Преемники «тридцатьчетвёрки»

Преемники «тридцатьчетвёрки»

К весне 1943 г. в военных действиях на фронте проявился качественный скачок в увеличении боеготовности германской военной техники. Показались новые танки Pz.Kpfw.VI «Тигр» с 88-мм пушкой и Рz.Kpfw.V «Пантера», имевший 75-мм пушку. До них для танков Т-34 и КВ-1 Красной Армии главными соперниками на поле боя оставались Т-IV с короткоствольным 75-мм орудием. Их 80-мм лобовая броня без особенного труда имела возможность пробиваться отечественными бронебойными боеприпасами.

Но новые германские автомобили превосходили их по толщине брони и мощности вооружения. Отечественным танкистам приходилось идти на страшное сближение с ними, выходя на расстояние действенного огня — на расстояние всего 500 -600 м. В то время как «пантеры» и «тигры» вели стрельбу уже с 1500 м. Особенно такое положение выявилось в противостоянии танковых соединений на полях Курской битвы. Отечественные танки потеряли боевое преимущество.

Исходя из этого руководство поставило вопрос о необходимости значительного увеличения боеготовности отечественных автомобилей. Было решено, а также, продолжить предстоящую модернизацию танков Т-34. В августе 1943 г. нарком танкостроения В.А. Малышев поставил задачу: «Нужно срочно установить на танк более замечательную пушку», существенно усилив наряду с этим его бронезащиту.

Ещё до войны конструкторское бюро (отдел 520) машиностроительного завода в Харькове (тогда номерной завод № 183) начало проектирование нового танка, вернее, его вариантов с 57-мм, 76-мм и 107-мм орудиями. Работу продолжили уже по окончании эвакуации в Нижнем Тагиле в составе Уральского танкового завода № 183.

Новый средний танк создали в 1943 г., исходя из этого и наименование его осталось Т-43.

Конструкторы при его разработке закладывали более высокие требования, каковые они попытались воплотить в модернизированных, а после этого и усовершенствованных Т-34. Нужно было усилить бронезащиту по башне и всему корпусу, и подвеску ходовой части, расширить количество боевого отделения для постановки более замечательного оружия. Само собой разумеется, наряду с этим был использован научный и конструкторский задел, созданный при создании Т-34М.

Наряду с этим учитывалась необходимая унификация агрегатов, деталей и механизмов с серийно производимой машиной. В следствии, удалось достигнуть 78% унификации.

Танк Т-43

Предсерийный опытный образец танка Т-44

Умелый танк Т-44-100 с пушкой Д-10Т калибра 100-мм; по бортам подвешены защитные экраны

Башня танка Т-44 удлинённой формы с кормовой нишей. Видна замечательная маска 85-мм пушки Д-5Т, под башней — смотровой прибор МК-4 водителя

Крыша башни. Справа расположена командирская башенка, перед ней — броневое оградительное кольцо ввода антенны, слева-крышка люка выхода экипажа, между ними находится броневой колпак вентиляционного люка. В передней части крыши лючки перископических прицелов начальника и заряжающего

В следствии, танк взял корпус с 75-мм броневыми страницами в лобовой и 60-мм — в кормовой частях и с бортов.

Броню литой башни увеличили до 90-мм, на её крыше для обеспечения кругового обзора начальника установили командирскую башенку. Рабочее место механика-водителя перенесли на правый борт вместе с наблюдательным люком, а у левого — в бронированной «коробке» разместили топливный бак на 500 л, ликвидировав восемь остальных бортовых, не смотря на то, что запас хода наряду с этим уменьшился на 100 км.

Заменили подвеску, в первый раз на среднем танке поставив торсионную вместо свечной и с вертикальными пружинами, как было на Т-34, более компактную, обеспечив громадную свободу действий экипажу в боевом отсеке.

Двигатель оставался тем же, что и у Т-34 — 500-сильный дизель В-2-34 V-образный 12-цилиндровый.

Кроме этого и пушка осталась 76-мм Ф-34М с длиной ствола 41,6 калибра и с боекомплектом 82 боеприпаса.

Летом 1943 г. два умелых танка Т-43 были посланы на фронт для опробований конкретно в боевой обстановке в составе «особенной танковой роты № 100». Они с 19 августа по 5 сентября принимали участие в военных действиях, взяв более десятка попаданий германских снарядов, но не взяв ни одной пробоины. Опробования распознали только некое ухудшение динамических черт, например, проходимости и подвижности, из-за возросшей до 34,1 т массы автомобили.

15 июля 1943 г. средний танк Т-43 был принят на вооружение Красной Армии.

Через некое время показался проект модернизированного Т-43, на котором планировалось разместить башню уже с 1600-мм погоном, гусеницу цевочного зацепления, установить более замечательное оружие.

К этому времени уже были созданы 85-мм пушки для установки на средние танки.

В частности, громаднейшую эффективность продемонстрировала 85-мм зенитная пушка 52К примера 1939 г. Её боеприпасами удалось на полигонных опробованиях поразить броню германского «Тигра» толщиной 100-мм с дальности 1000 м. На базе данной пушки и создали новую танковую. Но, в то время, когда решили поставить её на Т-43, оказалось, что он «не имеет для этого резерва по повышению боевой массы» из-за ещё большего повышения удельного давления на грунт, а, значит, понижения боевой эффективности. Масса танка была предельной.

Новое 85-мм орудие поставили на Т-34 — сейчас индекс танка стал Т-34-85.

Опыт создания танков Т-34 и Т-43, внедрение технических новшеств разрешили коллективу конструкторского бюро завода № 183 под управлением А. Морозова срочно приступить к разработке как следует нового танкового примера. В ноябре 1943 г. наркому танковой индустрии В.А. Малышеву был представлен древесный макет танка под заводским индексом «объект 136» и уточнены его заявленные тактико-технические характеристики.

Реализацию проекта забрал под собственный контроль Государственный обороный комитет, задав наряду с этим очень твёрдые сроки исполнения — 10 января следующего года опытные образцы должны были быть представлены на заводские опробования.

Корпус первых образцов «объекта 136» создавался сварным из нескольких катаных броневых страниц высокой твёрдости: двух лобовых — верхнего и нижнего, двух кормовых — кроме этого верхнего и нижнего, бортовых, днища и крыши.

Лобовые страницы имели толщину 75 мм, верхний — устанавливался под углом 60°.

В отверстиях бронированной маски, не считая пушки, установили телескопический прицел и пулемёт. Шаровую опору курсового пулемёта сняли, лист тут заварили, покинули только отверстие под него и маленькую смотровую щель для водителя — лобовой лист стал более монолитным.

Рабочее место стрелка-радиста, пребывавшего справа спереди, ликвидировали. Ко мне переместили из ниш моторного отсека четыре аккумуляторные батареи массой по 60 кг любая, обеспечив к ним для обслуживания вольный доступ; их отгородили броневым страницей. Радиостанцию перенесли в башню.

Борта танка — вертикальные бронелисты толщиной 45 мм; в вырезах их передней части вваривались кронштейны направляющих колёс, а в кормовой части — картеры бортовых передач.

Днище танка складывалось из трёх секций толщиной 15 мм, сваренных швом встык. Оно имело корытообразную форму с дополнительными выштамповками, как продольными, так и поперечными — для увеличения жёсткости конструкции.

В нём имелись вырезы под опоры балансиров опорных катков и торсионных валов, катастрофический люк, люки доступа к тягам и двигателю фрикциона, технологические отверстия для механизмов и обслуживания агрегатов.

Крыша корпуса кроме этого толщиной 15 мм — сваривалась из трёх частей. В её передней части — в подбашенном странице — слева был люк механика-водителя с крышкой на шариковой опоре, посередине — вырез под погон башни.

За башней над моторным отделением был съёмный лист крыши моторного отделения с люками, снабжающими доступ к топливным насосу и фильтру, трубопроводам, воздухоочистителям, с заправочным люком средних топливных баков. Трансмиссионный отсек закрывали створчатые жалюзи с железной сеткой.

Цельнолитая башня танка Т-44 («объект 136») отличалась удлинённой кормовой нишей. Её лобовая часть имела толщину 115 мм, борта — до 90 мм, страницы крыши — 15 мм.

В башне спереди были вырезы для монтажа оружия: под пушку, для спаренного пулемёта, и для телескопического прицела. На крыше слева размещалась командирская башенка, справа был посадочный люк экипажа, между ними — броневой колпак вентиляционного люка. Помимо этого, на ней устанавливались перископические устройства наблюдения начальника и заряжающего. В бортах имелись амбразуры для стрельбы из личного оружия.

Танк Т-44:

1 — 85-мм пушка С-53; 2 — амбразура в башне для стрельбы из личного оружия; 3 — командирская башенка; 4 — скобы; 5 — ведущее колесо; 6 — опорный каток; 7 — ленивец; 8 — ящик с ЗИП; 9 — перископические устройства заряжающего и начальника; 10 — люк выхода экипажа; 11 — броневой колпак вентилятора; 12 — входные жалюзи моторного отсека; 13 — вход антенны; 14 — люк механика-водителя; 15 — задний грязезащитный щиток; 16 — гусеничная цепь; 17 — передний грязезащитный щиток; 18 — маска пушки; 19 — смотровой прибор механика-водителя; 20 — смотровая щель механика-водителя

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА Т-43, Т-44А, Т-44-100

Башня монтировалась на шариковой радиально-упорной опоре над боевым отделением.

Двигатель на танк поставили дизельный: 12-цилиндровый \/-образный В-2-ИС с жидкостной совокупностью охлаждения количеством 38,8 л, степень сжатия -14 — 15. Его номинальная мощность составляла 450 л.с. при 1750 об/мин, эксплуатационная — 400 л.с. при 1700 об/мин, большая — 500 л.с. при 1800 об/мин.

Установка двигателя стала причиной совсем новой компоновке корпуса. Дело в том, что в первый раз на серийном танке его разместили не на протяжении моторнотрансмиссионного отделения, а поперёк, соединив с коробкой передач, расположенной параллельно, новым повышающим редуктором «гитарой», снижающим упрочнения в главном фрикционе. «Новинка» — исключив коническую несколько, разрешила выполнить пятиступенчатую коробку более компактной, улучшить управление тормозами и бортовыми фрикционами.

Кроме этого поперёк поставили радиатор совокупности охлаждения; воздухоочиститель переместили к правому борту, вентилятор — к корме, на его месте показался компактный маховик. Всё это разрешило возможность скомпоновать более низкую твёрдую подмоторную раму, понизив корпус, в один момент уменьшив массу.

После этого сместили к корме саму башню, разместив её ближе к центру корпуса, чем улучшили центровку автомобили, уменьшили возможность её угловых колебаний, воздействовавших на точность стрельбы.

Размеры боевого отделения увеличились. Помимо этого, освободилась часть крыши корпуса в первых рядах, куда без промедлений перенесли люк механика-водителя; это, со своей стороны, разрешило более монолитным сделать лобовой лист.

Питание двигателя велось от топливных баков, расположенных в отсеках у перегородки моторного отсека; их неспециализированный количество — 420 л.

Напомним, что первоначально В-2-ИС разрабатывался для применения в авиации — на тяжёлых бомбардировщиках, а после этого уже перешёл на танки.

Ходовая часть отличалась от Т-34 -она была торсионного типа и существенно повышала ходовые и эксплуатационные характеристики автомобили. На каждом борту устанавливалось по 5 сдвоенных опорных катков с наружными резиновыми бандажами. Направляющие колёса пребывали спереди, ведущие колёса с гребневым зацеплением — позади.

Оружие танка Т-44 складывалось из пушки Д-5Т и 7,62-мм пулемёта ДТ, расположенных рядом в общей маске.

Помимо этого, ещё закрепили без движений курсовой пулемёт в верхнем лобовом странице справа от механика-водителя; тот должен был вести стрельбу, замечая через смотровой прибор по трассёрам пуль.

85-мм пушка Д-5Т являлась, по сути дела, усовершенствованным зенитным орудием 52-К. Она имела длину ствола

51,6 калибра и скорострельность 5 -8 выстр./мин. Стрельба имела возможность вестись унитарными выстрелами с бронебойными и осколочными боеприпасами.

Так, бронебойно-трассирующий боеприпас БР-365 с баллистическим наконечником был массой 9,2 кг с боевой частью до

2.6 кг; на расстоянии 500 м он имел возможность по нормали пробить бронеплиту толщиной 111 мм, на 1000 м — 102-миллиметровую, а стоящую под углом 30° — до 88 мм. Второй, бронебойный подкалиберный БР-365П массой 5,0 кг и боевой частью до 2,85 кг, с 500 м пробивал по нормали броню в 140 мм. Имелся кроме этого осколочный боеприпас О-365 массой 9,54 кг с зарядом 2,6 кг.

Их начальная скорость 785 м/с — у осколочного и 1050 м/с -у подкалиберного.

снаряды и Выстрелы к танковой пушке Д-5Т калибра 85-мм:

Танк Т-44 в Будапеште.

Венгерские события, 1956 г.

1 — выстрел УБР-365П с подкалиберным бронебойным боеприпасом БР-365П; 2 — выстрел УБР-365 с «тупоголовым» боеприпасом БР-365 с баллистическим наконечником; 3 — выстрел УБР-365К с «остроголовым» боеприпасом БР-365К; 4 — выстрел УО-365К с фугасно-осколочным боеприпасом О-365К

В случае если у танка Т-34 боекомплект укладывался по большей части на полу боевого отделения, то на Т-44 он был размещён — по-иному. Выстрелы пребывали в спецукладках в корпусе и башне -всего их было 58.

Так, по правому борту башни находились 2 из них, в её нише — 16; в правой носовой части корпуса устанавливалось 30 выстрелов, по левому и правому его бортам — ещё по 5.

В башне размещались три члена экипажа. Справа от пушки был заряжающий, слева — начальник орудия, за ним — начальник автомобили.

Использование пушки Д-5Т было вынужденным из-за отсутствия до тех пор пока ещё танковых орудий громадных калибров, а более замечательные 122-мм от самоходных установок нереально было применять из-за их габаритов.

На танке произвели полную модернизацию управления огнём. Установили кнопочный электроспуск пулемётов и пушки, ввели объединённое управление моторным и ручным приводами поворота башни от единой рукояти.

Но, основное, поставили эргономичный «ломающийся прицел»; его окуляр был неподвижен, а объектив следовал за стволом орудия за счёт шарнира на одной оси с цапфами пушки.

Обзор участникам экипажа танка Т-44 снабжали устройства наблюдения, имевшиеся у каждого из них. Механик-водитель пользовался перископическим прибором МК-4 с углом обзора 116°, что размещался в крышке люка, боковым смотровым прибором в левом борту и щелью в лобовом бронелисте.

В башне был перископический МК-4, разрешавший вести обзор в пределах 150°, ещё один командирский МК-4 с 220° обзора был с левой стороны.

На танк установили радиостанцию 9Р со штыревой антенной на крыше башни, ввели для экипажа переговорное устройство ТПУ-Збис-Ф.

Опытные образцы среднего танка Т-44 были изготовлены к 1944 г. Причём конструкторы предъявили сходу три автомобили: № 1 с 85-мм пушкой Д-5Т с погоном под башню 1700 мм, № 2 — кроме этого с Д-5Т, но с погоном 1600 мм, и № 3, имевший 125-мм пушку Д-25-44 и погон башни 1700 мм.

Пример № 1 проходил опробования в январе. На первых — ходовых — узнали, что трансмиссия и ходовая часть были более выносливыми, чем на Т-34, машина легче управлялась.

Расстояние в 1100 км была преодолена без особенных нареканий. Потом — обстрел из трофейных артиллерийских орудий — продемонстрировал, что бронебойные боеприпасы 88-мм и 75-мм танковых пушек Вермахта не могли пробить лоб башни и лобовые листы корпуса с расстояния 700 м, а также 75-мм боеприпасами противотанковой пушки Pak-40. Но 45-мм бронелисты бортов поражались такими совокупностями на дальности 600 — 900 м. Приёмочная рабочая группа "настойчиво попросила" усиления брони до 90 мм.

В феврале 1944 г. настал черёд опробований образцов № 2 и № 3. Они имели более замечательные 520-сильные двигатели. 122-мм пушка привела к из-за долгого — в целый метр унитарного выстрела, что стало причиной трудности при заряжании пушки, и её заменили на 85-миллиметровую. Вторых значительных замечаний не было.

«Эталонный» пример автомобили Т-44А изготовили к августу. Опробования и его прошли так удачно, что серийное производство стали налаживать ещё до принятия автомобили на вооружение.

Государственным обороным комитетом такое ответ было подписано 18 июля 1944 г.; распоряжение обязывало завод организовать серийный выпуск числом 300 единиц в месяц.

Официально средний танк Т-44 приняли на вооружение Красной Армии 23 ноября 1944 г.

Но создатели танка продолжали его опробования на полигонах Уралвагонзавода и Кубинки.

По их итогам был внесён последовательность трансформаций. Так, ещё усилили лоб башни — до 120 мм, смотровой прибор механика-водителя переместили на лобовой страницу, ему смонтировали простой люк в крыше корпуса.

Поменяли двигатель на дизельный В-44, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с., что кроме этого подвергся сложной перекомпоновке его агрегатов, позванной необходимостью уменьшения неспециализированной высоты: она снизилась до 921 мм.

Заменили пушку Д-5Т, поставив вместо неё 85-мм С-53 большей мощности: она имела длину ствола, равную 54,6 калибра, скорострельность 5-6 выстр./мин и дальность прямого выстрела — 1140 м. Её бронебойный подкалиберный боеприпас БР-367П массой 5,35 кг и начальной скоростью 1024 м/с имел возможность пробить броню на расстоянии 500 м толщиной 140 мм при соприкосновении по нормали, на 1000 м — 118 мм. Вместо 7,62-мм пулемётов ДТ поставили модернизированные ДТМ для того чтобы же калибра.

Боеприпас БР-365К — бронебойный, масса — 9,36 кг, начальная скорость -800 м/с.

Боеприпас БР-365П — бронебойный подкалиберный, масса — 4,99 кг, начальная скорость — 1024 м/с.

До января 1945 г. заводу удалось изготовить только 25 таких автомобилей Т-55Б «валовой» серии, до конца того же года — ещё 880 и всего до завершения выпуска в конце 1946 г. — 1823 единицы. Низкий темп разъяснялся одновременным выпуском в стране танков Т-34-85, ИС-2 — главной танковой мощи армии.

Помимо этого, с 1946 г. началось производство более замечательного танка Т-54.

Параллельно с серийным выпуском танка Т-44А однако продолжалась и его модернизация. В первую очередь попытались усилить его боевую мощь. Ранее попытка поставить на машину 122-мм пушку не удалась.

Летом 1945 г. по окончании проведения умелых работ на заводе №183 на один из танков установили 100-мм пушку Д-10Т, созданную в уральском артиллерийском опытноконструкторском бюро Ф. Петрова. Танк взял индекс Т-44-100.

Пушка Д-10, уже установленная на известной САУ-100, превосходно зарекомендовала себя в битвах.

При длине ствола 53,5 начальной скорости и калибра бронебойного боеприпаса 897 м/с дальность её прямого выстрела составляла 1000 м, что разрешало открывать пламя по бронетехнике с громадного расстояния.

Бронезащита танка Т-44

Танки Т-34 и Т-44.

Вид спереди

Сравнение танка Т-34-85 и танка Т-44

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ ПУШКИ С-53 ТАНКА Т-44

Но оказалось, что машина через чур раскачивается при выстреле, чересчур сбивая наводку на цель; нормально уравновесить пушку в цапфах не удалось. Одновременно с этим на танке желали смонтировать стабилизатор оружия.

Не смотря на то, что механизм и удалось разместить в стандартной башне, но действия экипажа при таких условиях были через чур затруднены из-за отсутствия свободного места.

После этого на умелый Т-44-100 постарались установить кроме этого 100-мм танковую пушку ЛБ-1 («Лаврентий Берия»), созданную на Горьковском заводе № 92 им. Сталина. При практически однообразных чертях она имела дальность прямого выстрела бронебойным боеприпасом 1200 м и лучшую кучность.

В один момент дополнили оружие, разместив на крыше люка заряжающего 12,7-мм пулемёт ДШК. борта танка и Ходовую часть для защиты от кумулятивных снарядов прикрыли навесными 6-мм экранами.

Масса автомобили наряду с этим превысила «эталонную», составив 34 т против 31,8 т серийного Т-44. Протяженность танка с пушкой вперёд увеличилась практически на метр и сейчас равнялась 8570 мм вместо 7650 мм.

Так, ни один из танков Т-44-100 до национальных опробований допущен не был.

Распоряжение о прекращении выпуска среднего танка Т-44А датировано 26 октября 1945 г. Но кроме того через полтора десятка лет затем автомобили не оставили в покое, решив довести их до отметки, соответствующего тому времени. Так, установили новый двигатель В-54, явившийся предстоящим развитием ранее эксплуатировавшегося В-2.

Это был дизель 12-цилиндровый четырёхтактный жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с. при 2000 об./мин. В ходовой части заменили бортовые фрикционы на двухступенчатые планетарные механизмы поворота, поставили ведущие колёса и гусеницы цевочного зацепления вместо гребневого, штампованные опорные катки. Боекомплект смогли расширить до 61 выстрела. Механику-водителю поставили прибор ночного видения ТВН-2. Заменили радиостанцию Р-9 на Р-113 — более идеальную и большего радиуса действия.

Сейчас танк взял индекс Т-44М.

В 1963 г. на базе линейной автомобили сделали командирский танк Т-44МК, снабдив его двумя радиостанциями -Р-112 и Р-113; курсовой пулемёт демонтировали, боекомплект понизили до 15 выстрелов. Наконец, в 1966 г. на часть автомобилей — сейчас с индексом Т-44С — поставили двухплоскостной стабилизатор оружия.

Средний танк Т-44 армейские эксперты вычисляют «танком-революцией». Не смотря на то, что многие из технических ответов, применённых на нём, уже опробовались на вторых, более ранних типах, совместное использование их стало причиной большому скачку вперёд отечественного танкостроения.

Т-44 на фоне тридцатьчетверки оценка фронтовика танкоиспытателя

Статьи, которые будут Вам интересны: