Большие проблемы малых стран

Большие проблемы малых стран

Первое десятилетие XX века ознаменовалось бурным развитием армейского кораблестроения. Число боевых судов, каждый год вводимых в строй такими морскими гигантами, как Англия, Германия, Франция, Япония, США и Российская Федерация, исчислялось десятками. Неудивительно, что страны «второго эшелона» кроме этого прилагали всяческие упрочнения, дабы соответствовать уровню оружия нового столетия.

Редкое государство, причислявшее себя к морским державам, не заказывало (либо хотя бы не собиралось заказать) несколько дредноутов.

Собственными суперкораблями обзавелись (либо подготовились обзавестись) Бразилия и Аргентина, Испания и Чили, Греция, Турция, Нидерланды. В случае если необходимы , обращайтесь. Но наличие в составе флота одного-двух линкоров, пускай кроме того из самых сильных в мире, не означало создания полноценных ВМС: не меньшее значение имело обеспечение линейных кораблей надлежащими легкими судами, например, эскадренными миноносцами.

Для сотрудничества с дредноутами распространенные в малых государствах миноносцы маленького тоннажа по большому счету не годились: им не хватало ни скорости, ни мореходности, ни дальности плавания.

Из самых больших государств Латинской Америки первыми взялись за обновление собственных торпедных сил Чили и Бразилия. Заказанные чилийцами в 1911 году в Англии шесть эсминцев типа «Альмиранте Линч» для собственного времени стали наибольшими в мире в собственном классе по окончании неповторимого английского «Свифта». И водоизмещение (1830 т в полном грузу), и оружие (шесть 102-мм орудий и четыре 457-мм торпедных аппарата), и 31-узловая скорость делали их страшным соперником для любого эсминца.

Но только два «адмирала» — «Линч» и «Конделл» — успели пополнить чилийский флот до начала Первой Мировой. Будущее остальных нам уже известна (см. «Моделист-конструктор» № 9 за 2000 г.): конфискованные британцами, они приняли активное участие в военных действиях в составе Гранд Флита. По окончании войны оставшиеся в строю «Бота», «Броук» и «Фолкнор» были шепетильно отремонтированы, модернизированы и возвращены их начальным обладателям.

На фаворитах поменяли не только оружие (сейчас оно складывалось из двух 120-мм и двух 102-мм орудий плюс четыре 533-мм торпедных аппарата), но и изначальные заглавия: «Ребольедо» стал «Вильямсом», «Гони» — «Урибе», а «Симпсон» —«Риверосом». Бывшие «британцы» были порядком изношенными; все они пошли на слом в первой половине 30-ых годов XX века, в то время как «Линч» и «Конделл» прослужили на 12—13 лет продолжительнее.

В случае если в Чили пробовали решить проблему создания современных торпедных сил качеством, то бразильцы сделали ставку на количество. Приступив к обновлению флота на четыре года раньше, они остановились на надежных и неприхотливых британских «риверах». Десять судов серии «Пара» имели паровые машины, вооружение и размеры собственных прототипов. но имели возможность достаточно легко развивать 27 узлов.

Бразильские эсминцы, как и их английские сородичи, отличались хорошими мореходными и маневренными качествами. В большинстве собственном они пребывали в составе флота до конца Второй мировой, в то время, когда их стали заменять на щедрые американские подарки.

Третий претендент на морское господство в южной части Западного полушария — Аргентина — планировала не отстать от соперников.

Ее заказ европейским верфям составлял 12 единиц, промежуточных по мощи между судами Чили и Бразилии и, пожалуй, самые сбалансированных. Четыре 102-мм орудия дополнялись таким же числом 533-мм торпедных аппаратов, что дало бы 48 пушек против 36 чилийских и лишь 20 бразильских. Столь же утешительно смотрелась бы картина и по торпедному оружию (48 аппаратов против 24 и 40 соответственно). Но это — только теоретически.

Забегая вперед, увидим, что амбициозным замыслам не суждено было сбыться — помешала мировая война.

Дабы «не складывать яйца в одну корзину», Аргентина заказала по четыре эсминца Англии, Германии и Франции. Принцип сработал, но только частично: собственные обязательства выполнила лишь Германия. Четыре корабля (по два постройки компаний «Крупп» и «Шихау») прибыли в Буэнос-Айрес летом 1912 года. направляться подчернуть, что известная оружейная компания была неважным строителем судов.

Имея оборудование и одинаковое вооружение,крупповские «Катамарка» и «Жужуи» уступали по скорости «Кордобе» и «Ла-Плате», выстроенным компанией «Шихау», как минимум, на семь узлов.

Но, по крайней мере, все «немцы» появились в руках клиента. Не законченные к августу 1914 года «французы» тут же были реквизированы и были включены в состав французского флота под заглавиями «Авантюрье», «Темерэр». «Опиньятр» и «Интрепид».

Потому, что предполагалось вооружить их 102-мм орудиями американской модели (принятой в аргентинском флоте), новым хозяевам было нужно безотлагательно импровизировать с артиллерией.

Французы поступили очень уникально: испытывая острый недочёт в новых морских пушках и хотя как возможно стремительнее ввести в строй дефицитные для их флота эскадренные миноносцы, они снабдили их 100-мм стволами модели практически двадцатилетней давности.

Уже в последних месяцах 1914 артиллерию было нужно поменять, но замена была еще более ветхой — один из судов взял 100-миллиметровки с старого броненосца «Девастасьон», установленные на нем на протяжении последней модернизации еще в 90-х годах XIX века! Неприятности с чужим добром на этом не закончились. По окончании интенсивного применения потекли котлы, и в 1917 их было нужно заменить на изготовленные для «замороженных» супер-дредноутов типа «Норманди».

Число труб увеличилось до четырех, но ходовые качества не обращая внимания на ремонт остались ужасными: в конце войны несостоявшиеся «аргентинцы» не могли развивать более 22 узлов. Уже в 20-е годы котлы заменили снова, в этом случае сняв их с трофейных германских эсминцев. Число труб уменьшилось до двух, а вот скорость пара возросла (до 25—26 узлов).

Совсем устаревшие суда во второй половине 20-ых годов XX века перестроили в быстроходные тральщики, а в конце 30-х их сдали на слом.

Еще необыкновеннее сложились судьбы четверки эскадренных миноносцев, строившихся в Англии. В самом финише 1912 года из-за денежных затруднений Аргентина уступила их Греции, сохраняя надежду потом заказать новые суда. В греческом флоте эсминцы приобрели новые имена: «Аэтос», «Иеракс», «Пантер» и «Леон».

В декабре 1916-го союзный десант занял Афины, совсем лишив Тройственный альянс надежды на привлечение Греции на собственную сторону. Французы тут же прибрали к рукам такие нужные им эсминцы и применяли их до конца войны. По окончании ее завершения британцам было нужно основательно приводить изношенные суда в порядок. Из-за замены котлов они купили совсем новый силуэт; вместо пяти дымовых труб на каждом осталось лишь по две.

Обновленные «аэтосы» прослужили до следующей всемирный войны. «Леон» погиб от германских бомб в мае 1941 года в бухте Суда на Крите. Остальные присоединились к английскому флоту, с которым прошли оставшиеся четыре года военных действий.

Так финансовые затруднения и мировая война очень сильно потрепали программы обновления торпедных сил латиноамериканцев.

Европейским малым морским державам повезло больше. Испания решила выстроить три эскадренных миноносца еще в 1908 году. Выбор типа пал все на тот же английский «Ривер», а заказ достался верфи в Картахене.

На испанских верфях суда строились невыносимо продолжительно: 8—10 лет для крейсера и 4—5 лет для эсминца считалось нормой. Вступившие в строй в 1914—1915 годах «Бустаманте», «Кардарсо» и «Вильямиль» представляли собой уже, скорее, пародию на современный торпедный корабль. При водоизмещении 530 т они несли лишь по пять 57-мм орудий и четыре торпедных аппарата, причем на «Кардарсо» их калибр — 381 мм—соответствовал разве что финишу прошлого века.

Неудивительно, что испанцы в 20-е годы предприняли все меры, дабы избавиться от собственных детищ, реализовав хотя бы за ничтожную стоимость. Но потенциальный клиент (Мексика) не имел возможности выложить кроме того скромную сумму, и в 1930—1932 годах неудачники пошли на слом.

201. Эскадренный миноносец «Фрет», Голландия, 1911 г.

Строился в Голландии компанией «Де-Схелде».

Водоизмещение обычное 510 т. Протяженность громаднейшая 70,4 м; ширина 6,6 м; осадка 2,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 8500 л.с., скорость 30 узлов. Оружие: четыре 76-мм орудия и два 457-мм торпедных аппарата. В 1911 — 1914 гг. выстроено восемь единиц: «Фрет», «Вольф», «Бупхаунд», «Джакалс», «Линке», «Хермелин», «Пантер» и «Вое». Исключены из перечней в 1922—1928 гг., не считая «Пантер», что был переоборудован в посыльное судно и прослужил до 1934 г.

202.

Эскадренный миноносец «Аэтос», Греция, 1912 г.

Строился в Англии компанией «Кэммел Лэйрд». Водоизмещение обычное 980 т, полное 1 175 т. Протяженность громаднейшая 87,1 м; ширина 8,4 м; осадка 3,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 22 000 л.с., скорость 32,5 узла. Оружие: четыре 102-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата.

В 1911—1912 годах выстроено четыре единицы: «Аэтос», «Иеракс», «Пантер» и «Леон». Последний погиб в 1941 г., остальные исключены из перечней флота в 1946 г.

203. Эскадренный миноносец «Катамарка», Аргентина, 1912 г.

Строился в Германии компанией «Крупп».

Водоизмещение обычное 995 т, полное 1350 т. Протяженность громаднейшая 88,1 м; ширина 8,2 м; осадка 5,2 м. Мощность двухвальной турбинной установки 25 000— 28 000 л.с., скорость 30—35 узлов. Оружие: четыре 102-мм орудия и четыре 533-мм торпедных аппарата. В 1911 —1912 годах выстроено четыре единицы: «Катамарка», «Жужуй», «Ла-Плата» и «Кордоба». Исключены из перечней флота и сданы на слом в 1957—1959 годах.

204.

Эскадренный миноносец «Бустаманте», Испания, 1914 г.

Строился в Испании на верфи в Картахене. Водоизмещение обычное 530 т. Протяженность громаднейшая 67,5 м; ширина 6,7 м; осадка 1,9 м. Мощность трехвальной турбинной установки 6250 л.с., скорость 28 узлов. Оружие: пять 57-мм орудий и четыре 457-мм («Кардарсо» 381-мм) торпедных аппарата.

В 1913—1914 годах выстроено три единицы: «Бустаманте», «Кардарсо» и «Вильямиль». Исключены из перечней флота в 1930—1932

На фоне испанцев кораблестроительную программу Португалии можно считать практически успешной.

Португальцы кроме этого выбрали в качестве прототипа «Ривер», но поступили более разумно, доверив британцам изготовление фактически всех частей корпуса, устройств и механизмов. Незадолго до войны наборы на три корабля прибыли в Лиссабон, где в течение двух лет из них были собраны «Дору», «Гуадиана» и «Вога». Еще один комплект подробностей задержался в Англии до конца войны, и исходя из этого четвертая единица серии, «Тамега», вошла в строй только в первой половине 20-ых годов двадцатого века.

Данный эсминец дослужил до 1945 года, в то время как его систершипы завершили собственную карьеру 10—14 годами раньше. В принципе, к моменту вступления в строй все они кроме этого безнадежно устарели и однако превосходили «испанцев» в артиллерии (одно 102-мм и два 76-мм орудия).

Британскую четверку торпедных сил Португалии дополнял еще один сверхоригинальный корабль.

Минный крейсер «Тежу», выстроенный в Лиссабоне в начале века, в 1910 году потерпел кораблекрушение. Снятый со скал, он был полностью перестроен, оборудован современными котлами и взял оружие из одного 102-мм, одного 76-мм и двух малокалиберных пушек, и двух 356-мм торпедных аппаратов.

Введенный в строй в 1917-году, «Тежу» стал настоящим монументом изобретательности португальских армейских моряков, каковые не могли бы взять деньги на постройку нового корабля, но выбили их на «ремонт» потерпевшего в аварии. Для этого требовалось одно условие: не уточнять, что от прошлого судна осталось, по сути дела, лишь одно наименование.

Итак, страны Пиренейского полуострова выработали собственный стандарт эскадренного миноносца, близкий к британским «риверам».

Примечательно, что приблизительно такой же тип выбрали и страны северной Европы. Шведы по окончании завершения постройки эсминцев первого поколения (см. «Моделист-конструктор» № 8 за 1999 г.) взялись за создание более современного корабля в годы Первой Мировой. Проект был создан на базе эсминца «Хугин».

В 1918 году «Врангель» и «Вахтмейстер» вступили в строй. Если сравнивать с прототипом они взяли корпуса с полубаком и спаренные торпедные аппараты вместо одиночных. Скорость увеличилась до 34 узлов, но наряду с этим конструкторам удалось кроме того мало уменьшить их водоизмещение. Но в остальном устоявшийся тип малого эсминца к этому времени уже полностью себя исчерпал.

Неудивительно, что еще два заказанных корабля — «Эреншильд» и «Норденшильд» — так и не выстроили.

Британские корни прослеживаются и в проекте единственной серии эскадренных миноносцев Норвегии.

По окончании распада в 1905 году основанного на общности монархической власти конфедеративного шведско-норвежского альянса новая страна в первую очередь приступило к постройке трех достаточно больших (580 т) эсминцев на верфи в Хортене — военно-морской базы рядом от столицы Христиании (сейчас — Осло). Из-за ограниченности ресурсов работы шли достаточно медлительно, и суда вступали в строй с промежутком в два-три года.

Достроенные первыми «Драуг» и «Тролль» (580 т) имели паровые машины, а последний,«Гарм»(600 т) — турбинную установку. Все несли по шесть 76-мм орудий, три 457-мм торпедных аппарата и имели довольно маленькую скорость 26— 27 узлов.

«Гарм» потопили немцы в апреле 1940 года на протяжении операции «Везерюбунг» (вторжения в Данию и Норвегию), а остальные были сданы на слом сразу после окончания Второй мировой.

Серию похожих эсминцев выстроила и Голландия, кроме этого планировавшая большое усиление собственных ВМС перед Первой мировой войной. Довольно поздний срок постройки (1909—1913 годы) разрешил сходу выбрать в качестве механической установки турбины, и на опробованиях суда типа «Фрет» легко достигали проектных 30 узлов. Занимательным отличием голландских судов стали полуавтоматические трехдюймовки, на практике дававшие более чем 20 выстрелов в 60 секунд.

Эти в целом хорошие суда прослужили на удивление недолго, в среднем менее 15 лет. Обстоятельством тому — в первую очередь, их маленькие размеры. Наступали новые времена, и требования к эскадренным миноносцам становились совсем иными.

В. КОФМАН

10 САМЫХ МЕЛКИХ ГОСУДАРСТВ В МИРЕ

Статьи, которые будут Вам интересны: