Долгоиграющая буква

Долгоиграющая буква

Копии первого десятилетия XX века выдался для всех моряков Европы, и британских, например, весьма напряженным. Грозный призрак будущей войны и ускользающее первенство в мире заставляли адмиралов «владычицы морей» потребовать для росшего, как на дрожжах, Гранд-Флита ещё больше судов всех классов, а не только линейных кораблей.

Снабжать разведку для действий последних и защищать их от неприятельских легких сил должны были новейшие быстроходные крейсера, причём числом нескольких десятков. В таковой ситуации на первый замысел выходила успех неверно сконструированный вариант успели бы растиражировать ещё перед тем, как недостатки показали бы себя на работе. К счастью для Британии, в распоряжении конструкторов имелся в полной мере приличный проект флотского фаворита-разведчика «Аретьюсы».

Адмиралтейство пошло по пути мельчайшего сопротивления (появлявшемуся в этом случае в полной мере умным) — заказало к 1913 году ещё шесть крейсеров того же типа, внеся в проект только маленькие трансформации. Юный гениальный инженер Стэнли Гудолл, которым руководил лично основной кораблестроитель флота, Юстас Теннисом д’Эйнкурт, подготовил эскизы практически за пара дней.

Было решено обозначать серии нового типа по единицам программы и буквам алфавита 1913 года досталась третья, «си». Шестёрке «каролин» присвоили заглавия, начинающиеся с данной буквы, благо в истории флота хватало соответствующих исторических судов.

Но кто бы имел возможность высказать предположение, что серия растянется так, что к концу её с новыми наименованиями появятся определённые неприятности, не смотря на то, что «си» в английском есть буквой очень употребительной: на неё начинается много слов.

Громаднейшие дебаты привело к вооружению.

Одни моряки настаивали на однородной артиллерии из шестидюймовок, другие же думали, что куда предпочтительнее более скорострельные четырёхдюймовки, потому, что управляться с тяжёлыми 45-килограммовыми «болванками» на качающихся палубах маленьких судов орудийной прислуге будетзатруднительно. В следствии пошли по компромиссному «смешанному» пути, установив оба калибра, причём число 102-миллиметровок увеличили до восьми.

самая оригинальной стала замена носового шестидюймового орудия (имевшегося на «аретьюсах») на два четырёхдюймовых. Главным мыслью являлась громадная плотность огня в носовом секторе, что, по соображениям адмиралов, «могло быть нужным при преследовании эсминцев».

На отходе же действовали две шестидюймовки («законная» кормовая и переставленная с носа на надстройку), и одна либо две четырёхдюймовки, что фактически соответствовало весу бортового залпа стандартного германского легкого крейсера. При превосходства соперника в силах разведчик, уходя, в полной мере имел возможность ещё и «угостить» его сильным огнём. Нужно заявить, что все эти ухищрения не встретили понимания у моряков, которым совсем не пришолся по нраву ущербный носовой залп.

Через год-два по окончании вступления в строй несколько четырёх-дюймовок заменили на третью шестидюймовку. А спустя ещё год на берег сдали остальные 102-миллиметровки, установив четвёртое 152-мм орудие на надстройке сзади дымовых труб. Освободившееся место на палубе заняли два дополнительных двухтрубных торпедных аппарата, в следствии чего число торпедных труб достигло восьми.

Заодно высокую переднюю мачту заменили треногой, наверху которой разместили пост управления огнём, а зенитную артиллерию, складывавшуюся из единственной 76-мм пушки, существенно усилили. Так «первенцы буквы» купили стали и окончательный вид весьма похожими на собственных более поздних «родственников». Единственным недочётом таких перевооружений стала большая перегрузка, исходя из этого по окончании окончания войны крейсера стали медлено разгружать

Серьёзные трансформации коснулись форм корпусов. Не смотря на то, что уже на «Аретьюсе» обводы являлись очень идеальными,конструкторы много погоняли модели разных вариантов подводной части «Си» в гидроканале и достигли выдающихся результатов.

Более большие суда при той же мощности механизмов смогли развить на пол-узла больше, чем их предшественники! «Паспортные» 29 узлов в большинстве случаев получалось поддерживать на работе, что снабжало английским разведчикам маленькое преимущество на протяжении над крейсерами соперника — Германии впредь до самого окончания Первой Мировой.

Всего первая серия «Си» «Кэролайн» с «сестрицами» складывалась из шести единиц, но в один момент с ними строилась еще пара — «Чемпион» и «Калиопа», имевшие фактически те же характеристики, но по сути дела, являвшиеся умелыми судами.

На них в первый раз на крейсерах установили зубчатый редуктор, снижавший угловые скорости выходных валов турбин, превышавшие 300 оборотов в 60 секунд на полном ходу, до более оптимальных для работы винтов. «Калиопа» имела четыре гребных вала, и её редуктор вышел через чур громоздким и тяжёлым а вот двухвальную установку «Чемпиона» сочли очень успешной. В следствии он развил 29,5 узла — весьма хороший показатель сам по себе, но. что принципиально важно, приблизительно на пол-узла больше рекорда безредукторных систершипов.

Кроме столь серьёзных модификации «внутренностей», мало изменился и внешний вид. Две передние трубы объединили в одну, более широкую, чем оставшаяся гонкой задняя. Как раз таковой силуэт прижился на последующих «сишках».

На полях Европы уже вовсю бушевала мировая война, в то время, когда в последних месяцах 1914 верфь и частные фирмы ВМС в Пемброке приступили к постройке следующей четвёрки ставших стандартными крейсеров. К тому времени «Чемпион» и «Калиопа» ещё кроме того не спустили на воду, так что Адмиралтейство «втёмную» выбрало для «новичков» четырёхвальную установку с редуктором.

На головном «Кэмбриане» ещё успели повторить «противоэсминную» несколько 102-миллиметровок на полубаке, но остальные три сходу взяли в том месте шестидюймовку. Совсем неудачной стала замена надводных спаренных торпедных аппаратов на однотрубные подводные. Стрелять из расположенных под громадным углом к направлению перемещения неотёсан выяснилось нереально кроме того на среднем ходу, не говоря уже о боевых больших торпеды потоком воды.

В итоге, и эта четвёрка купила фактически то же оружие, что и модернизированные предшественники.

По тому же начальному проекту вдогонку заложили ещё две единицы, «Сентаур» и «Конкорд». Дололнительная пара обязана своим происхождением турбинам уже фактически готовым для установки на заказанные Турцией крейсера-разведчики.

Ясно. что строить суда собственному новому сопернику британцы не планировали, но вот не применять хорошие и замечательные механизмы было бы грешно. Так «около турбин» создали, по сути дела, прототип второго подтипа «Си». На этот раз, конструкторы сходу учли пожелания моряков и внесли соответствующие трансформации в чертежи.

Не подкачали и строители, благо заказ попал известному Армстронгу, объединившемуся к тому времени с не меньше известной компанией «Виккерс». Итог — значительное «освежение» ставшего уже стандартным лёгкого крейсера. Главным новшеством являлось оружие которое сейчас складывалось из пяти 152-мм орудий.

Они размешались в диаметральной плоскости, так что на борт имела возможность стрелять вся артиллерия в первый раз на лёгких крейсерах. Из-за однородных крупнокалиберных (для этого класса) пушек парочка взяла прозвище — «дредноуты Тэруита». По окончании вступления в строи они поступили в распоряжения Гарвичского отряда, которым руководил о гот узнаваемый офицер.

Нужно сообщить что размещение протяжённой «нитки» из (шестидюймовок на не через чур долгом корпусе создало определённые неприятности, Носовую надстройку максимально переместили вперёд, а треногую мачту практически «посадили» на нее. с тем дабы сходу за этим «кустом» разместить то самое дополнительное пятое орудие Некая внеплановость постройки проявилась не только в применении реквизированных механизмов, но и в зенитной артиллерии Недостаток в противоаэропланных трёхдюймовках в то время вынудил позаимствовать несколько штук у… английской конницы.

В случае если конфискация механизмов у попавших в стан неприятелей турок ясна, то вот их классических соперников, а потом кроме того союзников Антанты греков — наказали ни за что.

Дело в том. что на усилении греческого флота настаивал «наёмный» глава морского штаба английский же адмирал Марк Керр. Как раз по его настоянию отнюдь не богатая Греция заказала в 1914 году два современных крейсера типа «таун». Сначала постройка на заводе Дж. Брауна в Фэйрфилде длилась в обычном режиме и хорошими темпами.

Клиент исправно платил деньги, и в начале 1915 года «Атинавархос Кондуриотис» благополучно сошёл на воду. Вот тут-то Адмиралтейство не удержалось и конфисковало корпуса «Кондуриотиса» и ещё пребывавшего на стапеле «Ломброса Катсониса». Заодно к рукам прибрали и артиллерию, не смотря на то, что она никак не соответствовала английским стандартам.

не высокий греки предпочли не простые 6-дюймовки с их 45-килограммовым боеприпасом, а намерено созданные 140-мм орудия, более легкие и с менее «весомыми» боеприпасами но с большей скорострельностью. На стандартном корпусе «таунов» удалось разместить дюжина таких пушек, каковые на работе пришлись в полной мере «по британским» морякам и руке Кое-какие эксперты вычисляли конфискованные «Честер» и «Биркенхед» самые удачными британскими крейсерами Первой Мировой, в особенности первый, более замечательные турбины которого и только нефтяные котлы разрешали развивать 26,5 узла — меньше, чем серия «Си», но больше классических «таунов».

Оба деятельно принимали участие в главном сражении войны, Ютланде, причём бывший «Катсонис» — «Честер» попал в бой практически с пылу, с жару менее чем через месяц по окончании вступления в строй, а ею систершип к тому времени имел возможность принимать во внимание уже ветераном, его ухитрились выстроить чуть более чем за год.

В это же время к 1916 году потребность в лёгких крейсерах, которых к тому времени уже достраивали четвёртый дюжина, никак не уменьшалась.

Командующий Гранд-Флитом адмирал Джеппико думал, что двух дюжин, находящихся в его распоряжении, не хватает для главного сражения. И в начале года последовала закладка дополнительной четвёрки: «Каледона», «Калипсо», «Керадоса» и «Кассандры».

На этот раз удалось учесть уже все нужные новшества и не повторять прошлые неточности.

Крейсера взяли «чемпионскую» двухвальную турбинную установку с редуктором, четыре двухтрубных надводных торпедных аппарата, несколько 76-мм зениток и, само собой разумеется, дредноутское оружие из пяти 6-дюймовок. При тех же 40 000 л.с., что и «каролины», эти хорошие суда имели возможность развить 29 узлов кроме того без форсировки.

Любопытно, что наряду с этим повышение водоизмещения, если сравнивать с первыми единицами, выяснилось совсем малым: конструкторы, по сути, совсем «вылизали» уже пара навязший в зубах проект.

133. Лёгкий крейсер «Кэролайн» (Англия, 1914 г.)

Строился компанией «Кэммел Лэйрд». Водоизмещение 4220 т; большая протяженность 135,92 м; ширина 12,6 м; осадка 4,9 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 28,5 узла. Оружие: два 152/45-мм и восемь 102/45-мм орудий, одна 76-мм зенитная пушка, четыре 47-мм малокалиберных, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Бронирование: борт 76—51 мм, палуба 25 мм, рубка 152 мм.

Всего в 1914 — 1915 гг. выстроено шесть единиц: «Кэролайн», «Кэрисфорт», «Клеопатра», «Комус», «Конквест» и «Корделия». В конце Первой Мировой модернизированы с заменой 102-мм орудий на 152-мм (всего четыре орудия), 76-мм зенитная пушка или заменена на одну либо две 102-мм, или на две новые 76-мм, из некоторых дополнительно установлены два 40-мм автомата.

Число двухтрубных торпедных аппаратов увеличено до четырёх. «Корделия» сдана на слом в 1923 г., остальные — в 1931 — 1933 гг., не считая «Кэролайн», переоборудованного в 1924 г. в учебное судно и сохранившегося по настоящее время.

134. Лёгкий крейсер «Честер» (Англия.

1916 г.)

Строился сперва компанией «Джон Браун», после этого «Кэммеп Лэйрд». Водоизмещение 5235 т; большая протяженность 135,9 м; ширина 15,21 м; осадка 4,89 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 31 000 л.с., скорость 26,5 узла.

Оружие: десять 140/50 орудий, одно 76-мм зенитное, два 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: палуба 51 — 19 мм, рубка 76 мм. Всего в 1915 — 1916 гг. выстроено две единицы: «Честер» и «Биркенхед». Оба сданы на слом в 1921 г.

135. Лёгкий крейсер «Калькутта» (Англия, 1917 г.)

Строился компанией «Винкерс».

Водоизмещение 4290 т, большая протяженность 137,6 м; ширина 13,31 м; осадка 4,72 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 29 узлов. Оружие: пять 152/45 орудии, две 76-мм зенитные пушки, четыре — 47-мм малокалиберных, два 40-мм зенитных автомата, четыре двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Бронирование: борт 76—51 мм, палуба 25 мм, рубка 152 мм. Всего в 1918 — 1919 гг. выстроено четыре единицы: «Кэйро», «Калькутта», «Карлайл» и «Коломбо», а 1922 г. достроен пятый, «Кэйптаун».

Все, не считая последнего, в конце 1950-х гг. перестроены в крейсера ПВО. «Калькутта» и «Кэйро» потоплены в 1941 и 1942 гг., соответственно, остальные сданы на слом по окончании окончания Второй мировой.

Но перемещённая вперёд надстройка пара утяжелила носовую часть корпуса, и морякам было совсем несладко обслуживать баковую шестидюймовку в потоках воды, заливавших палубу.

Исходя из этого в следующей серии (а требования флота оставались всё столь же ненасытными) инженеры пошли на радикальные трансформации. Надстройку переместили к корме, а на носу скомпоновали уже несколько 152-мм орудий, стреляющих одно поверх другого. Подобная по размещению пара разместилась в корме.

По большому счету углы обстрела на «Кардифе», «Сиресе». «Ковентри», «Кюрасао» и «Карпью» впечатляют: полный залп имел возможность встретить соперника практически в любой стороне горизонта.

Неудивительно, что морякам все усовершенствования оказались по душе. По сути, у них оставалось лишь одно пожелание: ещё улучшить условия работы для расчётов носовых орудий.

Конструкторы ответили введением «вздёрнутого» носа, с очень сильно наклонённым вперед форштевнем — характерной изюминкой фактически всех современных судов. Так на свет показалась последняя пятёрка «Си» — тип «Кейптаун». По «начинке» они полностью повторяли предшественников, а поднимающийся к форштевню полубак не только уменьшал забрызгивание орудии, но и придавал крейсерам более красивый вид.

Единственным недочётом этих прочных, стремительных и замечательных судов стал… их возраст. Причём, вопреки обыкновению, не старость — а излишняя юность. В случае если «кардифы» ещё успели войти в строй до окончания боевых действий, то «кейптауны» легко теоретически не могли поучаствовать в сражениях Первой Мировой: первый из них, «Карлайл», поднял флаг уже по окончании капитуляции Германии и прекращения огня.

Но их предшественники сражались очень деятельно.

Действительно, в главном сражении при Ютланде отличиться типу «Си» не удалось, по большей части благодаря достаточно пассивным действиям руководивших легкими силами адмиралов, много раз бесстрастно замечавших за проходящим мимо соперником. А вот бывшему «греку» увернуться не удалось. «Честер» входил в состав завесы отряда адмирала Худа и попал под раздачу 150-мм снарядов с крейсеров адмирала Хиппера, каковые за пара мин. выкосили половину артиллеристов. «Греческий» вариант орудийных установок имел маленькие и через чур маленькие щиты, закрывавшие от осколков лишь туловище выше колен, так что большая часть пострадавших взяли собственные раны в голени и не могли устоять на палубе.

Но бортовое бронирование спасло корабль от нехорошего. Сохранились и другие лёгкие крейсера британцев, имевшие в главном сражении только незначительные повреждения.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, "yandex_ad2", { ad_format: "direct", font_size: 0.9, type: "horizontal", border_type: "ad", limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "000000", border_color: "CCCCCC", title_color: "FF0000", url_color: "000000", text_color: "000000", hover_color: "CC0000", no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.type = "text/javascript"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, "yandex_context_callbacks");
Отыгрываться за вынужденную пассивность им было нужно в течение продолжительных лет войны.

Причём с переменным успехом. В «регулярных» сражениях«Си» продолжало не везти. Так, в ноябре 1917 года лёгкие силы английского флота, закрывая самые быстроходные линейные крейсера, постарались повторить собственный успех в начале войны и «почистить» Гельголандскую бухту от тральщиков неприятеля, а заодно, по возможности, «прихватить» суда прикрытия. В дело пошло полдюжины свеженьких крейсеров типа «Си».

Реально же в сражении с германскими лёгкими крейсерами поучаствовал лишь флагманский «Каледон». Громадного успеха он не имел, но сам попал под 12-дюймовки вышедших на помощь своим германских линейных кораблей и «схлопотал» один из «чемоданов». На удивление, кроме того узкая бортовая броня была нужной: повреждения были малыми — и «Каледон» благополучно убежал с поля боя. В том месте же собственную долю взяли «Калипсо» и «Кардиф».

Последний в качестве необычной награды год спустя удостоился весьма почётной миссии, возглавив строй судов Гранд-Флита, принимавших сдачу собственной самого главного неприятеля — Флота открытого моря. Ещё один из представителей типа, «Ковентри», стал штабным кораблём Рабочей группы по разоружению, занимавшейся разработкой практических условий капитуляции Германии.

В целом же «Си», выдержав экзамен по устойчивости весьма хорошо, тактических удач при Гельголанде не достигли.

Было нужно оправдывать собственное существование «малыми делами». «Клеопатра» практически сразу после вступления в строй в 1916 году лихим таранным ударом послала на дно миноносец G-194. Её систершип «Конквест» годом ранее прикончил вспомогательный крейсер «Метеор», а через два года имеете с «Кентербери» утопил эсминец S-20. К компании истребителей миноносцев в 1917 присоединился и «Сентаур», записавший на собственный счёт S-30.

К коллективной добыче «сишек» возможно прибавить ещё пара германских тральщиков. Нужно заявить, что эти достаточно небольшие удачи, не в полной мере хорошие хороших скоростных и замечательных судов, ещё и достались им далеко не бесплатно.

Как минимум, пять раз единицы этого класса подрывались на минах, пара раз сталкивались между собой и садились на горов Мина стала и обстоятельством смерти «Кассандры», очень неудачливого корабля, прослужившего всего полтора года и единственного «Си», не пережившего войну. Действительно, уже не мировую. Не прошло и месяца по окончании вступления в строй, как он был на горах у острова Фэйр у берегов Шотландии.

По окончании окончания военных действий с Германией британцы ввели собственные эсминцы и лучшие крейсера в Финский залив, с тем дабы обеспечить переход власти к национальным кабинетам министров государств Прибалтики и поддержать эстонские и белые армии, рвавшиеся к большевистскому Петрограду. В ноябре 1918 года крейсер вместе с другими судами английского отряда без траления и всякой разведки гордо рассекал воды Финского залива, доведённые русскими и германскими минными постановками до состояния «супа с клёцками».

Результат понятен. Вероятнее, обстоятельством смерти крейсера, затонувшего в течение 20 мин., стало германское заграждение, не смотря на то, что во многих отечественных книгах указывается, что мина была русской.

Так или иначе, утрата новейшего корабля изрядно сконфузила британцев Действительно, «родственникам» «Кассандры» удалось частично отыграться: «Керадос» и «Калипсо» показали все собственные ходовые качества, в то время, когда вместе с новейшими эсминцами пробовали нагнать вышедший на разведку к Ревелю эскадренный миноносец «Спартак». Не смотря на то, что механизмы последнего были в запущенном состоянии, краснофлотцы выжали из них максимум, и расстояние между дичью и «преследователями» прекратило уменьшаться.

Англичане уже решили прекратить погоню, в то время, когда эсминец на полном ходу выскочил на мель. Сопротивление стало неисправимым, и «Автроил» последовал в плен вместе с участником Революционного Совета флота Ф.Раскольниковым, которого британцы повысили до «коммунистического морского министра». А спустя пара часов в ловушку между английскими судами забрёл второй эсминец, «Спартак», кроме этого сдавшийся бывшим союзникам.

Многие из представителей третьей буквы латинского алфавита деятельно поучаствовали в действиях флотов Антанты на Чёрном море, где англичане и французы бесполезно пробовали сласти «белое дело» впредь до эвакуации из Крыма.

Так на очень вызывающей большие сомнения ноте участия в чужой гражданской войне закончились для крейсеров «Си» зятянувшиеся боевые действия. Наступили мирные годы.

Основательно пострадавшая в «великой войне» Англия осталась с громадным числом судов этого класса, замечательно доходивших для действий совместно с главными силами флота, но не через чур годившихся для классической работы: контроля мировых торговых дорог. В данной роли «Си» в первую очередь но хватало дальности, потому, что изначально они предназначались для «домашней лужи» Северного моря.

Помимо этого, маленькие размеры никак но содействовали комфорту на борту, а при сильном беспокойстве в открытом океане довольно низкие корпуса заливались волнами, изматывая экипажи и лишая крейсера боеготовности, потому, что обслуживать открытые шестидюймовки с ручной подачей в таких условиях становилось легко нереально. Но «владычица морей» уже не имела возможности позволить себе из состава собственного флота четыре десятка «не в полной мере подходящих» судов и заменить их на что-то новое.

Как мы знаем, «за неимением гербовой, пишут на простой». Исходя из этого «Си» оставались базой крейсерских сил Британии в течении и 1920-х, и 1930-х годов. Неспешно самые ветхие и наименее сильные и успешные единицы первых серий стали выводить в резерв и отправлять на слом, но типы «Каледон», «Калькутта» и «Кардифф» прослужили до Второй мировой и деятельно поучаствовали в ней.

Большая часть из них сражались обычно в драматических событиях и неоднократно приобретали тяжёлые повреждения, а шесть не сумели пережить битвы. Но это уже вторая история.

В.

КОФМАН

Three Short Arguments on The Secret of Monkey Island

Статьи, которые будут Вам интересны: