Разведчики боем

Разведчики боем

На начальной стадии Второй мировой с задачами разведки в интересах танковых и моторизованных частей гитлеровского вермахта хорошо справлялись бронеавтомобили. Их применению в данной роли содействовали как разветвленная дорожная сеть Западной Европы, так и отсутствие у соперника массированной противотанковой обороны (ПТО).

По окончании нападения Германии на СССР обстановка изменилась. В Российской Федерации, как мы знаем, дорог нет, имеется лишь направления. С началом осенних дождей германская бронеавтомобильная разведка безнадежно застряла в русской грязи и прекратила справляться с возложенными на нее задачами.

Помимо этого, положение усугубилось тем, что приблизительно одвременно с этим в стрелковые части Красной Армии во все возрастающих количествах начали поступать противотанковые винтовки (ПТР), разрешившие придать противотанковой обороне массированный темперамент. По крайней мере, германский генерал фон Меллентин отметил в своих мемуарах: «Русская пехота имеет хорошее оружие, в особенности большое количество противотанковых средств: время от времени думаешь, что любой пехотинец имеет противотанковое ружье либо противотанковую пушку».

Выпущенная из ПТР бронебойная пуля калибра 14,5 мм легко пробивала броню любых германских бронеавтомобилей — как легких, так и тяжелых.

Дабы как-то исправить положение, в разведывательные батальоны стали передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, и применять для данной цели легкие танки Pz.ll и Pz.38(t). Но, потребность в особом разведывательном танке стала очевидной.

Но, эксперты Управления оружий вермахта предвидели подобное развитие событий и инициировали такие работы еще незадолго до Второй мировой.

Летом 1938 года компании MAN и Daimler-Benz начали проектирование разведывательного танка, взявшего обозначение VK 901. Формально он считался развитием танка Pz.ll, но по сути воображал собой совсем новую конструкцию.

Подобными «двойке» остались только вооружение броневых и толщина листов — 20-мм пушка KwK 38. Ходовая часть с так называемым «шахматным» размещением опорных катков была создана инженером Вильгельмом Книпкампфом и складывалась из пяти опорных катков на борт. В силовом отделении размешался двигатель Maybach HL45 мощностью 150 л.с. (109 кВт), разгонявший военную машину массой 10,5 т до большой скорости по шоссе в 50 км/ч.

Прототип изготовили во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

По окончании окончания полигонных и войсковых опробований планировалось начать производство «нулевой» серии в 75 автомобилей, которым присвоили обозначение Pz.ll Ausf.G. Но, с апреля 1941 по февраль 1942 года изготовили лишь 12 танков этого типа.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века начались работы над модернизированной версией Pz.ll Ausf.G — VK 903. Машина взяла двигатель Maybach HL 66р мощностью 200 л.с. и коробку передач ZF Aphon SSG48. Большая скорость достигла 60 км/ч, что для разведывательной автомобили даже больше чем нужно.

В первой половине 40-ых годов XX века был создан вариант этого танка с башней, не имевшей крыши, что облегчало наблюдение в разведке. Эта модификация взяла обозначение VK 1301 (VK 903b).

Разведывательный танк «Лухс»:

1 — 20-мм пушка KwK 38; 2 — бортовой смотровой прибор механика-водителя; 3 — антенна радиостанции Fspr «f»; 4 — антенна радиостанции FuG 12; 5 — направляющее колесо; 6 — опорный каток; 7 — ведущее колесо; 8 — телескопический амортизатор; 9 — люк радиста; 10 — люк механика-водителя; 11— люк заряжающего; 12 — люк начальника; 13 — лючок для пуска сигнальных ракет; 14 — броневой стакан антенного ввода; 15 — прибор наблюдения радиста; 16 — прибор наблюдения механика-водителя; 17 — фара со светомаскировочной насадкой; 18 — кормовой люк башни; 19 — глушитель; 20 — выхлопная труба; 21 — спаренный пулемет MG 34

Программа развития танковых армий вермахта «Panzerprogramm 1941», утвержденная 30 апреля 1941 года, предусматривала воистину фантастические количества выпуска разведывательного танка VK 903: 10 950 автомобилей предполагалось изготовить в разведывательном варианте, 2738 — в качестве САУ с 50-мм пушкой, а 481 — со 150-мм гаубицей sIG 33.

Танки VK 903 и VK 1301 взяли армейские обозначения Pz.ll Ausf.H и М соответственно, но производство их не было развернуто.

Управление оружий пришло к выводу о необходимости разработки нового разведывательного танка, в конструкции которого был бы учтен опыт первых лет войны. А опыт данный потребовал повышения числа членов экипажа, большего запаса мощности двигателя, радиостанции с громадным радиусом действия и т.п.

В апреле 1942 года компания MAN изготовила первый прототип танка VK 1303 массой 12,9 т. В июне он проходил опробования на Куммерсдорфском полигоне совместно с созданными по подобному техзаданию танками Pz.38(f) компании ВММ и Т-15 компании Skoda. На протяжении опробований VK 1303 прошел 2484 км. Наряду с этим главный фрикцион и двигатель трудились безотказно.

Танк VK 1303 был принят на вооружение панцерваффе под обозначением Pz.ll Ausf.L Luchs (Sd.Kfz.123).

Производственный заказ компании MAN составил 800 боевых автомобилей этого типа.

Luchs («Лухс» — рысь) был бронирован немного лучше собственного предшественника VK 901, но большая толщина брони кроме этого не превышала 30 мм, что выяснилось недостаточным. Сварной корпус коробчатой формы делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное.

В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, справа — радист. В распоряжении обоих в лобовом странице корпуса имелись устройства наблюдения, закрываемые сдвижными броневыми заслонками, и смотровые щели в бортах. В башне танка размешались начальник (он же наводчик) и заряжающий.

Сварная башня имела размеры громадные, чем у всех прошлых моделей разведывательных танков, но в отличии от VK 901 и VK 903 командирская башенка на «Лухсе» отсутствовала.

На крыше башни имелись два перископических прибора наблюдения: один в крышке командирского люка, второй — в крышке люка заряжающего. В распоряжении последнего — смотровой прибор и в правом борту башни. В противоположность всем модификациям линейных танков Pz.ll, башня на «Лухсе» размешалась симметрично довольно продольной оси танка. Вращалась башня вручную.

Оружие танка складывалось из 20-мм пушки Rheinmetall-Borsig KwK 38 с длиной ствола 112 калибров (2140 мм) и спаренного 7,92-мм пулемета MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки — 220 выстр./мин, начальная скорость бронебойного боеприпаса — 830 м/с. Бронебойный боеприпас пробивал 25-мм броневой лист, размещенный под углом 30°, с дистанции 350 м. В распоряжении наводчика для стрельбы из пушки имелся телескопический однообъективный прицел Zeiss TZF 6/38 с 2,5-кратным повышением.

Данный же прицел имел возможность употребляться и для стрельбы из пулемета. Последний, помимо этого, оснащался своим штатным прицелом KgzF 2. Боекомплект складывался из 330 патронов и 2250 выстрелов. Вертикальное наведение спаренной установки было вероятно в диапазоне от -9° до +18°.

На бортах башни устанавливались по три мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм.

VK 1602 Leopard

Еще на протяжении проектирования «Лухса» стало ясно, что через чур не сильный для 1942 года 20-мм пушка может значительно ограничить тактические возможности танка. Исходя из этого с апреля 1943 года предполагалось начать выпуск боевых автомобилей, вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров.

Такая же пушка устанавливалась на средних танках Pz.lll модификаций J, L и М. Но, разместить это орудие в штатной башне «Лухса» не удалось — для него она была через чур мелка. К тому же быстро уменьшался боекомплект. В итоге на танк установили открытую сверху башню большего размера, в которую 50-мм пушка превосходно вписалась. Прототип с таковой башней взял обозначение VK 1303b.

На танке устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 66р мощностью 180 л.с. (132 кВт) при 3200 об/мин и рабочим количеством 6754 см3. Диаметр цилиндра 105 мм. Движение поршня 130 мм. Степень сжатия 6,5.

Двигатель запускался электростартером Bosch GTLN 600/12-12000 А-4. Вероятен был и ручной запуск.

Горючее — этилированный бензин с октановым числом 76 — размещалось в двух баках неспециализированной емкостью 235 л. Подача его принудительная, посредством насоса Pallas Nr 62601. Карбюраторов два, марки Solex 40 JFF II. (Один серийный танк Pz.ll Ausf.L в умелом порядке был оснащен 12-ци-линдровым V-образным дизелем Tatra 103 мощностью 220 л.с.).

Трансмиссия складывалась из двухдискового главного фрикциона сухого трения типа FichtelSachs «Месаnо», механической синхронизированной коробки передач ZF Aphon SSG48 (6+1), карданного вала и колодочных тормозов типа MAN.

В ходовую часть танка «Лухс» применительно к одному борту входили: пять обрезиненных опорных катков диаметром 735 мм любой, расположенных в два последовательности; ведущее колесо переднего размещения с двумя съемными зубчатыми (23 зуба) венцами; направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы.

На первом и пятом опорных катках устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая шириной 360 мм.

«Лухсы» оснащались УКВ-радиостанцией FuG 12 и коротковолновой радиостанцией Fspr «f».

Серийное производство разведывательных танков этого типа было начато во второй половине августа 1942 года. До января 1944 года компания MAN выпустила 118 «лухсов», компания Henschel — 18. Все зти танки были вооружены 20-мм пушкой KwK 38.

Что же касается боевых автомобилей с 50-мм пушкой, то указать правильное их количество не представляется вероятным. По различным данным заводские цеха покинуло от четырех до шести танков.

Первые серийные «лухсы» начали поступать в армии в осеннюю пору 1942 года.

Ими предполагалось вооружать одну роту в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но, благодаря малого количества выпущенных автомобилей, новые танки взяли весьма немногие соединения панцерваффе. На Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии, на Западе — 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого, пара автомобилей состояло на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». В этих соединениях «лухсы» употреблялись вплоть до конца 1944 года.

На протяжении боевого применения выявилась слабость броневой и вооружения защиты танка. Во многих случаях его лобовую броню усиливали дополнительными бронелистами толщиной 20 мм. Точно как мы знаем, что подобное мероприятие осуществили в 4-м разведывательном батальоне 4-й танковой дивизии.

До наших дней сохранились два экземпляра легкого танка Pz.ll Ausf.L «Лухс». Один находится в Англии, в Музее Королевского механизированного корпуса в Бовингтоне, второй во Франции, в танковом музее в Самюре.

Еще на протяжении проектирования массового разведывательного танка компании MIAG и Daimler-Benz взяли заказ на разработку новой военной машины, взявшей индекс VK 1602 и наименование «Леопард» и предназначавшейся для так называемой разведки боем.

Танк VK 1602 воображал собой развитие умелого VK 1601, изготовленного в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Последний вспоминал как машина помощи пехоты и имел весьма замечательное для легкого танка бронирование — от 50 до 80 мм. Конструктивно он был подобен вторым умелым автомобилям того периода — VK 901 и VK 903 — и имел подобное оружие. VK 1601 взял армейский индекс Pz.ll Ausf.J.

Семь таких автомобилей проходили войсковые опробования в 12-й танковой дивизии на Восточном фронте.

Но, от собственного предшественника «Леопард» позаимствовал разве что толщину броневых страниц, во всем остальном это была совсем новая военная машина, которую время от времени именуют «Маленькая Пантера».

Бронирование башни «Леопарда» составляло 50—80 мм, корпуса — 20— 60 мм. Боевая масса возросла до 26 т. Габаритные размеры достигли 6450 мм по длине, 3270 и 2800 мм по высоте и ширине соответственно.

Карбюраторный двигатель HL 157 мощностью 550 л.с. (404 кВт) разгонял «Леопарда» до большой скорости 50 км/ч (по другим сведеньям — 60 км/ч). Особенность автомобили — кормовое размещение трансмиссии, нетипичное для германского танкостроения. В сварной башне обтекаемой формы устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом.

Характерными внешними чертами танка были командирская башенка и литая маска пушки типа Saukopf — «свиное рыло». Ходовая часть «Леопарда» складывалась из шести опорных катков на борт, расположенных в шахматном порядке. Ширина гусениц — 350 мм.

Экипаж — четыре человека.

Изготовление прототипа началось 30 апреля, а закончилось 1 сентября 1942 года. «Panzerprogramm 41» предусматривала выпуск 339 «тяжелых разведчиков». Серийное производство планировалось в июне 1943 года, но уже в феврале заказ отменили.

Такое ответ неудивительно, поскольку для разведки боем «тяжелый разведчик» был через чур тяжелым. При массе большей, чем у среднего танка Pz.lll, «Леопард» был вооружен совершенно верно так же и отличался в лучшую сторону лишь более замечательным бронированием и лучшими маневренными чертями. Но и то и другое не оставляло ему шансов при встрече с советским Т-34 либо американским «Шерманом». Так что не считая прототипа ни один «Леопард» выстроен не был.

Башня же, сконструированная для этого танка, употреблялась на тяжелых четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz.234/2 «Пума», действительно, в пара облегченном варианте — без командирской башенки.

Тактико-технические характеристики танкаPz.ll Ausf.L

Боевая масса, т………………………………11,8

Экипаж, чел……………………………………….4

Габаритные размеры, мм:

протяженность…………………………………………4630

ширина………………………………………2480

высота……………………………………….2210

клиренс……………………………………….400

Толщина брони, мм:

лоб корпуса……………………………………30

корма и борт………………………………….20

днище и крыша……………………………..10

лоб башни……………………………………..30

борта…………………………………………….20

Большая скорость перемещения, км/ч:

по шоссе…………………………………….60

по местности………………………………30

Запас хода, км:

по шоссе……………………………………..290

по местности……………………………….175

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град………………………..30

ширина рва, м……………………………..1,6

высота стены, м…………………………..0,7

глубина брода, м…………………………..1,4

Удельное давление, кг/см2 …………..0,98

Удельная мощность, л.с./т……………..16,7

М. БАРЯТИНСКИЙ

Разведчики, Последний бой, все серии, Армейский фильм, фильм про войну

Статьи, которые будут Вам интересны: