Авиашоу вминиатюре: большие игры

Авиашоу вминиатюре: большие игры

    Отыскать взлетную полосу возможно без неприятностей — уже в радиусе нескольких километров становятся видны реактивные самолеты, с ревом выписывающие в небе замысловатые пируэты
    В случае если ориентироваться на них, то через некое время вы попадете на скошенные поля кукурузы, переоборудованные во временные автостоянки, а по окончании маленькой будки КПП, где вам за Є10 реализуют входной билет, очутитесь среди двух ангаров, набитых до отказа различными модельными сокровищами
    Сходу за ними начнется взлетная полоса с непрерывно взлетающими и заходящими на посадку реактивными моделями
    Сенсация выставки — всецело готовая механика для двухосного вертолета Камова
    Тайваньские шасси для F-16 (вверху) складываются по причудливой схеме. Но, как и у настоящего самолета. А западноевропейский аналог (внизу) менее красивый, но вдвое более дорогой
    Турбовинтовой двигатель похож на перевернутый турбореактивный.

    Раскаленные газы из него попадают на лопатки турбины, через редуктор вращающей воздушный винт. Основное, что сдерживает распространение таких двигателей, — отсутствие надежного механизма трансформации шага винта
    Пожалуй, самой эффектной частью шоу были полеты пар а также одной тройки истребителей. Что они вытворяли в воздухе!
    Крутили синхронные фигуры высшего пилотажа, дымами чертили на небе причудливые фигуры, а в завершение два самолета нарисовали огромное сердце, а третий пронзил его стрелой. Ожидается, что на следующем чемпионате мира парный пилотаж станет самой эффектной и сложной спортивной дисциплиной
    Электронная начинка реактивных мини-самолетов на порядок сложнее электроники поршневых моделей. Это малая часть электронной начинки самолета, отвечающей лишь за управление в полете.
    В настоящей модели возможно отыскать блоки управления двигателем, пуском-выпуском шасси и сервисными совокупностями
    Младший брат реактивной авиации — электрический самолет с импеллером. Летает, кстати, весьма кроме того шустро
    Самый причудливый пилотаж выполняется не на копиях, а на особых спортивных моделях-тренерах

Pаз в год в последних числах Сентября, в 160 км от Франкфурта и 10 минутах на машине от комфортного германского города с невыговариваемым заглавием Bad Neuenahr-Ahrweiler, на небольшой взлетно-посадочной полосе среди кукурузных и виноградных полей проходит шоу JetPower-2007 — общеевропейский слет представителей королевского вида авиамоделизма (и моделизма по большому счету) — реактивной микроавиации.

Пламенный мотор

Всего этого ни при каких обстоятельствах не было бы, если бы лет двадцать назад германский инженер Курт Шреклинг не изготовил первый модельный турбореактивный двигатель. Фактически, исходя из этого стенды с турбореактивными двигателями попадаются на каждом шагу — их делают не меньше десятка компаний. Фавориты — германские, британские и американские компании.

Не смотря на то, что явный фаворит виден невооруженным глазом — это германский JetCat. Двигатели данной компании стоят на большинстве самолетов, она, по некоторым оценкам, осуществляет контроль около 60% рынка модельных турбореактивных двигателей. Это произошло прежде всего за счет того, что компания первой решила проблему автоматического запуска двигателей.

на данный момент без данной функции реализовать двигатель фактически нереально. Что завлекает внимание на стенде компании JetCat и ее соперников — это готовые блоки, включающие турбореактивный двигатель и всю вертолетную трансмиссию с автоматом перекоса. Легко бери, вставляй в вертолет и лети.

Такое внимание к винтокрылой теме диктуется не столько бумом на рынке моделей турбореактивных вертолетов, сколько попыткой двигателестроительных компаний увеличить рынок собственных продаж.

Тут же направляться упомянуть и турбовинтовые модели. Фактически любой производитель как двигателей, так и сборных самолетиков имеет в собственном арсенале турбовинтовую модель. Но продажи, если сравнивать с классическими поршневыми моделями, идут вяло. Дело в том, что турбореактивный двигатель усиливается с ощутимой задержкой. В вертолетах с этим борются так: оставляя постоянными обороты двигателя, меняют высоту трансформацией шага винта.

Приблизительно те же приемы применяют и в громадной авиации. Но в масштабах модельной авиации реализовать надежный и недорогой механизм трансформации шага винта пока не удается. Вот и получается, что поршневая авиация значительно более шустрая, чем турбовинтовая.

Вертолетная классика

В вертолетах скорости вращения винта намного меньшие, и с изменяемым шагом в том месте все в порядке. Однако каких-то особенных преимуществ газотурбинные двигатели перед более распространенными поршневыми в вертолетах не дают. Для чего же их ставят, поскольку они в разы дороже?

Все дело в том, что громадная модель с турбореактивным двигателем звучит и летает в точности как настоящий прототип. Возможно, исходя из этого на JetPower я не отыскал ни одного турбореактивного вертолета для 3D-пилотажа, но насчитал пара десятков реактивных копий всевозможных вертолетов — от спасательных до боевых. Самый эффектный, на отечественный, непременно, ангажированный взор, — Ми-24. Мы насчитали сходу три модели в различной раскраске.

В полете они и вовсе выглядят как настоящие, зависая на мгновение при взлете, дабы, наклонясь вперед, быстро рвануться в атмосферу. Корпуса и для Ми-24, и для Ми-8 делает германская компания HeliClassics. Находившиеся на слете моделисты заверили нас, что не позднее чем через год Ми-24 данной компании покажутся и в Российской Федерации.

Второй вертолетный хит также имел прямое отношение к Российской Федерации: германская компания Cad Modelltechnik Jung выставила на стенде действующую трансмиссию вертолета двухвинтовой схемы Ка-52 «Крокодил». Дело в том, что трансмиссия двухвинтовой схемы очень сложна, совершает ее, если не ошибаюсь, всего одна компания в мире — русский «Камов».

Воспроизвести ее для турбореактивных модельных двигателей до сих пор никому не получалось, не обращая внимания на то что управляться таковой вертолет обязан легче хорошей схемы Сикорского. И вот, прошу вас, серийная трансмиссия в сборе, включая автомат перекоса. Рядом, для очень требовательных, стоит совершенно верно такая же, но вся хромированная, как мотоцикл Harley-Davidson. Я задаю вопросы улыбчивого немца, сколько все это стоит.

Лишь механика — Є4950. Плюс двигатель JetCat SPT5-H (Є4650), развивающий мощность 6 кВт при 175 000 об/мин. В случае если добавить ко мне управляющую электронику и сервомашинки, то немец готов уступить мне все это за Є11 000. Но, очередь за аналогичной экзотикой почему-то не выстраивается. Ответ стоит рядом — это практически готовый корпус вертолета Ка-52. А кому нужна механика без корпуса? Но в течение года парни давали слово отладить всю модель в сборе, и затем Ка-52 начнут подниматься в небо.

В том числе и в России.

Приключения электроники

Мы сидим в огромном ангаре, переоборудованном под пивную, и выпиваем пиво. Нежданно прямо рядом с нами предприимчивые немцы натягивают экран, подключают проектор к ноутбуку и начинают презентацию радиоуправления ближайшего будущего, в автоматическом режиме определяющего незанятые частоты и трудящегося на них. Если судить по тому, что все перестают выпивать пиво, — тема не просто актуальная, а животрепещущая.

Осознать возможно — утрата модели ценой с малолитражный автомобиль из-за утраты радиоуправления может на долгое время лишить сна. Нам говорили про взрослого моделиста, бывшего летчика, плакавшего над вдребезги разбитой моделью МиГ-21, потерянной именно по данной причине. По данной же причине фактически все совокупности управления на реактивных моделях дублированы.

Нам показывали кроме того стенд компании, специализирующейся на двухканальных радиопередатчиках — при помехах либо пропаже сигнала по большей части канале совокупность тут же переключается на резервный канал.

Неподалеку демонстрировали прототип радиоуправления ближайшего будущего. На самолете недалеко от кабины устанавливается маленькая камера, изображение с которой транслируется в проекционные очки на голове пилота, сидящего в кресле с авиационным джойстиком управления. Чувство должно напоминать управление настоящим истребителем. Тут главное слово «должно».

До тех пор пока ни один самолет с таковой совокупностью на шоу не летал, потому, что еще не решена неприятность с уже обрисованной выше совокупностью пропажи сигнала, — так как для телевизионного сигнала требуется более широкая полоса пропускания, чем для простого радиоуправления. Демо-ролики, крутившиеся на стенде, были записаны в полетах, в то время, когда виртуального пилота в очках страховал второй пилот с классическим радиоуправлением. Однако мало кто сомневается, что через несколько лет модели самолетов начнут оснащать такими совокупностями.

Кинозвезды

Абсолютный хит этого года — видеосъемка с моделей. Рядом со взлетной полосой на развале с недорогими пенопластовыми моделями торговали тайваньскими практически невесомыми цифровыми камерами, сделанными на базе модулей для сотовых телефонов, всего по Є7! Крепишь скотчем, вставляешь карту памяти — и в полет. Компания Multiplex реализовывала кроме того специальную модель с двумя электромоторами для любительской аэрофотосъемки — MovieStar.

Всего за Є112. У этого самолетика имеется совсем небюджетный тезка — турбореактивный вертолет MovieStar с подвешенной спереди, на гиростабилизированной платформе, Full HD камерой Сони HDR-FX7, талантливой оперативно и профессионально снимать для каналов. Вертолет выполнен по необыкновенной «обнажённой» схеме, без всяких обтекателей, и управляется парой операторов: один «рулит» вертолетом, второй — камерой.

Кстати, MovieStar был чуть ли не единственным опытным экспонатом на выставке.

Подробности

Но бoльшая часть стендов была занята производителями разнообразных комплектующих для реактивных моделей. Пожалуй, самая популярная запчасть — убирающиеся стойки шасси. Реактивные модели имеют большой вес и приземляются на громадной скорости, что формирует повышенные нагрузки на шасси. Исходя из этого большая часть стоек шасси снабжено настоящими амортизаторами и сложной пневматической либо гидравлической совокупностью выпуска.

Надежность совокупности выпуска критична — «приземлить» без повреждений модель с невыпущенным шасси практически нереально. Фактически, этим определяются и уровень качества изготовления данного узла, и цена — до Є1000 за одну стойку. Особняком стоят стойки, копирующие сложную кинематику выпуска главного шасси МиГ-23 и F-16. Действительно, изготавливает их тайваньская компания Skymaster, президент которой носит необычное для китайца имя Антон.

Не обращая внимания на более сложную конструкцию, тайваньцы за собственные изделия просят ровно вдвое меньше европейцев. А что, разве не редкость в противном случае?

Полеты

Ну и, фактически, то, для чего мы приехали, — полеты. Они шли непрерывно с восхода до заката, очередная модель взлетала, в то время, когда прошлая еще была в воздухе. Самыми неэффектными в полете были самые эффектные на земле модели гражданских пассажирских самолетов. Поражающий собственными размерами в ангаре двухпалубный A-380 в воздухе ведет себя неотличимо от настоящего прототипа — медлено скользит и лениво закладывает виражи.

Легко представить, что ты неподалеку от какого-нибудь аэропорта. По той же причине не через чур захватывают и полеты копий вертолетов — вертолет как вертолет.

Самыми шустрыми в воздухе продемонстрировали себя спортивные модели-тренеры с дельтовидным крылом, двухкилевым оперением и одним, довольно часто установленным открыто, реактивным двигателем. Чего лишь они не выписывали в небе, носясь с ревом над кукурузными полями!

Не смотря на то, что что такое тренеры если сравнивать с правильнейшими копиями реактивных истребителей: Су-27, F-15, F-16, F-4 Phantom, Rafale, МиГ-17, F-86 Sabre и, само собой разумеется, МиГ-29, что, на мой взор, копируется чаще всего.

Секрет — в отличной аэродинамике прототипа и модели, что нам, непременно, приятно. Единственное, что сдерживает остальных поклонников данной автомобили, — двухдвигательная схема, значительно повышающая цена модели. Не смотря на то, что мы видели большое количество обходных вариантов, в то время, когда два сопла — это легко макеты, а между ними скрывается единственный двигатель.

Редакция признательна Авиационному спортивному клубу «Русджет» и магазину ARF Models за помощь в организации поездки на Jet Power.

вертолёты и Пилоты

    Правильнее, не сами пилоты, в противном случае, что находится в вырезах их костюмов
    Cеребряный мировой чемпион по реактивным моделям Виталий Робертус и его запасная голова
    Главная задача турбовинтовых вертолетов-копий — летать и звучать один в один как полноразмерные прототипы. Исходя из этого никаких полетов вниз винтом тут не заметишь. На снимке — Moviestar, турбореактивный летающий видеооператор
    МИ-24. Самая эффектная из летающих копий

AH-1 Cobra. Вторая по популярности модель вертолета

Отдельный бизнес — фигурки пилотов. Так как модели большие, фигурки весьма натуралистичные, со намерено сшитыми летными костюмами и шепетильно изготовленными шлемами. Но самое увлекательное — это лица. Их по заказу делают как портреты настоящих людей: или обладателей моделей, или пилотов громадных настоящих прототипов.

Весьма чудно не редкость встретить у стенда с фигуркой пилота его двойника.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№61, ноябрь 2007).

<

h4>

Игры в миниатюре

Статьи, которые будут Вам интересны: