенна взрывателя, во втором — главные элементы совокупности управления, а в третьем — боевая часть Четвертый отсек воображал собой корпус твердотопливного ракетного двигателя Хвостовой отсек ракеты был сделан в форме усеченного конуса, в котором размещались элементы рулевого привода, расположенные около сопла двигателя с удлиненным газоводом.

Подобная компоновка разрешила взять последовательность преимуществ.

Так, твердотопливный заряд удалось расположить ближе к центру массы ракеты, и его выгорание стало меньше сказываться на трансформации центровки ракеты в ходе полета Наряду с этим время работы двигателя было соизмеримо со временем полета ракеты на большую дальность, соответственно, ракета имела возможность обойтись без применения пассивного участка полета траектории и сопутствующих ему управляемости снижения и эффектов манёвренности не меньше серьёзным было и сохранение работоспособности корпуса двигателя при исполнении ракетой интенсивных маневров недалеко от цели.

Ракеты В-611 ЗРК «Шторм»

Еще одной новинкой, предложенной ОКБ-2, стал бортовой источник электричества для питания аппаратуры ракеты переменным и постоянным током. В отличие от предшественников новый источник электричества трудился на жёстком горючем 15 декабря 1962 года, фактически в один момент с выпуском эскизного проекта по В-611, на стапеле николаевского завода № 444 (в будущем «Черноморском заводе») был заложен первый противолодочный крейсер проекта 1123, будущий крейсер «Москва», спроектированный в ЦКБ-17 под управлением А.С Савичева, после этого А В.Маринича По собственному назначению, архитектуре, оружию, техническим средствам и тактико-техническим данным он в корне отличался от всех судов, каковые когда-либо строились для советского флота, а потому завлекал к себе самое внимание управления страны Начальным графиком работ его строительство планировалось осуществить за два с половиной года, к середине 1965 года Это потребовало существенно ускорить темп работ по созданию ракеты В-611 К лету 1964 года первые ракеты В-611 были подготовлены для бросковых опробований с наземной пусковой установки, потому, что к тому времени еще не было завершено оснащение элементами комплекса выделенного для опробований «Шторма» опытового корабля ОС-24 Первый броско-вый пуск ракеты состоялся 30 июля Затем потребовалось проведение последовательности нужных исследований и доработок, на что ушло практически полгода.

Но, от графиков работ отставали не только ракетчики, но и кораблестроители К лету 1964 года стало ясно, что завершение строительства «Москвы» переносится по срокам примерно на полтора года В конечном итоге, спуск корабля на воду состоялся лишь 14 января 1965 года, и окончание его постройки запланировали на 1967 год За ним, практически через день после спуска «Москвы» на воду, был заложен второй крейсер пр 1123, взявший в будущем наименование «Ленинград».

Первый бросковый пуск доработанной В-611 выполнили с опытового судна ОС-24 14 января 1966 года Эта серия опробований длилась до конца января Их результаты кроме этого не были совершенными, потому, что к началу 1966 года еще не удалось завершить стендовую отработку двигательной установки ракеты — случались ее прогары, корректировались размеры и усиливалась теплоизоляция.

Тогда же для ответа еще одной распознанной неприятности — экранирования прохождения радиосигналов от станции наведения факелом тёплых газов — было выполнено четыре дополнительных пуска, на протяжении которых уточнялось влияние факела двигателя на функционирование радиолинии управления при разном размещении бортовых антенн В следствии показалось ответ об установке на пилонах в хвостовой части ракеты двойных канала канала ответа и антенн команд Сейчас при любом обоюдном положении корабля и ракеты факел больше не мешал получению ракетой нужных команд управления.

27 февраля 1966 года выполнили первый пуск В-611 в замкнутом контуре управления, и скоро ракетой в первый раз сбили мишень, летевшую на удалении 26 км и высоте 10,3 км Еще один пуск произвели по двигавшемуся с высокой скоростью катеру-мишени, пребывавшему на расстоянии 20 км В следующем году опробования М-11 продолжились не только на ОС-24, но и на противолодочном крейсере «Москва» В отличие от опытового судна на нем установили две двухбалочные пусковые установки Б-189 с устройствами подачи и хранения, талантливые принимать по 48 ракет «Москва» была оснащена и двумя станциями наведения «Гром» Но потому, что оба зенитных ракетных комплекса разместили последовательно в носовой части, с превышением пусковых антенных постов и установок второго комплекса над первым, то огромная надстройка с мачто-трубой прикрывала кормовые углы, начиная приблизительно с +/-130 градусов, от носа В следствии за кораблем образовывалась большая «мертвая территория», в которой «Москва» была беспомощна от атак воздушного соперника В какой-то мере данный недочёт возможно было компенсировать возможностью совершения кораблем маневра при своевременном обнаружении целей.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");

Национальные опробования М-11 с ракетами В-611 должны были начаться в один момент с опробованиями других систем будущего флагмана советского ВМФ и самого корабля При подготовке к ним по отработанной при сдаче на вооружение прошлых корабельных совокупностей ПВО разработки стрельбы зенитными ракетами осуществлялись по запускавшимся с почвы самолетам-мишеням, каковые по условиям безопасности сопровождались двумя истребителями-перехватчиками Они должны были добить самолет-мишень в том случае, если он отклонился от курса, и при промахе ракеты либо отмене стрельбы Для обеспечения этих опробований выделили эскадрилью самолетов-истребителей, базировавшихся на аэропорте вблизи Феодосии Но первые стрельбы с «Москвы» зенитными ракетами, кроме того подготовленными по всем параметрам, не оказались Истребителям было нужно добивать в воздухе мишени пара раз Скоро на корабль прибыл директор судостроительного завода А В Ганькевич, назначивший особую премию участникам стрельб за любой результативный пуск Так как без успешного завершения опробований ракетного комплекса не могло быть и речи о завершении национальных опробований корабля И дело стало неспешно выправляться.

К середине августа 1967 года, перед самым началом национальных опробований, оставалось выполнить последнюю стрельбу И снова было нужно подключаться директору завода Неожиданным препятствием стал приближавшийся Сутки авиации, перед которым чтобы не было аварий либо трагедий были запрещены все полеты армейских самолетов Ганькевичу удалось пробиться на прием к командующему армией А И Покрышкину, что вошел в ракетчиков и положение судостроителей и дал разрешение на исполнение истребителями полетов.

Все это так подняло напряжение среди моряков, испытателей и работников, что перед последней стрельбой на надстройке крейсера и полётной палубе собрались все, кто лишь имел возможность, честно переживая за итог столь серьёзного пуска И в то время, когда первой же парой стартовавших с корабля «611-х» ракет мишень была поражена, ликованию собравшихся не было предела.

Национальные опробования М-11 начались в заданный срок.

Зенитная управляемая ракета В-611 Инд. 4К60 ЗРК М-11 "Шторм"

На протяжении национальных опробований «Москвы» было совершено 20 пусков ракет, включая девять телеметрических Приблизительно треть из них прошла неудачно в один раз сказались недоработки в документации, в трех случаях подвела корабельная совокупность управления и в трех — бортовая ракетная Четыре пуска совершили по имитированным целям, столько же — по парашютным мишеням ПМ-6, спускавшимся с высоты 8 км на дальностях около тридцати километров Помимо этого, выполнили по два двухракетных залпа по мишеням Ла-17, летевшим на той же высоте, но на удалении чуть больше двадцати километров, и еще два — по барже, поставленной на том же удалении В целом при опробованиях была подтверждена свойство комплекса поражать цели на дальностях от шести километров до 33,5 км в диапазоне высот от 100 м до 25 км направляться подчернуть, что пуски зенитных ракет с «Москвы» ставили собственной главной целью опробования конкретного примера оружия корабля, а не комплекса М-11, что так же, как и прежде отрабатывался на ОС-24 и по окончании сдачи флоту первого противолодочного крейсера 25 декабря 1967 года В совсем отработанном виде М-11 с ракетами, взявшими флотское обозначение 4К60, был принят на вооружение 6 сентября 1969 года Фактически в один момент с принятием «Шторма» на вооружение вступил в строй флота и однотипный с «Москвой» противолодочный крейсер «Ленинград», при опробованиях которого было запущено восемь ракет В-611, а также две — по имитированной цели, пара — по катеру пр 199, а остальные — двумя двухракетными залпами по мишеням Ла-17 Не обращая внимания на то, что одна из ракет по окончании старта не стала управляться, обе мишени были сбиты и опробования сочли в полной мере успешными.

В будущем М-11 с пусковыми установками Б-187 установили и на тяжелом авианесущем крейсере «Киев» пр 1143, базой авиагруппы которого стали уже не вертолеты, как на «Ленинграде» и «Москве», а самолеты посадки и вертикального взлёта Як-38 Повышение практически в три раза водоизмещения в сравнении с вертолетоносцами разрешило более рационально разместить зенитные ракетные комплексы один — в носовой части, второй — в кормовой, избежав наличия «мертвой территории» При опробованиях корабля на Черном море, длившихся с 6 мая по 24 октября 1975 года, удачно совершили семь пусков ракет В-611 по парашютным мишеням М-6 и катеру-цели Спустя практически два года, 15 октября 1977 года начались опробования однотипного «Киеву» корабля «Минск», завершившиеся 18 февраля 1978 года Наряду с этим было совершено восемь успешных пусков ракет В-611 по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6 Последним из тяжелых авианесущих крейсеров комплексом типа «Шторм» оснастили «Новороссийск», выстроенный по усовершенствованному проекту 11433, имевшему последовательность заметных отличий от предшественников При его опробованиях, совершённых с 20 по 27 мая 1982 года, было выполнено 11 пусков по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6.

Комплекс М-11 был два раза модернизирован во второй половине 60-ых годов двадцатого века внедрили «Шторм-М», оснащенный усовершенствованными многофункциональными станциями «Гром-М», и во второй половине 80-ых годов двадцатого века — «Шторм-Н», характеристики которого снабжали поражение аэродинамических целей на малых высотах. Помимо этого, еще в первой половине семидесятых годов прошлого века были предприняты попытки глубокой модернизации «Шторма» с доведением его большой дальности действия до 50 км Но к этому времени его главные разработчики были загружены работами по создававшемуся для его замены С-300Ф и, дабы не отвлекать конструкторов от данной работы, от радикальной модернизации «Шторма» отказались.

В целом за годы работы «Шторм» показал себя с хорошей стороны, став, по чёрту главнокомандующего советского ВМФ С Г Горшкова, становым хребтом ПВО флота Более того, потому, что «Шторм» устанавливался по большей части на судах, лишенных ударного ракетного оружия, он стал и наиболее значимым противокорабельным оружием наибольших надводных судов флота постройки финиша 1960-х и 1970-х годов, за исключением тяжелых авианесущих крейсеров.

В целом было произведено 44 комплекса «Шторм», установленных на ОС-24 и 22 боевых судах Но к началу XXI века в строю из них осталось всего два корабля-носителя М-11 пр 1134Б — «Очаков» и «Керчь».

Главные характеристики ЗУР 4К60

Высота полета цели, м

минимальная …………………………………………………………………………..100

большая…………………………………………………………………………..25 000

Большая скорость перехватываемой воздушной цели, м/с….800

Дальность стрельбы, км минимальная……………………………………….3

большая…………………………………………………………………………..33,5

Большая скорость полета ракеты, м/с……………………………….1200

Скорость полета ракеты в зоне поражения, м/с………………………….650 800

Масса осколочно-фугасной

боевой части, кг………………………………………………………………………..125

Стартовая масса, кг …………………………………………………………………1844

Протяженность ракеты, мм……………………………………………………………………..6165

Диаметр корпуса ракеты, мм……………………………………………………..655

Размах крыльев, мм………………………………………………………………….1700

В. КОРОВИН

Скоростная подводная ракета \

Статьи, которые будут Вам интересны: