Лёгкий танк т92

Лёгкий танк т92

Поступивший во второй половине 60-ых годов двадцатого века на вооружение Армии США лёгкий танк М551 Шеридан прославился у экспертов. Корпус из алюминиевых сплавов, 152-мм орудиепусковая установка ПТУР Шиллейла, возможность перевозки самолётами и парашютного десантированиявсё это было для танков США, да и для большинства лёгких танков остального мира новым словом в тактике и конструкции применения. Действительно, сокровище этих новшеств была спорной, но дело кроме того не в этом…

Всё упомянутое известно многим любителям истории танков. Значительно менее как мы знаем, что если бы карты легли по-второму, армия США взяла бы совсем второй, не смотря на то, что и не меньше увлекательный лёгкий танк Т92.

Начиная рассказ об данной машине, не могу не остановиться на истории американских лёгких танков.

Вступив во Вторую мировую войну с 12-тонным МЗ Стюарт, вооружённым 37-мм пушкой, американские танкисты последовательно пересели на М5, а после этого на М24 Чаффи. Данный танк весил уже 16,5 тонны и имел куда более замечательное 76-мм орудие. Следующим шагом по утяжелению лёгкого танка стало появление в первой половине 50-ых годов XX века фактически не отличающегося по схеме М41 Уокер Бульдог.

24-тонная машина, превосходившая по огневой мощи и массе многие средние танки Второй мировой войны, стала необычным венцом развития хорошего пути совершенствования лёгкого танка. Попыткой идти по этому пути дальше стало создание в начале 1953 года танка Т49, вооружённого 90-мм пушкой и весившего более 25 тысячь киллограм. Не обращая внимания на хорошие результаты, продемонстрированные на опробованиях, американские армейские сделали вывод, что идти таким путём бессмысленно, поскольку получается танкслишком тяжёлый и дорогой для лёгкого и через чур плохо вооружённый (так как уступал по прицельным приспособлениям и боекомплекту) и бронированныйдля среднего.

В мае 1952 года Комитет по оружию заявил требования к новому лёгкому танку, что должен был прийти на смену М41. Первоначально предполагалось, что масса новой автомобили составит 20 тысячь киллограм, позднее эта цифра уменьшилась до 18.

Танк желали вооружить 90-мм орудием, что давало ему возможность действенно бороться практически со всей военной техникой возможного соперника, но по итогам предварительных проработок, произведённых экспертами Детройтского Арсенала, стало ясно, что нужно будет ограничиться 76-мм орудием, но его нужно оснастить автоматом заряжания. На конкурс поступило более десятка самых разнообразных проектов. В июне 1953 года на заседании в Форт Ноксе определились три претендента на победу в конкурсе.

Первый из них разрабатывался в Детройтском Арсенале и воображал собой 18-тонный танк, вооружённый 76-мм пушкой в низкой необитаемой башне. Боекомплект орудия составлял 60 выстрелов, 18 из которых размещалось в автомате заряжания. Наличие последнего разрешило сократить экипаж до трёх человек. Двое из них, наводчик и командир танка, размещались в башне.

Место третьего участника экипажамеханика-водителя размешалось по центру передней части корпуса. Броневая защита соответствовала такой у предшественника, танка Уокер Бульдог. В кормовой части пребывали поперечно расположенный 340-сильный карбюратор- ный двигатель AOI-628 и коробка передач ХТ-270, передававшие приводной момент на ведущие звёздочки заднего размещения. Четыре опорных катка имели торсионную подвеску.

Дополняли подвеску передние направляющие колёса и по три поддерживающих катка на борт.

Т92:

1ведущая звёздочка;

2опорный каток;

3поддерживающий каток;

4гидроамортизатор;

5запасные траки;

676-мм орудие Т185Е1;

7люк аккумуляторного отсека;

8люк механика-водителя;

97,62-мм пулемёт;

10башенка наводчика;

11лючок левого бензобака;

12лючок правого бензобака;

13башенка начальника;

1412,7-мм пулемёт;

15фары;

16прибор наблюдения командира экипажа;

17перископ начальника;

18перископ наводчика;

19прибор наблюдения наводчика;

20шанцевый инструмент в особой корзине;

21кормовая двухстворчатая дверь;

22короб выхлопной совокупности;

23жалюзи охлаждения двигательного отсека.

Второй проект был предложен компанией Кадиллак Мотор Кар Дивизион. Танк Т71 воображал собой относительно лёгкую (17 тысячь киллограм) машину с 76-мм пушкой Т185, расположенной в простой (обитаемой) башне. Орудие воображало собой ту же самую пушку М32, которая устанавливалась на Уокер Бульдоге, но оборудованную устройством стремительного заряжания.

Экипаж танка насчитывал четыре человека, трое из нихкомандир, наводчик и заряжающий размещались в башне, а механик-водитель сидел слева в передней части корпуса. Бронирование не отличалось от М41. Силовая установка представляла собой двигатель AOI-628-1, приводивший ведущие звёздочки, расположенные, в отличие от прошлого проекта, в передней части корпуса.

Схема ходовой части, имевшей по четыре опорных катка громадного диаметра с торсионной подвеской на борт, разрешала обойтись без поддерживающих роликов. Запас горючего составлял 570 литров, что снабжало Т71 запас хода 265 километров.

Третий проект лёгкого танка был создан Тсонструкторами компании Aircraft Armaments, Incorporated (AAI). Имея массу чуть менее 17 тысячь киллограм, он очень сильно отличался от своих соперников. 76-мм пушка и спаренный с ней 7,62-м пулемёт устанавливались не в простой башне, а на смещённом к корме выносном лафете, что существенно уменьшало высоту танка. наводчик и Командир, каковые размешались, соответственно, слева и справа от орудия, взяли по собственной башенке с крупнокалиберным пулемётом.

Заряжающий был за спиной у командира экипажа. Четвёртый член экипажа, механик-водитель сидел в передней части автомобили слева от двигателя. Силовой агрегат воображал собой расположенный поперёк корпуса двигатель AOI-628-1 в блоке с КПП ХТ-300. Ходовая часть Т92 применительно к одному борту включала ведущее колесо переднего размещения и 4 спаренных опорных катка, из которых последний играл роль направляющего колеса. Поддерживающих катков первоначально не предусматривалось.

Подвескабалансирная, торсионная.

По окончании рассмотрения всех проектов было решено выстроить макеты новых танков. В итоге 18 июня 1954 года АА1 взяла заказ на постройку двух опытных образцов танка, взявшего индекс Т92. На заседаниях 5 января 1954 года и 27 ноября 1955 года в начальный проект были внесены бессчётные трансформации, большинство которых претворилась в металл при постройке опытных образцов.

Так, к примеру, ходовая часть взяла поддерживающие катки (по 2 на борт), в башенке начальника вместо 12,7-мм пулемёта установили 7,62-мм (покинув, но, возможность обратной замены).

Т-71:

1опорный каток;

2ведущая звёздочка;

376-мм орудие Т185;

4командирская башенка с 12,7-мм пулемётом;

5люк наводчика;

6люк механика-водителя.

Первый Т92 (№9В1281) поступил на Абердинский полигон 2 ноября 1956 года. Наряду с этим по причине того, что пулемётные башни не поступили в срок, первые опробования танк совершил без них. Второй опытный образец (№9В1282), прибывший в Абердин 22 июля 1957 года, имел уже полный набор оружия.

Опробования в полной мере удовлетворили армейских, и было издано постановление о запуске новой автомобили в серию.

Корпус танка Т92 сваривался из литых и катаных подробностей. Защита была эквивалентна такой у его предшественникатанка М41, но весила меньше за счёт большего угла наклона бронедеталей и применения для некоторых из них лёгких сплавов. Так, броня из алюминиевых сплавов употреблялась для люков отделений силовой установки, вспомогательного генератора и аккумуляторов, а жалюзи совокупности охлаждения были выполнены из лёгких сплавов и армированного пластика.

Моторное отделение размещалось справа в передней части и отделялось от остальных металлической противопожарной переборкой. Слева от него был отсек запасном силовой установки и аккумуляторная батареи. За ними размешалось место механика-водителя. Для наблюдения за полем боя он применял 4 перископа М17, расположенных около его люка, помимо этого, в крышке люка имелось место для установки инфракрасного перископа М19.

Для эвакуации из танка механик-водитель не считая собственного люка имел возможность воспользоваться аварийным, что был под его сиденьем. Сблокированная с двигателем КПП Аплисон ХТ-300 имела шесть передач для перемещения вперёд и двеназад. Забор воздуха для работы двигателя осуществлялся через грибок на крыше корпуса слева от башни, выхлопчерез решётки в задней части правой над-гусеничной полки.

Два мягких 75-галлонных топливных бака размещались в отсеке в задней части корпуса перед боеукладкой. Ходовая часть включала (на любой борт) ведущее колесо переднего размещения, четыре опорных катка с личной торсионной подвеской, первый и четвёртый (игравшийся кроме этого роль ленивца), из которых оборудовались дополнительными гидроамортизаторами, и два поддерживающих катка. Металлическая гусеница с резиновыми подушками на траках имела ширину 406 мм и длину 9,91 метра.

Две запасные секции гусеницы (по 7 траков) крепились к задней части башни. Не считая люков в верхнем броневом странице, танк имел двухстворчатую дверь в задней части корпуса, в каждой из створок которой размешалось по прибору наблюдения. Изюминкой Т92 стал башенный погон очень громадного для маленькой автомобили диаметра2260 мм.

76-мм пушка Т185Е1 размещалась на особом внешнем лафете, установленном по центру башни между двумя бронированными пулемётными башенками. Орудие Т185Е1 было создано на базе пушки М32, находившейся на танке Уокер Бульдог, с которой оно имело однообразную баллистику и отличалось по большей части тем, что было приспособлено для работы с автоматом заряжания. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт, установленный над орудием.

Правую башенку, вооружённую крупнокалиберным пулемётом, занимал командир экипажа, левуюнаводчик, которому, в отличие от начального проекта, достался только 7,62-мм пулемёт. Любая башенка оборудовалась двумя перископами, высота которых разрешала вести наблюдение поверх пушки, и четырьмя устройствами наблюдения, ещё 6 размешались на главной башне. Кроме этого в башенках имелись перископические прицелы для башенных пулемётов.

И начальник, и наводчик имели возможность осуществлять наведение и стрельбу из орудия, для чего они имели по перископу М16, каковые устанавливались на главной башне перед башенками. С перископом наводчика был спарен телескопический прицел.

ТТХ лёгких танков армии США 50-х годов XX века

* Для траков Т85Е1 и Т110 соответственно.

Обе башенки имели угол поворота 194. Управление поворотом всех трёх башен и вертикальным наведением орудия имело возможность осуществляться как посредством электропривода, так и вручную и допускало углы вертикального наведения 10+60. Четвёртый член экипажазаряжающий размещался за спиной наводчика. Заряжание имело возможность осуществляться как вручную, так и посредством механизма заряжания, магазин которого (7 снарядов) был между местами наводчика и командира.

Помимо этого, боеприпасы хранились в боеукладке в задней части корпуса (28 снарядов) и в башне (24 боеприпаса). Совместно со боеприпасом в механизме заряжания это давало боекомплект в 60 снарядов. Малая ёмкость магазина механизма заряжания потребовала от заряжающего или дозаряжать его на протяжении боя (что было в полной мере быть может, не смотря на то, что и некомфортно), или переходить на заряжание орудия (а правильнее механизма заряжания, поскольку боеприпасы в этом случае заряжались не фактически в орудие, а в механизм подачи) вручную.

Стреляные гильзы пулемётов и пушки выбрасывались из танка через особые лючки.

Опробования, совершённые на Абердин-ском полигоне, распознали последовательность недочётов. Так, гусеница всегда ломалась, и по окончании 202 часов опробований её заменили на гусеницу с 356-мм траками Т85Е1, стандартными для танка Чаффи. Из-за обнаружившейся тенденции к спаданию гусениц было решено добавить в ходовую часть направляющее колесо заднего размещения.

Из вторых трансформаций, внесённых по результатам опробований, необходимо отметить усиление элементов трансмиссии, перенос отопителя в левую заднюю часть моторного отделения, установка дополнительного уплотнения башенного погона и т.д. (всего около 50 усовершенствований).

Вид моторного отделения с открытыми люками:

1опора, удерживающая люк моторного отделения в открытом положении;

2задний выхлопной коллектор;

3жалюзи моторного отделения;

4уплотнение, установленное на люке по периметру отверстия вентилятора;

5впускной коллектор;

6клапан аварийного перекрытия топливопровода;

7уплотнение люка моторного отделения;

8силовая балка;

9тяга управления дроссельной заслонкой (газ);

10блок управления бортовыми тормозами;

11левая опора;

12тяга механизма регулировки диапазона управления дроссельной заслонкой;

13правая опора;

14горловина для заливки масла в трансмиссию;

15лючок масляного фильтра трансмиссии;

16защитная рамка коромысла дроссельной заслонки;

17передний выхлопной коллектор;

18уплотнение вентилятора;

19горловина для заливки масла в двигатель;

20сапун картера двигателя.

Средства, выделенные во второй половине 50-ых годов XX века на производство ещё двух Т92, каковые должны были стать эталонами для серии, ушли на модернизацию первых двух автомобилей по результатам опробований. Производство же 3-го и 4-го образцов танка перенесли в будущем году, решив заодно внести в их конструкцию все трансформации. Забегая вперёд, сообщу, что они так и не были выстроены.

Башенка наводчика:

1крышка люка;

2броневое прикрытие перископа;

3брезентовый чехол;

4броневое прикрытие пулемётной установки;

5отверстие для выброса стреляных гильз;

6ось пулемётной установки;

7рым для подъёма башенки;

8корпус башенки;

9уплотнение по периметру погона;

10смотровой прибор;

11уравновешивающий механизм люка.

Люк механика-водителя:

1головка инфракрасного перископа М19;

2вращающееся основание перископа;

3перископ М17;

4крышка люка;

5защитная рама смотровых устройств механика-водителя;

6перископ М17.

Казалось, не пройдёт и года, как первые Т92 покажутся на вооружении армии США, но над его судьбой начали сгущаться облака. Ещё в начале 1957 года особый комитет Конгресса взял сообщения разведки о том, что в части Советской Армии стали поступать лёгкие плавающие танки ПТ-76. Эта информация повлекла за собой пересмотр всей концепции проектирования лёгких танков США. Так, было решено в обязательном порядке делать их плавающими.

К сожалению, обеспечить плавучесть Т92 не представлялось вероятным, потому, что ещё на этапе проектирования забронированный количество попытались максимально уменьшить. Дабы сделать танк плавающим, требовалось расширить его размеры для обеспечения приемлемого водоизмещения, что сводило на нет фактически все его преимущества. И вот в июне 1958 года было издано постановление об остановке работ по программе нового лёгкого танка, а также строительства третьего и четвёртого Т92.

Так закончилась будущее данной занимательной автомобили. Оба произведённых танка ещё пара лет употреблялись для разных опробований. Одну из этих автомобилей на данный момент возможно заметить в танковом музее в Абердине.

T92 ПРЕМИУМ ЛТ ОБЗОР | КАК ФАРМИТ Т92

Статьи, которые будут Вам интересны: