Сбивать на марше

Сбивать на марше

Блицкриг Германии в 1939 г. распознал необходимость обеспечения вермахта подвижными средствами борьбы с авиацией соперника. Особенно это сказывалось при перемещении колонн на марше. Существовавшие тогда зенитные подразделения имели только буксируемые орудия. Подвижность батарей выяснилось недопустимо низкой, время их развертывания — через чур громадным.

Требовались мобильные части, талантливые снабжать ПВО, следуя конкретно в порядках передвигавшихся соединений.

В начале 1940 г. армейские эксперты Отдела артиллерийскотехнического снабжения вермахта внесли предложение применять для этого танки устаревших типов, например, легкие Pz.Kpfw.l Ausf.A (Pz-I). Задание на разработку выдали берлинской компании «Алкетт» (Alkett) и «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz) в Штутгарте.

Для переделки решили применять Munitionschlepper.l Ausf.A («перевозчики снарядов»), ранее переделанные из танков Pz-I.

С них сняли башни и частично срезали подбашенную коробку. Сейчас, вернув, ранее удаленную переднюю часть бронекоробки, на корпус наварили раму из четырех металлических балок, две из которых уложили на протяжении корпуса, а остальные — поперек. Сверху сделали настил из досок — оказалась платформа, пригодная для размещения пушки.

По ее бокам и позади установили откидывающиеся на петлях металлические борта, каковые, как выяснилось потом, не снабжали расчету надлежащую защиту.

На платформе разместили на своем лафете 20-мм автоматическую зенитную пушку Flak 38. Ее пара сместили вправо, дабы обеспечить механику-водителю лучший доступ к рычагам управления.

Буксируемые зенитные пушки Flak 30/38 были очень распространенным средством ПВО в вооруженных силах Германии и. кроме этого, являлись важным противотанковым оружием. Исходя из этого рота таких пушек из 12 единиц была не только в каждом моторизованном зенитном дивизионе, придававшемся танковым и моторизованным дивизиям, но и входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий.

ЗСУ Flakpanzer I с установленной на шасси легкого танка Pz-I 20-мм зенитной пушкой Flak 38

Flakpanzer I (справа), слева — транспортер снарядов Much.I Ausf.A

Первые зенитные пушки Flak 30 начали поступать в германская армия в 1935-м, а три года спустя на вооружение приняли модернизированный вариант этого оружия Flak 38, имевший ту же боеприпасы и баллистику, но отличавшийся более высокой скорострельностью за счет уменьшения массы подвижных увеличения и частей скорости их перемещения.

При пара меньшей длине ствола (113 калибров вместо 115) пушка в боевом положении была легче на 30 кг и имела намного большую скорострельность, составлявшую 220 — 480 выстр./мин. вместо 120 — 280 ранее.

На установке пушка имела возможность вращаться по горизонту на 360°, вертикальные углы наводки составляли от -10° до +87°. Это разрешало вести пламя по самолетам, пролетавшим на высотах до 3700 м. Дальность же стрельбы по наземным объектам достигала 4800 м.

Боекомплект Flak 38 складывался из патронов с бронебойными и осколочнотрассирующими боеприпасами. Бронебойные боеприпасы W2cm Sprgr. L.spur, массой 143 г и длиной 80 мм, были целыми и не имели взрывчатого вещества. Они предназначался для стрельбы по бронемашинам и лёгким танкам.

Осколочные W2cm Pzgr. L,spur, при массе 120 г и длине 86 мм, снаряжались 6,2 г взрывчатого вещества с головным взрывателем мгновенного действия; они использовались для стрельбы по воздушным целям. Имелись кроме этого бронебойнозажигательные боеприпасы, несшие три грамма фосфора.

Flakpanzer І:

1 — ствол 20-мм пушки; 2 борт платформы лафета; 3 — платформа лафета; 4 — ленивец; 5 — продольная балка опорных катков; 6 ведущее колесо; 7 — люк двигательного отсека; 8 — глушитель; 9 — казенная часть пушки; 10 — рабочее место механика-водителя; 11 — броневой шит пушки; 12 — смотровое окно механика-водителя: 13 — буксирный трос; 14 — задний борт платформы: 15 откинутый борі платформы; 16 — кормовое сцепное устройство

На установке снаряды укладывались в корпусе за сиденьем водителя.

Но главный боекомплект перевозился на особом прицепе Sd.Ah.51 с долгим сцепным устройством за машиной, вместе с личными вещами экипажа.

Управление стрельбой из пушки осуществлялось посредством прибора управления артиллерийско-зенитным огнем ПУАЗО.

Прибор снабжал ответ задачи встречи боеприпаса с целью и разрешал определять углы наведения орудия на базе информации о движении и положении цели, баллистических параметрах боеприпасов и орудия, и скорости ветра и других внешних условий. Полученные углы упреждения наведения машинально передавались на механизмы наведения орудия. Дальность до цели измерялась стереодальномером.

Шасси танка Pz.l. на котором установили Flak 38, имело хорошую для того времени компоновку.

Трансмиссионное отделение, соответственно и ведущие колеса, пребывало спереди, двигатель установили в корме. Гусеница — мелкозвенчатая с шириной трака 280 мм Механик-водитель руководил машиной посредством педалей сцепления и двух рычагов, которые связаны с бортовыми фрикционами.

20-мм зенитная пушка Flak 38, снятая с самоходки

Зенитная установка, поставленная на охрану воинского эшелона

ЗСУ на боевой позиции. Сталинградский фронт, лето 1942 г.

ЗСУ Flakpanzer I в колонне на фронтовой дороге

Машина снабжалась 57-сильным 4-цилиндровым карбюраторным двигателем М305 воздушного охлаждения компании «Круп» (Крирр). Емкость топливных баков, пребывавших в корме. — 144 л, расход составлял 100 л на 100 км пути.

Ходовая часть включала по четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно на продольной балке и подвешенных на четверть эллиптических рессорах. Серьёзным недочётом выяснилось размещение заднего ленивца низко над уровнем почвы, что при стремительных поворотах обычно приводило к сбрасыванию гусеницы.

Защищенность установки выяснилось очень не сильный, не смотря на то, что верх и низ лобовой части корпуса, борта корма имели 13-мм броню.

Но они легко пробивались 14,5-мм противотанковыми винтовками ПТРД Симонова и Дегтярева с расстояния до 500 м а также бронебойными пулями крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов на расстоянии до 200 м. Сам же расчет на платформе защищался только низкими неброневыми бортами да щитом пушки спереди.

Экипаж автомобили должен был складываться из восьми человек при стрельбе по воздушным целям: начальник, механик-водитель, наводчик, два подносчика патронов и три человека расчета ПУАЗО.

И это вместо экипажа танка Pz-I из двухчеловек, что, без сомнений, увеличивало нагрузку на ходовую часть и на двигатель. Иначе говоря машина была перезагруженной, имела большой центр тяжести и нехорошую проходимость.

Буксируемая зенитная пушка Flak 38

Серийный выпуск установки наладили в 1941 г. и ограничились 24 (по другим сведеньям. 26) единицами.

Первые зенитные самоходные установки недолго принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте и были утрачены в конце 1942 г. в битве под Сталинградом.

Главные эти самоходной зенитной установки Flak 38 auf z.Kpfw.I А usf. А обр. 1941 г.

Боевая масса, кг 5500

Экипаж, чел. 5-8

Дій на, мм 4380

Ширина, мм 2060

Высота, мм 2080

Клиренс, мм 250

Оружие Зенитная пушка Flak 38

Бронирование, мм/фад.:

лоб корпуса (верх) 13/21

лоб корпуса (середина) 8/72

лоб корпуса (низ) 13/25

борі корпуса 13/0

корма корпуса 13/15-55

крыша 8/81 -90

дне 5

Двигатель 4-цилиндровый М-305

Мощность, л.с. 57

Трансмиссия механического типа с 5-скоростной коробкой передач

Ходовая часть на один борт 4 опорных катка с листовыми рессорами, переднее ведущее и заднее направляющее колесо;

Скорость, км/ч:

по шоссе 37

по местности 10-12

Запас хода, км

по шоссе 180

по местности 120

Преодолеваемые препятствия, м:

ширина рва 1,4

высота стены 0,35

глубина брода 0,5

угол подъема, град. 30

Главные эти зенитной пушки Flak 38

Масса в боевом положении, кг 450

Калибр, мм 20

Протяженность ствола, клб 115

Угол возвышения, град. до 87

Угол горизонтального обстрела, град. 360

Масса магазина с 20 матронами, кг 9,5

Скорострельность, выстр./мин 120

Досягаемость по высоте, м 2200- 3700

Дальность настильной стрельбы, м 4800

Бронепробиваемость, мм — со 100 м — 23

с 800 м — 11

В.

БОРЗЕНКО

Высоцкий — Песня о финише войны

Статьи, которые будут Вам интересны: