«Шерманы» на ближнем востоке

«Шерманы» на ближнем востоке

По окончании окончания Второй мировой армии государств-победительниц испытывали переизбыток бронетанковой техники. Самым ярким образом это касалось и самый массового танка западных союзников — «Шермана». Достаточно заявить, что к концу лета 1945 года в армиях антигитлеровской коалиции насчитывалось около 20 тысяч боевых автомобилей этого типа.

В полной мере конечно, что от для того чтобы количества танков, ставших ненужными в мирное время, нужно было избавляться. Альтернативой отправки на переплавку, что также обширно практиковалось, стала передача либо продажа танков вторым государствам.

Что касается армии США, то на ее оружии некое количество «шерманов» пребывало до середины 50-х годов, и эти танки учавствовали в войне в Корее. В послевоенные годы они составляли базу танкового парка большинства государств НАТО, а помимо этого, многих стран Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии. «Шерманы» широко применялись в колониальных войнах и разных региональных конфликтах тех лет.

В первой половине 50-х годов они использовались французскими армиями в Индокитае, и режимом Батисты на Острове Свободы против повстанцев Фиделя Кастро. К середине 1959 года партизаны Фиделя захватили пять «шерманов», каковые, но, в битвах практически не принимали участие — их применяли как устрашающий фактор. Потом, в апреле 1961 года, пара «шерманов» уже в составе «бригады 2506», организованной из кубинских эмигрантов-«гусанос», высадились у Плайя-Хирон.

По другой информации, это были легкие американские танки М41 «Уокер Бульдог». Но, в высадке имели возможность принимать участие военные машины обоих типов. Принципиально важно, что будущее у них была похожей.

К тому времени Куба уже взяла из СССР и Чехословакии пара десятков Т-34-85 и СУ-100 и совместными действиями сухопутных войск и авиации разгромила десант.

«Шерманы» учавствовали в военных действиях между Пакистаном и Индией в Кашмире в 1965 году.

Как минимум, 40 боевых автомобилей этого типа еще имелось в пакистанских армиях на протяжении индо-пакистанского конфликта 1971 года.

Средний танк М51:

1 — 105-мм пушка; 2-—дымовые гранатометы; 3 — лючок для стрельбы из личного оружия; 4 — командирская башенка; 5 — запасные опорные катки; 6 — антенны; 7 — направляющее колесо; 8 — ведущее колесо; 9 — опорный каток; 10 — кронштейн крепления пушки подоходному; 11 — курсовой пулемет; 12 — светомаскировочный кожух фары; 13 — буксирный трос

Но, несомненно, основной ареной массового и беспрецедентного по длительности боевого применения танков этого типа за всю вторую половину XX века стал Ближний Восток.

Причем употреблялись они обеими сторонами арабо-израильского конфликта.

Первыми «шерманами» Израиль обзавелся во второй половине 40-ых годов XX века, отремонтировав и поставив в боевой строй два разоруженных М4А2, покинутых британскими армиями, уходившими из Палестины. Еще пара удалось приобрести в Италии и на Филиппинах, но и эти автомобили были в небоеспособном состоянии. В той же Италии удалось купить американские танковые 75-мм пушки и 105-мм гаубицы.

Израильтяне умудрились установить на танки кроме того крупповские 77-мм пушки периода Первой Мировой. «Шерманы» состояли на вооружении роты «В» 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады ЦАХАЛа — Израильской армии и активно учавствовали в войне 1948 — 1949 годов. В военных действиях на территории Палестины с египетской стороны кроме этого были задействованы три «Шермана».

Хрупкий мир на Ближнем Востоке продержался до 1956 года.

Все это время стороны усиленно вооружались, среди них и танками. Но, о закупке бронетанковой техники Израилем в то время о каналах ее поступления, количестве боевых автомобилей правильной информации нет. Так, к примеру, по оценкам английских разведслужб, в первой половине 50-ых годов двадцатого века Израильская армия имела 55 «шерманов», а эксперты ЦРУ США информировали о 120 автомобилях этого типа.

Первая большая партия военной техники (100 легких танков АМХ-13, 60 самоходных 105-мм гаубиц и 60 «шерманов») была взята из Франции в начале 50-х, что разрешило Израилю организовать еще две танковые бригады.

Наровне с закупкой новых боевых автомобилей израильские эксперты приступили к модернизации уже состоявших на вооружении. Французы дали согласие поставить Израилю 75-мм пушки CN 75-50, баллистика которых была заимствована у германской «пантеровской» пушки KwK 42.

Пушки пригодились для перевооружения «шерманов», так как взятых от Франции легких танков АМХ-13, вооруженных таким же орудием, было не хватает для противодействия египетским Т-34-85. Помимо этого, это разрешало уменьшить номенклатуру используемых ЦАХАЛом снарядов. Для установки нового длинноствольного орудия было нужно поменять конструкцию маски и приварить на корме башни литой противовес.

Любопытно подчернуть, что все литые подробности изготавливались во Бельгии и Франции, а позже отправлялись в Израиль. К войне 1956 года было перевооружено 50 «шерманов», по большей части модификации М4А4, каковые приобрели новое обозначение М50 и наименование «Супер Шерман». Из них организовали батальон в составе 37-й танковой бригады.

Кстати, практически подобным, но более несложным методом пошли египтяне, установив на части собственных М4А2 башни FL10 от танка АМХ-13.

Решающую роль в битвах на Синае во второй половине 50-ых годов двадцатого века сыграли танки 7-й и 37-й бригад. В районе Бир-Жифгафа имели место бои не на жизнь а насмерть «шерманов» 7-й бригады с Т-34-85 1-й египетской танковой бригады.

Египтяне сначала оказывали сильное сопротивление, но по окончании воздушных ударов, нанесенных англо-французской авиацией, президент Египта Насер отдал приказ об отступлении с Синая. На протяжении боев Израильская армия стёрла с лица земли 27 танков Т-34-85, 40 «шерманов», 12 «шерманов» с башнями FL10, 15 «валентайнов», 40 САУ «Арчер», шесть СУ-100 и 343 БТР египтян. Личные утраты Израиль оценил в 30 танков и БТР.

По окончании войны 1956 года результаты успешных действий танковых бригад побудили управление Израиля сделать упор на развитие танковых армий. Количество танковых бригад в ЦАХАЛе за десять лет (с 1956 по 1966 год) возросло с трех до девяти. Организационно бригада включала два танковых батальона по 50 танков в каждом и батальон мотопехоты.

Но, танковые армии усиливались не только количественно, но и как следует.

Наровне с поступлением новых танков «Центурион» из Англии и М48 из америки, в Израиле продолжали деятельно заниматься модернизацией бронетанковой техники. В частности, продолжительное время проводились опыты по оснащению «шерманов» более замечательными орудиями британской и французской конструкции.

Но личный опыт был еще недостаточен и снова было нужно обратиться с просьбой о помощи к французам, каковые внесли предложение установить 105-мм пушку, спроектированную для танка АМХ-30.

Но стало известно, что это орудие, имевшее ствол длиной практически 6 м и начальную скорость бронебойного боеприпаса 1000 м/с, нереально установить в башне «Шермана» из-за отсутствия пространства для отката.

Ствол пушки было нужно укоротить на 1,5 м и оснастить массивным дульным тормозом, конструктивно подобным тормозу 90-мм пушки бронеавтомобиля «Панар» AML-90. Данный дульный тормоз стал характерной внешней чертой танка. Начальная скорость остроголового бронебойного боеприпаса снизилась до 800 м/с.

Установка новой пушки "настойчиво попросила" размещения на кормовой части башни противовеса громадных размеров, чем у «Супер Шермана».

Модернизацию преодолели более 200 танков «Шерман», по большей части с литым корпусом, что посчитали самоё подходящим для установки тяжелой башни. Перевооружению подверглась и часть «супер шерманов». На всех танках устанавливались горизонтальная подвеска HVSS, 23-дюймовая гусеница, американские двигатели Cummins VT8-460 мощностью 460 л.с. и автоматические трансмиссии.

Эти танки стали именоваться M51HV, либо Isherman (Israeli Sherman). Но, во всем мире израильские М50 и М51 именуются «Супер Шерман».

До тех пор пока израильтяне модернизировали собственные танки, египтяне взяли советские ИС-3,122-мм боеприпас которых имел возможность разнести на куски и «Шерман», и «Супер Шерман». Но на протяжении войны 1967 года эти танки в сражении не виделись.

Война, названную «шестидневной», началась серией налетов авиации Израиля на арабские аэропорты. Успех был полный, и безотносительное господство в воздухе удалось завоевать за пара десятков мин.. Затем в наступление пошли танки.

На Синайском полуострове по большей части были задействованы бригады, оснащенные «центурионами», потому, что Египет рассматривался как самый серьёзный соперник.

Израильское наступление на Иорданском фронте началось 5 июня. Два батальона «шерманов» поддерживали израильскую пехоту в Иерусалиме, а 10-я механизированная бригада (батальон «супер шерманов», батальон «и» батальон центурионов АМХ-13) действовала к северу от города.

Дабы остановить наступление израильских частей, иорданское руководство постаралось организовать контрудар вдоль дороги Рамаллах — Иерусалим силами 60-й танковой бригады, вооруженной танками М48. Израильская авиация сорвала данный план, обрушив на иорданские подразделения серию бомбовых ударов. Однако, части сил 60-й бригады удалось добраться до передовой.

В горном дефиле разыгралось сражение с участием более 100 «супер шерманов» и М48. Наряду с этим по огневой мощи созданные в конце 50-х годов М48, вооруженные 90-мм пушками, уступали модернизированным «шерманам». В течение нескольких часов обе стороны не могли ни вывести сохранившиеся танки из боя, ни ввести в сражение подкрепления, поскольку дорога была занята разбитой техникой.

Спасением для израильтян стал батальон 120-мм минометов, установленных на полугусеничных бронетранспортерах. Минометчики сумели организовать целую огневую завесу и поджечь 22 иорданских М48, пробовавших пробиться к полю боя. Утрата этих автомобилей подорвала боевой дух арабов. Победа в этом бою стала главным моментом в развитии военных действий на иорданском фронте.

К финалу 8 июня части ЦАХАЛа вышли к реке Иордан, сделав задачи.

По окончании 1967 года «супер шерманы» вывели в резерв, но в 1973-м на протяжении войны «Судного дня» они снова пригодились, в то время, когда египетские армии прорвали фронт на Синайском полуострове. Огромные утраты в танках вынудили израильское руководство кинуть в бой резервные танковые бригады.

Часть их батальонов имела на вооружении военные машины этого типа, каковые уже с трудом имели возможность противостоять египетским танкам Т-55 и Т-62 производства СССР.

Подобная картина наблюдалась и на Сирийском фронте. В данной связи небезынтересно упомянуть об одном эпизоде, имевшем место входе боевых действий на Голанских высотах южнее Эль-Кунейтры.

Тут к 9 октября, на третий сутки сирийского наступления, израильтяне сумели забрать инициативу в собственные руки. Части подошедших 4-й, 9-й и 679-й резервных танковых бригад контратаковали сирийскую 9-ю пехотную дивизию. Не обращая внимания на то, что атака была отбита с тяжелыми потерями для израильтян, сирийцы были вынуждены перейти к обороне.

Сейчас израильтяне ввели в бой танки 205-й резервной бригады, атака которых напоминала события Второй мировой, причем не только накалом, но и техникой, принимавшей в ней участие. На вооружении 205-й бригады состояли хоть и модернизированные (М51HV), но все же «шерманы», а пламя по ним вели самоходные установки СУ-100, которыми были укомплектованы противотанковые батареи сирийских пехотных частей.

По окончании войны 1973 года «супер шерманы» снова вывели в резерв.

В начале 80-х годов некое количество танков было передано «армии майора Хаддада» в Южном милиции и Ливане фалангистов в Бейруте и участвовало в гражданской войне, разыгравшейся в этом государстве. Маленькое число боевых автомобилей этого типа Израиль реализовал в Уганду и Никарагуа. В последней «супер шерманы» принимали участие в битвах с партизанами-сандинистами.

Оставшиеся 150 танков M51HV в начале 90-х годов были реализованы чилийской армии. В Чили на танки установили более современные дизельные двигатели и эксплуатировали практически до конца века, заменив их на более современные «леопарды».

М.

БАРЯТИНСКИЙ

Военное дело — Танк Шерман M4

Статьи, которые будут Вам интересны: