Океанский патруль

Океанский патруль

Ни для кого не секрет, что боевые суда — это не только средство ведения войны на море. И в мирной судьбе военно-морскому флоту приходится решать широкий круг задач — осуществлять охрану акватории, вести борьбу с нарушителями национальной границы, делать дипломатические миссии, «показывать флаг» и демонстрировать мощь собственной страны в «тёплых точках» планеты.

В десятнадцатом веке многие большие державы, а особенно Англия и Франция, много строили парусно-мореходные канонерки и винтовые шлюпы специально для работы в собственных колониях. Позднее у США показались суда береговой охраны, у скандинавских государств — суда охраны рыболовства…

Все эти суда, довольно часто обобщенно именуемые патрульными, создавались не для боя с равноценным соперником — реально использовать собственный оружие им иногда доводилось только против пиратских джонок, шхун контрабандистов да взбунтовавшихся туземцев на каком-либо тропическом островке. Исходя из этого их боевые характеристики (оружие, скорость хода, броневая защита) смотрелись весьма робко.

Куда более ответственное значение для патрульных судов имели дальность плавания, мореходность, хорошие условия обитания в жарком (либо, напротив, арктическом) климате. На исполнение эскортных задач их ни при каких обстоятельствах не ориентировали, и исходя из этого очень бессчётные суда для колониальной и пограничной работы в рамках настоящей серии статей не рассматривались.

Но по мере того, как корветы и фрегаты зарубежных флотов неспешно преобразовывались из эскортных боевых единиц в универсальные, совершить грань между некоторыми и ними патрульными судами становилось все тяжелее. Очень характерный пример: являвшаяся независимой структурой (другими словами не входившая в состав ВМФ) Береговая охрана США (U.S. Coast Guard) в 1967 — 1972 годах пополнилась 12 современными сторожевыми судами типа «Хэмилтон».

По сложившейся традиции они классифицировались как «куттеры» (катера), но практически являлись полноценными фрегатами полным водоизмещением более чем 3000 т. Их комбинированная силовая установка, складывавшаяся из двух 12-цилиндровых дизелей и двух газовых турбин компании «Пратт энд Уитни», снабжала очень высокую скорость хода — 29 узлов. Любопытно, что «Хэмилтон» стал первым в Соединенных Штатах большим боевым кораблем с газотурбинной энергетикой; второй таковой эсминец — «Спрюенс» вступил в строй только восемь лет спустя.

Но, и по многим вторым параметрам «Хэмилтон» смотрелся современнее, чем его ближайшие «родственники» из состава американского ВМФ. Успешная компоновка разрешила разместить на корабле просторную ВПП для вертолета, а ангар запрятать между двумя разнесенными по бортам дымовыми трубами. Благодаря применению алюминиевых сплавов удалось обеспечить большую высоту надводного борта и хорошую мореходность.

А среди бессчётных технических новинок нельзя не отметить необыкновенное оборудование ходовой рубки — в частности, управление кораблем осуществлялось не классическим штурвалом, а рычагом-джойстиком. Наконец, красивый силуэт «Хэмилтона» в 60-х годах прошлого века казался настоящим прорывом в корабельной архитектуре, предвосхитившим эстетику судов нового поколения — поколения ракетоносцев-универсалов.

Действительно, новейшие технические ответы в конструкции нового «куттера» пара контрастировали с его очень архаичным оружием. Не считая в полной мере современных торпедных аппаратов ПЛО и вертолета, «Хэмилтон» оснащался универсальной 127-мм пушкой довоенного примера и парой устаревших бомбометов «Хеджехог».

Только на протяжении модернизации, совершённой в 1985 —1993 годах, все суда серии оснастили новыми совокупностями управления огнем, радиолокационными станциями, средствами радиоэлектронной борьбы, а ветхую артиллерию заменили 76-мм автоматической артустановкой «ОТО-Мелара» и шестиствольным 20-мм зенитным артиллерийским комплексом «Вулкан-Фаланкс». Помимо этого, пять единиц вооружили противокорабельными ракетами «Гарпун». Так, фрегаты стали многоцелевыми.

Единственным их недочётом стало то, что переделанный удлинённая надстройка и телескопический ангар в носу пара сломали внешний вид корабля, сделав его силуэт не столь гармоничным, как раньше.

В связи с неуклонным ростом цены кораблей ВМФ создание их упрощенных аналогов для работы в мирное время становилось все более и более актуальным. Недавно за границей появился новый класс «патрульных судов открытого моря», либо сокращенно OPV (Offshore Patrol Vessels).

В большинстве случаев, это достаточно большие, размером с фрегат, мореходные суда, вооруженные только легкой артиллерией, но в обязательном порядке несущие на борту вертолет. Скорость хода у них в большинстве случаев образовывает порядка 20 — 22 узлов. Конструктивно OPV соответствуют разработке гражданского судостроения, что разрешает сэкономить не только на «начинке», но на самой «коробке» корпуса.

117.

Корабль береговой охраны «Хэмилтон», США, 1967 г.

Выстроен на верфи в Нью-Орлеане. Водоизмещение полное 3050 т. Протяженность громаднейшая 115,2 м, ширина 13,1 м, осадка 6,1 м. Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 43 000 л.с., скорость 29 узлов.

Оружие: одна 127-мм артустановка, два 20-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата, два бомбомета «Хеджехог», один вертолет. Всего в 1967 — 1972 гг. выстроено 12 единиц.

118. Патрульный фрегат «Тетис», Дания, 1991 г.

Выстроен на верфи в Свенборге. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 3500 т. Протяженность громаднейшая 112,5 м, ширина 14,4 м, осадка 6 м. Мощность одновальной дизельной установки 10 800 л.с., скорость 20 узлов. Оружие: одна 76-мм автоматическая артустановка, два 20-мм автомата, два бомбосбрасывателя, один вертолет. Всего в 1991 — 1992 гг. выстроено 4 единицы.

119. Фрегат «Флореаль», Франция, 1992 г.

Выстроен на верфи в Сен-Назере. Водоизмещение стандартное 2600 т, полное 2950 т. Протяженность громаднейшая 93,5 м, ширина 14 м, осадка 4,3 м. Мощность двухвальной дизельной установки 8820 л.с., скорость 20 узлов. Оружие: две ПУ ПКР «Экзосет» ММ-38, два ЗРК «Мистраль», одна 100-мм автоматическая артустановка, два 20-мм автомата, один вертолет.

Всего в 1992 — 2001 гг. выстроено 8 единиц, а также две для Марокко.

120. Патрульный корабль «Виджилент», Маврикий, 1996 г.

Выстроен на верфи в г. Талькауано (Чили).

Водоизмещение стандартное 1350 т, полное 1650 т. Протяженность громаднейшая 75 м, ширина 14 м, осадка 3,9 м. Мощность двухвальной дизельной установки 11 530 л.с., скорость 22 узла. Оружие: одна спаренная 40-мм автоматическая артустановка, два пулемета, один вертолет. Всего выстроено две единицы: одна в Чили — для о.Маврикий и одна в Англии — для Ирландии.

На данный момент патрульные суда класса OPV имеется во флотах многих государств.

Большая часть их очень обыкновенны и особенного интереса не воображает. Но среди них видятся и воистину неповторимые экземпляры. К примеру, выстроенное в первой половине 90-ых годов двадцатого века в Японии судно береговой охраны «Сикисима» в самый раз назвать чуть ли не крейсером! Еще бы: при полном водоизмещении 9350 т оно имеет скорость хода 25 узлов, а в его ангаре умещаются два тяжелых вертолета «Супер Пума».

Не смотря на то, что штатное оружие корабля состоит только из 35-мм и 20-мм автоматов, на нем зарезервировано место под установку других систем оружия, а также ракетных. Кстати сообщить, «Сикисима» в полной мере может принимать во внимание и полноценным эскортным кораблем, поскольку на работе он специализируется на сопровождении транспортных судов, транспортирующих радиоактивные материалы и отработанное горючее АЭС.

Воображают патрульные фрегаты и интерес типа «Тетис», выстроенные в 1991 — 1992 годах Данией для собственных ВМС. Они стали преемниками судов охраны рыболовства, бывших очень распространенными в скандинавских государствах в течение продолжительного времени. «Тетис» отличается от своих предшественников более большими размерами и в полной мере «боевым» внешним видом. По водоизмещению он в 2,5 раза превосходит датский многоцелевой фрегат «Нильс Юэль» (см. «Моделист-конструктор» № 2 за 2005 год).

Не смотря на то, что состав оружия «Тетиса» достаточно скромный, наличие вместительного ангара, современной радиоэлектроники и буксируемой гидроакустической станции делает его в полной мере универсальным фрегатом— действительно, уступающим практически всем собственных «одноклассников» по скорости хода.

Еще ближе к полноценным боевым фрегатам французские суда типа «Флореаль». Они создавались специально для несения работы в отдаленных «заморских территориях», в основном тихоокеанских.

Считается, что в территориях пониженного риска, где значительного противодействия со стороны соперника не предвидится, патрульные фрегаты типа «Флореаль» смогут решать каждые задачи — от ударов по надводным объектам и охоты за подводными лодками до осуществления десантных проведения и операций эвакуации гражданского населения. Из этого и очень необыкновенные ответы в конструкции самого корабля — к примеру, соседство зенитных и противокорабельных ракет с просторными трюмом и жилыми помещениями для перевозки 100 т груза…

Не обращая внимания на достаточно замечательное для патрульного корабля оружие, боевую информационно-управляющую совокупность на «Флореаль» решили не ставить — в целях экономии. По сообщениям зарубежной прессы, постройка каждого французского фрегата обошлась приблизительно в три раза дешевле, чем полноценного боевого корабля подобного водоизмещения. Ну а «продвинутый» фрегат «Лафайет» по большому счету стал дороже раз в семь-восемь.

Всего для французских ВМС в 1992 — 1994 годах было выстроено шесть фрегатов типа «Флореаль»; позднее заказ еще на два корабля поступил от правительства Марокко Последние вместо 100-мм орудий вооружались 76-мм артустановками «ОТО-Мелара».

Среди патрульных судов меньших размеров нельзя обойти вниманием необыкновенный по дизайну «Виджилент», плавающий под флагом маленького островного страны Маврикий.

Это по-истине интернациональный проект: его чертежи разрабатывались в Канаде, а постройка велась в Чили — так, проектировщик, заказчик и строитель пребывали на трех различных континентах! Изюминками корабля стали надстройки, выполненные под впечатлением концепции «стэлс», и малое отношение длины к ширине (чуть больше, чем 5:1). Последнее разрешило при довольно маленьком водоизмещении разместить на борту легкий вертолет.

Кроме патрульной работы, «Виджилент» может употребляться в роли океанского спасателя — с целью этого он оснащен мощными средствами и буксирным устройством пожаротушения. Корабль вступил в строй во второй половине 90-ых годов XX века. Позднее по его проекту в Англии выстроили подобный корабль «Ле Руазен» для береговой охраны Ирландии, но вместо взлетно-посадочной площадки на нем оборудовали надстройку с дополнительными помещениями для экипажа.

Ну, и напоследок мало личных впечатлений. Автору этих строчков довелось побывать на борту двух патрульных фрегатов, о которых шла обращение выше, — датском «Хвидбьернене» (типа «Тетис») и французском «Нивозе» (типа «Флореаль»). Первое, что сразу же кидается в глаза при их посещении, — широкие коридоры, комфортабельные каюты и просторные салоны, оснащенные личными кондиционерами.

Среди экипажа большое количество дам. В поведении моряков и их неторопливой «вальяжности» совсем не чувствуется культивирующейся в отечественном флоте военной осанки, не смотря на то, что порядок и чистота во внутренних помещениях практически совершенные. Нечайно появляется чувство, словно бы находишься не на боевом корабле, а на круизном лайнере…

Но, на Западе все это уже никого не удивляет. В том месте в далеком прошлом убедились, что для океанской патрульной работы в мирное время удачнее иметь удобные и недорогие в эксплуатации «полувоенные» суда, чем применять с той же целью напичканные электроникой и оружием дорогостоящие фрегаты либо эсминцы. Для значительной экономии возможно согласиться с тем фактом, что при глобальной ядерной войны сокровище таких судов окажется близкой к нулю.

С. БАЛАКИН

Пикуль Валентин — Океанский патруль. Аскольдовцы

Статьи, которые будут Вам интересны: