Французы рвутся в лидеры

Французы рвутся в лидеры

Вотличие от своих англо-саксонских союзников Франция вышла из Первой Мировой очень сильно обескровленной, а ее ВМФ уже не имел возможности претендовать на прежнее могущество. И в самоё жалком состоянии пребывали торпедные силы. Пестрая компания из сохранившихся «800-тонников» и японских «подарков» (см. «Моделист-конструктор» № 5 за 2000 г.) смотрелась совсем устаревшей и к тому же была в очень сильно изношенном состоянии.

На этом фоне как запрещено кстати пришлись германские и австрийские трофеи.

В случае если американцы и англичане практически все отошедшие им эсминцы собственных бывших соперников без промедлений разрешили войти на слом, то французы поступили в противном случае. Восемь германских «церштёреров» последней генерации и фаворит S-133 составили базу французских торпедных сил в первые послевоенные годы, причем их эксплуатация сильно повлияла на предстоящее развитие класса эскадренных миноносцев флота данной страны.

Морская стратегия Франции в 20-е годы была изменена. Главным потенциальным соперником для нее стала Италия, а главным морским театром вероятной войны — Средиземное море. Чтобы создать преимущество скоро и без чрезмерных затрат, французы пошли необыкновенным методом: они решили строить большие торпедно-артиллерийские суда, каковые должны были иметь скорость громадную, чем у зарубежных эсминцев, и замечательное оружие.

Само собой разумеется, таких судов не могло быть большое количество, но предполагалось, что внушительные боевые возможности компенсируют их недостаточное количество. А в качестве дополнения к ним планировалось строить кроме этого довольно маленьким числом «стандартные» эсминцы.

К разработке проектов новых судов французы приступили уже в первой половине 20-ых годов XX века. Но первые эсминца и варианты лидера с оружием соответственно из пяти и четырех 100-мм пушек устарели практически на чертежной доске.

Началась гонка калибров: сперва управление флота предложило оружие из 120-миллиметровок. Но потому, что и это не соответствовало теории превосходства в артиллерии, было решено остановиться на 130-мм орудиях с 32-кг боеприпасом, каковые имели возможность пробивать 80-мм броню на дальности в 50—60 кабельтовых. Немудрено, что вместо предполагавшихся 1780 т водоизмещение первой серии фаворитов типа «Ягуар» достигло 2100 т, а их ввод в строй задержался на пара лет.

Не смотря на то, что «Ягуар» и его систершипы развили на опробованиях движение более чем 35 узлов, их нельзя назвать очень успешными судами. Замечательная пушка имела малую скорострельность (4—5 выстрелов в 60 секунд), а хорошо набитый механизмами корпус не допускал сколь-нибудь важной модернизации.

Однако, французы твердо продолжали следовать избранным методом, и следующая серия 2400-тонных фаворитов типа «Бизон» была более соответствующей их теории. От 130-мм калибра перешли к еще более замечательному 138-мм.

Боеприпас весил сейчас 40,4 кг. Возросла скорострельность, а место в торпедных аппаратах заняли новые торпеды модели 1923 года с 415-кг зарядом. С 1927 года предполагалось закладывать по шесть единиц каждый год, потому, что будущие «легкие дивизионы» должны были складываться из трех фаворитов любой.

Следующая шестерка фаворитов типа «Эгль» отличалась от «бизонов» усовершенствованной пушкой того же калибра, созданной на базе германской 150-миллиметровки с «Амираль Сенэ» (бывшего германского S-113).

Клиновой затвор разрешил удвоить скорострельность, которая целиком и полностью зависела от скорости подачи. Для облегчения тяжёлой работы орудийной прислуги около каждой артиллерийской установки размешались кольцевые «поручни», по которым двигалась тележка со боеприпасом, сопровождая перемещения орудия. Эти устройства стали отличительной чертой большинства французских фаворитов.

Наровне с артиллерией от типа к типу прогрессировала и механическая установка. Перегрев пара разрешил повысить мощность, и один из фаворитов типа «Эгль» — «Жерфо» — на опробованиях продемонстрировал движение более чем 41 узла, а более поздний «Милан» достиг практически 42 узлов. Хорошие результаты показали так же суда следующей серии типа-«Кассар», отличавшиеся только маленькими трансформациями в составе зенитного оружия.

Но настоящий фурор произвела шестерка фаворитов типа «Фан-таск», заложенных в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Новые суда несли все те же 138-миллиметровки, но более длинноствольные и снабженные элементами полуавтоматики. Дальность их стрельбы превышала 100 кабельтовых, а замечательный боеприпас имел возможность пробивать броню легких крейсеров главного «супостата» — итальянцев — на большинстве настоящих расстояний боя.

В случае если же соперник был бы посильнее, то французы имели возможность легко уклониться от сражения, поскольку один из «2600-тонников», «Терибль», развил движение в 45 с маленьким узлов — рекорд скорости для больших надводных судов, так и не превзойденный сейчас. Да и остальные единицы серии немногим уступали рекордсмену, сумев держать скорость не меньше 41,4 узла в течение нескольких часов.

Хорошая энергетика «фантас-ков» дополнялась весьма элегантным внешним видом: оснащенные двумя высоким полубаком и широкими трубами фавориты являли собой воплощение стремительности.

Но французские конструкторы не остановились на достигнутом и пошли еще дальше.

В конце 1934 года на стапелях Лорьяна и Нанта были заложены два фаворита — первые из очередной шестерки. «Вольта» и «Могадор» напоминали собственных сверхскоростных предшественников, но отличались значительноболее замечательным оружием. Число 138-мм орудий достигло восьми, причем они размешались сейчас в легких башнях, что разрешило механизировать подачу боезапаса (40,4-кг боеприпасы для ручной подачи были все-таки тяжеловаты).

Действительно, очень храбрый проект автоматизации установок на практике был не в полной мере успешным. Сложная механика довольно часто отказывала, и вместо предполагавшихся 14—16 выстрелов в 60 секунд орудия давали лишь половину. Однако, артиллерийская мощь фаворитов в собственном классе была вне конкуренции. Прекрасно смотрелась и совокупность управления огнем, соответствовавшая крейсерским стандартам. Предстоящему усовершенствованию подверглась механическая установка.

Так, .фавориты имели возможность поднять пары для увеличения скорости с экономичных 14 узлов до 35 в течение 5—7 мин., другими словами в три—четыре раза стремительнее, чем их современники из других государств. Ходовые возможности «Вольты» и «Могадора» так и остались не раскрытыми до конца, оба превысили 43,5 узла, но ввиду напряженной интернациональной обстановки (они вступили в строй перед самым началом Второй мировой) опробования проводились по паре сокращенной программе.

А вот остальным единицам серии совсем не повезло: сперва сроки их закладки отодвигались, а после этого Франции по большому счету стало уже не до постройки новых кораблей ВМФ.

227. Фаворит «Ле Фантаск», Франция, 1935 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 3420 т. Протяженность громаднейшая 132,42 м, ширина 12,25 м, осадка 5,0 м. Мощность двухвальной турбинной установки 74 000 л.с., скорость проектная 37 узлов. Оружие: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, три трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.

Всего в 1935—1936 годах выстроено шесть единиц: «Ле Фантаск», «Л’Одосье», «Л’Эндомтабпь», «Ле Мелок эн», «Ле Террибпь» и «Ле Триомфан». «Эндомтабль» затоплен в Тулоне, «Одосье» выбросился на берег в сентябре 1940 г., после этого отбуксирован в Бизерту, где погиб от воздушных атак союзников. Оставшиеся на стороне «Свободной Франции» «Фантаск», «Малэн» и «Террибпь» модернизированы в 1943 г. в Соединенных Штатах и помогали до 1957—1964 годов. Немодернизированный «Триомфан» исключен из перечней в 1954 г.

228.

Эскадренный миноносец «Бурраск», Франция, 1926 г.

Строился компанией «Ателье э Шантье де Франс» в Дюнкерке. Водоизмещение стандартное 1300 т, полное 2000 т. Протяженность громаднейшая 105,77 м, ширина 9,64 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной турбинной установки 33 000 л.с., скорость проектная 33 узла. Оружие: четыре 130-мм орудия, два 37-мм зенитных автомата, два 13,2-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.

Всего в 1926—1928 годах выстроено 12 единиц: «Бурраск», «Цикпон», «Мистраль», «Ораж», «Ураган», «Симун», «Сирокко», «Темпет», «Торнад», «Трамонтан», «Тромб» и «Тифон».

229. Фаворит «Ягуар», Франция, 1926 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2130 т, полное 3070 т. Протяженность громаднейшая 119,7 м, ширина 11,2 м, осадка 3,65 м. Мощность двухвальной турбинной установки 50 000 п.с., скорость проектная 35 узлов.

Оружие: пять 130-мм и два 76-мм зенитных орудия, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1926—1927 годах выстроено шесть единиц: «Шакал», «Ягуар», «Леопард», «Линке», «Пантер» и «Тигр».

230.

Фаворит «Кассар», Франция, 1933 г.

Строился компанией «Ателье э Шантье де Бретань» в Нанте. Водоизмещение стандартное 2440 т, полное 3170 т. Протяженность громаднейшая 129,3 м, ширина 11,84 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 64 000 л.с., скорость проектная 36 узлов. Оружие: пять 138-мм орудий, четыре 37-мм зенитных автомата, четыре 13,2-мм пулемета, один трехтрубный и два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата.

Всего в 1932—1934 годах выстроено шесть единиц: «Кассар», «Шевалье Поль», «Керсэн», «Майе Врезе», «Тартю» и «Воклен». «Майе Брезе» погиб от взрыва собственной торпеды в 1940 г., «Шевалье Поль» потоплен английскими торпедоносцами в 1941 г., остальные затоплены командами в Тулрне.

Эволюция класса простых эсминцев во французском флоте была более продолжительной и не столь прямой.

Опять-таки старт был дан в первой половине 20-ых годов XX века в виде проекта довольно скромного корабля водоизмещением в 1350 т с четырьмя 100-миллиметровками. Но к моменту закладки во второй половине 1923 года калибр орудий решили расширить до 130 мм, а массу боеприпаса — до 32 кг. В следствии суда типа «Бурраск» стали самый не легко вооруженными эскадренными миноносцами собственного времени.

Но на этом их преимущества исчерпывались. По ходовым качествам они уступали фактически всем своим соперникам: скорости в 33 узла им удалось достигнуть лишь на опробованиях, а в настоящих условиях эксплуатации они имели возможность развивать не более тридцати. В течение трех лет — с 1927 по 1930 год — в состав флота вошло 26 единиц, отличавшихся друг от друга лишь типом паровых турбин.

После этого в создании эскадренных миноносцев наступил маленькой перерыв — кораблестроители сосредоточили все усилия на фаворитах. Лишь необходимость в судах сопровождения для быстроходных линейных кораблей типа «Дюнкерк» и современных крейсеров вынудила конструкторов снова обратиться к разработке классических эсминцев. Опыт постройки быстроходных и сильных «эглей» и «фантасков» не остался без следа.

Проект «Ле Арди» предусматривал замечательное оружие из шести 130-мм орудий в легких башенных установках, развивавших скорострельность до 15 выстрелов в 60 секунд и имевших возможность (действительно, ограниченную) вести зенитный пламя. Три торпедных аппарата размешались как в диаметральной плоскости (один трехтрубный), так и по бортам (два спаренных) — ответ, по большому счету характерное для торпедных судов Франции межвоенного периода.

Новички давали слово быть завидными скороходами, не смотря на то, что, как и при с «Могадором», их правильные характеристики так и не удалось выяснить. Частичные ходовые опробования прошли лишь два головных корабля, причем в тяжелых условиях начала крушения франко-английского фронта. Но и предварительные итоги продемонстрировали, что скорость в 40 узлов для них не станет пределом.

Капитуляция Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века поставила ее флот в сверхтяжелое положение. Бывшие союзники, британцы, опасались возможности захвата красивых судов немцами; итальянцы и немцы, конечно же, в действительности хотели прибрать флот побежденной страны к рукам, а сами французы желали только благополучно пережить смутное время, сохранив собственную боевую технику. Большинство эсминцев и лидеров осталась в распоряжении марионеточного правительства Виши.

Мат-часть скоро приходила в негодность: для приведения боевых судов в порядок и учений не хватало ни средств, ни топлива, ни запчастей. В первой же стычке с одиночным английским эсминцем около Гибралтара два новейших корабля типа «Ле Арди» опозорились. Один из них, «Эпе», выпустил всего полтора десятка снарядов — и из строя вышли все шесть его орудий!

Второй, «Флёре», по большому счету не смог начать стрельбу. Если бы в этом случае британцы показали к своим недавним приятелям меньше снисходительности, французам было нужно бы совсем не хорошо, и вряд ли им удалось ретироваться.

Но, «благосклонность» англосаксов к бывшим союзникам скоро прошла: в сентябре 1940 года тяжелый крейсер «Австралия» перевоплотил в груду обломков прекрасный фаворит «Одосье» неподалеку от Дакара, а при высадке англо-американского десанта в Северной Африке по окончании отчаянных, но бесплодных атак было нужно выброситься на берег четырем французским «2400-тонникам». Но настоящее бедствие произошло 2 ноября 1942 года, в то время, когда германские армии вторглись на еще неоккупированную территорию Франции и захватили основную базу вишистских ВМС — Тулон.

Большинство эсминцев и лидеров было подорвано собственными командами и погибло от пожаров и взрывов. Больше повезло отдельным судам, волей случая появлявшимся на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Практически все они благополучно пережили стали и войну серьёзной составной частью послевоенных ВМС Франции, но, увы, число их было мало: лишь пять фаворитов из 32 и ни одного нового эсминца.

В общем, французский флот, выстроенный между двумя мировыми войнами, возможно назвать флотом нереализованных возможностей. Это утверждение особенно справедливо для торпедных сил. тактические задумки и Оригинальные проекты проверить в боевых условиях не удалось. Наоборот, четко выявились только отрицательные черты эсминцев и лидеров — недостаточность зенитного и противолодочного оружия.

Суда жестоко страдали от атак авиации, в особенности от германских пикирующих бомбардировщиков, а вот им самим не удалось потопить ни одного сколь-нибудь большого надводного боевого корабля. Раннее поражение страны в войне и тулонская катастрофа на долгое время отбросили назад один из самые интересных в техническом отношении армейских флотов мира.

В. КОФМАН

OMI — Cheerleader (Felix Jaehn Remix) [Official Video]

Статьи, которые будут Вам интересны: