«Опоздавшие к столу»

«Опоздавшие к столу»

Суда строятся для боя — утверждение, кажущееся совсем очевидным. Но множеству боевых судов самых разных классов и размеров так и не удалось ни разу «понюхать пороха». К счастью для человечества, в двадцатом веке число мировых войн, захвативших солидную часть планеты, ограничилось двумя, в противном случае оно имело возможность бы и не выжить.

Но то. что есть горем для многих людей, делается моментом истины для боевых автомобилей, намерено создаваемых к редким моментам морских сражений.

Исходя из этого как раз Первая мировая стала настоящей проверкой для судов всех классов, и не в последнюю очередь — для крейсеров. Мы уже говорили об участии в походах и боях и устаревших «корсаров», и новейших крейсеров. Оба основных ветерана на море, Германия и Англия, продолжили деятельно строить новые суда этого класса и на протяжении четырёхлетней «великой мясорубки».

Многие из них успели поучаствовать если не в сражениях (ими война на море не через чур изобиловала), то хотя бы в боевых походах. Но среди металлических скороходов были и явные неудачники, легко опоздавшие на «последний спектакль сезона», достроенные через чур поздно чтобы хоть раз выйти в море для поиска соперника, или по большому счету не воплощённые в металле.

Конечно. что в числе «пострадавших» были британцы: Британия практически «пекла» крейсера п громадном количестве, опасаясь, что то же самое делает её главный соперник — Германия. Адмиралтейства досипали только отрывочные и не в полной мере точные сведения о замыслах государств Центрального Альянса. Но то. что доходило, помой-му свидетельствовало о новых и страшных для англичан тенденциях.

Разведданные говорили о том, что в 1916 году и в Германии, и в Австро-Венгерской империи приступили к постройке сильных и быстроходных боевых единиц, вооружённых солидным числом 150-мм орудий либо новыми более тяжёлыми пушками калибра 170-мм либо кроме того 210 мм.

В таких мыслях имелся в полной мере очевидный резон: в случае если «центральные» союзники уже очевидно не могли тягаться с «просвещёнными мореплавателями» в числе, го в полной мере имели возможность бы посостязаться в одиночных стычках.

Исходя из этого английские адмиралы со всей серьёзностью отнеслись к угрозе, пускай только туманной (разведка не имела возможности сказать точных сведений ни о числе, ни о вооружении и размерах будущих «козырных карт» неприятеля).

Первоначально британцы пошли по в полной мере разумному среднему пути.

Не смотря на то, что потребностям флота в полной мере удовлетворяли уже пребывавшие в постройке последние серии бессчётных вариаций типа «Си», вооружённые пятью 152-мм орудиями, расположенными в диаметральной плоскости, что давало в залпе столько же стволов, что и у их германских оппонентов, адмиралы внесли предложение «добавить ещё». Так появился следующий тип, взявший обозначение по следующей букве алфавита.

В сущности, «Ди» воображал собой разрезанный перед передней неотёсанной «Кейптаун», с «засунутой» секцией с дополнительным, шестым орудием Само собой разумеется, это не более чем образный приём, потому, что в конечном итоге корпус не только удлинили. но и на пол метра увеличили ею ширину, дабы обеспечить нужную остойчивость. Но снаружи «Даная» с компанией создавали чувство излишне вытянутых в длину, что, но. не помешало «английскому ответу» на несуществующую германскую угрозу стать сильными судами, Кроме дополнительной шестидюймовки они взяли куда более замечательное торпедное оружие.

Уширенный корпус разрешил разместить трёхтрубные торпедные аппараты, и с 12-ю трубами таковой крейсер имел возможность обеспечить залп, равный таковому целого дивизиона эсминцев начала войны. Но, быть может, не меньше ответственным стало новое оборудование для управления огнём, приближавшееся по возможностям к подобным совокупностям линкоров-дредноутов.

Само собой разумеется, «Ди» никак не помешали бы в сражении с немцами, но шансов на это у них оставалось очень мало. «Данаю». «Донтлесс» и «Дрэгон» заложили на рубеже 1916 и 1917 годов, и, не обращая внимания на весьма хороший темп постройки, головной корабль серии вошел в строй лишь через полтора года, летом 1918 года. Действительно, «Даная» и «Дрэгон» успели войти п состав Гарвичских лёгких сип, но немцы к тому времени в море уже не выходили, В 1919 году в тщетной надежде «понюхать пороха» парочка была на Батике, где благополучно избежала мин, в отличие 0т пострадавших «сишек», но и никак не показала себя.

В это же время. раз запущенный маховик вращался , сейчас уже совсем вхолостую. За первой тройкой последовала вторая, отличавшаяся тем же красивым вздёрнутым наклонным форштевнем, что и «кейптауны». не только прекрасным, но в первую очередь нужным с позиций мореходности. Она взяла имена громадных городов необъятных владений английской короны. «Дели» и «Данедин» закончили ещё довольно быстро, в середине 1919 года, а вот «Дурбан» застрял на стапелях ещё более чем на год.

Он не остался в одиночестве. За первой шестёркой должна была последовать вторая, но тут, наконец, Адмиралтейство увидело, что война-то уже закончилась. Четыре наименее продвинувшихся в постройке единицы , а дошедшие до спуска «Диспатч» и «Диомид» пожалели и не торопясь достраивали в течение четырёх лет.

Не без пользы для поколений: на «Диомиде» в первый раз установили в носу двухорудийную всецело закрытую (пускай больше от брызг, чем от снарядов) 6-дюймовую артиллерийскую установку.

Пускай и но совсем прекрасные, но в полной мере успешные «Ди» благополучно просуществовали до Второй мировой а также поучаствовали в ней. Их вклад имел возможность бы появляться ещё более серьёзным, если бы удалось осуществить появившийся во второй половине 30-х годов двадцатого века замысел переоборудования их в крейсера ПВО.

Предполагалось убрать все 152-мм и 76-мм орудия и заменить их на четыре спаренных универсальных 114-миллиметровки в башенных установках и несколько многоствольных 40-мм «пом-помов». Недостаток судов, талантливых бороться с авиацией, был огромным, и модернизированные «Ди», без сомнений, были бы весьма востребованными. Но недочёт средств и времени поставил крест на данной увлекательной задумке.

В итоге устаревшие морально суда оставались на вторых и третьих ролях, впредь до того, что «Дрэгон» и «Дурбан» нашли собственный финиш в качестве части огромного волнолома-причала «Малберри». созданного на побережье Нормандии на протяжении высадки союзников в первой половине 40-ых годов XX века.

Не смотря на то, что крейсера типа «Ди» в полной мере имели возможность сражаться на равных с лучшими германскими единицами, Адмиралтейству этого казалось недостаточным. Как так на равных?

Нужно, дабы «в личной встрече» англичане владели преимуществом, нужно — подавляющим, И ещё в 1915 году кораблестроителям поступила заявка на создание нового крейсера с более замечательным артиллерийским оружием, более высокой скоростью — не меньше 30 узлов — и большей дальностью плавания. Очень оговаривалось, что новые суда должны иметь орудия, талантливые поразить корабль соперника с громадной дистанции, ещё перед тем, как тот сможет ответить из собственных 150-мм орудий.

Заодно лорды Адмиралтейства внесли предложение создать проект срочно. Что же, британским конструкторам к таким запросам было не привыкать. К работам приступили спустя семь дней по окончании поступления заявки. Сразу же стало ясно, что удовлетворение всех «потребностей » приведёт к повышению водоизмещения не меньше чем вдвое если сравнивать с прототипом.

А прототип выбрали очень необычно: проект стал называться «улучшенный «Бирмингем»», что смотрелось необычным издевательством над здравым смыслом. Не смотря на то, что вправду, по компоновке новый крейсер-монстр чем-то напоминал ветхие хорошие «города», лишь вдвое более большие, с новыми 190-мм орудиями вместо шестидюймовок и на пять узлов большей скоростью. В общем, «похожесть» приблизительно такая же. как у боксёров — одною в весе «мухи» и другою двухметрового чемпиона-тяжеловеса.

Но по большей части в отношении наступательного оружия -«перчаток».

Что касается защиты, то она осталась в точности на том же уровне, что и у «Бирмингема». «Ди» и «Си», Пояс имел всё ту же большую толщину 51 мм на 25-мм подкладке, причём лишь на приблизительно трети площади в середине корпуса, утончаясь к корме и носу и выше по борту Никак не впечатляла и броневая палуба, в основном 12,7-миллиметровая; более толстые страницы, 25-мм и 38-мм, защищали рулевое устройство и механизмы Единственным маленьким улучшением бронирования стали необычные «коробки», дополнительно защищавшие погреба, потом ставшие отличительной чертой всех английских крейсеров.

Но толщина их составляла всего 13 мм. Продолжая боксёрскую аналогию, вырисовывалась фигура могучего неповоротливого спортсмена с замечательнейшим «хуком слева», наряду с этим неспособного держать ответные удары, Но, далеко не всё в порядке обстояло и с артиллерией. Боеприпас к замечательному 7,5-дюймовому орудию весил более чем 90 кг, в два раза больше, чем у шестидюймовки, а открытые палубные установки механизировать было весьма сложно.

Было нужно прибегнуть к техническим ответам финиша XIX века: проложить у каждого орудия круговые рельсы, по ним перемещалась тележка со боеприпасом, что водружался в том направлении вручную трудами пары моряков из самые сильных физически. Неудивительно. что пригодность 190-мм орудий для борьбы с эскадренными миноносцами приводила к серьёзным сомнениям. Не мудрствуя лукаво, британцы для данной цепи ввели второй калибр.

И также очень вызывающий большие сомнения: не смотря на то, что скорострельность 76-мм пушек соответствовала задаче. их боеприпас вряд ли имел возможность остановить современный эсминец, водоизмещение которого к тому времени перевалило за 1000 т.

Однако, не обращая внимания на множество вызывающих большие сомнения моментов проекта, Адмиралтейство сразу же выразило желание выстроить много таких крейсеров. Остановить такое сумасшествие смогли лишь денежные мысли.

Цена, по первым оценкам, приближалась к миллиону фунтов, и заказ ограничился пятью единицами. Все они взяли имена известных британских адмиралов-мореплавателей эры королевы Елизаветы I и исходя из этого довольно часто именуются «елизаветинцами».

В это же время новые германские лёгкие крейсера так и не показались на океанских коммуникациях, и необходимость суперкрейсеров становилась всё более вызывающей большие сомнения.

Вместо надводных рейдеров Англии угрожал, и очень серьёзно, подводный соперник. Для борьбы с субмаринами требовались совсем другие суда, и «елизаветинцев» стали деятельно «притормаживать». Последний из них, «Эффингем». заложили лишь в 1917.

Работы на всех верфях велись очень неспешно и «крейсера-убийцы» так и не поучаствовали п военных действиях. Единственным введённым в строй до окончания Первой Мировой стал «Виндиктив», да и тот был в Гранд-Флите в роли, очень далёкой от изначальной. В конце войны Ройял Нейви остро нуждался в судах, способных нести самолёты. Уже тогда на авиацию возлагались громадные надежды, пока, действительно, по большей части в качестве «глаз флота».

Вправду, на протяжении Ютландского боя британцы остро страдали от недочёта информации о сопернике, что, в итоге, благополучно ускользнул. Адмиралы предприняли настоящий поиск на верфях подходящего материала: достаточно стремительного и большого корпуса, на базе которого возможно бы но бы скоро «собрать» авианосец. «Елизаветинцы» в полной мере доходили для данной цели, и жертвой стал самый готовый «Кавендиш».

Его переименовали в «Виндиктив» и скоро переоборудовали в очень необычный авианесущий корабль. Перестройка практически не коснулась «внутренностей» корабля, что предполагалось при необходимости снова обратить в крейсер.

В носовой части оборудовали ангар на 6 гидросамолётов, на крыше которого размешалась взлётная палуба длиной всего 36 м и шириной 16 м. Позади от дымовых труб имелась вторая палуба, посадочная, длиной 59 м. Совершившие посадку самолёты перетаскивались на взлётную палубу по узенькому мостику на протяжении левого борта. Практически же посадка на маленький кормовой «платочек», к тому же обильно застилаемый тёплыми газами из дымовой трубы, являлась делом практически неосуществимым.

Гидросамолёты с воды краном, расположенным в корме.

142. Лёгкий крейсер «Энтерлрайз» (Англия, 1926 г.)

Строился компанией «.Джон Браун».

Водоизмещение 7550 т; протяженность большая 173,7 м; ширина 16,6 м; осадка 5,61 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 23 уз. Оружие: семь 152/45-мм орудий, пять 102-мм зениток, три 40-мм зенитных автомата, четыре 47-мм салютные пушки, четыре 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата. Бронирование: борт 76 — 38 мм, палуба 12f7 — 2S мм, рубка 25 мм. Всего в 1926 г. выстроено две единицы: «Энтерпрайз» и «Эмерод», третий, «Юфрейтис» разобран на стапеле. Оба исключены из перечней в 1946—1948 гг.

143. Лёгкий крейсер «Дели» (Англия, 1919 г.)

Строился компанией «Армстронг». Водоизмещение 4970 т, протяженность большая 143,61 м; ширина 13,91 м; осадка 5,00 м. Мощность двухзальной паротурбинной установки 40 000 л.с., скорость 29 уз. Оружие: шесть 152/45-мм орудий, две 76-мм зенитки, два 40 мм зенитных автомата, четыре 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата.

Бронирование: бор» 76 — 51 мм, палуба 25 мм, рубка 152 мм. Всего и 1918 — 19?? і \. выстроено восемь единиц: «Даная», «Дрэгон», «Донтлесс», «Дели». «Данедин», «Дурбан», «Диспатч» и «Диомид», ещё четыре единицы разобраны на стапелях в малой степени готовности. «Данедин» торпедирован германской подлодкой в декабре 1941 г., «Дрэгон» и «Дурбан» использованы в качестве временного причала при высадке в Нормандии в июне 1944 г., остальные исключены из перечней в 1946 г.

144.

Крейсер «Фробишер» (Англия, 1924 г.)

Строился на верфи ВМС в Девенпорте. Водоизмещение 9750 т; протяженность большая 184,41 м; ширина 19,8 м; осадка 5,92 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 60 000 п.с., скорость 30 уз. Оружие: семь 190/45-мм и шесть 76/50-мм орудий, четыре 76-мм зенитки, четыре 47-мм пушки, тесть 533-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 76—51 мм, палуба 13 — 38 мм, рубка 75 мм. Всего в 1918— 1922 гг. выстроено пять единиц: «Хокинс», «Кэвендиш», «Рейли», «Фробишер» и «Эффингем». «Рейли» потиб на горах в августе 1922 г., «Кэвендиш» достроен как авианосец «Виндиктив», «Эффингем» погиб в следствии навигационной аварии в мае 1940 г., два оставшихся исключены из перечней в 1947 — 1948 гг.

Наряду с этим «Виндиктив» пробовал остаться крейсером Он сохранил четыре 190-мм орудия и столько же «противоминных» 76-миллиметровок.

На нём кроме того сохранили предусмотренные проектом торпедные аппараты, совсем перевоплотив сильный корабль в довольно-таки ужасный и ненужный гибрид.

По большому счету «адмиралы Елизаветы» стали на уникальность неудачливыми судами. Возможно кроме того сообщить — вредными для английского флота. Для начала они нанесли I большой урон казне. Уже головной «Хокинс», строившийся около трёх лет, стоил более 1 млн.

600 тыс. фунтов. при том, что их псевдопрототип, «Бирмингем», обошёлся в 4.5 раза дешевле! Но кроме того эти огромные деньги не стали пределом. Две последние единицы серии. «Фробишер» и «Эффингем», строились в два раза продолжительнее и зашкалили за два миллиона фунтов.

Ясно, что столь большой рост цены частично связывался с послевоенным подешевлением фунта, но однако любопытно сравнить затраты со ценой ещё более новых линейных кораблей типа «Нельсон», обошедшихся приблизительно в шесть миллионов, но притом очевидно более полезных, чем три слабо защищённых «убийцы лёгких крейсеров»

Неудивительно, что Адмиралтейство ревностно относилось к своим «золотым» судам.

В то время, когда в первой половине 20-ых годов двадцатого века в Вашингтоне состоялась конференция по ограничению морских оружий, Англия до последнего защищала собственное желание сохранить их в составе флота. Результат был неутешительным для «Владычицы морей», которой было нужно дать согласие на право постройки собственными соперниками столь же больших и очень сильно вооружённых крейсеров. Участники конференции решили округлить большое водоизмещение представителей этого класса до 10 000 т и калибр артиллерии до восьми дюймов.

Так появился пресловутый «вашингтонский», либо тяжёлый крейсер, владевшей мощностью баз в мире, что разрешало бы ей обойтись единицами меньшего водоизмещения, поставив собственных потенциальных соперников в неравные условия. А обстоятельство для того чтобы стратегического проигрыша заключалась, по сути дела, в обычной жадности, которая, к тому же, отправилась не впрок. Вступивший в строй в первой половине 20-ых годов двадцатого века «Рэйпи» прослужил всего один год. по окончании чего выскочил на камни у берегов Канады.

Крейсер спасти не удалось; его ещё пара лет применяли в качестве мишени для учебных стрельб, а после этого останки. Любопытно, что такая же будущее 18 лет спустя постигла ещё одного «елизаветница». «Эффингам» отыскал «спою» гора (но обозначенную на карте) в норвежских шхерах уже на протяжении Второй мировой в мае 1940 года. Снять его кроме этого не удалось, и британцам было нужно потопить его артиллерийским огнём и торпедами.

Так в начале карьеры из пятерки «хокинсов» подлинными крейсерами остались лишь три. строители и Авиаторы мучили «Виндиктив» до конца 1920-х годов, устанавливая на нём экспериментальную катапульту и неизменно меняя состав авиагруппы Закончилась история страдальца тем. что его на пара лет вывели в резерв и перестроили сперва в учебный корабль, а после этого, уже в 1940-м году — в плавмастерскую. «Хорошая» карьера для крейсера — охотника за себе подобными!

По сути дела.

Адмиралтейство так и не смогло отечественные надлежащею применения столь помой-му желанным судам. Сначала предполагалась значительная модернизация с удалением палубных 190-миллиметровок и заменой их на три 203-мм двухорудийные башни. Итогом имел возможность бы стать пара «урезанный», но в полной мере «вашингтонский» крейсер. Хорошая мысль, но, обошлась бы в треть цены нового корабля, и. в итоге, проект «закопали» ввиду отсутствия свободных свободных верфей и средств.

В конце тридцатых годов последовало ответ на перевооружение … шестидюймовыми орудиями. Реально работы успели завершить лишь на «Эффингеме». Тяжело сообщить, к сожалению либо к счастью. Девять ветхих 152-мм орудий заметно уступали восьми шестидюймовкам новых легких крейсеров — «фаворитов» и по дальности стрельбы, и по скорострельности, и по массе боеприпаса. Помимо этого, «Эффингем» уступал «юным товарищам» по скорости более чем на два узла и имел заметно меньшую дальность плавания.

Так бывший суперкрейсер, родоначальник тяжёлых, в итоге сам стал довольно-таки ущербным лёгким.

Но и очень сильно опоздавшие с вводом в строй «елизаветинцы» стали не последними крейсерами-неудачниками английского флота, не поспевшими к «собственной» войне. В 1917 британцы очень сильно впечатлились атаками германских лёгких сил на скандинавские конвои.

Лёгкие крейсера-заградители «Бруммер» и «Бремзе», казалось, развивали наряду с этим огромную скорость. Масла в пламя подлили эти разведки, помой-му свидетельствовавшие о том, что новые германские «города» также будут ускорился до 32 узлов. В это же время ни один из готовых либо строившихся английских лёгких крейсеров, включая «киллеров» с 190-мм артиллерией, не имел возможности развить более 30. Не имеет значение, что эти эти являлись обычной дезинформацией. Недолго раздумывая.

Адмиралтейство тут же потребовало кроме самого замечательного корабля ещё и самый скоростной.

В качестве базы для проекта забрали тип «Ди». уже и без того полученный удлинением когда-то прекрасно сбалансированного «Си». Сейчас операцию было нужно повторить ещё раз. потому, что турбины и мощные котлы потребовали значительно больше места.

На новом крейсере показалась ещё одно котельное отделение с дополнитепьной третьей трубой, которое расположили сзади турбинного, что придало ему необычный и неповторимый вид. (Такая схема стала называться эшелонной и стала широко распространена в 1930-е годы во всём мире как разрешающая снизить риск остановить корабль одним попаданием торпеды либо боеприпаса.) Сами механизмы, мощность которых в два раза превышала таковую у скромных «Си», без продолжительных раздумий забрали у фаворитов типа «Шекспир», установив на каждом крейсере по паре наборов котлов и турбин. Всё эго стало причиной тому, что тип «Е» взял пропорции, характерные для самых быстроходных эсминцев.

Но длиннющий корпус разрешил расположить в диаметральной плоскости уже семь шестидюймовок в палубных установках, пять из которых имели возможность стрелять на оба борта, а оставшаяся пара размешалась в центре по бортам. Такое проектное оружие взял лишь «Эмерод». а на «Энтрпрайзе» в носу вместо пары одиночных орудий показалась экспериментальная двухорудийная башня, как на «Диомиде», но усовершенствованного типа.

Именно она стала прототипом для артиллерийских башен английских крейсеров 1930-х годов.

Очень замечательным для того времени стало зенитное оружие, складывавшееся из пяти 102-мм зениток. Чтобы скороходы имели возможность сохранять собственные качества в бурном море, они взяли протяжённый полубак и высоко вздёрнутый форштевень.

В целом проект оказался хорошим но его в очередной раз сгубил основной «соперник» английских крейсеров армейского времени — скорость постройки Быстроходные единицы удалось заложить лишь в 1918 году и только числом трёх штук. Война закончилась задолго перед тем, как их удалось спустить на воду. Ясно, что сейчас спешить было уже совсем некуда.

Заложенный последним «Юфрейтис» («Евфрат») по большому счету тут же разобрали, благо разбирать-то было практически нечего, а «Энтрлрайз» и «Эмерод» продолжали неспешно достраивать в течение последующих семи лет. Вошли в строй они только во второй половине 20-ых годов XX века, совсем незадолго перед тем, как все государства приступили к созданию принципиально новых послевоенных проектов «Е» вправду достигли собственной за-ппанированной высокой скорости и оставались самыми быстроходными крейсерами британского флота (по крайней мере — формально) впредь до завершения собственной карьеры, последовавшей сразу после окончания Второй мировой.

На протяжении данной войны их применяли достаточно деятельно во всех местах земного шара, от отечественных вод до Дальнего Востока Местами не без успеха. Так, в декабре 1943 года «Энтрлрайз» вместе с новым крейсером «Глазго» повстречались у острова Уэссан в Ла-Манше с целой эскадрой из пяти германских эсминцев, вооружённых 150-мм орудиями, и шести миноносцев. Стрельбе заметно мешали сильное волнение и ветер; артиллеристам у открытых установок на палубе «Энтрпрайза» было нужно несладко.

Но ещё хуже обстояли дела у немцев, каковые скоро обратились в бегство. На долю «Энтрпрайза» выпало добивание повреждённых миноносцев Т26 и Т25, каковые и были записаны на счёт быстроходного «старичка».

В число «миссий» обоих «Е» входила такая «экзотика», как перевоз ка английского золота и перестрелка с германскими батареями о ходе операции «Оверлорд» высадки в Нормандии Они неоднократно искали прорыватели блокады и «немецкие» рейдеры, а на долю «Энтрпрайза» выпало спасение более чем тысячи моряков, сохранившихся по окончании потопления японскими пикировщиками двух тяжёлых крейсеров в Бенгальском заливе в апреле 1942 года. В общем, эта пара, пускай уже и очень сильно устаревшая к тому времени, хотя бы частично оправдала затраты, понесённые Англией на разработку разных вариантов «сверхкрейсеров», предназначенных для второй, Первой Мировой и безнадёжно на неё опоздавших

В. КОФМАН

Дожди пистолеты — Буланова Т. и несколько Животные 2005

Статьи, которые будут Вам интересны: