Наследники «исландских» шхун
Во второй половине XIX века у рыбаков Атлантического побережья Франции особенной популярностью пользовались так именуемые «исландские» шхуны — двухмачтовые древесные суда с увеличенной хорошей мореходностью и шириной корпуса. Не обращая внимания на скромные размеры, они имели возможность выполнять дальние плавания и выдерживали важные шторма.
Изюминкой их оснастки было то, что все паруса (среди них и прямые марсели) ставились и убирались конкретно с палубы, как на современных яхтах,— это разрешало повысить безопасность работ на протяжении непогоды. На промысел рыбы шхуны в большинстве случаев уходили к берегам Исландии — из этого появилось и их наименование.
Принято вычислять, что родоначальником успешного семейства парусников стала шхуна «Окасьон», выстроенная в первой половине 50-ых годов девятнадцатого века.
Позднее по ее подобию началось массовое строительство подобных судов; спустя 4 десятилетия лишь в одном городе Пемполе — «рыболовной столицы» провинции Бретань — насчитывалось 80 «исландских» шхун. Более восьми десятилетий эти маленькие красивые парусники исправно снабжали Францию исландской сельдью. Их эра кончилась только в 1935 году, в то время, когда шхуна «Глисин» совершила собственный последний рейс в воды Исландии.
Рыбацкие парусники уступили место паровым и моторным траулерам, соперничать с которыми им уже было не по силам…
В первой половине 30-ых годов двадцатого века сходившие со сцены «исландские» шхуны неожиданно привлекли интерес руководства французского ВМФ. К тому времени два ветхих древесных парусника— фрегат «Мельпомен» и линкор «Борда», проходивших службу в роли стационарных учебных судов, — всецело обветшали и потребовали замены.
Полагая, что парусная практика будущим морским офицерам очень нужна, минобороны одобрило постройку двух учебных судов для военноморской школы в Бресте в северо-западной части Франции. Заказ разместили на верфи «Шантье наваль де Норманди» в городе Фекан. А в качестве прототипа выбрали как раз «исландские» шхуны — успешные по конструкции, мореходные и наряду с этим недорогие в эксплуатации и постройке.
«Белль Пуль» под всеми парусами.
Вахта у штурвала шхуны «Белль Пуль».Постановка марселя на шхуне «Этуаль» посредством такелажной лебедки.
Британские моряки на борту шхуны «Белль Пуль» на рейде Портсмута, ноябрь 1941 г.
Шхуна «Этуаль». Вид на камбузную надстройку и палубу
Шхуна «Этуаль». Вид на бак с фор-марса
Учебные суда взяли заглавия «Белль Пуль» («Belle Poule») и «Этуаль»(«Etoile»). Первое имя в переводе может смотреться достаточно необычно: дословно оно свидетельствует «Красивая курица».
Но в действительности его более верно перевести как «Красотка» — в старину во Франции «красивыми курицами» именовали интересных дам. В армейском флоте это имя в свое время носили три парусных фрегата.
Первый из них, 26-пушечный, отличился на протяжении войны с Англией во второй половине 70-ых годов XVIII века; второй, 40-пушечный, в эру наполеоновских войн действовал в Индийском океане; третий, 60-пушечный, прослужил 60 лет (с 1828 по 1888 год) и, например, остался в истории как корабль, доставивший прах Наполеона с острова Святой Елены во Францию…
Имя «Этуаль» («Звезда») кроме этого красовалось на борту нескольких предшественников.
Среди них значатся линкор — участник боя у Сен-Мартина (1622 г.); флейт, сопровохедавший Бугенвиля на протяжении его кругосветного плавания в 1767—1769 годах, и фрегат, сражавшийся против британцев в 1813—1814 годах.
По типу парусной оснастки «Белль Пуль» и «Этуаль» относились к марсельным шхунам. Парусное оружие их в точности соответствовало тому, что использовалось на «исландских» шхунах. Суммарная площадь всех девяти парусов равнялась 425 кв. м.
Гафели имели возможность скользить по мачтам, а гики посредством цепного механизма имели возможность вращаться около собственной оси, наматывая либо разматывая полотнище паруса. Марсель крепился не к главному, а к расположенному под ним запасному рею, кроме этого талантливому наматывать на себя парус. Так, уборка и постановка парусов осуществлялась без подъема экипажа на мачты.
Действительно, для развертывания косого грота площадью 135 квадратных метров требовались общие усилия как минимум 14 человек.
Корпус у обеих шхун был древесным, громаднейшая протяженность с бушпритом составляла 37,5 м, протяженность по ватерлинии — 25,3 м, ширина — 7,4 м и осадка — 3,5 м. Стандартное водоизмещение равнялось 215 т, полное — 275 т. В отличие от рыбацких парусников, учебные суда дополнительно оснащались кроме этого запасным дизельным двигателем «Зульцер» мощностью 125 л.с., а вместо грузового трюма был оборудован кубрик для размещения 30 кадетов.
Постоянный экипаж насчитывал 18 человек.
Спуск на воду шхуны «Белль Пуль» состоялся 8 февраля, а «Этуаль» — 7 июля 1932 года. В сентябре они совместно перешли в Брест и в течение последующих семи лет, впредь до начала Второй мировой, делали регулярные учебные плавания с кадетами морской школы.
А в сентябре 1939-го суда поднялись на прикол — в охваченной пожаром войны Европе было нв до парусной практики.
17 июня 1940 года пришедший к власти маршал А.Петэн заявил о грядущем заключении перемирия с Германией, практически означавшего полную капитуляцию Франции перед Гитлером. Но многие из офицеров французского флота не дали согласие добровольно сложить оружие.
Хотевшие продолжить вести борьбу преподаватели и кадеты морской школы решили бежать в Англию, и уже на следующий сутки «Белль Пуль» и «Этуаль» без приказа покинули Брест 19 июня они благополучно добрались до Фалмута. Пребывавший в Лондоне генерал Шарль дв Голль приветствовал поступок собственных соотечественников и скоро основал перемещение «Свободная Франция».
УЧЕБНАЯ ШХУНА «БЕЛЛЬ ПУЛЬ».
Парусное оружие шхун «Белль Пуль» и «Этуаль» (в скобках — французские наименования парусов, очень сильно отличающиеся от общепринятых англо-голландских):
А — кливер (grand foc); Б — второй кливер (petit foc); В — фока-стаксель (trinquette); Г — фок (misaine); Д — марсель (hunier); Е — грот-стень-стаксель (etai) ; Ж — грота-топсель (fleche); 3 — грот (grand voile)
Учебная шхуна «Белль Пуль»:
1 — киповая планка; 2 — кормовой (гакабортный) пламя; 3 — тамбуры сходных трапов; 4— ложемент под гик грот-мачты; 5 — компас; 6 — штурманский стол; 7 — пост управления двигателем; 8 — огнетушители; 9 — ходовая рубка; 10 — световые люки; 11 — вентиляционные трубы; 12 — грот-мачта; 13 — такелажная лебедка;14 — камбуз; 15 — фок-мачта; 16 — брашпиль; 17 — кат-балка; 18 — бушприт; 19 — стопор якорной цепи; 20 — кнехты; 21 — трапы; 22 — штурвал; 23 — вьюшки; 24 — таблички с девизами французского флота: на ходовой рубке — «Honneur» («честь»)— «Discipline» («дисциплина»); на стенке камбуза— «Valeur» («храбрость»)—«Discipline»; 25 — табличка с заглавием судна («Belle Poule» либо «Etoile»); 26 — указатель крена
уборки и Схема постановки марсели посредством особого цепного полиспаста и вращающегося вспомогательного реи
Постановка парусов на шхуне «Белль Пуль»
Последующие пять лет оба парусника провели в «эмиграции», используясь по собственному прямому назначению — для подготовки будущих моряков французского, а сейчас и британского флотов. Для этого в ноябре 1940-го «Белль Пуль» и «Этуаль» перебазировались в Портсмут, где пребывали до 15 апреля 1944 года. Из-за опасности воздушных налетов на шхунах кроме того показалось оружие — по одному 8-мм пулемету «Гочкис».
Весной 1944-го парусники совершили дальнее плавание, обогнув Британию по часовой стрелке и выйдя через Каледонский канал на восточное побережье. 13 мая они прибыли в Хартпул, где были поставлены на прикол. Всего за время нахождения на островах «туманного Альбиона» шхуна «Белль Пуль» покинула за кормой 14 280 миль, а «Этуаль» — 10 046 миль.
В сентябре 1945 года парусники возвратились во Францию и скоро возобновили тренировочные рейсы с кадетами военно-морской школы в Бресте.
С 1958 года они участвуют в интернациональных регатах «толл-шипов» («высоких судов»), проводимых Ассоциацией учебных парусников STA.
Миниатюрность наследников «исландских» шхун не стала препятствием для очень -продолжительных плаваний. За последние десятилетия «Белль Пуль» и «Этуаль» побывали в Балтийском и Северном морях, на Канарских островах, многократно пересекали Средиземное море и Бискайский залив.
В 1994—1995 годах они прошли капремонт и тимберовку (замену древесных подробностей) корпуса, по окончании чего снова вступили в строй. Не обращая внимания на более чем 70-летний возраст, элегантные белые парусники несут океанскую вахту сейчас.
* * *
в течении продолжительной работы внешний вид парусников «Белль Пуль» и «Этуаль» изменялся незначительно.
Ручной брашпиль со временем заменили электрическим, в помещении камбуза ликвидировали одну дверь, много раз усовершенствовали шлюпки средства (и спасательные плоты)… В 1970-е годы суда оснастили навигационными радиолокационными станциями; тогда же ветхие дизели заменили новыми 245-сильными (но, последнее на вид шхун никак не повлияло).
И что любопытно: все переделки на обоих судах происходили синхронно, так что «Белль Пуль» и «Этуаль» на всех этапах собственной карьеры друг от друга ничем фактически не отличались. Они были не просто систершипами, а систершипами-близнецами.
Окраска.
Надводный борт, крыши надстроек, комингсы, фальшборт и салинги (изнутри)— белые; основание фальшборта и подводная часть корпуса (палубный стрингер) — зеленые; кнехты, киповые планки, якоря, цепи и цепные стопоры — тёмные; рангоут, стенки надстроек, световые люки, тамбуры и трапы сходных трапов—чёрное дерево; палубный настил — яркое дерево.
С. БАЛАКИН