Лидер «баку»

Лидер «баку»

14 октября 1942 года. Лишь начало светать. Мокрый снег, полосами туман, над морем нависают свинцовые облака. Но кроме того простая для Заполярья погода не нарушает воздух праздника.

Эскадренный миноносец Гремящий под флагом командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко встречает фаворит Баку и эскадренные миноносцы Разумный и Разъяренный. На Гремящем, увидев приближающиеся суда, поднимают сигнал: Поздравляю с успешным окончанием похода.

В 9 ч 20 мин. Баку и эсминцы отдают якоря в одной из бухт. Командующий флотом поднимается на борт фаворита и поздравляет руководство отрядами персональный состав с прибытием на Северный флот.

Так закончился беспримерный переход экспедиции особенного назначения — трёх кораблей ВМФ Тихоокеанского флота — к берегам Мурмана. Жёсток и тяжёл был данный поход. Много опробований выпало на долю его участников, но стойкость, мужество, сознание долга и высокое мастерство помогли морякам удачно совершить суда через льды Арктики.

В мае 1942 года Народный комиссариат ВМФ решил перебросить пара кораблей ВМФ с Дальнего Востока в поддержку Северному флоту.

В первый раз в истории покорения Арктики отечественным морякам предстояло совершить переход по Северному морскому пути в направлении с востока на запад. Во Владивостоке суда спешно подготовили к походу — одели в особую шубу, дабы предохранить борта от ударов и сжатия об лёд, заменили быстроходные винты на ледовые. Шепетильно изучили опыт прошлых экспедиций: переход Северным морским путём с запада на восток во второй половине 30-ых годов двадцатого века эсминцев и в первой половине 40-ых годов двадцатого века подлодки Щ-423.

ФАВОРИТ БАКУ

Главой проводки судов был назначен известный полярник Герой Советского Союза капитан 2-го ранга М.П. Белоусов, капитаном отряда судов — капитан 1-го ранга В.Н. Обухов, участник перехода из Кронштадта во Владивосток во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Ледовым капитаном стал узнаваемый всему миру В.И.

Воронин, начальник легендарного Челюскина, участник проводки кораблей ВМФ Северным морским путём в 1936 и 1940 годах. Ледовую разведку должен был вести узнаваемый полярный лётчик И.И. Черевичный.

…15 июля 1942 года. Маленький митинг, 60 секунд прощания. Суда ложатся в кильватер и берут курс к острову Аскольд. При проходе Первого Курильского пролива — боевая тревога: на горизонте маячат суда японского военного флота.

Баку и эсминцы в боеготовности проходят пролив. Скоро маленькая стоянка в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского, дозаправка горючим и потом семидневный переход по бушующему океану в бухту Провидения на Чукотке.

Тут отряд ожидали ледокол и транспорты Микоян, каковые присоединились к экспедиции. 14 августа глава проводки М.П. Белоусов дал приказание двигаться дальше.

С каждой пройденной милей приближалась известная своим коварством Арктика. Уже на следующий сутки в Чукотском море судам было нужно встретиться с первыми льдами, а после этого ледовая ситуация стала сверхсложной. Проход из Чукотского в Восточно-Сибирское море вблизи острова Врангеля преградил тяжёлый многометровый лёд. Двигаться дальше стало нереально: ветер прижимал льды к берегу. Ледокол залезал на лёд, но раздавить, расколоть его не имел возможности и, обессиленный, скатывался обратно.

Дабы спасти суда, продержаться до благоприятного ветра, решили автогеном и паром резать лёд у бортов судов.

Плавучую базу — транспорт Волга — затёрло ледяным полем и отнесло в сторону. Сообщение с ней закончилось. Начал ощущаться недочёт в пресной воде и хлебе.

К счастью, на судах был запас галет. Днём, в то время, когда на льду подтаивал снег, на борт перекачивали появившуюся воду.

Через пара дней к каравану пробился ледокол И. Сталин. Только затем удалось проложить путь к чистой воде. Суда медлительно, со скоростью 5-6 узлов, двигались на запад.

Лётчик И.И. Черевичный выжимал из собственного гидросамолёта всё вероятное, делая бесчисленные разведывательные рейсы и показывая судам проходы во льдах. Практически не дремал ледовый капитан В.И.

Воронин. С биноклем на формарсе он неустанно искал разводья, умелым глазом оценивал прочность и толщину ледяных полей.

Условные обозначения:

А — автоматическая зенитная установка; БМ — бомбомёт глубинных бомб; В — вьюшка для тросов; ВУ — вентиляционное устройство; Д — дальномер; З — запасной принадлежности и инструмент; Л — люк; К-кранец первых выстрелов; КП — компас; МТ-машинный телеграф; ПР — пожарный рукав; ПУ — прибор управления стрельбой; Т — трап; ШТ — штурвал

В бухте Колючинской суда приняли на борт продовольствия и запас топлива и продолжили плавание. Но скоро экспедиция опять попала в длительное время и тяжёлый лёд не имела возможности выбраться из ловушки.

Сильный ветер начал подвижку льда. С ним боролись всеми средствами: подрывали глубинными бомбами, окалывали от корпусов пешнями, заводили ледовые якоря. Но положение оставалось угрожающим… Участник перехода, сейчас адмирал Н.И. Трухин записал тогда в ежедневнике: Движемся ли мы вперёд? Думается, крутимся на месте.

Корабль дышит не легко, как живой. В случае если нас прижмёт к целому ледяному полю, то окажемся в плену у льдов.

Наконец ветер поменял направление. Стали образовываться разводья. Плавание длилось. На подходе к Тикси руководство экспедиции взяло радиограмму из Главного штаба ВМФ, в которой сообщалось о прорыве в арктические воды германского рейдера.

Баку и эсминцы срочно перешли на повышенную боевую готовность. Число учений и тревог быстро возросло. Приходилось учитывать, что соотношение сил далеко не в отечественную пользу.

На Диксон экспедиция прибыла через пара дней по окончании того, как германский рейдер Адмирал Шеер обстрелял порт острова. Территория льдов осталась сзади, и на боевые суда снова поставили быстроходные винты. А ледокол и транспорты, входившие в состав экспедиции, закончили на Диксоне собственный путь.

Переход до Кольского залива прошёл благополучно. Сзади осталось более чем 7 тыс. миль, и через пара дней командующий Северным флотом взял рапорт об успешном исполнении правительственного задания.

Отдых моряков, совершивших многотрудный переход с Тихого океана, был маленьким… 29 октября 1942 года командующий 14-й армией Карельского фронта обратился в штаб Северного флота прося стереть с лица земли огневые точки и фашистские батареи, мешавшие наступлению отечественных армий. Для исполнения задания были выделены фаворит Баку и эсминец Разумный.

Приблизившись к вражескому берегу, суда открыли беглый пламя. Гитлеровская артиллерия пробовала отвечать, но под градом замечательных снарядов скоро умолкла. Стёрши с лица земли две батареи и пара дотов, суда благополучно возвратились к себе. Через пара часов по окончании огневого налёта отечественные радисты перехватили радиограмму штаба фашистского флота на Севере: У русских показались новые суда, владеющие сильной артиллерией. При встрече нужна осторожность.

Так закончился первый боевой поход Баку.

…В ночь на 26 октября 1944 года Баку и эсминцы Гремящий, Разумный и Разъяренный взяли задание выйти в район Варде-Тана-Фиорд, произвести поиск судов соперника, обстрелять порт Варде и стереть с лица земли скопившиеся в нём вражеские суда.

В 0 ч 15 мин. суда вышли на траверз Варде и начали поиск конвоя соперника. Немцы укрывались в глубоких извилистых фиордах. Отряд то приближался к самому берегу, то отходил в море.

На широте мыса Барлевог суда легли на обратный курс и подошли к Варде с севера, откуда нацисты их не ожидали. В порту ярко горели огни, спешно грузились суда, дабы утром уйти в море — спасти остатки разбитых дивизий.

Фаворит Баку

Когда Баку подошёл на боевую расстояние, командующий отрядом адмирал В.А. Фокин приказал дать сигнал красным ратьером. Это был символ начала обстрела.

Комендоры фаворита открыли шквальный пламя по причалам в северной части порта Варде. Заговорили орудия эсминцев. Через пара мин. берег ослепительно пылал.

Очевидцы — норвежские рыбаки -потом говорили: первые же боеприпасы разнесли в щепки причальные сооружения, стёрли с лица земли стоящий у пирса транспорт вместе с сотнями фашистских егерей — храбрецов Крита и Нарвика.

Удар эсминцев и лидера с моря был такими дерзким и неожиданным, что нацисты приняли его за налёт авиации. Они открыли сильный зенитный пламя. Лишь позднее, в то время, когда отечественные суда начали отходить, гитлеровцы сообразили, что бомбардировка идёт не с воздуха, а с моря. Открыли стрельбу германские батареи береговой обороны большого калибра.

Четыре осветительных боеприпаса повисни в небе, и чёрные силуэты судов чётко обрисовались на воде.

Немцы сосредоточили главной пламя на флагманском корабле — фаворите Баку. Боеприпасы падали у самого борта, осколки стучали по надстройкам и корпусу.

В 7 ч 18 мин. сигнальщик Баку крикнул:

— Пять миноносцев соперника на норде!

эсминцы и Лидер были как бы в коридоре между эсминцами врага и береговыми батареями. Но гитлеровцы не решились принять бой и скоро скрылись за горизонтом.

* * *

Более 40 тысяч грозовых миль прошёл фаворит Баку за годы ВОВ, отконвоировал более чем 170 транспортов, нанёс громадной урон гитлеровцам.

Во всех боевых походах моряки корабля демонстрировали бесстрашие, стойкость, высокое воинское мастерство. В марте 1945 года за боевые заслуги перед Отчизной фаворит Баку был награждён орденом Красного Знамени.

П. ВЕСЕЛОВ

Курдский фаворит перешел в Москву через Баку Политика

Статьи, которые будут Вам интересны: