Танк, встретивший войну

Танк, встретивший войну

Первая встреча этих бронированных автомобилей случилась в мятежной Испании в 1936 г. В сентябре этого года ко мне прибыл 41 германский танк Pz-1. Через месяц на пароходе «Комсомолец» были доставлены 50 танков Т-26. В первых же боевых соприкосновениях выявилось большое преимущество советских автомобилей.

Из 45-мм пушки 20К на любой дальности пробивали полностью Pz-1, на которых стояла только спарка 7,92-мм пулемётов, малоопасная для отечественных автомобилей — броня Т-26 была кроме этого замечательнее.

В 1938 г. немцы отправили ко мне собственные новые Pz-II, имевшие 20-мм пушки и пара увеличенную броню. Но и они не смогли сражаться с отечественными танками, каковые поражали их на дальности, превышающей кроме того один километр. Ответить Pz-\\ имели возможность только с маленького расстояния, да и то при успешном попадании.

К тому времени ни в одной второй стране не было создано танка, равного отечественному Т-26. «Это был прекрасный для собственного времени танк: низкий силуэт, простой в эксплуатации и производстве, для собственных размеров прекрасно вооружённый и защищённый», — отмечал в собственной «Энциклопедии германских танков Второй мировой, 1933 — 1945 гг.» узнаваемый армейский историк П. Чемберлен.

Лёгкий пехотный танк Т-26 был принят на вооружение в 1931 г., но серийный выпуск начался лишь в 1933 г. Началом работы над таким танком послужило Распоряжение ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 г., указавшего на необходимость разработки новых образцов бронетехники, среди них и танков.

По плану Революционного военсовета для армии требовался танк, что имел возможность бы «стать главной ударной силой мобильных подразделений в условиях манёвренного боя». Оружие для того чтобы танка должно было обеспечить ему «превосходство над всеми известными военными машинами сходной массы, а бронирование защищало бы от винтовочных и пулемётных пуль на всех расстояниях, а на расстоянии 1000 м — и от огня 37-мм противотанковых пушек».

В то время, в конце 1920 — начале 1930-х гг., в мире существовали две концепции развития танков. Так, французы отдавали предпочтение маленьким тихоходным автомобилям сопровождения, и тяжёлым очень сильно бронированным, нужным для прорыва оборонительных линий. Одновременно с этим британцы конструировали в основном скоростные легковооружённые. Они опережали французов в понижении уязвимости военной техники на поле боя.

В мае 1930 г. моторизации Управления и военспецы механизации РККА, по всей видимости, считая британскую концепцию более приемлемой, заключили сделку с компанией Vickers («Виккерс») на поставку 15 двухбашенных танков «Виккерс-6-тонный».

Двухбашенный Т-26 ранних выпусков с пулемётным оружием

Танк Т-26 с клёпанными башней и корпусом. Вооружён 45-мм пушкой 20К и 7,62-мм пулемётом. Танковый музей, г. Парола, Финляндия

Пушечно-пулемётный танк с 37-мм пушкой Б-3 и 7,62-мм пулемётом ДТ

Эти автомобили послужили прототипом для первых вариантов отечественных танков ТММ-1 и ТММ-2. Первый танк малой мощности ТММ-1 изготовили в 1931 г. как модернизированный британский вариант. У него поменяли конструкцию корпуса, дабы вместить второй двигатель — американский 6-цилиндровый Hercules («Геркулес») мощностью 94 л.с. Он заменил британский 4-цилиндровый 88-сильный.

Не считая двух башенных 7,69-мм пулемётов «Виккерс» (позднее их заменили на 7,62-мм), в лобовом странице корпуса справа в шаровой опоре установили третий 7,62-мм пулемёт ДТ. Экипаж соответственно увеличили до четырёх человек.

Бронирование усилили, доведя толщину лобовой части корпуса до 20 мм, бортов — до 10 мм. В следствии, масса танка возросла до 8 т.

Было произведено десять ТММ-1.

ТММ-2 имел в одной из башен 37-мм пушку, а третий курсовой пулемёт убрали. Исходя из этого экипаж танка опять сократили до трёх человек.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЁГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ ТММ-1 обр.1932 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКОВОЙ ПУШКИ Б-3

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ ПУШКИ Б-3 (мм)

Но совершённые опробования танков не продемонстрировали каких-то преимуществ перед британскими «виккерсами». Напротив, выявился сильный перегрев американского двигателя, что сказывалось на подвижности и без того более утяжелённых автомобилей, не смотря на то, что усиленная броня не выручала от артиллерийских снарядов. Не хорошо трудились механизм поворота и коробка передач.

В сентябре 1932 г. армейские эксперты отказались от проведения предстоящей модернизации танков ТММ, направив производственные мощности на отработку танка под индексом Т-26.

В это же время, ленинградский завод «Коммунист» уже с 1931 г. производил двухбашенные пулемётные танки по британским чертежам. Единственным отличием их от прототипа было то, что они предназначались для оружия пулемётами ДТ в шаровых установках.

К концу 1931 г. были изготовлены 120 автомобилей, но из-за низкого качества никого из них сдать военной приёмке сначала не получалось. Только по окончании долгих переговоров были приняты, по различным данным, 88 либо 100 танков, причём 35 из них условно, поскольку их корпуса были из неброневой стали. Но в сентябре того же года Комитет обороны утвердил на 1932 г. программу выпуска 3000 единиц Т-26, не смотря на то, что большая часть производств были ещё далеки от готовности.

Линейный пушечный танк Т-26 обр.

1933 г. с цилиндрической башней с 45-мм пушкой. Справа от пушки — амбразура пулемёта, рабочее место механика-водителя находится по правому борту.

Башня танка обр.1933 г. В центре — казённая часть 45-мм пушки и её механизмы наводки, справа — прицел и пулемёт ТОП, слева от пушки — прицел ПТ-1

В 1932 г. всё танковое производство и умело-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО) были преобразованы в Ленинградский национальный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова, что и стал долгим поставщиком Т-26 в армию. В октябре Наркоматом тяжёлого машиностроения был образован «Трест особого машиностроения» «для лучшей организации танкового производства». В него вошло около 15 фирм-смежников.

В их число входили, не считая завода № 174, Ижорский завод, производивший башни и броневые корпуса: «Красный октябрь», изготовлявший карданные валы и коробки передач; «Красный путиловец», нёсший ответственность за поставку ходовой части; завод № 37, -поставлявший котельно-другие узлы и жестяные изделия. К производству двигателей планировалось привлечь Нижегородский автомобильный завод (будущий ГАЗ) и Акционерное столичное общество (АМО, будущий ЗИЛ).

К марту 1933 г. заводу № 174 удалось собрать 1441 танк Т-26, 950 из которых тут же ушли в армейские подразделения (по другой информации, к августу 1933 г. выпустили 1626 двухбашенных танков).

Начиная с первых выпусков, в конструкции Т-26 всегда производились трансформации. Так, уже в осеннюю пору 1931 г. на него устанавливается цилиндрическая более высокая пулемётная башня со смотровым окном. После этого отодвинули двигатель на 0,77 м к корме для улучшения условий его работы.

Действительно, для этого было нужно удлинить карданный вал, и поменять крепление и вывод глушителя. В начале следующего года заменили на новые масляный и топливный баки. Над жалюзи воздуховывода разместили короб, предохраняющий двигатель от осадков.

Первоначально корпус танка клепался — клёпка 6 — 13 мм страниц производилась на каркасе.

Но в начале 1932 г. удалось выпустить 22 автомобили со сварными корпусами, не смотря на то, что и потом параллельно выпускали цельноклёпанные башни и корпуса.

Легкий танк Т-26:

1 — ведущее колесо; 2 — поддерживающий каток; 3 — 45-мм пушка; 4 — перископический прицел; 5 — зенитный пулемёт ДТ; 6 — бронировка ввода штыревой антенны; 7 — кормовой пулемёт ДТ; 8 — опорные запасные катки; 9 — воздушный колпак; 10 — направляющее колесо; 11 — тележка подвески; 12-вентиляционный люк; 13,24-сапёрная лопата; 14-топор; 15 — крышка люка к горловинебензобака; 16 — ящик ЗИП; 17 — домкрат; 18 — крышка люка магнето и генератора; 19 — крышка люка к горловинам масляного и бензинового баков; 20 — запасные траки; 21 — запасная рессора; 22 — крышка люка доступа к двигателю; 23 — лом; 25 — выпивала; 26 — крышка люка для доступа к бортовым фрикционам и коробке передач; 27 — двухстворчатая крышка люка механика-водителя; 28 — сигнал; 29 — фара; 30 — глушитель; 31 — буксирная цепь; 32 — жалюзи

Пушечно-пулемётный Т-26 обр.

1932 г.

Радийный Т-26 обр. 1936 г. с цилиндрической башней

Радийный танк Т-26 с поручневой антенной коротковолновой радиостанции 71-ТК-1

Компоновка танков была хорошей по тому времени: двигатель — в корме, трансмиссия — в первых рядах. На подбашенной коробке корпуса пребывали две башни, установленные на шариковых опорах. Они имели возможность вращаться независимо друг от друга в секторе 240°, но так, что и в переднем, и в заднем секторах, равных 100°, пламя имели возможность вести обе башни, снабжая одновременную стрельбу с обоих бортов.

В шаровых опорах передней части башен размещались 7,62-мм пулемёты ДТ-29. Они имели большую прицельную дальность до 1000 м при действенной дальности 600 — 800 м; боевая скорострельность составляла 100 выстр./мин. Пулемёты снаряжались дисковыми магазинами с 63-мя патронами. Пули в патронах использовались бронебойные, трассирующие, бронебойнотрассирующие.

Боекомплект — 6489 шт. в 103 дисках. Наводка пулемётов осуществлялась очень легко — плечевыми упорами; вращение башни производилось одноступенчатыми механизмами поворота.

Башни, лобовая часть корпуса, борта имели броневые страницы толщиной 13 мм, крыша — 10 мм, днище — 6 мм. В 1932 г толщину брони увеличили до 15 мм.

Масса танка достигла 8,2 т.

Двигатель установили Т-26 — бензиновый 90-сильный, 4-цилиндровый воздушного охлаждения со особым вентилятором, разрешавший развивать скорость по шоссе до 32 км/ч. Удельная мощность танка -11,2 л.с./т.

Бензобак вмещал 182 л высокосортного (по тому времени) бензина при запасе хода 140 км.

Силовая передача складывалась из однодискового главного фрикциона сухого трения. Пятискоростная коробка передач размещалась в передней части танка — карданный вал от двигателя проходил через целый корпус; рычаг переключения передач был на самой коробке.

Ходовая часть имела на борт по две тележки, складывающиеся из четырёх сдвоенных обрезиненных опорных катков в каждой.

Тележки подвешивались на двух четвертьэллиптических листовых рессорах; катки попарно соединялись балансирами. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами были передние. Гусеничные цепи из хромоникилевой стали либо марганцевистой — шириной 260 мм.

Экипаж пулемётных Т-26 складывался из трёх человек: механика-водителя, стрелка левой командира и башни, совмещавшего функции стрелка правой башни.

В 1932 г. параллельно с пулемётными танками стали выпускать двухбашенные пулемётно-пушечные — сейчас в правой башне устанавливали пушку «Гочкис»; это была переделанная французами из морской пушки примера 1880 г. — вариант для танка.

Отечественный артиллерийский конструктор П. Сячентов усовершенствовал её ударный и спусковой механизмы: в таком виде её приняли на вооружение в 1920 г. под индексом ПС-1 («Пушка Сячентова-1»).

На пушке находились ствол-моноблок длиной 22,7 клб, вертикальный клиновой затвор, пружинный накатник. В вертикальной плоскости она наводилась вручную плечевым упором в пределах +30°, в горизонтальной — поворотом башни.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУШКИ 20К обр. 1934 г.

БРОНЕПРОБИВАЕМОСТЬ ПУШКИ 20К обр.

1934 г. Боеприпасом БР-240СП (мм)

СНАРЯДЫ ПУШКИ 20К обр. 1934 г.

Но пушка имела низкую эффективность при стрельбе как по пехоте, так и по бронированным целям — снарядами помогали целые чугунные боеприпасы, чугунные и картечи и стальные гранаты. В 1932 г. её производство прекратили.

В том же году на вооружение называющиеся «37-мм противотанковая пушка обр.

1930 г.» и заводским индексом 1-К приняли германскую пушку 3,7-ст PaK 35/36. компании «Рейнметалл». Тот же конструктор П. Сячентов создал проект установки её качающейся части в танк — оказалась танковая пушка ПС-2. Уже на её базе был создан новый вариант 37-мм пушки, взявшей обозначение Б-3 (индекс — 5-К); она имела меньшие размер и откат накатника, что разрешило поставить её в штатную башню Т-26.

Масса пулемётно-пушечного танка выросла до 8,7 т при 15-мм броне лобовой части бортов и корпуса. Боекомплект снарядов в таковой машине составил 113 шт., 7,62-мм патронов — 3528 шт.

В мае 1932 г. на смену 37-мм противотанковой пушке на вооружение приняли 45-мм пушку обр. 1932 г. (индекс 20К), а позднее — её модернизированный вариант 20К обр.

1932/34 гг. По бронепробиваемости она имела характеристики, сравнимые с 37-мм, но её осколочно-фугасный боеприпас 0-240 был намного замечательнее за счёт повышения массы взрывчатого вещества (с 22 г до 118 г). Это разрешало значительно действеннее применять танк в борьбе с живой силой соперника, соответственно — в качестве поддержки пехоты и машины сопровождения.

Но пушка 20К имела относительно громадные размеры и не помещалась в имевшихся башнях Т-26.

Для этого было нужно бы вводить уравновешивающий механизм, новый подъёмный механизм наведения, оставляя в башне только одного члена экипажа. Исходя из этого в марте 1933 г. на заводе № 174 на корпусе Т-26 установили новую цилиндрическую башню наружным диаметром 1320 мм с увеличенным кормовой нишей и внутренним объёмом, образованной продолжением бортовых страниц башни, в качестве противовеса; ниша кроме этого служила для укладки боезапаса.

В крыше башни имелся люк для выхода и посадки экипажа, в нише — лючок для демонтажа пушки.

Пушка, спаренная с пулемётом, размещалась на цапфах в лобовой части башни, с массивной маской. Она имела ствол длиной 46 клб (2070 мм) со свободной сменной трубой — лейнером, вертикальный клиновой затвор, противооткатники с гидравлическими тормозами отката, пружинные накатники.

Протяженность отката составляла 245 — 275 мм.

Наведение пушки по вертикали осуществлялось секторным механизмом с углами от -5° до +26° , в горизонтальной плоскости имел возможность вестись круговой обстрел — поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма. Наводчик пользовался панорамным перископическим оптическим прицелом ПТ-1 обр. 1932 г. и телескопическим оптическим прицелом ТОП обр.

1930 г. ПТ-1 имел прицельную сетку, вычисленную на ведение огня бронебойными боеприпасами на дальности до 3,6 км, осколочными — до 2,3 км, из спаренного пулемёта — до 1,6 км. ТОП имел такую же сетку, но вычисленную на дальности соответственно до 6,4 км, 3 км и 1 км. Повышение обоих устройств было 2,5 кратным.

Пушка 20К обр. 1932/34 гг. первых серий была полуавтоматической — автоматика трудилась только при стрельбе бронебойными боеприпасами. При ведении огня осколочно-фугасными — машинально происходило только закрытие затвора по окончании вкладывании в казённик боеприпаса, в то время как экстрагирование гильзы и открытие затвора совершалось вручную.

Подразделение танков Т-26 перед выходом в район сосредоточения.

Халкин-Гол, июль 1939 г.

Новую полуавтоматику инерционного типа и поменянными противооткатника-ми смогли наладить только к 1935 г.

Пушка 20К танка Т-26 предназначалась для ведения огня по артиллерийским орудиям и бронированным целям, по живой силе соперника (открытой и в укрытиях) как бронебойными, так и осколочно-фугасными боеприпасами.

Она имела хорошие по тому времени тактико-технические характеристики. Так, большая дальность ведения огня составляла 4200 м при расстоянии прямого выстрела 3600 м. Бронебойный боеприпас БР-240СП массой 1,43 кг, имея начальную скорость 760 м/с, на расстоянии 500 м, пробивал броню толщиной 45 мм, а на 1500 м — 28 мм. Скорострельность пушки — 7 — 12 выстр./мин.

Главные снаряды — бронебойные: трассирующий БР-240, зажигательный БРЗ-240, калиберный БР-240СП, и осколочно-фугасный 0-240 и картечь Щ-240.

Боезапас танка складывался из 136 пулемётных патронов 2898 и выстрелов в 46 магазинах. 84 выстрела укладывались в боевом отделении, 40 — пребывали в нише башни, ещё 12 — конкретно в самой башне по её бортам.

40 пулемётных магазинов размещались в коробках на полу корпуса, ещё 6 -с правой стороны башни в особом стеллаже.

Корпус однобашенного танка мало чем отличался от двухбашенного. Изменился подбашенный лист, на котором устанавливалась смещённая влево башня. Боевое отделение снабдили вентилятором, поставив его в правой части у крыши боевого отделения, потому, что при стрельбе недопустимо увеличивалась концентрация углекислого газа в танке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-26

С 1933 г. Т-26 стали снабжать радиостанциями 71-ТК-1 (потом — 71-ТК-2, 71-ТК-З) с поручневой антенной. Это коротковолновая приёмопередающая, телефонно-телеграфная станция, передатчик и приёмник которой выполнены в виде отдельных блоков. Для защиты от тряски передатчик и приёмник устанавливались на особых рамах с амортизаторами.

Станции допускали совместную работу с танковыми переговорными устройствами.

Дальность связи телефоном составляла 10 — 30 км на ходу и до сорока километров на стоянке при неработающем двигателе. Передатчик питался от стартёрного аккумулятора через умформер и мог непрерывно трудиться в течение 30 мин, по окончании чего был нужен получасовой паузу для охлаждения.

Приёмник действовал от двух сухих анодных батарей напряжением по 80 В любая и батареи щелочных аккумуляторная батарей; продолжительность его работы от одного набора батарей равнялась 15 — 20 ч. Масса радиостанции — 60 кг.

Поручневая антенна представляла собой полукольцо из железной трубы, закреплённое около башни на изолирующих кронштейнах.

Но, как выяснилось, в боевых условиях такая антенна демаскировала радиофицированные командирские автомобили, и соперник сосредотачивал на них пламя противотанковых средств. На протяжении предстоящих модернизаций от для того чтобы типа антенны отказались в пользу штыревой.

В 1935 г. на заводе всецело перешли на башни и электросварные корпуса, маску пушки стали изготовлять штамповкой.

В том же году в кормовом странице башни на дополнительной шаровой установке разместили второй пулемёт ДТ. В один момент боекомплект сократили до 102 выстрелов.

В следующем году танки взяли зенитный пулемёт ДТ на турельной установке П-40, смонтированной на крыше башни. На маске поместили две замечательные фары-прожекторы «боевого света», предназначенные для ведения военных действий ночью.

Форсировали двигатель — большая мощность возросла до 95 л.с.

В 1938 г. в следствии очередной модификации на танке показалась коническая башня, сваренная из броневых катаных страниц толщиной 15 мм. В ней установили 45-мм пушку обр.

1938 г. с электрозатвором, разрешившим вести стрельбу снарядами с электрокапсюльной втулкой. Пушку снабдили телескопическим прицелом ТОС, стабилизированным в вертикальной плоскости. Поставили два топливных бака неспециализированной ёмкостью 290 л, подняв запас хода до 240 км.

В днище танка показался катастрофический люк.

В 1939 г. изготовили подбашенную коробку с наклонными страницами, поставили новые жалюзи с усиленной защитой. Сейчас уже изъяли башенный кормовой пулемёт, опять возвратились к кормовой нише с укладкой выстрелов.

Двигатель довели до мощности в 97 л.с.

1940 г. — год последней, 23-й модификации Т-26. В этом случае на танках показались 30 — 40-мм защитные экраны.

Они разрешали выдерживать попадания снарядов 45-мм пушки на расстоянии 400 — 500 м. Толщину страниц подбашенной коробки увеличили до 20 мм, поставили новый башенный погон.

За все годы серийного выпуска танков Т-26 различных модификаций было произведено 11 218 единиц. Помимо этого, выпускались на том же шасси огнемётные танки ОТ, бронетранспортёры ТР, мостоукладчики СТ, транспортёры подвозки ТераБайт, арттягачи Т, артиллерийские самоходные установки СУ и АТ.

Как выяснилось, шасси явилось унифицированным для целого семейства боевых автомобилей.

В составе Красной Армии Т-26 в первый раз принимали участие в операции по отражению наступления японских армий на территорию СССР недалеко от озера Хасан в июле — августе 1938 г., где действовали более 250 таких танков.

Экипаж Т-26: слева в башне — командир экипажа, справа — наводчик, в открытом люке — механик-водитель.

Над маской пушки установлены фары-прожекторы для ведения военных действий ночью

В мае — сентябре 1939 г. Т-26 употреблялись в разрешении вооруженного конфликта на реке Халкин-Гол. Так, в танковом батальоне 36-й мотострелковой дивизии состояли 50 автомобилей.

В 11-й танковой бригаде состояли огнемётные танки ОТ-26, в отдельной танковой роте огнемётных танков — танки ОТ-130.

С 1940 г. в каждой стрелковой дивизии пребывали танковые батальоны с 54 автомобилями Т-26 (из них 15 — огнемётных). В каждом стрелковом полку имелась танковая рота с 17 танками Т-26. Существовали кроме этого лёгкотанковые бригады, на воружении которых были БТ либо Т-26. С танками Т-26 было 17 бригад по 267 единиц.

Организованы были кроме этого семь танковых полков с Т-26 по 164 автомобили в каждом, каковые пребывали в некоторых мотострелковых и моторизованных дивизиях.

В составе таких частей танки Т-26 массово принимали участие в Советско-финской войне 1939 — 1940 гг., продемонстрировав высокие боевые качества.

По данным издания «Стратегического сборника № 1. Боевой и численный состав Армии СССР во время ВОВ», изданного в 1994 г., на 1 июня 1941 г. в Красной Армии пребывало более 9998 танков Т-26 всех модификаций (около 40% всего танкового парка РККА), из них исправных — 8423 ед. Вместе с БТ они были главными танками, оказывавшими сопротивление наступавшим частям германской армии в начальный период войны, в особенности в битвах под Москвой.

И тут, как и в Испании, германские Pz-I и Pz-II, выпуска кроме того последних лет, не могли соответствовать уровню отечественных автомобилей.

Окончили собственную военного работу Т-26 уже в Советской Армии. В военных частях, защищавших в годы войны отечественную границу с оккупированной японцами Маньчжурией, сохранилось

Подбитые Танки,Ужасы Великой Отечественной Войны,строго 18+

Статьи, которые будут Вам интересны: