«Шерманы» с «длинной рукой»

«Шерманы» с «длинной рукой»

Поражение британских армий на Европейском континенте и утрата ими практически двух третей собственных танков вынудили англичан обратиться с просьбой о помощи к Соединенным Штатам. Восполнить утраты за счет собственного производства у британцев не было возможности.

В последних числах Июня 1940 года Англия для ответа этого вопроса направила к заокеанскому союзнику особую миссию. Первоначально планировалось развернуть производство британских танков, в частности «Матильды», на фабриках в Соединенных Штатах. Но таковой вариант не позвал у американцев никакого энтузиазма, обращение имела возможность идти лишь о закупках их боевых автомобилей.

Этому содействовало и принятие 11 марта 1941 года закона о ленд-лизе, воздействие которого в тот же сутки было распространено на .

Британцев прежде всего интересовали средние танки, но их серийное производство в Соединенных Штатах еще не было развернуто, исходя из этого единственным танком, что они реально имели возможность взять, стал легкий М3.

Поставки танка, взявшего в Англии наименование Stuart, начались весной 1941 года и длились до конца войны, причем поставлялись практически все модификации — от М3 до М5А1.

Средние танки М3 (Grant и Lee) начали поступать в британские армии в первой половине 40-ых годов XX века и активно использовались в Северной Африке. Самым же массовым американским (и не только американским) танком в британской армии стал М4 — Sherman.

Его серийное производство началось в феврале 1942 года. С конца лета того же года он поставлялся в Англию. За время Второй мировой она взяла 17 181 машину М4 разных модификаций.

Первые триста М4А1 и пара М4А2 прибыли в Северную Африку в августе — сентябре 1942 года. Сходу по прибытии «шерманы» были посланы в английские мастерские в Тэль-эль-Кэбире и Эль-Абассии, где их дооснастили в соответствии с требованиями английской военных армии и театра действий. Все американские танки приобретали британские радиостанции № 19, коробки для ЗИП и снаряжения британского примера, дымовые гранатометы.

Танки, сражавшиеся в Северной Африке, помимо этого, оборудовались крыльями особой формы, уменьшавшими облако песчаной пыли от гусениц. Конечно, совсем иными, чем в армии США, были их маркировка и окраска.

К началу второго сражения у Эль-Аламейна 23 октября 1942 года в первой линии 8-й британской армии генерала Монтгомери был 251 танк «Шерман».

Больше всего их было в 1-й танковой дивизии, в полках которой — 9-м Уланском (9th Lancers), 10-м Гусарском (10th Hussars) и полку Ловчих Королевы (Queen’s Bays) — насчитывалось около 90 «шерманов». Танки этого типа входили и в состав 10-й танковой дивизии, 24-й и 9-й отдельной танковых бригад. Причем часть «шерманов» была укомплектована американскими экипажами, осваивавшими театр боевых действий.

Сражение у Эль-Аламейна, ставшее переломным для всей североафриканской кампании, было побеждено британцами благодаря громадному количеству «шерманов» в армиях.

К началу сражения 165 английским танкам «Грант» немцы противопоставили 74 Pz.IIIJ и 27 PZ.IVF2 с длинноствольными 50- и 75-мм пушками, талантливыми пробить броню «грантов».

Вступление же в бой двух с половиной сотен еще более замечательных и современных танков стало для немцев полной неожиданностью и совсем переломило обстановку в пользу британцев: пушки большинства твнков германского Африканского корпуса были бессильны против новых американских боевых автомобилей.

Крейсерский танк «Шерман-файрфлай»:

1 — 17-фунтовая пушка; 2—маскировочная сеть; 3 — лючок для ведения огня из личного оружия (заварен); 4 — бронированный ящик для радиостанции; 5 — укрывочный брезент; 6 — ящик для снаряжения; 7 — направляющее колесо; 8 — тележка подвески; 9 — ведущее колесо; 10 — фальшборт; 11 — гнездо крепления основания антенны (при установки второй радиостанции); 12 — люк ассистента механика-водителя; 13 — люк механика-водителя; 14 — колпак вентилятора отделения управления; 15 — прицел; 16 — люк начальника; 17 — колпак вентилятора боевого отделения; 18 — лючки для доступа к заливным горловинам топливных баков; 19 — кронштейн крепления ствола пушки по-походному; 20 — лючок для доступа к заливной горловине топливного бачка вспомогательного зарядного агрегата; 21 — люк заряжающего; 22 — колпак вентилятора башни; 23 — установка курсового пулемета (заварена); 24 — запасные траки; 25 — антенны радиостанции № 19; 26 — кронштейн для установки крупнокалиберного зенитного пулемета

Скоро «шерманы» различных модификаций стали главными в британской армии, неспешно вытеснив другие американские и большая часть британских танков.

Кроме упомянутого оснащения до английского стандарта «шерманы» фактически никаким переделкам в британской армии не подвергались. Исключение образовывает только оружие части танков этого типа 17-фунтовой (76,2-мм) пушкой с высокой начальной скоростью бронебойного боеприпаса, так называемой «долгой рукой».

Первые экземпляры полевой противотанковой 17-фунтовой пушки были изготовлены в марте 1941 года и уже в августе поступили в армии.

Боевое крещение они взяли в Северной Африке зимний период 1942/43 года и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. В рамках политики унификации оружия, проводимой английским армейским управлением, предусматривалось создание подобной танковой пушки. Ее планировалось устанавливать на танках «Кромвель» с удлиненными корпусом и ходовой частью и новой башней.

Эти автомобили стали называться «Челленджер». Но уже к лету 1943 года стало очевидным, что из-за бессчётных технических неприятностей развернуть массовое производство «челленджеров» и изготовить их в достаточном количестве к началу высадки на континент не удастся.

Тогда-то британцы и обратили собственные взоры на «Шерман», причем на самую раннюю его модификацию, вооруженную 75-мм пушкой М3 и в мельчайшей степени талантливую бороться с тяжелыми германскими танками.

Но, существовали сомнения, удастся ли установить длинноствольную пушку в относительно маленькую штатную башню американского танка. Опробования, совершённые 26 декабря 1943 года в Вулвичском арсенале, расставили все точки над i. Противотанковая 17-фунтовая пушка была прекрасно уравновешена: легкий ствол и компактный, но тяжелый казенник разрешили разместить ее в цапфах прошлого орудия. Установка облегчалась громадным — 1730 мм — диаметром башенного погона «Шермана».

Пригодилась, действительно, новая литая маск-установка, прикрытая подвижной литой бронировкой. Потому, что при перемещении по пересеченной местности размах вертикальных колебаний ствола был больше, чем у 75-мм пушки, было нужно демонтировать гироскопический стабилизатор орудия.

Новые пушки были двух типов — Mk IV и Mk VII. Они имели незначительные отличия в конструкции подъемного механизма.

Последний разрешал наводить орудие в пределах от минус 5° до плюс 20° по вертикали. Вращалась башня вручную либо гидроэлектрическим поворотным механизмом. В походном положении ствол фиксировался посредством кронштейна, укрепленного на кормовом странице корпуса (другими словами стволом назад).

Наряду с этим смонтированный на лобовом странице корпуса штатный кронштейн крепления 75-мм пушки по-походному был ликвидирован. С левой стороны от пушки в маск-установке размещался спаренный 7,62-мм пулемет Browning М1919А4, а с правой — телескопический прицел с переменным 3- либо 6-кратным повышением.

Радиостанцию № 19 вынесли за пределы корпуса и разместили в особом броневом коробке, приваренном к кормовой части башни.

Задний лист коробки имел толщину 64 мм, боковые — 51 мм, съёмная крыша и днище — 25 мм. Кроме высвобождения количества в башни, такое ответ содействовало ее лучшей уравновешенности.

Экипаж танка сократился до четырех человек — из его состава убрали ассистента механика-водителя, а на освободившемся месте разместили дополнительный боекомплект. Курсовой пулемет Browning был изъят (некому начало стрелять), а его амбразура заварена.

В крыше башни, слева от командирской башенки, для посадки заряжающего был прорезан прямоугольный люк, облегчавший и загрузку снарядов.

Боекомплект складывался из 77 унитарных выстрелов калибра 76,2 мм. Пять выстрелов первой очереди размешались под пушкой на вращающемся полике боевого отделения, 14 — в передней части корпуса справа, на бывшем месте ассистента механика-водителя, остальные 58 — в коробках так называемой сухой боеукладки, под поликом боевого отделения.

Для стрельбы употреблялись бронебойные боеприпасы с бронебойным и баллистическим наконечником, имевшие начальную скорость 908 м/с. С дистанции 900 м таковой боеприпас пробивал броневую плиту толщиной 130 мм, расположенную под углом 30° к вертикали. С августа 1944 года в боекомплекты танков стали включаться, правда в ограниченном количестве, новые подкалиберные боеприпасы SVDS либо APDS.

Масса для того чтобы боеприпаса составляла 3,588 кг, масса вольфрамового сердечника — 2,495 кг. Боеприпас покидал ствол со скоростью 1200 м/с и с дистанции 900 м пробивал 193-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали. В целом же 17-фунтовая пушка имела пара лучшие характеристики бронепробиваемости, чем германская 88-мм KwK 36 и американская калибра 90 мм, и заметно уступала лишь 88-мм KwK 43 тяжелого танка Tiger II.

Для перевооружения 17-фунтовой пушкой употреблялись модификации М4, М4 Composite Hull с литой лобовой частью корпуса (его довольно часто именовали Sherman Hybrid), М4А1 и, в основном, М4А4. Начальный заказ Армейского министерства, выданный в январе 1944 года, включал 2100 единиц. Любой танковый взвод должен был взять две такие автомобили. Наряду с этим планировалось оснастить ими английские, канадские и польские танковые части, предназначавшиеся для боев на Европейском континенте.

Работы по перевооружению проводились на Королевском армейском заводе в Лидсе и Вулвичском арсенале недалеко от Лондона. До 31 июля 1944 года было переоборудовано 699 танков.

Боевое крещение они взяли на протяжении боев в Нормандии, где и взяли собственный прозвище Firefly («файрфлай» — «жук-светляк», «светлячок»). Тяжело растолковать столь легкомысленное наименование, данное боевому танку.

Но, второе значение этого британского слова — «густой желтовато-красный свет». Быть может, что для того чтобы цвета вспышку давала при выстреле 17-фунтовая пушка.

В сутки D — сутки высадки в Нормандии — все полки британских танковых бригад и дивизий (за исключением укомплектованных «кромвелями» 7-й разведывательных полков и танковой дивизии 11-й и Гвардейской танковых дивизий, и армейских танковых бригад с «Черчиллями») имели на вооружении «шерманы».

Как в этих частях, так и в частях с танками британского производства, имелось по 12 «светлячков». От линейных «шерманов» их легко было отличить по коробке для радиостанции и долгому стволу пушки, увенчанному характерным грушевидным дульным тормозом.

К 24 июня 1944 года, в разгар сражения в Нормандии, в линейных танковых частях 21-й группы армий (так именовались войска Его Величества в Северо-Западной Европе) насчитывалось 288 танков Sherman Firefly, а к Январю их было уже 728.

В противном случае смотрелась обстановка в английских, канадских, новозеландских, южноафриканских и польских армиях, сражавшихся в Италии. Данный театр боевых действий считался второстепенным, и исходя из этого в том месте хватало иметь лишь один «светлячок» на взвод. В конце 1944 года на итальянском фронте вести войну лишь 77 «шерманов» с 17-фунтовками. В британские армии, действовавшие на Дальнем Востоке, военные машины этого типа по большому счету не поступали.

К январю 1945 года заказ Армейского министерства Англии увеличился до 3100 Sherman Firefly, из которых в то время было произведено 1794 единицы (по большей части варианты IC и VC), а темп переоборудования составлял 200 единиц в месяц. 31 мая 1945 года заказ снова увеличили до 3260 боевых автомобилей (переоборудовано на эту дату 2139), но по окончании завершения Второй мировой данный заказ отменили.

А что же американцы?

Они кроме этого пробовали расширить огневую мощь «Шермана», установив на него с мая 1944 года собственную 76-мм пушку М1 вкупе с новой башней Т23. Орудие это по своим чертям уступало 17-фунтовке. Достаточно заявить, что американский боеприпас с бронебойным и баллистическим наконечниками имел начальную скорость 793 м/с, а подкалиберный — 1037 м/с.

Но, американцы не применяли до конца модернизационные возможности, заложенные в «Шермане».

Диаметр башенного погона и ширина подбашенной коробки в полной мере разрешали разместить башню от танка М26 с 90-мм пушкой. Такая проработка велась, но в конце войны военное ведомство США, по-видимому, поставило на «Шермане» крест, планируя серийный выпуск нового танка М26, предназначенного стать базисной машиной нового семейства на долгую возможность. Усиление оружия «Шермана» посчитали нецелесообразным.

Тогда никто не мог подумать, что тогда как М26 займут собственный место в музеях, «шерманы» вовсю еще будут принимать участие в военных действиях и к вопросу об их перевооружении придется еще неоднократно возвращаться. Действительно, уже не в Соединенных Штатах и не в Англии. Но это уже вторая история.

Обозначение модификаций таиков серии М4 в британской армии

Sherman I—М4, поставлено 2096 единиц;

Sherman IB — М4 (105), поставлено 593 единицы;

Sherman IC — М4, перевооруженный британской 17-фунтовой пушкой;

Sherman II—М4А1, поставлено 942 единицы;

Sherman IIA — M4A1(76)W, поставлено 1330 единиц;

Sherman IIС — M4AI, перевооруженный британской 17-фунтовой пушкой;

Sherman III —М4А2, поставлена 5041 единица;

Sherman IIIА — M4A2(76)W, поставлено пять единиц;

Sherman IV — М4АЗ, поставлено семь единиц;

Sherman V — М4А4, поставлено 7167 единиц;

Sherman VC — М4А4, перевооруженный британской 17-фунтовой пушкой.

М. БАРЯТИНСКИЙ

Тест-драйв Танк M4 Sherman \

Статьи, которые будут Вам интересны: