Секреты лыжной палки: технологичная инадежная опора

Секреты лыжной палки: технологичная инадежная опора

Ничто так не радует умелого и не огорчает начинающего лыжника, как само наличие палок. Не обращая внимания на то, что Сейчас видятся горнолыжники, каковые принципиально катаются без палок, в жизни любого катальщика не редкость большое количество обстановок, в то время, когда их лучше иметь, чем не иметь. К примеру, при перемещении по пологим участкам, при подъеме в гору, при маневрировании около подъемника они делают роль «толкалок».

Палки задают первый импульс для начала поворота, определяют ритм катания и, в случае если необходимо, трудятся как дополнительные опоры. На высокой скорости и при нехорошей видимости палки выступают в роли скользящих опор и оказывают помощь правильнее оценить обстановку и удержать равновесие. В непростых обстановках кроме того легкое касание снега придает лыжнику дополнительную уверенность в себе.

В этом случае палки играют роль чувствительных датчиков.

История палок

В древние века лыжники перемещались с одной палкой. Палка либо рогатина была универсальным инструментом — опора при пешей ходьбе, тормоз при спуске и оружие при нападения. Сто с лишним лет назад «лыжебежцы» сделали вывод, что с двумя палками передвигаться эргономичнее.

В то время палки делали из подручной древесины, после этого — из экзотического бамбука.

Во второй половине 30-ых годов XX века австрийский горнолыжник Отто Ланг, измученный неизменно расслаивавшимися бамбуковыми палками, уговорил американскую компанию, создававшую клюшки для гольфа, сделать металлические стержни. Для того времени это был весьма прогрессивный ход, но развернуться на полную мощность помешала Вторая мировая война. Но уже к 1950 году металлические палки стали лыжным стандартом.

В 1957-м американец Эд Скотт начал применять алюминиевые трубки, каковые со временем вытеснили и классический бамбук, и прочную, но тяжелую сталь. С этого революционного момента на смену «металлическому веку» пришел «алюминиевый», а Скотт заслужил звание «отца алюминиевых палок».

Продолжительное время космическому металлу не оказалось конкуренции. Во второй половине 80-ых годов XX века маленькая американская компания Goode удачно внедрила углепластиковые лыжные палки в серийное производство, категорически объявив, что «дни алюминиевых палок сочтены». В этом имеется логика. Благодаря массовому производству углепластик дешевеет, и композитные палки становятся все дешевее.

Но металл не сдается: большинство современных лыжных палок делают из алюминиевых сплавов.

Авиапалки

В 1970-х годах большое советское авиационно-космическое предприятие — завод имени Хруничева — в рамках программы гражданской продукции начало производить лыжные палки. Выбрали алюминиевые трубки нужного диаметра, наладили производство металлических наконечников, резиновых ручек, кожаных ремней а также пластиковых колец. Палки раскупали, и все были довольны.

Но через пара лет от авиаконструкторов стали требовать чего-нибудь новенького. К тому времени за рубежом уже показались конические палки с центром тяжести, смещенным ближе к ручке, что не только снижало неспециализированную массу, но и облегчало управление палкой. Этого результата получали благодаря тому, что внешний диаметр трубки в нижней трети палки медлено уменьшали, сохраняя постоянную толщину стены трубки на всей протяженности.

Потому, что в нижней части трубки материала становилось меньше, центр тяжести смещался вверх (если сравнивать с классической цилиндрической формой) и момент инерции уменьшался.

Зарубежные компании приобретали коническую форму или посредством сварки, что не всегда было надежно (но дешево), или на специальных прокатных станах — это было непросто и окупалось лишь при громадных количествах производства. По окончании изучения зарубежных аналогов советские авиаконструкторы осознали, что столь примитивный гражданский предмет, как простые лыжные палки, ставит однако непростые задачи.

Тогда авиаинженеры махнули рукой на прокатные станы и воспользовались проверенной столетиями ковкой. Цилиндрическую трубку «» так, что нижняя часть становилась снаружи конической. Клиенты радовались актуальной форме, не догадываясь, что эта косметическая процедура никак не воздействовала ни на вес, ни на размещение центра тяжести стержня (стены в нижней части наряду с этим толще).

Но, более толстые стены сделали нижнюю часть палки прочнее. Потому, что экономией веса никто не озаботился, стержень делали из недорогого пластичного алюминиевого сплава (в отличие от дорогого твёрдого сплава его возможно было легко выпрямить). В следствии оказались снаружи ультрасовременные, но тяжелые и не через чур управляемые палки.

Но, что типично для советской «оборонки», изделия были очень прочными и ремонтопригодными.

Безопасность

Одно из самых основных требований к лыжным палкам — их безопасность. В соответствии с требованиям западных стандартов, «стержень не должен ломаться либо колоться, образуя острые края». Говоря несложным языком, падение не должно приводить к поломке, а поломка не должна превращать одну палку в два кинжала. Борьба инженеров за малую массу ведет к тому, что в конструкции применяют тонкостенные стержни из очень прочных материалов, каковые в большинстве случаев бывают достаточно хрупкими.

При нагрузке алюминиевые сплавы сперва деформируются (и в случае если нагрузка не большая, то остаются изогнутыми), а лишь позже ломаются.

У композитных пластиков нет остаточной деформации, при критической нагрузке они просто ломаются. стеклопластики и Углепластики особенно легко ломаются по окончании надреза острым краем лыжи. Подобная неприятность совсем неактуальна для алюминия.

Исходя из этого современные углепластиковые палки время от времени защищают сверху узким слоем этого металла или на всей протяженности, или в нижней трети стержня.

В случае если при катании палка цепляет кольцом за кусты, то возможно легко получить вывих плечевого сустава. Для борьбы с подобными проблемами был придуман самоотстреливающийся, другими словами отстегивающийся, ремень. Палка застревает, а лыжник будто бы ничего не случилось едет дальше с ремнем на запястье.

Многие технические ответы продиктованы вопросами безопасности. К примеру, расстояние от наконечника до кольца не должно быть через чур громадным, дабы не было возможности случайно пораниться острием. Диаметр верхней платформы ручки должен быть громадным чтобы не было «проникновения вовнутрь орбиты глаза черепа».

При падении лыжники довольно часто травмируют громадной его связки и палец руки. Для решения этого больного вопроса была придумана ручка, «ломающаяся» при каждом падении в месте крепления к стержню. Но эта модель пока не стала распространена. Альтернатива ей — ручка из мягкого пластика без ремешков типа «шпага».

Такие ручки были популярны в 1970—1980-х, но на данный момент практически провалились сквозь землю: статистика говорит, что они не снижают травматизм.

Самым немудреным решением проблемы «громадного пальца лыжника» можно считать ручку с полосой липучки («велкро») на боковой поверхности. По задумке «велкро» объединяет палку с перчаткой при катании и легко их разъединяет при падении. Не обращая внимания на понятность и простоту идеи, дальше патента дело не пошло.

Одним из свежих и успешных ответов в этом направлении считается совокупность «перчатка+палка». Маленькая пластиковая пряжка, закрепленная на перчатке между громадным и указательным пальцем, легко пристегивается к палке и легко отстегивается при падении.

Гнутые палки

В случае если на белом как снег склоне вам попадется человек с изогнутой палкой — не спешите заявить, что у него «все погнулось». Это возможно спортсмен, что едет на тренировку. Изогнутые палки уже много лет употребляются лыжниками-спортсменами для слалома гиганта и скоростного-спуска. Высокая скорость — основная задача таких соревнований.

Дабы снизить сопротивление снега, делают супербыстрые лыжи, для противодействия сопротивлению воздуха — суперскользкие костюмы. Солидную часть автострады спортсмены стараются проходить в низкой обтекаемой стойке, которая именуется «яйцо». При таком положении прямые палки создают важное сопротивление воздуха, а изогнутые палки скрываются под согнутыми руками и за спиной лыжника.

Самые современные палки для скоростного спуска изогнуты по умной кривой, причем не в одной плоскости, а сходу в трех.

В 1980-х годах показались палки для слалома с маленьким изгибом вперед (6−15 градусов) ниже ручки. Считается, что такая конструкция «с активным углом атаки» разгружает кисть руки, по причине того, что при расслабленном положении кисти палка уже готова к уколу. Соответственно, ей возможно меньше размахивать и в итоге — экономить силы.

От компаса до антифриза

Сложные вещи легко совершенствовать, а что делать с несложными? Чего лишь не придумали пытливые умы в отношении лыжных палок! Одно из ответов — встроенный амортизатор, не смотря на то, что подобные модели больше подходят для пеших прогулок в горах. Любителям зимних походов предлагается накладной компас, что закрепляется ниже ручки.

Телескопические палки возможно регулировать по длине от 70 до 150 см, они особенно популярны среди любителей лыжного туризма. Сейчас регулируемые палки показались и в лыжных прокатах. Это логично — возможно иметь меньше палок и регулировать их под рост конкретного человека.

Существуют палки, каковые разрешают за считанные секунды перевоплотить их в лавинный зонд (щуп) — нужный инструмент для поиска людей по окончании схода лавины. Не забыты и фотографы — видятся палки, каковые разрешают закрепить сверху легкую фото- либо камеру (как на моноподе). Русский ветеран любительских лыжных соревнований Игорь Виноградов (один из создателей советских горных лыж) придумал и воплотил в судьбу палку со встроенным секундомером.

Именно поэтому несложному устройству возможно самостоятельно засекать собственный итог на спортивной автостраде. Жаль, что был сделан всего лишь единственный экземпляр.

Но самая успешная экзотическая мысль — это «палки с секретом». Такие палки производят по крайней мере три компании. Одна из моделей открыто именуется «шнапс», вторая — «тёплый глоток», а в описании третьей легко сообщено, что это «радость, которая неизменно с тобой, даже в том случае, если рядом нет собаки сенбернара с заветным бочонком».

В случае если открутить ручку, то вовнутрь стержня возможно залить практически стакан любой морозостойкой жидкости (само собой разумеется, не чай и не кофе). Все сделано грамотно — в стержня имеется защитный пластиковый слой, а в наборе продается щётка и воронка-ерш соответствующей длины. «Популярная механика» не сомневается, что в холодном русском климате такие палки будут пользоваться громадной популярностью.

Создатель благодарит за помощь в написании статьи Сергея Николаевича Егорова.

Анатомия лыжной палки

Лыжная палка складывается из четырех главных частей: ручки, дабы держать, наконечника, дабы колоть, кольца, дабы палка не проваливалась в мягкий снег, и стержня, дабы объединить все в одно целое.

Протяженность палок для детей — от 70 до 105 см, для взрослых — от 110 см до 145 см, с шагом в 5 см.

Материалы стержня: алюминиевый сплав; углепластик (углеволокно + графит + эпоксидный клей); стеклопластик (стекловолокно + эпоксидный клей); комбинации углепластика со стеклопластиком (время от времени додают упрочняющие волокна, к примеру кевлар).

Форма стержня по длине: цилиндрическая; коническая; комбинированная (цилиндр + конус, веретенообразная: конус + конус).

Форма сечения стержня: круглая; эллиптическая; треугольная; аэродинамическая (профиль крыла).

Покрытие стержня: лак и краска (классический вариант); анодирование (для алюминиевых стержней); термосублимация.

Материал ручки — мягкий пластик; комбинации пластиков различной плотности; резина (а также пенорезина); резина с натуральной пробкой. Громадная платформа на финише ручки обеспечит эргономичную опору руки при положении «ладонь сверху». А уступ в нижней части ручки формирует руке эргономичную опору — в следствии рука меньше устает.

Материал ремня: синтетическая ткань (к примеру, капрон); кожа; неопрен. Ремень возможно целым, иметь застежку типа «велкро» либо простую пряжку для регулировки длины.

Опорное кольцо делают из мягкого, морозостойкого пластика. Небольшой диаметр кольца (для плотного снега и соревнований) — 40−50 мм. Средний диаметр (универсальный) — 60−80 мм.

Громадный диаметр (для глубокого снега) — 100−120 мм. Кое-какие компании устанавливают кольцо на сферическом шарнире, благодаря чему оно реже ломается от ударов о снег.

Материалы наконечников: углеродистая сталь (недорогая); нержавеющая сталь (не корродирует); жёсткий сплав (стойкий на истирание).

Форма наконечников: конус (в современных моделях видится достаточно редко); обратный конус (самый распространенная и надёжная форма); «зубчатая коронка» (прекрасно трудится на льду). Дабы палка реже ломалась, часть стержня между наконечником и кольцом время от времени делают из эластичного материала.

Опять о палках

Палки де люкс

Недавно компания актуальной спортивной одежды Bogner выпустила собственные модели палок. Они отличаются большой ценой и уникальным внешним видом. Ручка вручную обшита отличной кожей, верхняя часть стержня сделана из алюминиевого сплава с инкрустацией бамбуком. Регулируемая нижняя часть палки представляет собой узкий углепластиковый стержень с твердосплавным наконечником и пластиковым кольцом.

В наборе имеется громадные кольца с кожаными ремнями в стиле ретро для катания по глубокому снегу.

Как выбрать палки?

Народная мудрость гласит: «В случае если палки длинноваты, то с ними возможно кататься либо укоротить, а вдруг коротковаты, то их возможно лишь подарить». Правило подбора палок для горных лыж не изменяется уже давно. В случае если лыжи за 50-летний период «усохли» от 220 см до 160 см, то протяженность палок никак не изменилась. Хороший вариант выглядит так: в лыжных ботинках с мало согнутыми ногами нужно поставить палку на пол ручкой вниз и взяться за стержень ниже кольца.

Палка считается обычной по высоте, в случае если рука согнута примерно под прямым углом. Для ленивых предлагается несложная формула — нужно умножить рост человека на 0,7.

Голь на выдумку умна

В 1980-х, в эру развития лыжного фристайла, показался новый стиль — балет на лыжах. Для скольжений на пологом склоне необходимы были весьма маленькие лыжи, а для переворотов через голову — высокие и очень прочные палки. Находчивые советские лыжники скоро навострились делать необходимое снаряжение, применяя в качестве заготовок легкоатлетические алюминиевые копья — их пилили до нужной длины, насаживали ручки, вставляли наконечники и навешивали кольца.

На соревнованиях многие зарубежные спортсмены питали зависть к отечественным — для того чтобы снаряжения у них не было.

Цена вопроса

Палки — это неповторимый предмет экипировки горнолыжника, на котором возможно и сэкономить, и показать собственный достаток, не рискуя заплатить за это неудобством. На горе возможно встретить умелых лыжников с дорогими лыжами и немудреными, практически антикварными моделями палок, а по соседству заметить начинающего лыжника с палками и недорогими лыжами в 7−8 раз дороже простых. Оба варианта в полной мере приемлемы.

Наряду с этим отличие в внешнем эффекте и весе мала, а по ощущению при поломке либо утрата — земля и небо.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№38, декабрь 2005).

<

h4>

Замена лапок. Обрезка палок.

Статьи, которые будут Вам интересны: