Малые оригиналы

Малые оригиналы

По окончании Первой Мировой, кроме кораблестроительного гиганта — Британии и больших европейских игроков в лице Франции, Италии, Германии и СССР, в негромких уголках Европы всё ещё оставались малые страны, настойчиво пробовавшие развивать национальное военное судостроение по собственным проектам. Действительно, время от времени приходилось прибегать к помощи «старших товарищей». В итоге рождались очень уникальные суда.

И далеко не в последнюю очередь ими выяснялись как раз крейсера.

Таковой «великой кораблестроительной державой третьего разряда» являлась Голландия, и отнюдь не из-за прихоти. Королевство с населением, сравнимым с числом обитателей в Громадном Лондоне, в начале XX века владело большой по населению и площади колониальной империей, базу которой, конечно же, составляла Ост-Индия — нынешняя Индонезия. Громадный «архипелаг тысячи островов» с чисто морскими границами о флоте для его защиты.

В это же время, к началу Первой Мировой ВМС Нидерландов складывались из коллекции более чем изрядно устаревших судов, не всегда пригодных кроме того для рутинной работы, не говоря уже о исполнении важных боевых задач. Солидную часть его составляли броненосцы береговой обороны и канонерские лодки — суда, нужные в мирное время для устрашения «непокорных дикарей», но неспособные противостоять современным быстроходным единицам.

Крейсера же были представлены только тихоходными «стариками». Ясно, что в таких условиях нужный опыт постройки у голландцев полностью отсутствовал. Исходя из этого сразу после того как в 1915 году парламент принял программу, включавшую несколько громадных крейсеров («Суматра» и «ява») для защиты колоний, голландцам было нужно для начала обратиться «за советом» к собственному могущественному соседу, Германии.

Не обращая внимания на военное время, немцы нашли ресурсы для конструкторской помощи, тем более, что с их собственных верфей сходило всё меньше больших судов, а голландцы расплачивались полновесной монетой.

Известная крупповская верфь «Германия» внесла предложение занимательный проект, представлявший собой увеличенный обычный кайзеровский крейсер типа «Карлсруэ», причём так, дабы он имел возможность нести 150-мм орудия. Начальный вариант сохранял классический «германский» вид с четырьмя бортовым расположением и трубами артиллерии, но, по требованиям клиента, его солидно переработали так, что в итоге корабль ещё в чертеже всецело поменял внеший вид.

Сейчас он имел долгий полубак, две дымовые трубы и характерную «этажерку с мостиками» в качестве передней надстройки. В итоге «малые голландцы» взяли достаточно грозный вид: с далека они пара напоминали такие линейные гиганты, как «Гёбен» либо «Мольтке». Иначе, на громадной расстоянии их возможно было бы спутать и с английскими «елизаветинцами», пускай и не столь сокрушительными, как линейные крейсера, но ещё более страшными для любого «одноклассника».

Само собой разумеется, к такому сходству конструкторы намерено не стремились, но оно в какой-нибудь непростой момент судьбы имело возможность появляться далеко не лишним.

За внешними различиями с прототипом таились не меньше значительные внутренние. Голландский проект выгодно отличался от своих германских предшественников и более высокой скоростью (30 узлов), и пара усиленным бронированием, по германской традиции включавшим пояс и палубу с усиливающими его скосами. Более удачно расположили артиллерию: из десяти 150-мм орудий на борт имели возможность стрелять семь, а в корму и нос — теоретически четыре, а фактически, скорее, лишь три.

Наряду с этим все пушки прикрывались солидными щитами, толщина лобового страницы которых достигала 100 мм. По большому счету с защитой конструкторы попытались: в соответствии с принятой в кайзеровском флоте для линкоров схемой бронировались кроме того дымоходы, что на крейсерах наблюдалось очень редко. Германским традициямсоответствовала и трёхвальная силовая установка, тем более, что турбины и котлы успели поставить немцы до крушения империи Вильгельма II.

А вот в качестве поставщика артиллерии голландцы разумно выбрали не сражающуюся Германию, а нейтральную Швецию, так что поражение главного «советчика» в войне никак не оказало влияние на процесс оружия их судов. Однако, ввиду отсутствия задержек и необходимого опыта с поставками, постройка «Суматры» и «явы» на отечественных верфях во Флиссингене и Амстердаме заняла девять и десять лет соответственно.

А третий крейсер, «Целебес», что предполагалось сделать флагманом ост-индского флота (благодаря чего он должен был быть дольше на 3 м и на 150 т тяжелее), о постройке которого уже договорились с правительством, верфь в Роттердаме просто не осилила. Заказ пара раз откладывали, пока в 1919 году не отменили всецело в связи с моральным устареванием проекта.

Вправду, к моменту ввода в строй в 1925 году, «Суматра» и «ява» уже не в полной мере заслуживали гордого звания современных крейсеров, в особенности с учётом их «щитовой» артиллерии и уже достаточно скромной к тому времени скорости. Однако, о них в полной мере возможно сообщить то же самое, что и о испанском типе «Альмиранте Сервера»: в сражении они имели возможность бы иметь дело на равных с первым поколением лёгких крейсеров нового типа, владея в полной мере приличной защитой для средних расстояний.

Тем более, что хозяева пробовали улучшить их характеристики, осовременивая по возможности «собственное всё». Так, практически сразу после вступления в строй «Суматра» и «ява» взяли по паре маленьких гидросамолётов. Места для катапульты, само собой разумеется, не нашлось, и гидроавиацию спускали и поднимали при помощи двух замечательных кранов.

В середине 1930-х годов парочка прошла вторую модернизацию, на протяжении совершённых модернизаций взяла современную совокупность управления огнём отечественной разработки и хорошие 40-миллиметровые бофорсовские автоматы вместо устаревших 75-мм зениток. В конце того же десятилетия рассматривались замыслы о замене палубных установок на четыре башни, расположенные по современной линейно-возвышенной схеме.

Зенитное оружие возрастало бы до двух десятков 40-мм автоматов лучшей марки, с хорошим управлением, что сделало бы «голландцев» одними из самые сильных в этом отношении крейсеров. Но в итоге от любопытной перестройки отказались, сочтя, что прослужившие полтора десятка лет суда предпочтительнее не модернизировать, а заменить на принципиально новые единицы.

В это же время, до конца 1930-х годов крейсерский флот Нидерландов усилился только незначительно, лишь на один корабль. Первоначально «одиночник» «Де Рейтер» рассматривался в качестве экспериментального, что дал бы ответ на мучивший всех вопрос: способна ли, наконец, Голландия строить современный флот без помощи тех же немцев.

И смотрелся в начальном проекте он весьма робко: меньше, чем его «островные» сотрудники германского происхождения, с оружием всего из шести 150-мм орудий, не смотря на то, что со стандартной для времени скоростью 32 узла и приличным для «малыша» бронированием. В течение двух лет в морских кругах страны шли громкие дебаты о том, не свидетельствует ли появление для того чтобы корабля, уступающего по силе огня фактически любому сопернику собственного класса, изначальную капитуляцию Голландии.

Конструкторы ответили, что ценой некоего роста водоизмещения (и, само собой разумеется, стоимости) возможно будет установить или восемь 6-дюймовок, или же шесть 8-дюймовок. Но в итоге было нужно ограничиться маленьким повышением длины, за счёт чего удалось компромиссно втиснуть седьмое орудие. Стоит подметить, что цена «Де Рейтера» всё-таки возросла более чем на 10%. К тому же на верфи компании «Фейенорд» удлинённый корпус не вписывался в имеющийся стапель, и его заложили в сухом доке.

Однако, строитель с честью вышел из положения, и крейсер удалось ввести в строй ровно через три года. Срок отнюдь не рекордный, но весьма и весьма неплохой, если сравнивать с прошлым десятилетним «долгостроем».

И однако, не обращая внимания на все рвения к полной самостоятельности, в проекте снова наблюдалось влияние восточного соседа — Германии.

Новый крейсер снаружи приобрёл определенные черты последнего успехи Рейха — карманных линейных кораблей, такие, как весьма долгий полубак и характерную башеннообразную переднюю надстройку. «Германский след» обнаруживался и в других подробностях конструкции, к примеру, в бронировании, заимствованном у германских лёгких крейсеров типа «К», не смотря на то, что и пара усиленном. Кстати, «Рейтер» был прилично защищённым: вес его брони достиг 1100 т — практически 20% от стандартного водоизмещения, красивое значение для лёгкого крейсера.

По большому счету голландцы ухитрились применить при постройке все современные технологические успехи, такие как включение брони в качестве элемента прочности корпуса, использование и электросварка лёгких сплавов для внутренних надстроек и лёгких перегородок. Примечательно смотрелась и артиллерия.

150-миллиметровки, доработанные голландцами на базе всё тех же бофорсовских пушек, являлись сильным и надёжным оружием.

Пара портило дело лишь их размещение, правильнее, пресловутое «премиальное» седьмое орудие, оставшееся в одиночной установке (остальные размещались в башнях со 100-мм защитой). Ещё более уникально смотрелись зенитки. Ввиду места резерва и отсутствия веса голландцы отказались от классического для крейсеров всех государств среднего калибра.

Вместо этого «Рейтер» взял пять двухствольных автоматов «Бофорс» в стабилизированных в трёх плоскостях установках «Хаземейер», любая из которых снабжалась собственной совокупностью управления огнём с достаточно продвинутым вычислительным устройством! Установка на большом растоянии опередила собственное время и произвела сильнейшее впечатление на британцев, для которых первый подробный осмотр «голландца» стал настоящим шоком.

Деятелям Адмиралтейства стало ясно, что их изрядно устаревшие «пукалки» — 40-мм «пом-помы» — не более чем копье дикаря если сравнивать с винтовкой с оптическим прицелом. Голландцам удалось снабдить крейсер и авиацией, на этот раз кроме того с катапультой, не смотря на то, что места для ангара на два гидросамолёта, конечно же, не нашлось.

205. Лёгкий крейсер «Де Рейтер» (Голландия, 1936 г.)

Строился компанией «Вильтон-Фейенорд».

Стандартное водоизмещение — 6000 т, полное — 7550 т, большая протяженность — 170,8 м, ширина — 15,7 м, осадка — 5,1 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 66 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: борт 50 — 30 мм, башни 100 — 30 мм, палуба 30 мм, рубка 30 мм. Оружие: семь 152/50-мм орудий, десять 40-мм зенитных автоматов, восемь 12,7-мм пулемётов, 2 гидросамолёта и 1 катапульта. Потоплен торпедами в феврале 1942 г. в Яванском море.

206.

Лёгкий крейсер «Ява» (Голландия, 1925 г.)

Строился компанией «Де Шельде» во Флиссингене. Стандартное водоизмещение — 6670 т, полное — 8200 т, большая протяженность — 155,3 м, ширина — 16 м, осадка — 5,5 м. Мощность трёхвальной паротурбинной установки 65 000 л.с., скорость 30 узлов.

Бронирование: борт 75 — 50 мм, траверсы 60 мм, палуба 25 мм (50 мм на скосах), рубка 100 мм. Оружие: десять 150/50-мм орудий, четыре 40-мм зенитных автомата, четыре 12,7-мм пулемёта, 2 гидросамолёта, 12 мин. В 1925 — 1926 гг. выстроено 2 единицы: «Суматра» и «ява». «Ява» потоплена торпедами в феврале 1942 г. в Яванском море. «Суматра» использована в качестве части брекватера в Нормандии в июне 1944 г.

207. Лёгкий крейсер «Готланд» (Швеция, 1934 г.)

Строился компанией «Линдхолмен-Гётаверкен».

Стандартное водоизмещение — 4700 т, полное — 5550 т, большая протяженность — 134,81 м, ширина — 15,4 м, осадка — 5,5 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 33 000 л.с., скорость 27,5 узла. Бронирование: борт — 15 — 25 мм, палуба 25 мм, башни — 19 — 25 мм. Оружие: шесть 152/55-мм орудий, четыре 75/60-мм зенитные пушки, четыре 25-мм автомата, два трёхорудийных 533-мм торпедных аппарата, 8 гидросамолётов, до 100 мин.

В 1943 — 1944 гг. модернизирован с усилением зенитной артиллерии до восьми 40-мм и четырёх 20-мм. Исключён из перечней флота в 1960 г.г сдан на слом в 1963 г.

Успешный маленький корабль заслуженно стал флагманом ост-индского флота и в этом качестве встретил наступление Японии. Его ранг ещё более повысился, в то время, когда на грани вторжения на «Де Рейтере» поднял собственный флаг адмирал Карел Доорман — командующий объединёнными силами АВDА: США, Британии, Австралии и Нидерландов.

Но большой статус руководства не хорошо подкреплялся материально: треть крейсерских сил состояли именно из голландских «явы» и «Рейтера». И оба крейсера пали друг за другом в битве в Яванском море, поражённые 203-мм боеприпасами и замечательными 610-мм торпедами, унеся с собой более чем 850 человек, включая командующего. Больше повезло «Суматре», которая в момент нападения Германии пребывала на ремонте в метрополии.

Крейсер успел уйти в Англию, где выполнил почётную роль, отвезя участников голландской королевской семьи подальше от возможных десантов и немецких бомб — в Канаду. Так и не отремонтированный корабль после этого направился в Ост-Индию, но его «разобранное» состояние поспособствовало спасению, потому, что «Суматру» так и не включили в состав флота ABDA, и он по окончании продолжительного путешествия снова возвратился в Англию.

В том месте в первой половине 40-ых годов XX века не нужного сейчас никому «старика» разоружили, а корпус применяли в качестве элемента неестественной гавани «Гузберри» при высадке в Нормандии — в полной мере почётный финиш для чужестранного скитальца.

Но возвратимся к довоенным временам. Вдохновлённые успехом проекта «Де Рейтера», голландцы во второй половине 30-ых годов XX века утвердили постройку на его базе двух более больших единиц.

На этот раз «Де Зевен Провинсиен» и «Кийкдуин» (последний переименовали во второй половине 30-ых годов двадцатого века при закладке в «Эйнтрахт») должны были иметь четыре полноценные двухорудийные башни. Заметно улучшалось и бронирование борта: до 100 мм в средней части и до 75 мм ближе к оконечностям. Уже перед самым началом постройки нижние двухорудийные башни решили заменить на трёхорудийные. По большому счету улучшение черт проходило параллельно с проектированием.

Так, первоначально планировалось вооружить крейсера теми же 150-мм/50 орудиями, что и у предшественников (благо полтора десятка лет эксплуатации подтверждали их высокий уровень качества) Но и тут решили усилиться, заказав тому же «Бофорсу» новые пушки с более долгим стволом на универсальных установках, талантливых вести пламя по самолётам. Учитывая оборудования и высокое качество вооружения, возможно было ожидать, что новые крейсера станут одними из лучших в классе «умеренных» по водоизмещению (оно планировалось на уровне 8300 — 8400 т).

Но германское вторжение помешало работам, застывшим на начальном этапе, далёкой от спуска на воду. Однако, головной «Де Зевен Провинсиен» сошёл на воду за пара дней до окончания 1944 года. Спустили его немцы, но не чтобы сражаться: захватчики желали затопить корпус на фарватере, ведущем к Роттердаму, дабы затруднить применение порта союзниками.

Но замысел осуществить не удалось, и по окончании войны оба корпуса снова поступили в распоряжение голландского правительства. В итоге крейсера всё-таки достроили по новому проекту, но эти события относятся к совсем второй истории — послевоенной.

Неизменные поставщики артиллерии для голландского флота — шведы — также пошли своим собственным путём, ещё более уникальным.

Основная страна Скандинавии имела протяжённую набор и береговую линию весьма внушительных и очень страшных соседей. Ясно, что серьёзно противостоять германскому либо советскому флоту её броненосцы береговой обороны не имели возможность, но тем большее значение получала хорошая тактическая разведка на море, дабы при проблемы эти тихоходные суда хотя бы имели возможность своевременно отойти под защиту батарей береговой обороны, а при благоприятном раскладе — и нанести неожиданный удар.

Наличие авиации конкретно «на поле боя» представлялось наилучшим вариантом. Для начала шведы перестроили в гидроавиатранспорт ветхий ББО «Дристигхетен», но скоро осознали, что в качестве разведчика требуется более быстроходный и современный корабль. Но в составе флота не имелось ни одного крейсера, не считая тихоходной и устаревшей «Фюльгии».

Стеснённая в средствах страна захотела решить вопрос с разведкой, как говорится, одним ударом. Исходя из этого на чертёжных досках шведских инженеров во второй половине 20-ых годов XX века показался невиданный ранее гибрид. При водоизмещении всего в 4500 т он имел шесть 6-дюймовок в щитовых установках в передней части и 12 гидросамолётов в кормовой.

Хранить их предполагалось в громадном ангаре, придававшем кораблю вид «жилой», но не через чур боевой.

Но дело, конечно же, заключалось не в виде. Таковой корабль не годился для боя на отходе с любым соперником, кроме того с эсминцами, потому, что громоздкий ангар «маскировал» и без того скромные углы обстрела орудий.

В итоге «Готланд», как назвали новый корабль, не имел возможности ни сопротивляться артиллерией, ни уйти от преследования, имея очень скромную скорость в 27 узлов.

Гибрид перепроектировали, заметно улучшив его крейсерские качества. Не смотря на то, что число орудий не изменилось, но они размещались сейчас в двухорудийных башнях, две из которых имели возможность стрелять по носу, а третья — в корму.

Действительно, последнее выполнялось лишь в том случае, если площадка перед её стволами всецело очищалась от гидросамолётов, число которых уменьшилось до восьми. Но всё равняется, выпустить восемь самолётов с единственной катапульты либо откатить их на тележках в среднюю часть корпуса перед боем чуть ли представлялось вероятным. Оставалось в экстренном случае сбрасывать «лишнюю» авиацию за борт.

В общем, как несложно ожидать, попытки «извлечь шнобель» при ограниченном пространстве стали причиной «увязанию хвоста». Погреба данной самой задней башни (её как-то не хочется именовать кормовой, потому, что размешалась она фактически в середине корпуса) было нужно втискивать между задними котельным и турбинным отделениями. В итоге крейсер напоминал артиста на одной ходуле: один из его валов был существенно дольше второго.

Сложности компоновки сопровождались денежными затруднениями, приведшими к отказу от одной из башен, которую снова низвели до пары палубных установок, только бы сэкономить сотню тысяч крон. Неприятности со средствами сказались и на втором главном оружии — гидроавиации. Не смотря на то, что в качестве разведчика выбрали отнюдь не через чур дорогой английский «Оспрей», денег хватило лишь на четыре штуки.

Предполагалось потом произвести остальные (и запасные) аэропланы по лицензии, но практически удалось довести «боекомплект» лишь до шести самолётов. Но однако крейсер стал неповторимым по универсальности: кроме шестидюймовой и зенитной артиллерии, он имел ещё несколько трёхтрубных торпедных аппаратов и мог нести до много мин!

Само собой разумеется, столь щедрое сочетание разных образчиков оружия на корабле водоизмещением менее 5000 т оставляло мало места для защиты.

В сущности, броня закрывала лишь от осколков: 25-мм толщину имели и борт, и палуба, и башни. Однако, и на протяжении постройки, и по окончании ввода в строй маленькой «универсал» привлёк внимание самых ответственных кораблестроительных «игроков». Но, на счастье шведов, контролировать его боевые качества реально не было нужно.

На маневрах «Готланд» удачно обнаруживал «условного соперника» собственными самолётами и отбивал атаки лёгких сил артиллерией, но практически самый серьёзный в его карьере контакт случился без участия гидроавиации на дистанции прямой видимости. Шведский крейсер нашёл выходящий в атлантический рейд «Бисмарк» и донёс об этом собственному руководству, откуда наиболее значимая информация благополучно «утекла» к британцам. Его же личные самолёты в это же время быстро и безнадёжно устаревали.

Предстояло или выбрать новую авиацию, или… отказаться от неё по большому счету. В качестве кандидата в полной мере доходил германский Не-114 — универсальный самолёт, крепкий и очень сильно вооружённый, пригодный при необходимости кроме того в качестве истребителя. Но для его базирования требовалось всецело заменить и катапульту, и подъёмные краны, и тележки для движения самолётов.

В итоге по окончании продолжительных размышлений (ясно, в условиях классического безденежья) в первой половине 40-ых годов двадцатого века решили ненужные «оспреи». Их место заняли куда более актуальные зенитные автоматы — четыре спаренных «бофорса» и две спарки «эрликонов». Так «Готланд» стал необычным крейсером ПВО, как говорится, за неимением другого. И по окончании завершения всемирный войны шведы не торопились послать собственный «универсал» на слом, пробуя отыскать ему ещё какое-нибудь использование.

В 1955 году он прошёл собственное последнее и очень значительное переоборудование — в корабль управления истребительной авиацией. Но новая работа не заладилась, и уже на следующий год отслуживший «законный» 20-летний срок крейсер отправился в резерв. Пробыв на приколе ещё четыре года, он совсем выбыл из состава флота, но отправился на слом лишь по окончании ещё трех лет.

Сложно конкретно выяснить, стал ли «Готланд» провалом либо же успехом, но собственный неповторимый след в истории кораблестроения он, без сомнений, покинул. Не смотря на то, что гибридный крейсер-авианосец проектировали различные великие державы, реально осуществить эту противоречивую задумку удалось лишь поставщику орудий для голландских единиц — маленькой, но своеобычной Швеции.

Макс Корж — Небольшой повзрослел (official clip)

Статьи, которые будут Вам интересны: