Тяжёлый танк ис-7 («объект 260»)

Тяжёлый танк ис-7 («объект 260»)

В послевоенный период замыслы организации отечественных бронетанковых армий армейские эксперты связывали прежде всего с новейшим тяжёлым танком ИС-3. Серийно танк производился на Челябинском Кировском заводе в 1945-1946 гг. очень стремительными темпами. Так, летом 1945 г. их выпуск составлял, к примеру, 250 единиц в месяц.

Всего было произведено 2305 автомобилей.

Но уже в начале работы в армиях обнаружился множество их принципиальных недочётов. Дело в том, что многие из агрегатов и механизмов ИС-3 были непригодными для долгой эксплуатации в мирное время из-за низкой надёжности. По всей видимости, сказывался расчёт на недолгую военную судьбу автомобилей, продолжавшуюся в боевых условиях всего пара недель.

Исходя из этого начиная с 1948 г. они стали подвергаться модернизации и переделке по программе устранения конструктивных недочётов на том же Кировском заводе в Челябинске.

Фактически в один момент уже В первую очередь 1945 г. в филиале Умелого завода № 100 при Ленинградском Кировском заводе под управлением главного конструктора Ж. Котина приступили к проектированию нового тяжёлого танка «пример 260», в котором предполагалось воплотить последние успехи отечественного танкостроения, связав их с опытом эксплуатации автомобилей в боевых условиях.

Эскизное проектирование было выполнено в малейшие сроки, 9 сентября того же года Ж. Котин подписал рабочие чертежи первого примера. Масса автомобили предполагалась равной 65 т, протяженность с пушкой — 11,17 м, ширина — 3,44 м, высота по крыше — 2,6 м; оружие -122-мм пушка с начальной скоростью боеприпаса около 1000 м/с, три 7,62-мм пулемёта ДТ (Дегтярёва танковый) и два 14,5-мм КПВТ (крупнокалиберный пулемёт Владимирова танковый).

Планировалась установка двух дизельных двигателей В-16 неспециализированной мощностью 1200 л.с. с электрической трансмиссией. Корпус проектировался с громадными углами наклона броневых страниц, лобовая часть — трёхгранная, «щучий шнобель», как и у ИС-3, башня — литая приплюснутая. Топливные баки размещались в подмоторном фундаменте.

Древесный макет танка, выстроенный в натуральную величину, смотрелся очень компактным. Но до воплощения в металле дело тогда не дошло.

По окончании устранения замечаний макетной рабочей группе в 1946 г. взялись за проектирование второго варианта автомобили.

Практически сходу было издано постановление о постройке двух умелых экземпляров, и в сентябре прошли ходовые опробования, на которых один из них удачно преодолел маршрут длиной 1000 км, продемонстрировав высокую для таковой автомобили скорость — около 60 км/ч по шоссе и 32 км/ч по булыжной мостовой, сделав главные требования тактико-технического задания.

На танке была установлена 130-мм пушка С-26. Дело в том, что заявленную ранее 122-мм пушку к сроку создать не удалось.

Исходя из этого в подмосковном Центральном артиллерийском конструкторском бюро В. Грабина для новой автомобили создали орудие на базе уже имевшегося морского 130-мм Б-13.

Экспозиция Военно-исторического музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке. Умелый экземпляр танка ИС-7 — первый в последовательности

Пушка С-26 имела раздельно-гильзовое заряжание.

Масса её боеприпаса равнялась 33 кг, для облегчения действий заряжающего был намерено спроектирован механизм заряжания с пневмоприводом, что разрешало расширить скорострельность до 6 — 7 выстр./мин. Орудие имело щелевой дульный тормоз.

С остальным оружием распорядились следующим образом.

На машине разместили шесть 7,62-мм пулемётов РП-46 (ротный пулемёт обр. 1946 г.):

два — спаренные с орудием, два — боковые, установленные по бокам башни на надгусеничных полках, два — на башенной кормовой турели со следящим приводом. Не считая курсового 14,6-мм пулемёта КПВТ такой же смонтировали на башне для борьбы с воздушными целями.

Экипаж танка при таком количестве оружия составил пять человек. Шофер пребывал в корпусе в отделении управления машиной, а четверо остальных разместились в башне. Наводчик -слева от орудия, начальник — справа от него, два заряжающих — в корме башни; они же при необходимости должны были вести пламя из пулемётов.

Потому, что создать спарку двигателей В-16 не удалось, на умелые автомобили поставили дизель ТД-30 — переработанный летный двигатель АЧ-300 производства завода № 500 Министерства авиационной индустрии. Тогда в первый раз на танках применили для его охлаждения эжекционную совокупность.

Танк ИС-7:

1 — 130-мм пушка С-70; 2 — курсовой 14,6-мм пулемёт КПВТ; 3 — маска пушки; 4 — зенитный 14,6-мм пулемёт КПВТ; 5 — сошка дистанционного -электропривода пулемёта; 6 — 7,62-мм пулемёт на надгусеничной полке; 7 — ведущее колесо; 8 — двойной опорный каток; 9 — переднее натяжное колесо; 10 — дульный тормоз пушки; 11 — лоб корпуса — трёхгранный («щучий шнобель»); 12 — люк начальника; 13 — люк наводчика; 14-топливные бочки; 15 — буксирный трос; 16-люк механика-водителя; 17-кормовой башенный 7,62-мм пулемёт; 18 — антенна радиостанции; 19 — гусеница с траками с резино-металличсскими шарнирами; 20 — нижний кормовой лист корпуса; 21 — спаренный 7,62-мм пулемёт; 22 — прибор наблюдения механика-водителя; 23 — передняя фара; 24 — нижний лобовой лист

Помимо этого, вместо электрической трансмиссии было нужно ограничиваться простой механической; механизм поворота — планетарный двухступенчатый.

Управление имело гидравлические сервоприводы. Ходовая часть складывалась из семи катков громадного диаметра на борт без поддерживающих роликов, ведущая звёздочка размешалась позади.

В 1947 г. длилась интенсивная разработка улучшенного варианта проекта «примера 260».

Усилили бронирование корпуса автомобили: увеличили до 150 мм толщину лобовых страниц и верхних бортовых, и поставили эти страницы под углами наклона 50°, и кормовых — до 70 мм при 55° наклона. Поменяли профиль башни, доведя толщину лобовой части до 240 — 350 мм при углах наклона 0 — 45°, её бортов -до 185 — 240 мм при 30° — 45° наклона. Считалось, что такую башню не смогут пробить кроме того 130-мм бронебойные калиберные боеприпасы — самые большие из пребывавших в то время на вооружении зарубежных армий.

На танк установили новую 130-мм пушку С-70 с длиной ствола 54 калибра. Её боеприпас массой 33,4 кг имел начальную скорость 900 м/с и мог пробить 160-мм броневой лист, установленный под углом 30° на расстоянии 1000 м, а 140-мм лист — на 2000 м. Боекомплект составлял 30 снарядов.

Наводчик взял стабилизированный прицел с возможностью наведения независимо от положения пушки: выстрел наряду с этим имел возможность производится лишь при совмещении оси канала ствола с линией визирования.

Громоздкий пневматический механизм заряжания заменили малогабаритным цепным с электроприводом.

Число пулемётов довели до восьми: два РП-46, размещённые в бронированных коробках в задней части надгусеничных ниш, предназначались для ведения огня вперёд, два таких же пулемёта, установленных по бортам башенной ниши, стреляли назад, ещё два — оставались спаренными с пушкой; к этому добавили второй 14,5-мм пулемёт КПВТ.

Его смонтировали на особой высокой штанге и снабдили синхронно-следящим дистанционным электроприводом, благодаря которому вероятно было вести пламя как по воздушным, так и по наземным целям из башни.

Боекомплект патронов для КПВТ -400 и для РП — 2500.

Конструкторы оружия разрабатывали для ИС-7 кроме того строенный вариант зенитной установки, складывающейся из двух пулемётов РП-46 и одного КПВТ.

Двигатель заменили на 12-цилиндровый V-образный четырёхтактный М-50Т мощностью 1050 л.с. при 1850 об/мин с эжекторным охлаждением, являвшийся танковым вариантом морского дизеля, что использовался на быстроходных морских катерах.

М-50 имел, но, в отличие от ТД-30 пара громадные габариты, что потребовало принятия последовательности конструктивных ответов для его установки на танк без повышения высоты корпуса.

К примеру, была создана свободная подвеска с маленькими «пучковыми» стержневыми торсионами, что разрешило высвободить место для размещения картера двигателя. Любой «пучок» торсионов складывался из 19 прутков с шестигранными головками.

Форма лобовой части корпуса «щучий шнобель» ИС-7 подобна ИС-3

Ходовая часть танка ИС-7 не имеет поддерживающих роликов. Верхняя часть гусеницы лежит конкретно на опорных катках

Сравнение танка ИС-7 и германского сверхтяжёлого Е100, альтернативы неудавшегося «Мауса»

немецкого танка Тигра-7 и Корпуса «ИС»

Тяжёлый танк ИС-7 («объект 260»), К лету 1948 г. на Ленинградском Кировском заводе было произведено четыре умелых примера танка

ИС-7 с пушкой С-70 на умелом полигоне на протяжении опробований, 1948 г.

Коробку передач с гидросервоприводом и механизм поворота смонтировали в одном блоке, и она имела восемь передач переднего хода и две — заднего.

Катки ходовой части выполнили двойными, с внутренней амортизацией. Применили гидравлические амортизаторы двустороннего действия, что очень положительно сказалось на плавности хода.

Гусеница шириной 710 мм складывалась из литых траков коробчатого сечения с резинометаллическими шарнирами.

Горючее разместили в 14 резиновых баках неспециализированной ёмкостью 800 л; шесть из них пребывали снаружи по бортам в железных коробах.

Машина имела автоматическую совокупность пожаротушения трёхразового включения, складывавшуюся из огнетушителей и датчиков, установленных в моторнотрансмиссионном отделении.

В 1948 г. на заводе изготовили четыре умелых примера новой автомобили. По окончании прохождения заводских опробований их послали на национальные.

Броня танков выдержала обстрел не только из замечательнейшего 128-мм орудия, которое было установлено на сверхтяжёлом германском танке «Маус», но и из 130-мм пушки С-70, которой вооружался сам ИС-7.

Опытные образцы ИС-7 выдержали опробования.

Но, не смотря на то, что ни один из тяжёлых танков в то время не имел аналогичных технических и боевых показателей, приёмочная Государственная комиссия вынесла отрицательное ответ. По всей видимости, на это повлияла через чур громадная масса автомобили — 68 т, но, быть может, и тот довод, что на Челябинском Кировском заводе уже производился серийно с 1947 г. танк ИС-4.

Как бы то ни было, танк ИС-7 («объект 260») — самый замечательный танк собственного времени — на вооружение принят не был…

Тактико-технические характеристики опытного образца танка ИС-7

Боевая масса, т…….. ……………………………68

Экипаж, чел………… ……………………………..5

Протяженность корпуса, мм ………………………..7380

Протяженность с пушкой вперёд, мм………….11 170

Ширина корпуса, мм……………………….3440

Высота, мм…………. …………………………2600

Клиренс, мм……….. …………………………..410

Бронирование, мм:

лоб корпуса……… …………………………..150

борт корпуса……. ………………….100-150

корма корпуса….. ……………………60- 100

днище……………… …………………………….20

лоб башни……….. …………………………..210

маска орудия……. …………………………..350

борт башни………. …………………………..150

корма башни……. …………………………….94

крыша башни…… …………………………….50

Оружие: 130-мм пушка, 2 х 14,6-мм пулемёта, 6 х 7,62-мм пулемётов

Боекомплект:

снарядов………….. ……………………………32,

патронов:

14,5-мм………………………….400.

7,62-мм…………………………2500

Двигатель: дизельный М-50Т, 12-цилиндровый четырёхтактный

жидкостного охлаждения,

мощность 1050 л.с.

при 1850 об/мин

Удельная мощность, л.с./т………………..15,4

Скорость по шоссе, км/ч…………………….60

Скорость по просёлку, км/ч…………………32

Запас хода по шоссе, км……………………300

Удельное давление на грунт, кг/см2…..0,96

А. МИШАКОВ

ИС 7 . Документальный фильм

Статьи, которые будут Вам интересны: