Легкий танк «генерал чаффи»

Легкий танк «генерал чаффи»

На конец 1942 года танковая дивизия армии США по штату была на треть вооружена легкими танками М3/М5 «Стюарт». Слабость их вооружения и бронирования скоро выявилась в ноябре, в то время, когда американские танковые части в Северной Африке в первый раз вступили в бой с подразделениями Панцерваффе: военные машины были совсем бессильны против средних германских танков.

Учтя печальный опыт Североафриканской кампании, американцы пошли на большое сокращение числа подразделений, оснащенных легкими танками, и на уменьшение их численности. Но отказываться совсем от применения боевых автомобилей этого класса они не захотели. На повестку дня встал вопрос создания нового легкого танка.

Справедливости для нужно подчернуть, что работы над военной машиной, предназначенной для замены «Стюарта», велись с 1941 года.

Как раз тогда национальный арсенал в Рок-Исланде начал проектирование легкого танка под индексом Т7. Сначала все опыты технологов и конструкторов сосредоточились на моторно-трансмиссионной установке и методах башни и изготовления корпуса.

В Рок-Исланде были изготовлены четыре прототипа.

Первый — Т7Е1 — имел всецело клепаную конструкцию, от которой отказались уже на следующем умелом примере. Танк Т7Е2 взял литые корпус и башню. На нем установили 9-цилиндровый звездообразный двигатель Wright R-975 мощностью 340 л.с. башня и Корпус Т7ЕЗ были выполнены сварными, а силовая установка складывалась из двух дизельных двигателей Hercules. Наконец, Т7Е4 оснащался автоматической трансмиссией компании Hydra-Matic и двумя бензиновыми моторами Cadillac.

В декабре 1941 года по окончании всесторонних сравнительных опробований всех прототипов было решено остановиться на варианте Т7Е2. Действительно, к этому времени армейские откорректировали собственные требования к оружию — сейчас танк должен был вооружаться британской 6-фунтовой (57-мм) пушкой.

Вступление США во Вторую мировую войну и показавшийся кроме того ограниченный боевой опыт вызвали новые коррективы: установку 75-мм пушки и повышение толщины брони до 63 мм.

Боевая масса изготовленного по этим требованиям танка достигла 25 т. В следствии его переклассифицировали из легкого в средний и стандартизировали называющиеся Medium Tank М7.

В августе 1942 года был выдан заказ на 3000 танков М7. Но позднее у военных появились громадные сомнения в целесообразности этого шага.

Дело в том, что начиная с февраля 1942-го сходу на десяти фабриках США развертывалось массовое производство среднего танка М4 «Шерман», перед которым средний, а скорее, «полусредний» М7 не имел никаких преимуществ. Еще один средний танк американской армии был не нужен, заказ отменили, все работы по М7 прекратили.

Неудача с М7 только подстегнула вторых разработчиков.

Проектированием нового танка в начале 1943 года близко занялись эксперты компании «Кадиллак» — главного производителя легкого танка М5А1. Новой машине присвоили индекс Т24.

Моторно-трансмиссионную установку для Т24 заимствовали у М5А1, а ходовую часть — у самоходно-артиллерийской установки М18.

Толщину броневых страниц корпуса сохранили приблизительно на уровне «Стюарта»— 25,4 мм (1‘). Действительно, расположили их под существенно громадными углами наклона, что снабжало более высокую снарядостойкость. Новая двухместная сварная башня обтекаемой формы защищалась 38- и 25,4-мм броней.

Легкий танк М24:

1 — 75-мм пушка; 2 — командирская башенка; 3 — установка зенитного пулемета М2НВ; 4 — ящик для амуниции; 5 — поддерживающий каток; 6 — направляющее колесо; 7 — опорный каток; 8 — ведущее колесо; 9—амбразура двухдюймового миномета; 10—люк пулеметчика; 11 — курсовой пулемет; 12— укладка брезентовых чехлов (на виде сбоку условно не продемонстрирована); 13 — люк механика-водителя; 14 — прибор наблюдения со встроенным перископическим прицелом; 15 — крышка трансмиссионного люка; 16 — антенный ввод; 17 — люк для стрельбы из личного оружия

Особенной проблемой оставалось оружие, усиление которого являлось главным требованием армейских. Британцы внесли предложение оснастить танк собственной 6-фунтовой пушкой, уже использовавшейся на «крусейдерах» и «валентайнах», но американцы отвергли это предложение. Для Т24 решили применять авиационную 75-мм пушку, которая устанавливалась на бомбардировщиках В-25. Это орудие, имевшее маленькую массу, идеально подошло для оружия легкого танка.

Первый прототип Т24 изготовили к октябрю 1943 года, и сразу же начались его интенсивные опробования. Они завершились в полной мере удачно, и танк был стандартизирован под индексом М24. Машина стала называться «Генерал Чаффи» — в честь создателя и первого командующего бронетанковыми армиями армии США генерала направляться Чаффи.

По окончании некоей задержки, которая связана с опробованиями прототипа Т24Е1, оснащенного другой силовой установкой от САУ М18 — двигателем воздушного охлаждения Continental R-975C-4, Управление оружий выдало заказ на 1000 танков М24, позднее увеличенный до 5000. Первый серийный М24 был собран на заводе компании «Кадиллак» в Детройте в апреле 1944-го. По июнь 1945 года его цехи покинули 3300 танков М24. С июня 1944-го к производству «Чаффи» присоединился завод компании «Месси-Гаррис» в Милуоки.

По май 1945-го он выпустил 770 боевых автомобилей этого типа. Так неспециализированный серийный выпуск танков М24 составил 4070 единиц.

Серийные танки пара отличались от прототипов.

Трансформации, действительно, затронули по большей части конструкцию башни. Она взяла командирскую башенку с шестью смотровыми устройствами, усиленный кронштейн и вытяжной вентилятор для крепления крупнокалиберного зенитного пулемета.

Оружие танка складывалось из спаренных 75-мм пушки М6 и 7,62-мм пулемета Browning М1919А4, размещенных в маск-установке М64.

Еще один пулемет Browning М1919А4 был смонтирован в шаровой установке лобового страницы корпуса. В крыше башни устанавливалась 50,1-мм мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными минами, а на крыше—12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ.

Изюминкой пушки являлось концентрическое размещение противооткатных устройств пружинно-гидравлического типа относительно ствола.

Они были заключены в полый цилиндр, через что проходил ствол пушки. При выстреле ствол, скрепленный с противооткатными устройствами, перемещался в полости цилиндра, в один момент делавшего и роль направляющей при накате и откате. Такая конструкция позволила существенно уменьшить габариты казенной части пушки.

Протяженность отката наряду с этим была снижена практически в два раза.

Пушка оснащалась гироскопическим стабилизатором наведения в вертикальной плоскости компании «Вестингауз». В распоряжении наводчика, размешавшегося слева от пушки, имелись телескопический и телескопическо-перископический прицелы. Вертикальное наведение осуществлялось вручную, а горизонтальное (поворот башни) — посредством ручного и гидравлического приводов.

Рукоятка управления поворотом башни имелась и у командира экипажа, причем при работе ею машинально отключался привод наводчика. Боекомплект танка складывался из 48 артвыстрелов, размещенных в контейнерах, так называемой «мокрой» боеукладки, 440 патронов калибра 12,7 мм и 3750 — калибра 7,62 мм.

На танке М24, как и на танках серии М5, устанавливались два V-образных бензиновых 8-цилиндровых двигателя жидкостного охлаждения компании «Кадиллак», каковые монтировались в кормовой части танка.

Неспециализированная мощность их — 220 л .с. (2×110).

Крутящий момент от двигателей через две гидромуфты, две планетарные коробки передач с гидравлическим управлением передавался на один двухступенчатый редуктор (демультипликатор) с механическим переключением передач.

От демультиппикатора крутящий момент передавался через карданный вал, проходящий под вращающимся полом башни, на механизм поворота, которым служил двойной цилиндрический дифференциал, и потом через одноступенчатые бортовые передачи на ведущие колеса, расположенные в передней части танка.

Агрегаты силовой передачи (гидромуфты и коробки передач) танков М24 конструктивно подобны агрегатам силовой передачи танков серии М5.

Отличие заключалось только в том, что в коробках передач М24 отсутствовал планетарный блок заднего хода, что обеспечивался механизмом реверса демультипликатора, и была установлена педаль «нейтраль», нужная для бесшумного и безударного переключения демультипликатора.

Изюминкой М24 являлось кроме этого наличие дублированных приводов управления танком у пулеметчика (он же — ассистент механика-водителя).

А в боевом отделении пребывало дополнительное (пятое) сиденье для начальника подразделения.

На танке были установлены личная торсионная подвеска и телескопические наклонные амортизаторы одностороннего действия на 1-м, 2-м, 4-м и 5-м опорных катках.

Для обеспечения постоянного натяжения гусеничной цепи при перемещении танка по пересеченной местности между кривошипом направляющего колеса и балансиром заднего опорного катка осуществлялась твёрдая сообщение при помощи компенсационной тяги.

На танке были установлены радиостанция SCR-538 и танковое переговорное устройство на пять абонентов.

При боевой массе 17,6т танк развивал большую скорость по шоссе до 55 км/ч. Запас хода был маленьким — 160 км.

С лета 1944 года танки М24 начали поступать в армии и интенсивно вытеснять из боевых частей устаревшие «стюарты». Боевой дебют М24 прошёл в декабре 1944 года в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, на протяжении отражения германского наступления в Арденнах. Эти битвы продемонстрировали, что ни по оружию, ни по бронированию «Чаффи» не имеет возможности тягаться с германскими средними танками.

И не смотря на то, что на боевой счет новых американских автомобилей и записали пара подбитых «пантер» а также «тигров», эти удачи возможно отнести к случайностям. Однако, М24 достаточно интенсивно употреблялись англичанами и американцами (последние взяли из америки около 300 автомобилей этого типа) вплоть до конца войны.

При транспортировке по воздуху башню «Чаффи» предполагалось перевозить в самолета С-54, а все другое — на наружной подвеске.

Лишь появление транспортного самолета С-82 грузоподъемностью 10т разрешило перевозить танк без башни в фюзеляжа. Из-за сложности транспортировки М24 не отыскал широкого применения в воздушно-десантных армиях армии США.

Танк послужил базой для нескольких образцов самоходно-артиллерийских установок.

По окончании второй мировой М24 употреблялся американскими армиями в Корее, а армией Франции — в Индокитае. В 50-х годах танк интенсивно экспортировался и продолжительное время состоял (а кое-где и до сих пор состоит) на вооружении в Греции, Норвегии, Пакистане, Португалии, Тайване, Таиланде, Турции, Уругвае и Вьетнаме.

В различных государствах предпринимались попытки модернизировать М24.

Так, к примеру, французы, располагавшие большим числом танков этого типа, пробовали установить на «Чаффи» башню от собственного легкого танка АМХ-13 с замечательной длинноствольной 75-мм пушкой.

Самый же успешной модернизацией была норвежская. По заказу армии данной страны с января 1975 года по октябрь 1976-го было модернизировано 54 танка, каковые взяли обозначение NM-116. На них установили французские 90-мм пушки D925 и лазерные дальномеры. Спаренные 7,62-мм пулеметы заменили на 12,7-мм.

Курсовые пулеметы ликвидировали вместе с сиденьями пулеметчиков. Вместо них разместили дополнительные боеукладки на 20 артвыстрелов. С обоих бортов башни установили по четыре западногерманских дымовых гранатомета. Два бензиновых двигателя заменили одним дизельным марки Allison 6V-53T мощностью 250 л.с.

Поменяли и коробку передач, а в ходовой части применяли гидравлические амортизаторы двухстороннего действия. Помимо этого, при модернизации учли климатические условия Норвегии: силовую установку укомплектовали предпусковыми подогревателями, предусмотрели отопительное устройство на полу боевого отделения. Для удобства работы заряжающего часть боекомплекта перенесли в нишу башни.

Этот вариант модернизации деятельно предлагался на внешнем рынке государствам, имевшим на вооружении М24, в частности, Тайваню. Но из-за устарелости шасси клиентов на него не нашлось. К началу 1990-х годов танки NM-116 стали снимать с оружия армии Норвегии, и на данный момент в состав ее армии они уже не входят.

М.

КНЯЗЕВ

Heroes & Generals — Лёгкий танк M24 Chaffee

Статьи, которые будут Вам интересны: