Почему затонул лайнер costa concordia

Почему затонул лайнер costa concordia

    операции по спасению начинаются, в большинстве случаев, с того, что пострадавшее судно освобождают от всех запасов горючего. Дело не только в том, что это горючее представляет собой экологическую угрозу, но и в том, что его вес будет мешать при подъеме судна

В пятницу 13 января нынешнего года в 21:15 на капитанский мостик круизного судна Costa Concordia зашел Антонелло Тьеволи, служивший на корабле метрдотелем. Через широкие иллюминаторы Тьеволи имел возможность видеть, как к судну приближаются мерцающие огоньки его малой отчизны — острова Гильо.

Капитан Франческо Скеттино знал, что на острове живет сестра Тьеволи, и потому пригласил его на мостик, в то время, когда судно проходило мимо этих берегов. 13 ярко освещенных палуб Costa Concordia имели возможность затмить любой источник света на Гильо, а число людей на борту (4200) в четыре раза превосходило все население острова.

Капитан отклонился от установленного замыслом курса — плавучая махина длиной 286 м сейчас была на четыре мили ближе к острову, чем следовало. Сведущие люди говорили позже, что на лайнерах компании Costa это было особенной традицией — приветствовать популярного у экипажей отставного капитана Марио Паломбо, тогда как судно проходило мимо его дома на острове Гильо. Корабль, сбавивший было движение, пока Скеттино сидел за ужином, сейчас разогнался до 16 узлов.

На расстоянии меньше мили от берега такая скорость граничит с громадным риском.

В распечатке маршрута возможно было прочесть о том, что судно пройдет рядом от острова, но мало кто из 3200 пассажиров наблюдал сейчас на море. Всего за два часа до этого Costa Concordia вышла из порта Чивитавеккья, морских ворот Рима, и пассажиры лишь начали осваиваться в новой курортной обстановке. Перед тем как отправиться на назначенное на 21:30 выступление иллюзиониста Мартина-Колдуна, жительница Миннесоты Ронда Розентол зашла в собственную каюту.

Она выглянула в иллюминатор и увидела на море белые барашки. «Волны вздымались достаточно высоко, а чуть поодаль возможно было рассмотреть какие-то огоньки, — вспоминает Розентол. — Тогда мне показалось, что или мы идем как-то уж весьма скоро, или берег совсем рядом».

Капитан Скеттино связался с Паломбо и выяснил, что его учитель и друг сейчас пребывает на материке в собственной зимней квартире. Но обратного пути уже не было — судно спешило прямо на скалистый берег.

21:40 отклонение от курса

Современные круизные суда оборудованы навигационными совокупностями на базе GPS, каковые всегда отслеживают положение лайнера и выводят эти на экран. В случае если совокупность обнаруживает какое-либо отклонение от заданного маршрута, она включает сигнал тревоги. «В полной мере быть может, что для совершения незапланированного маневра Скеттино на время отключил аварийную сигнализацию, — говорит Тед Томпсон, бывший капитан береговой охраны США, а сейчас старший вице-президент по техническим и юридическим вопросам в Интернациональной ассоциации круизных линий. — Вырубив автоматику, он имел возможность руководить судном в ручном режиме, надеясь на личные глаза».

На мостике имелось и второе оборудование, которое должно было предотвратить экипаж, в случае если, само собой разумеется, он обращал на эти сигналы внимание. «Все суда оснащены эхолотами, каковые информируют, сколько остается воды под килем, — говорит Джордж Борлас, эксперт и корабельный инженер в вопросах судоходства, — но в конце дня обычно антропогенный фактор оказывается посильнее техники».

Скеттино говорит, что корабль, по его представлениям, был более чем в полумиле от берега. Это, само собой разумеется, через чур близко, в случае если сверяться с инструкцией, но об опасности сказать было еще рано. Позже эти спутниковой навигации продемонстрировали, что до берега осталось менее 300 м.

В 21:45 все на судне уже знали, что произошла какая-то неприятность: судно тряхануло, и пассажиры услышали громкий скрежещущий звук. Позже кое-какие сравнивали пережитое с легким землетрясением.

Розентол наблюдала выступление иллюзиониста, в то время, когда почувствовала, что «судно качнулось и словно бы бы дало задний движение». Она было поразмыслила, что это эффект, предусмотренный сценарием, пока не заметила, что сцена безлюдна. «Я искала взором, куда имел возможность деться фокусник, но он просто исчез». Сейчас судно столкнулось с громадной гором рифа Ле Сколе рядом от острова Гильо.

Через пара секунд лампочки замигали и погасли. Розентол вместе с сестрой (сестра — офицер армии США, служащая в Афганистане и проводившая в круизе отпуск) отправились в собственную каюту, планируя поспать. По крикливой связи всем сказали, что появились технические неприятности с генераторами, и дали обещание скоро вернуть энергоснабжение.

Удар о гора стал причиной тому, что на протяжении левого борта появилась пробоина длиной 48 м. Забортная вода хлынула вовнутрь корабля через дыру длиной с олимпийский бассейн, заполняя собой три из семи отделенных друг от друга влагонепроницаемыми переборками отсеков. Генераторы поднялись наглухо. Costa Concordia попала в важную беду.

Суда, выстроенные по окончании 2010 года, при затоплении трех отсеков уже не опрокинулись бы, как это случилось с Costa Concordia. В 2008 году в Интернациональной морской организации при ООН были созданы новые стандарты строительства, требующие, дабы судно сохраняло остойчивость при затоплении более двух отсеков. Costa Concordia, сданная в эксплуатацию в 2005 году, соответствовала только устаревшим стандартам безопасности 50-летней давности.

Через пара мин. по окончании удара включилось мерцающее аварийное освещение. Судно, которое неспешно уносило от острова, начало крениться на левый борт. Но члены экипажа твердили пассажирам, что обстановка находится под контролем.

21:49 Корабль без кормчего

Лет десять с лишним назад и в грузовом, и в пассажирском судоходстве были введены новые правила, нацеленные на более действенные действия экипажа в чрезвычайной обстановке. Сущность новшеств — в предварительном планировании всех нужных действий, чтобы в обстановке ЧП они проводились стремительнее и более организованно. Таковой регламент базировался на продуманной иерархии подчинения, которая распределяет ответственность в кризисной обстановке.

Эта мысль не выдержала опробования в ночном мраке пятницы 13-го. В случае если исходить из имеющихся отчетов и видеокадров, снятых на мостике сразу после столкновения, создастся чувство, что капитан не руководил чьей-либо деятельностью и по большому счету не ощущал себя начальником.

«Судно было обречено из-за полного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития обстановки», — говорит капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии.

В 90 милях к северу ночная вахта на должности итальянской береговой охраны в Ливорно взяла первое предупреждение от полиции. Милицейским начали поступать тревожные звонки от граждан, чьи родственники сейчас пребывали на борту лайнера. Суть звонков сводился к тому, что на судне, находящемся рядом, появились какие-то трудности.

Капитан итальянской береговой охраны Грегорио Де Фалько позвонил на ходовой мостик Costa Concordia, где ему сказали, что «все в порядке, легко имеется технические неприятности». О огромной пробоине в левом борту не было сообщено ни слова.

Принимая в трюмы все больше забортной воды, Costa Concordia стала приобретать страшный крен. Тарелки и столовые устройства падали со столов, прочая мебель и сервировочные столики съезжали по палубе к стенкам. Из кают начали выходить пассажиры в спасательных жилетах и пижамах. Появилась толкучка, и воцарилась неразбериха.

Как выяснилось, туристы не знали, где расположены спасательные шлюпки, к каким они приписаны. Такую данные в большинстве случаев информируют на первых же учениях, каковые надеется совершить не позднее чем через 24 часа по окончании отбытия в круиз. Но шли самые первые часы плавания, и 696 пассажиров просто не знали, куда им двигаться.

Члены экипажа, появлявшись без необходимой информации и руководства, просили пассажиров оставаться на местах. «В данной ситуации команда пребывала в таком же неведении, как и пассажиры», — говорит Джон Конрад, капитан торгового судна и основатель посвященного морской практике сайта gCapitan.

22:15 трагедия

При заглохших основных дизелях Costa Concordia дрейфовала еще около часа. Эти GPS говорят о том, что скорость лайнера упала практически до нуля. «В то время, когда судно не имеет поступательной скорости, руководить им нереально», — растолковывает Харри Болтон. Действительно, у Скеттино оставались еще дополнительные возможности. «На судне имеется вспомогательные двигатели, снабжающие некий резерв мощности.

В большинстве случаев их располагают на верхних палубах, дабы обезопасить от вероятного затопления», — говорит Болтон.

Приблизительно через 30 мин. по окончании удара капитан, "Наверное," постарался применять данный резервный двигатель, дабы разрешить войти в движение носовые подруливающие устройства. В большинстве случаев их задействуют при причаливании, но Скеттино, вероятнее, решил применять последнюю возможность, дабы подогнать судно к берегу. Весьма возможно, что именно этот маневр помог спасти человеческие судьбы, но он же стал причиной непредвиденным последствиям. «Капитан стремился довести Costa Concordia до мелководья, рассчитывая, что, выкинув судно на мель, он поставит его на ровный киль, — рассуждает Болтон, — но в собственных расчетах Скеттино совершил ошибку».

Нэнси и Марио Лофаро из Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, испугавшись при виде накрененной палубы, побежали в собственную каюту, дабы прихватить спасательное снаряжение и одежду. До тех пор пока они бежали по коридорам, судно накренилось еще больше. «Мы услышали громкий шум, — говорит Нэнси, — и все около начало падать на пол и разбиваться». Сейчас Costa Concordia налетела на прибрежную отмель и сейчас готовься опрокинуться.

22:58 Промедление смерти подобно

Капитан дал официальный приказ покинуть судно. В соответствии с уставу, от этого приказа до спуска на воду всех 26 спасательных шлюпок должно преодолеть не более 30 мин.. Но команда почему-то замешкалась, и спасательные работы пошли наперекосяк.

К этому времени Costa Concordia имела крен более 20 градусов, так что кое-какие из висящих по бортам шлюпок применять было уже нереально.

Розентол и ее сестра появились в одной из шлюпок, каковые были построены первыми. К пирсу острова Гильо они причалили в 23:14. В том месте к ним сходу бросился спасатель-доброволец прося дать собственные жилеты.

С лайнера информировали, что около 500 пассажиров трагедия застала врасплох, и они не смогли забрать спасжилеты из собственных кают.

Приблизительно в 23:30 Скеттино спустился в спасательную шлюпку (как говорит он сам, «упал в шлюпку»), и его повезли к берегу. За спиной он покинул собственный сотни и судно пассажиров. Имеется сообщения, что другие офицеры из команды «Конкордии» последовали его примеру, не смотря на то, что были и такие, кто занимался доставкой пассажиров на берег.

Нэнси Лофаро вспоминает, как страшно было ожидать в спасательной шлюпке, пока матросы мешкали с ее спуском. «Из-за предельного крена спускать шлюпки на воду было практически нереально. Шлюпка все время колотилась о борт лайнера, — говорит она. — Сидящие в люди непрерывно кричали».

Скеттино посадил Costa Concordia на мель в таком месте, где глубина составляла приблизительно 13 м. В то время, когда судно, наконец, завалилось на борт, десятки людей выпрыгнули либо выпали в воду. Кое-какие из них были в вечерних костюмах. Температура воды составляла около 14 °C.

В таковой воде конечности теряют подвижность за считанные 60 секунд, а менее чем через час наступает смерть от переохлаждения.

00:42 Эпилог драмы

Сейчас вертолеты итальянской береговой охраны засекли место крушения по передаваемым навигационной совокупностью корабля координатам. Появлявшихся в воде искали с воздуха посредством инфракрасных камер. Более 100 человек еще удерживались на палубах выше уровня воды — им пилоты вертолетов скинули особые ремни, дабы возможно было к чему-нибудь пристегнуться.

Офицер береговой охраны Де Фалько дозвонился до Скеттино по мобильному телефону. Пограничник "настойчиво попросил", дабы капитан возвратился к своим обязанностям, но получил отказ в самой окончательной форме. «Быть может, ты и спас собственную шкуру, но ты у меня за все заплатишь», — прокричал по телефону Де Фалько.

Перечень жертв при крушении Costa Concordia достиг 32 человек (включая двоих пропавших без вести). Скеттино обвиняется в непредумышленном убийстве, под следствие кроме этого попали его первый ассистент, пара членов экипажа и кое-какие чиновники компании Costa.

Разбирая действия экипажа Costa Concordia, тяжело сходу формулировать советы, каковые разрешили бы избежать аналогичного в будущем. Действительно, один урок уже извлечен: учения со спасательными шлюпками на прогулочных лайнерах проводятся до, а не по окончании отплытия в круиз.

Смерть «Титаника», какое количество бы ни говорили о людских неточностях, повлекших за собой трагедию, стала в первую очередь предостережением от безоговорочной веры в технику. Случай с лайнером Costa Concordia заключает в себе иную мораль: не следует через чур доверять тем важным лицам, каковые полагают, словно бы ваша безопасность не требует от них никаких упрочнений.

Хроника

    D
    Остров Гильо, Италия

А. Франческо Скеттино увел корабль минимум на 4 мили от заданного курса, дабы поприветствовать сотрудника на берегу. Такое капитан проделывал и раньше. Скорость судна наряду с этим достигла 16 узлов — для маневров вблизи берега это через чур много.

В. Левым бортом судно зацепило за гора в 300 м от берега острова Гильо. Это произошло на скорости 15 узлов, и в итоге борт судна был вспорот на длину 48 м.

С. Вода залила судно, и основная силовая установка вышла из строя. Резервные мощности капитан задействовал чтобы, включив носовые подруливающие устройства, выкинуть судно на мель. Из-за малой осадки лайнер взял громадной крен.

D. Крен Costa Concordia был так велик, что кое-какие из спасательных шлюпок были недоступны. Спуск на воду остальных также превратился в весьма сложную задачу. «Отечественная шлюпка продолжительно висела и колотилась о борт лайнера, — говорит пассажирка Нэнси Лофаро. — Люди в шлюпке непрерывно кричали». Фото шлюпки (внизу) Нэнси сделала посредством собственного мобильного телефона.

Выйдя на мелководье, судно легло на борт. Последний пассажир покинул Costa Concordia приблизительно в 3 часа утра.

В данный сутки пассажиры Costa Concordia взошли на борт, дабы совершить увеселительную прогулку на протяжении западной части береговой полосы Италии (карта развернута так, дабы эргономичнее было продемонстрировать продвижение судна). Развлечение превратилось в катастрофу, в то время, когда судно зацепилось за гора (ее фрагмент так и остался в пробоины).

Как была создана эта схема 10 лет назад новые правила предписали оборудовать морские суда передающими устройствами (транспондерами), каковые всегда сообщали бы координаты и скорость корабля всем окружающим судам, находящимся в пределах досягаемости радиоволн УКВ-диапазона. Позднее голландская компания Quality Positioning Services начала установку береговых станций, каковые принимают и записывают эти сигналы. Так создаются архивы траекторий перемещения судов.

Вышеприведенная схема была нарисована в редакции Popular Mechanics на основании данных, взятых от QPS. Береговые приемники фиксировали сигналы каждые пять секунд.

ТТХ КОРАБЛЯ

Протяженность: 286 м // Высота: 53 м // Количество спальных мест для пассажиров: 3780 // Экипаж: 1100 человек // Двигатели: дизель-электрическая силовая установка на 42 МВт // Винты: спаренные с постоянным шагом // На фото — капитан «Конкордии» Франческо Скеттино

Роковой рейс

«Судно было обречено из-за полного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития обстановки», — уверен капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии.

Как выжить в морском круизе

Обживаясь в собственной каюте, в первую очередь выясните, где находится спасательный жилет. Попытайтесь его надеть и снять. Определите, где еще на судне сохраняются спасжилеты. На случай, в случае если вырубят освещение, запаситесь парой фонариков.

Сами разберитесь, где висит шлюпка, к которой приписаны вы лично.

Как судно будут поднимать: сперва на компьютере

Как спасатели будут ставить на ровный киль легшее на борт судно водоизмещением 114 500 т? «на данный момент, в то время, когда новое судно сдается в эксплуатацию, к нему прилагаются все чертежи в электронном виде, и все расчеты остойчивости, — говорит президент Американской ассоциации по подъему затонувших судов Тим Бивер. —Располагая таковой документацией, мы можем смоделировать подъем судна на компьютере». Размещенные на берегу и на плавкранах гидравлические лебедки, натягивая цепи (голубые и оранжевые линии), выправляют крен судна. Наряду с этим потравливаются страховочные тросы (продемонстрированы желтым), каковые не разрешат судну через чур очень сильно откачнуться в противоположную сторону.

Статья «Хроника смерти лайнера» размещена в издании «Популярная механика» (№116, июнь 2012).

<

h4>

Конкордия. Год спустя. 13 января 2012

Статьи, которые будут Вам интересны: