Прямые наследники по имени

Прямые наследники по имени

Немцы перешли к бортовому бронированию собственных лёгких крейсеров фактически в один момент с будущим соперником — британцами. Долгая череда германских бронепалубников завершилась в 1910 году, в то время, когда на стапелях Бремена, Штетина и Вильгельмсхафена заложили четвёрку принципиально новых судов. Не смотря на то, что они так же, как и прежде носили имена германских городов и имели всего на 300 — 400 т большее водоизмещение, чем предшественники — «кольберги»,различий у новых и ветхих «штадтов» выяснилось намного больше, чем сходства.

Корпус стал более стройным. удлинившись на шесть метров и в один момент «похудев в миделе» на 0,4 м, а заодно приобрёл новые, более идеальные обводы итог тщательной отработки моделей в опытовом бассейне. Мощность новых турбин превысила 30 тысяч л.с., что разрешило без особенных сложностей достигнуть 27 узлов: как минимум, на два узла больше, чем их английские ровесники — «тауны».

Стремительность подчёркивали четыре достаточно солидные и легко отклонённые к корме трубы (все предшественники имели не более трёх), заодно придававшие «немцам» очень внушительный вид. Но главные новшества оставались невидимыми для глаз наблюдателя. Кроме турбин, наконец, совсем утвердившихся на судах кайзера, самоё существенным из них являлось введение бортовой брони в виде протяжённого (более 3/4 длины), не смотря на то, что и достаточно узкого пояса из 60-мм никелевой брони.

В первый раз немцы ВКЛЮЧИЛИ брневой пояс в силовую схему корпуса, что разрешило заметно снизить неспециализированную массу. Помимо этого, комплект корпуса производился по так называемой продольной совокупности, в то время, когда главные нагрузки на корпус принимали на себя как раз бортовые страницы брони усиленной обшивки и стрингеры.

До этого продольную совокупность комплекта использовали лишь для маленьких кораблей ВМФ, по большей части эсминцев. Нужно заявить, что конструкторы столкнулись с массой сложностей, а кое-какие критики прогнозировали, что подобная силовая схема долгого узкого корпуса выйдет непрочной и он просто разломится на сильном беспокойстве.

Но германским инженерам удалось урегулировать все вопросы, причём так удачно, что применение брони в конструкции корпуса и продольная совокупность комплекта неспешно стали стандартными на всех флотах. Польза в массе была очень заметной. Список нужных новшеств возможно излагать продолжительно, отметим только кроме этого ставшую потом классической скошенную «крейсерскую» корму, разрешавшую, например, сбрасывать мины без риска повредить личный корабль.

Пояс по ватерлинии дополнялся броневой палубой, имевшей 40-мм скосы, спускавшиеся к его нижней кромке. Такая комбинация снабжала весьма важную защиту механизмов и погребов, более значительную, чем у стандартной английской схемы (принятой на «Аретьюзе» и типе «С»).

Кроме большей действенной толщины, «немцы» имели полную бронепалубу, дополнительно предохраняемую верхней частью пояса, в то время как у британцев средняя часть корпуса представляла собой необычную «яму» с броневыми стенками, прикрытую сверху только узким настилом. Ясно, что в неё на громадной расстоянии в полной мере имел возможность залететь случайный боеприпас, падающий под громадным углом, и нанести фатальные повреждения.

То, что за всю войну этого ни разу не случилось, обусловлено частично везением, частично тем. что взрыватели снарядов корабельных орудий просто не были вычислены на столь громадное замедление. В любом случае, германская схема защиты являлась более продуманной. Не напрасно устрашённые англичане, не взявшие точных сведений о бронировании собственных новых соперников и ограничивавшиеся отрывочными разведывательными данными, думали, что те имеют 100-мм бортовую броню.

Не смотря на то, что простые подсчёты говорят о том, что для того чтобы сочетания качеств в корабпе водоизмещением менее 5000 т при столь громадной скорости достигнуть было легко невозможно!

Так или иначе, «его» сотоварищи и Магдебург были такими удачными, что послужили прототипом для всех последующих лёгких крейсеров флота кайзера Вильгельма.

Их водоизмещение неспешно возрастало от серии к серии, причём прирост употреблялся по большей части для повышения мощности турбин, а потом ещё и на усиление оружия. «Карлсруэ» и «Росток» смогли развить на опробованиях уже 28,5 узла. Они еще успели войти в строй до начала Первой Мировой. А вот «Регенсбург» и «Росток» подняли знамёна уже под грохот пушек.

Германия совместно со собственными новыми крейсерами попала в «мировую мясорубку», с тем дабы, в итоге, всецело их лишиться.

Но пока жертвами стали бывший партнёр «дядюшки Вилли», русский император Николай II и отечественная Российская Федерация. Без излишних эмоций и зазрения совести немцы конфисковали два заказанных лёгких крейсера. «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской».

Потому, что 130-мм орудия предполагалось установить при достройке в Российской Федерации, их вместо того вооружили 150-миллиметровками и ввели в состав собственного флота как «Пиллау» и «Эльбинг». Опыт был успешным, и было решено усилить артиллерию собственных судов, до того ограничивавшихся двенадцатью 105-мм скорострелками, красивыми орудиями, но вряд ли подходящими для сражений с так же добротно одетыми в броню британскими крейсерами типа «С».

Исходя из этого очередная пара «штадтов», «Висбаден» и «Франкфурт», взяла восемь тяжёлых 150-мм пушек, не считая пары 88-мм зениток. На первый взгляд они помой-му в два раза превышали по мощи собственных соперников (первые суда типа «С» кроме того по окончании модернизации несли в лучшем случае лишь четыре шестидюймовки), но практически преимущество являлось далеко не столь большим.

Британцы имели возможность выставить в бортовом залпе все собственные орудия, в то время как на «висбаденах» в один момент на борт стреляли лишь пять пушек из восьми. Но, на корабле водоизмещением чуть больше 5000 т одиночные установки в таком количестве чуть ли было вероятно разместить более успешным образом.

Не обращая внимания на явный недочёт современных крейсеров, с постройкой «Висбадена» и «Франкфурта» уже не через чур спешили: приоритет отдавался вторым классам боевых судов, представлявшимся тогда более насущно нужными. Однако в осеннюю пору 1915 года они вступили в строй и успели поучаствовать в главном морском сражении войны — Ютланде. А вот следующей четвёрке, заложенной уже по окончании начала военных действий, повезло меньше.

Первые единицы из их числа вступили в строй лишь в конце 1916 года, а последний. «Нюрнберг», — в начале следующего. 1917-го. Общий ход дел отыскал собственное отражение в заглавиях: все четверо стали «тёзками», наречённые именами крейсеров, погибших в первые годы войны на морских просторах. К их заглавиям добавилась скромная двойка в скобках, а «Эмден (II)» заодно авансом взял Железный крест в честь собственной известного «тёзки».

Водоизмещение «наследников» возросло практически до 5500 т. не смотря на то, что вооружение и схема бронирования не изменились. В очередной раз увеличилась мощность турбин. каковые на «Карлсруэ» уже оборудовались зубчатым редуктором и развили мощность более чем 55 тысяч л.с. Любопытно, что при таковой силище скорость однако не достигла 28 узлов. Немцы растолковывают это тем, что. в связи с армейскими опасностями и условиями атак подлодок, опробования было нужно проводить на мелководье.

Инженеры подсчитали, что где-нибудь в Северном море они имели возможность бы разогнаться до 29 узлов — «паспортного» показателя их основных соперников, кроме этого неспешно «обраставшего мускулами».

В это же время, счётчик утрат германских крейсеров щёлкал , отмечая очередную жертву, и управление флота настояло на закладке новой серии, предназначенной заменить отправившиеся на дно «штадты».

Всего в 1915 году решили заложить целый дюжина «наследников» (с запасом на будущие утраты?), но движение войны вмешался в их судьбу самым ожесточённым образом Реально строить начали лишь семь, имевших всё те же привычные имена: «Кёльн», «Висбаден», «Дрезден», «Магдебург», «Лейпциг», «Росток» и «Фрауэнлоб», но спустить на воду до окончания боевых действий удалось лишь первые шесть, а ввести в строй только два, второй «Кёльн» и второй «Дрезден». Причём лишь в начале 1918 года, в то время, когда результат морской войны стал уже достаточно очевидным и совсем неутешительным для Германии.

Четырёхлетняя борьба на морских просторах заканчивалась в пользу соперника, не обращая внимания на профессионализм и несомненную доблесть германских моряков.

136. Лёгкий крейсер «Бреслау» (Германия, 1912 г.)

Строился компанией «Вулкан» в Штетине. Водоизмещение 4570 г, большая протяженность 138,7 м, ширина 13,4 м, осадка 5,12 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 33 400 п.с., скорость 2/,5 узла. Оружие: двенадцать 105/45-мм скорострельных орудий, два 500-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 60 — 20 мм, палуба 40 — 60 мм (на скосах 40 мм), щиты орудий 50 мм, боевая рубка 100 мм.

В 1912 г. выстроено 4 единицы: «Бреслау», «Магдебург», «Штрасбург» и «Штральзунд». «.Магдебург» погиб и августе 1914 г. на камнях у о. Оденсхольм, «Бреслау» — в январе 1918 г. на мине у о. Имброс. «Штрасбург» и «Штральзунд» по окончании Первой Мировой переданы, соответственно, Италии («Таранто») И Франции («Мюлуз»).

137. Лёгкий крейсер «Кёнигсберг» (Германия, 1907 г.)

Строился на верфи ВМФ в Киле.

Водоизмещение 3390 г, большая протяженность 118,3 м, ширина 13,2 м, осадка 5,2 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 12 000 л.с., скорость 23 уз. Оружие: десять 105/40-мм скорострельных орудий, два 450-мм торпедных: аппарата. Бронирование: папуба 20 — 30 мм (на скосах 30 мм), щиты орудий 50 мм, боевая рубка 100 мм.

В 1907 — 1907 гг. выстроено 4 единицы: «Кенигсберг», «Нюрнберг», «Штутгарт» и «Штетин». «Кёнигсберг» затоплен командой в июле 1915г., «Нюрнберг» погиб в бою у Фолклендских островов в декабре 1914 года, остальные сданы на слом в 1921 г.

138. Лёгкий крейсер-заградитель «Бруммер» (Германия, 1916 г.)

Строился компанией «Вулкан» в Штегине.

Водоизмещение 4385 т, большая днина 140,4 м, ширина 13,2 м, осадка 6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 33 000 п.с., скорость 28 узлов. Оружие: четыре 150/45-мм скорострельных орудия, две 88/45-мм зенитки, два 500-мм торпедных аппарата, 400 мин. Бронирование: пояс 40 мм, палуба 15 — 20 мм, щиты орудий 50 мм, боевая рубка 100 мм. В 1916 г. выстроено 2 единицы: «Брум меру» и «Бремзе».

Оба затоплены командами в Скапа-Фпоу в июне 1919г.

Вправду, как и их предшественники, новые германские лёгкие крейсера были на уникальность востребованными судами и в большинстве собственном пали на полях сражений. Из четвёрки типа «Бреслау» первым окончил собственное существование «Магдебург», прослуживший всего лишь два года.

В начале Первой Мировой ему довелось появляться в составе сил Балтийского моря, и в одном из первых набегов в отечественных водах он в тумане напоролся на горов у острова Оденсхольм. В следствии этого происшествия кроме утраты новейшего крейсера Германия понесла тяжело исчислимый, но куда более большой вред.

При появлении подоспевших русских судов команда в соответствии с простой практикой успела выкинуть за борт тайные документы, но на отмели этого выяснилось не хватает. Русские водолазы бережно извлекли со дна шифровальные таблицы, копии которых взяли не только отечественные эксперты, но и союзники-британцы.

В следствии у английского Адмиралтейства показалась редкая возможность просматривать радиограммы соперника, и во многих случаях оно выяснялось практически столь же информированным, как и германские гроссадмиралы. К примеру, факт выхода Флота открытого моря, завершившийся Ютландским боем, стал известен британцам ещё перед тем, как германские суда снялись с якоря!

Вот так отличный крейсер «Магдебург» не только погиб сам, но ещё и стал хрестоматийным примером успеха разведки и утечки информации соперника.

Не меньшую известность, но уже с явным знаком плюс приобрёл однотипный с ним «Бреслау». Прорвавшийся в начале войны вместе с линейным крейсером «Гёбен» в Турцию, он попортил много нервов отечественным морякам на Чёрном море, начиная с обстрела Севастополя.

В черноморских водах «Бреслау» всегда ускользал от менее быстроходных устаревших русских крейсеров, а иначе турецких проливов британцам было нужно сторожить вероятный выход эскадры из двух ветхих линейных кораблей, шести мониторов и 12 крейсеров. Это не помешало лихому «Мидилли» (такое наименование взял корабль при фиктивной «покупке» турками в 1914 году) совместно со своим «старшим братом» «Явузом» — «Гебеном» в январе 1918 года выбраться из Дарданелл.

Немцы напали на собственных «сторожей», стёрши с лица земли два монитора на стоянке у острова Имброс. В том месте и закончил собственный боевой путь «Бреслау», напоровшийся поочередно на пять английских мин. Такую «дозу» вряд ли имел возможность пережить и линейный корабль, так что неудивительно, что один из самых известных лёгких крейсеров отправился ко дну.

Оставшаяся пара. «Штрасбург» и «Штральзунд», прослужила совместно в составе разведывательных сил Флота открытого моря и совместно же попала по репарациям в руки «союзников второго ранга» — Италии и Франции. В отличие от американцев и англичан, каковые по окончании тщательного изучения гордо послали собственные подобные трофеи на разделку, средиземноморские соперники деятельно применяли «Таранто» и «Мюлуз».

Более того, в первые годы по окончании всемирный войны они оставались лучшими и самые современными крейсерами новых хозяев. Неудивительно, в случае если учесть, что в 1915 — 1916 годах суда прошли важную модернизацию и несли по семь 150-мм орудий и две 88-мм зенитки, другими словами ни в чём не уступали новейшим английским крейсерам типа «С». («Бреслау» кроме этого взял 150-милпиметровки, сперва в 1916 году, лишь две — в носу и в корме, а год спустя — ещё шесть.) И итальянцы, и французы почерпнули много нужного в следствии изучения и эксплуатации столь полезных для них приобретений.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
А вот ни «Карлсруэ», ни «Росток» пройти модификацию артиллерии просто не успели.

Но первый из них был самоё сильным и быстроходным из крейсеров-одиночек, действовавших на океанских просторах. «Карлсруэ» мог появляться одним из самых успешных «корсаров кайзера» и сделал важную заявку, сумев за три месяца по окончании начала военных действий потопить в Карибском море 17 торговых судов. Наряду с этим неизменно оставляя в дураках бесполезно охотившихся за ним британцев, став настоящим кораблём-невидимкой.

И внезапно совсем неожиданно на нормально шедшем по тропической водной глади корабле раздался сильнейший взрыв, пославший его на дно совместно со большой частью команды. Обстоятельство катастрофы так и осталась неизвест мой (ясно лишь, что взорвался боезапас). Англичане далеко не сходу определили о смерти корабля, ещё некое время пробуя отыскать ставший сейчас уже по-настоящему невидимым крейсер.

Они отыгрались на однотипном «Ростоке» в Ютланде, попав в него торпедой, по окончании чего корабль добили германские эсминцы. В противоположность данной паре, «Грауденц» и «Росток» благополучно взяли собственные 150-миллиметровки плюс рельсы для 120 мин и благополучно прошли всю войну «на переднем крае», в составе разведывательного отряда адмирала Хиппера. Они кроме этого достались Италии и Франции и прослужили во флотах бывших соперников под именами «Страсбур» и «Анкона» до самой Второй мировой.

Италии же достался «Пиллау» бывший «Муравьёв-Амурский». В том месте он приобрёл новое наименование — «Бари» и благополучно прослужил до сентября 1943 года, в то время, когда авиация США послала уже не имевший никакого боевого значения корабль на дно рядом от Ливорно. Однотипный «Эльбинг» не сумел пережить Ютландского сражения, где его таранил при перестроении личный дредноут «Позен», по окончании чего команде было нужно покинуть крейсер.

Все новые германские «штадты» имели возможность нести мины и, вправду, неоднократно участвовапи в постановке заграждений, но руководство флота сочло, что систематично применять их в роли минзагов страшно и накладно. А специальных минных заградителей у Германии к началу войны имелось ровно два, причём обоим очевидно не хватало скорости. Что и сказалось: один из них. «Альбатрос», попался под руку отряду русских крейсеров Балтфлота и был ими потоплен.

Немцы извлекли соответствующий урок и решили выстроить новые суда, такие быстроходные, дабы они имели возможность уйти от любого соперника больше эскадренного миноносца. А для борьбы с последними их предполагалось вооружить 150-мм артиллерией. Неожиданную помощь в реализации задумки оказали «обидчики»: в Германии по окончании начала войны застряли турбины, предназначенные для русского линейного крейсера «Наварин».

Их набора именно хватило на несколько быстроходных крейсеров-заградителей, «Бруммер» и «Бремзе». Они значительно больше были похожим английские «С», чем германский «обычный штадт»: все четыре орудия размешались по диаметральной плоскости и имели возможность стрелять на борт. Не смотря на то, что бронирование их уступало «чистокровным» крейсерам, на палубных рельсах имели возможность размещаться до 400 мин, являвшихся главным оружием. Удалось выдержать и требование высокой скорости.

Британцы, познакомившиеся с «минной парой» на деле, вычисляли кроме того, что та способна развивать до 33 узлов! Реально же большой движение на опробованиях был равным 28 узлам, что, но, было совсем хорошо.

«Бруммер» и «Бремзе» вступили в строй в 1916 году и успели очень результативно поучаствовать не только в постановке мин, но и в атаках на союзнические конвои, курсировавшие между Великобританией и Норвегией.

Попытки британцев организовать на них охоту окончились неудачей, а вот немцам сопутствовал успех. Найдя конвой, складывавшийся из 12 судов под охраной эскадренных миноносцев «Стронгбоу» и «Мэри Роз». «Бруммер» и «Бремзе» (конечно же. не имевшие в этом походе мин) застали не ожидавших аналогичной наглости британцев неожиданно. Сперва практически по окончании нескольких залпов на дно пошли оба эсминца, не успевшие кроме того сказать о нападении по радио.

После этого крейсера нормально потопили девять торговых судов, всецело разгромив тем самым конвой и так замечательно справившись с ролью рейдеров. Оба благополучно дожили до капитуляции, но были затемнены собственными командами 21 июня 1919 года в Скапа-Флоу совместно со всем остальным германским флотом.

В том месте же. на дне роковой для германских судов английской базы, нашли собственный финиш и новейшие «Карлсруэ», «Кёльн» и «Дрезден» «двойники», носившие эти славные, но. как выяснилось, несчастливые имена. Британцам удалось спасти лишь Франкфурт «и» второй «Нюрнберг», каковые успели отбуксировать к берегу. Но у «владычицы морей» хватало собственных крейсеров, и «немца» применяли для опробований в качестве мишени, на протяжении которых он, в итоге, затонул в июле 1922 года.

Подобная будущее постигла отошедший к Соединенным Штатам «Франкфурт», послуживший целью дня американских бомбардировщиков годом ранее. А вот второй, «Кёнигсберг», заботливо сохранила Франция в качестве крейсера: переименованный в «Мец», он прослужил до 1936 года. Меньше повезло «двойнику» «Эмдену»: в роковых событиях, происходивших в Скапа-Фпоу 21 июля 1919 года, он являлся флагманским кораблём адмирала Рёйтера, руководившего ставшим заложником Флотом открытого моря.

Как раз с него был подан сигнал о затоплении. Британцы сперва обстреляли его. а после этого сумели отбуксировать к берегу. «По распределению» он кроме этого достался Франции, но новые хозяева сочли полученные на протяжении «спасения» повреждения через чур большими и в строй так и не ввели. В следствии «Эмден» постигла та же будущее, что и его трофейных товарищей: его применяли для разных опробований оружия, а во второй половине 20-ых годов XX века послали на слом.

На таковой минорной ноте закончилась история лёгких крейсеров германского императорского флота. В поражении не было конструкторов и вины инженеров. Наоборот, им удалось создать весьма успешные суда. прекрасно защищённые и очень сильно вооружённые.

А основное — непревзойдённые с позиций живучести Мы уже говорили о «Бреслау», для потопления которого потребовалось пять подводных взрывов. Не уступил ему по стойкости и «Висбаден». Остановленный английским 234-мм боеприпасом на протяжении Ютландского боя, он был между боевыми линиями соперников.

Многие английские тяжёлые суда сочли своим долгом выпустить по несчастному крейсеру дюжина «чемоданов» от 12 до 15 дюймов. Перед тем как затонуть, «Висбаден» смог вынести до полутора десятков попаданий порция, хорошая куда как более большой цели. Такую живучесть снабжали германским крейсерам тщательность разделения корпуса на хорошее качество и отсеки постройки.

Неудивительно, что союзники не дали оставить в составе послевоенных ВМС Германии ни одного нового лёгкого крейсера. Они стремились под корень вычистить не только военных моряков, привычных с современными судами, но и инженеров, и экспертов, талантливых такие суда строить. Как мы ещё заметим не в полной мере удачно.

В. КОФМАН

Как меня кличут?Пиратская песня.Наследники 2 (2017)

Статьи, которые будут Вам интересны: