Машины-убийцы: бесчеловечная война

Машины-убийцы: бесчеловечная война

    Swords — первый вооруженный робот, использованный на протяжении войны в Ираке. Не произвел в том месте ни одного выстрела. Вес: 90 кг. Скорость: 6 км/ч. Оружие: легкий пулемет М259.
    Maars — включает возможность программирования запретных территорий — где не допускается стрельба чтобы не было утрат среди собственных. Вес: 106 кг. Скорость: 11 км/ч.
    Оружие: средний пулемет М240B.
    Warrior X700 — подвижная рука-манипулятор способна поднимать до 70 кг; ее возможно установить вместо турели с пулеметом. Вес: 113 кг. Скорость: 16 км/ч. Оружие: пулемет калибра 30.
    Данный прототип робота Gladiator, выстроенный в Carnegie Mellon, вооружен дымогенераторами и гранатометами. Офпреды морской пехоты утверждают, что уже в текущем году на полевые опробования будет направлена последняя версия этого робота весом 1 т.
    Робот Mule компании Lockheed Martin

Очередная стычка на грунтовой автостраде полигона в Гранд-Прейри, штат Техас, в 20 км от Далласа, заканчивается победой робота. Вот он вскарабкался верхом на какой-то седан, и его 2,5-тонная махина возвышается над продавленной крышей. У бедной легковушки не было никаких шансов на победу.

Чудище медлительно выкарабкивается из ямы в продавленной крыше и чуть враскачку бредет к асфальтовому пятачку на начальной позиции. Перемещения прототипа медлительны, но правильны и содержит угрозу. В то время, когда через шесть лет данный аппарат доведут до ума и он выкатится во всеоружии на поле боя, он будет способен без колебаний и задержек преодолевать практически каждые препятствия.

Мы не забываем, как прошедшей в осеннюю пору, на гонках Urban Challenge, организованных под управлением DARPA и на деньги Пентагона, роботизированные машины гоняли по муниципальным улицам. Совершенно верно так же Mule будет пробираться по полю боя, находя дорогу посредством разнообразных спутниковой навигации и датчиков.

В случае если в поле его зрения окажется соперник, робот сам вычислит все исходные условия для стрельбы, прицелится и будет ожидать, в то время, когда находящийся где-то в другом месте боец-оператор собственноручно надавит на гашетку. Грядет эра роботов-убийц.

Но, на протяжении демонстрационного заезда на испытательной автостраде компании Lockheed Martin у фантастического бойца армии будущего очевидно спустила шина. «Всё к лучшему, — говорит Майкл Норман, начальник этого проекта в компании Lockheed. — Заодно вы посмотрите, как скоро у нас меняют шины». Он кивает инженеру, в руках у которого контроллер Xbox 360, а за плечами огромный поблескивающий ранец с компьютером управления.

Инженер щелкает пальцем по маленькому сенсорному экрану. Робот задирает одну из собственных лап, заканчивающихся колесом. Ремонтная команда из двух человек приступает к работе.

Любая лапа снабжена приводом ступицы, талантливым трудиться в самых различных положениях. В случае если одну из лап оторвет вражеским боеприпасом либо придорожной миной, остальные способны, объединив свои силы, продвигать машину к цели, тогда как сам робот машинально внесет коррективы в положение центра тяжести.

Но, пока еще Mule не готов к бою. Ему лишь год от роду. Это плод военном программы, начатой в 2001 году и направленной на создание беспилотной наземной боевой техники. Он еще не сделал ни одного выстрела.

Тут, на испытательной автостраде, он нагружен ящиками и рюкзаками — кучей амуниции, которой хватило бы на два взвода. на данный момент на нем не следует никаких наружных датчиков. «Начальный этап мы отработали уже на 80%, — говорит Норман, — не смотря на то, что за восприятие внешней среды до тех пор пока еще не брались. Аппарат знает собственный свою скорость и курс, но еще не видит ничего около».

В противном случае говоря, на сегодня это, по сути дела, один из самых громадных машин с радиоуправлением.

Цель пребывает в том, дабы Mule обучился ездить сам по себе. Не так долго осталось ждать мы заметим следующую стадию в развитии этого прототипа — полноразмерный макет вооруженного варианта с направленным вперед пулеметом, около которого будут симметрично расставлены пусковые ракетные установки. Поблескивающая сфера на вершине маленькой мачты выглядит точь-в-точь как глаз фантастического робота.

Он будет отслеживать все движущиеся объекты, а уж оператор, перед тем как надавить на гашетку, может воспользоваться зумом и поближе разглядеть то, что планирует уничтожить. Если доверять армейским, данный, пока еще бутафорский, танк обещает внести революционные перемены в будущие представления о боевых действиях.

На поле боя уже тесно от разнообразных видов беспилотной наземной техники (Unmanned Ground Vehicles, UGV).

морская пехота и Армия США применяют в Афганистане и Ираке более 6000 разных роботов. Эти маленькие механизмы с дистанционным управлением разрешают армиям «заглядывать за угол» и обследовать странные предметы в отыскивании бомб. Но, не обращая внимания на то, что дистанционно управляемые самолеты уже с 2001 года вооружены ракетами, оружие наземных автомобилей все еще остается предметом дискуссий.

Лишь в июне прошлого года в армии США показались первые по-настоящему вооруженные автомобили. В Ирак было послано три робота Swords (Special Weapons Observation Remote Direct-Action System, «Особая боевая совокупность наблюдения с дистанционным управлением»), причем любой из них вооружен легким пулеметом М249. Эти UGV по сути являются пулемётами на гусеницах — один из вариантов дистанционно управляемого робота Talon — из тех, что всегда взлетают на воздушное пространство при обследовании самодельных подрывных устройств.

В то время, когда эту троицу одобрили к несению боевой работы, все блоги в сети наполнились дискуссией в далеком прошлом ожидаемой и сейчас уже практически наступившей кровавой распри между роботами и людьми. Все почему-то забыли о десятках снарядов «почва-воздух» типа Hellfire, каковые были выпущены в течение последних семи лет по наземным целям с вооруженных беспилотных летательных аппаратов (дронов) типа Predator. Одно дело дрон и реактивные боеприпасы, а второе — настоящий робот-воинов, вооруженный таким же пулеметом, из каких стреляет простая пехота.

Данное эпохальное мероприятие закончилось пшиком — Пентагон объявил, что роботам типа Swords не удастся понюхать пороха в военных действиях. «Было бы интересно совершить эту совокупность через настоящие полевые опробования, но при ее доработке еще не решены определенные технические неприятности, тогда как ее финансирование уже прекращено», — говорит Дуэйн Готвальд, помощник начальника проекта в «Объединенном проектном центре по разработке роботизированных совокупностей». Он отслеживает использование роботов в армии и на флоте.

Где кроются пресловутые «технические неприятности» этих роботов — вопрос до сих пор открытый.

Пентагон о подробностях не сказал, а должностные лица из компании Foster-Muller, массачусетского подрядчика, той самой компании, которая и разрабатывала Swords, отказываются от интервью. Быть может, отставание в создании наземных автомобилей (в сравнении с беспилотными самолетами) связано с их своеобразным назначением — перестрелкой в условиях ближнего боя.

Так утверждает полковник Барри Шуп, помощник главы электротехнического и компьютерного факультета Военной академии Уэст-Пойнт. «Мы сталкиваемся с невиданными техническими сложностями, — говорит он. — Дабы применять смертоносное оружие, мы должны опознавать цели с полной уверенностью. Для этого нужен наибольший уровень распознания образов и графического анализа».

Неприятности проблемами, но создание вооруженных наземных автомобилей длится. Компания Foster-Miller трудится на данный момент над следующей моделью, которая обязана прийти на смену роботу Swords. Это будет более большой и универсальный робот по имени Maars (Modular Advanced Armed Robotic System, «модернизированная модульная вооруженная совокупность»).

Механики, обслуживающие подобную технику, смогут легко демонтировать с этого аппарата пулемет М240 (совершенно верно такой же планируется ставить на робот Mule) и привинтить на его место руку-манипулятор. Совершенно верно так же гусеницы возможно будет поменять на колеса. Как бы то ни было, но и для перемещения по местности, и для захвата целей роботу Maars требуется человек-оператор.

Компания iRobot, уже выпустившая тысячи роботов типа PackBot для обезвреживания мин, планирует в текущем году выпустить Warrior X700. Warrior будет больше, чем PackBot, у него такие же рельефные гусеницы, разрешающие взбираться на лестницы, и грузоподъемность 70 кг. Компания-производитель расхваливает свойстве этого робота и его пригодность для тушения пожаров, эвакуации раненых и в качестве оружейной платформы.

Но Джо Дайер, отвечающий в компании iRobot за правительственные и промышленные заказы, считает его главным преимуществом то, что «робот может выстрелить вторым».

Warrior способен перемещаться по местности, привязываясь к узлам по GPS, может форсировать канавы, в непростых навигационных условиях готов обнаружить дорогу по собственному усмотрению, но в условиях настоящего боя он все равно будет зависеть от управления со стороны оператора. В то время, когда речь заходит о применении оружия, говорит Дайер, «всякое расширение автономности должно проводиться без спешки и с опаской».

Как и их предшественники, специализировавшиеся по саперной части, вооруженные боевые роботы смогут рассматриваться как «расходный материал». В этом качестве они особенно нужны в уличных битвах, в то время, когда нередок хаотичный пламя. «Посредством роботов оператор может лучше оценить обстановку, — говорит Дайер. — Их участие снижает риск и для мирного населения, и для бойцов».

В муниципальный обстановке, в то время, когда пехотинцы обычно и не вспоминают о собственном высокотехнологичном снаряжении, вооруженный боевой робот может выступать в роли «совершенного воина». «Допустим, таковой робот врывается в какое-то помещение, в том месте завязывается перестрелка, и ему достается пара пуль, — растолковывает Шуп. — Но так как по окончании боя его легко починить. А вот солдат чинить значительно тяжелее».

Показательные выступления длятся.

Mule поочередно принимает все позы, какие конкретно может — это необычный боевой танец, в котором диагностируются все элементы и приводы подвески. Попрыгав на каждом колесе и позадирав все собственные лапки, робот опять кидается топтать беспомощную легковушку.

Седан не оказывает сопротивления и послушно растекается по асфальту. Размявшись, робот вскарабкивается на платформу высотой 1,5 м и подготавливается преодолеть трехметровый ров.

Вот он поднялся дыбом на задние колеса, позже кренится вперед и обрушивается поперек траншеи. Передние колеса с грохотом падают на вторую платформу. На начальную позицию робот пришел, подчиняясь командам оператора, но всю программу по преодолению траншеи выполнил самостоятельно.

Для этого употреблялись внутренние датчики, отслеживающие положение и скорость колес, а руководил всеми перемещениями бортовой компьютер на двух процессорах Pentium III с загруженными методами различных перемещений и поз. Кроме того на данный момент, в то время, когда Mule еще слеп, он уже удивляет собственной самостоятельностью.

Многие нюансы еще не проработаны до конца, но уже близко время, в то время, когда один сержант сможет руководить сходу несколькими роботами. Наряду с этим должностные лица компании Lockheed не устают повторять: «Как бы ни был идеален отечественный робот, мы ни при каких обстоятельствах не разрешим ему стрелять без команды со стороны оператора». Данный вопрос о разделении ответственности между человеком и машиной всегда всплывает в дискуссиях около боевых роботов.

Майор Дэвид Байерс, заместитель руководителя программы по разработке робота Mule, говорит, что возможность случайного выстрела со стороны робота приблизительно такая же, как возможность, что случайно выстрелит пушка современного танка. Пользуясь датчиками автомобили, стрелок-оператор перед каждым выстрелом сможет убедиться, что цель, появившаяся перед роботом, — это как раз неприятель, а не приятель. «В военном быту боевые роботы все еще воспринимаются как новинка, — говорит майор. — Нужно приучать людей к мысли, что эти автомобили совсем надёжны».

Демонстрационный маршрут подходит к концу. Я решительно отметаю все предостережения и уговоры и отвоевываю собственный право самую малость порулить. Мы находимся на травянистом склоне, спускающемся к автостраде.

Инженер передает мне пульт-контроллер Xbox 360. Игровой пультик выглядит на удивление привычно. Я касаюсь кнопки, и прототип с тарахтеньем катится вперед. Сдвигаю пальцем джойстик в сторону, и робот разворачивается прямо на месте. Его свежая резина скрипит на асфальте, вырисовывая верные тёмные дуги.

Под моим управлением Mule блуждает по маленькой парковке, я огибаю стоящие в том месте автомобили и выруливаю на грунтовую площадку, полагая, что в том месте сцепление с дорогой будет получше. Робот страно послушен, в повороты входит как по рельсам, тормозит с уверенностью.

Я щелкаю пальцами по еще не затертым клавишам и машинально нащупываю ту заветную, которая открывает пламя. Через десять мин. практики я осознаю, что многочисленные выходные, прогулы и якобы простуды — все эти дни, совершённые за игровым пультом, не пропали бесплатно. Выясняется, это была опытная подготовка.

И вот сейчас я появился заново в роли крутого пилота — именно для управления боевыми роботами.

Мое время подошло к концу, я возвращаю пульт, а мой прототип все еще не торопясь ковыляет куда-то в даль. на данный момент он чуть погрязнее, чем был в начале. Мы спускаемся по склону бугра. Проходя мимо инженера, я говорю, что управление выяснилось совсем легким. «Само собой разумеется, — отвечает он. — Мы же скопировали все настройки с игры Project Gotham Racing».

Это, само собой разумеется, шутка, но через нее видна картина будущих войн — независимых, роботизированных и только мало ужасных.

Робот против снайпера

Держать под контролем муниципальный перекресток — обычная боевая задача, из тех, каковые в Пентагоне сохраняют надежду когда-нибудь переложить на плечи независимых роботов. Вот обычный сценарий 2020 года: вооруженный боевой робот выдвинулся впереди своего взвода (взвод не продемонстрирован), его задача — узнать, нет ли на этом главном перекрестке спрятавшегося снайпера. На словах задание простое, но для инженеров это громадный труд.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№66, апрель 2008).

<

h4>

ТОП 5 Автомобилей УБИЙЦ

Статьи, которые будут Вам интересны: