«Длинный макс» – железнодорожное орудие-гигант

Перед Первой мировой войной европейские страны уделяли особенное внимание формированию собственных военно-морских флотов. Стремясь стать великой морской державой, Германия пробовала догнать и перегнать Англию в качестве и количестве кораблей ВМФ. Со своей стороны, британцы старались удержать собственный лидерство на море.

Каждый год со стапелей английских и германских верфей сходили все новые и новые бронированные линейные корабли, водоизмещение которых быстро возрастало с каждым годом – от 20000 до 30000 тысячь киллограм и выше. Рос и калибр главных артиллерийских совокупностей, установленных в башнях линейных кораблей.

Последним довоенным классом линейных кораблей, созданным германскими конструкторами, были линейные корабли класса «Байерн» (нем. – «Бавария»). Это первенствовали германские дредноуты, вооруженные 38-см орудиями главного калибра (в Германии принято измерение калибра орудий в сантиметрах).

«Длинный макс» – железнодорожное орудие-гигант
Германский линейный корабль «Байерн» на ходовых опробованиях, 1915 год

Источник — wrecksite.eu

Два корабля этого типа («Байерн» и «Баден») были заложены перед самой войной и достроены лишь к ее середине (вторая добрая половина 1916 года), в то время, когда они уже не могли кардинально оказать влияние на развитие событий. Два остальных («Вюртемберг» и «Саксония»), заложенные на протяжении войны по улучшенному проекту (подтип «Саксония»), так и не были достроены.

В то время, когда работы на этих линкорах были заморожены, перед германским руководством появился вопрос действенного применения замечательных 38-см пушек их главного калибра, к тому времени уже изготовленных концерном Круппа. Орудиям была присвоена маркировка 38 см SK L/45. L/45 говорит о длине ствола в 45 калибров, другими словами – 17,1 метра.

Буквы SK показывают на то, что орудие являлось быстрозарядным (Schnelladekanone).

Справа – орудие калибра 38 см SK L/45 в составе батареи береговой обороны
Источник – flickrhivemind.net

ЖД орудие калибра 38 см SK L/45 «Долгий Макс» на подготовленной
артиллерийской позиции
Источник – kaisersbunker.com

Вес пушки превышал 88 тысячь киллограм, а ее дальнобойность достигала 47,5 километра. Первоначально эти морские орудия монтировались на неподвижных стационарных лафетах батарей береговой обороны, закрывавших северо-западное морское побережье Германии в Померании, и на побережье оккупированной Бельгии в районе Остенде. Чтобы смонтировать орудие на таком лафете, требовался месяц, что было через чур громадным временным промежутком.

К тому же, потребности фронта потребовали придания подвижности орудиям данной артиллерийской совокупности.

Конструкторами концерна Круппа был создан комбинированный лафет-ЖД платформа для орудий 38 см SK L/45. При транспортировке платформа пребывала на рельсах, а на артиллерийских позициях монтировалась на намерено подготовленной бетонной конструкции. Оказавшееся ЖД орудие было названо «Макс», в армиях же ему дали прозвище «Долгий Макс» – из-за длины ствола. Его вес вместе с платформой достигал 272,9 тонны. Откат орудия происходил в два этапа.

Сперва откатывался ствол в орудийной люльке, частично гася отдачу, а другую часть энергии принимала на себя подвижная часть лафета, снабженная роликами. Лафет откатывался по платформе, по окончании чего откатный механизм возвращал всю артиллерийскую совокупность на место.

Фотография из газетной публикации – «Долгий Макс» готов к транспортировке по железной дороге
Источник – riseofflight.com

Оборудованная огневая позиция 38-см пушки SK L/45 «Max» в лесу Кюси-Басс между Тернье и Суассоном
Источник – kaisersbunker.com

Одно из трансформаций, внесенных в конструкцию орудия при ответе вопроса мобильности, – большой металлический противовес, крепившийся сверху над стволом около цапф. Противовесом помогали толстые железные плиты, предназначенные для сбалансирования веса ствола. Применение противовеса разрешало избежать внесения важных трансформаций в конструкцию артиллерийской совокупности и упрощало транспортировку орудия.

В походном положении противовес демонтировался.

Пушка имела возможность вести пламя и прямо с ЖД дорог, но в этом случае угол ее наклона не имел возможности быть больше +18.5°, так как в противном случае лафет орудия упирался бы в грунт. Вследствие этого его дальнобойность уменьшалась в два раза – до 22,2 километра. Дабы расширить угол наклона, было нужно бы разобрать ЖД дороги и выкопать глубокую яму, куда бы опускался казенник при подъеме ствола вверх.

Разумеется, что такая операция была нецелесообразна.

3-D схема артиллерийской позиции 38-см пушки SK L/45 «Max»
Источник – riseofflight.com

Гильза 38-см пушки SK L/45 «Max»
Источник – www.kaisersbunker.com

На оборудованной позиции ствол имел возможность подниматься вверх уже на +45°. Оборудованная позиция разрешала наводить орудие на ±90° по горизонтали, тогда как с платформы оно имело возможность вести пламя фактически только вперед (±2°).

Подготовленная огневая позиция включала в себя вращающуюся площадку-лафет козловой и пушки кран, нужный для демонтажа и монтажа огневой позиции. Передняя часть платформы подвижно закреплялась на круглой тумбе благодаря круглому погону, что имел возможность вращаться относительно тумбы, опираясь на 112 металлических шаров диаметром 200 мм. Задняя часть платформы перемещалась по рельсам, расположенным на бетонной направляющей, имевшей форму полуокружности.

Такая совокупность разрешала наводить орудие по горизонтали.

По внешнему радиусу кроме этого прокладывались рельсы для запасных тележек, на каковые грузились гильзы и снаряды с пороховыми зарядами. гильзы и Снаряды подавались к задней части платформы, где они поднимались на платформу особым краном-лебедкой. Тележки с снарядами толкались вручную орудийной обслугой.

От восьми до двенадцати человек зарядной команды по направляющим вкатывали боеприпас в казенник пушки. Потом он подавался громадным кожаным плунжером, набитым шерстью, на долгом держаке. Следом за боеприпасом в ствол забивался замечательный пороховой заряд, зашитый в прочный шелковый мешок, и гильза с инициирующим пороховым зарядом.

Казенник запирался клиновым подвижным затвором.

Унтер-офицер германского флота контролирует тип боеприпаса. Слева –
рядовой около 750-кг бризантного боеприпаса
Источник – galerie.vojsko.net

Подвоз боеприпаса 38-см пушки SK L/45 «Max» к платформе
Источник – www.kaisersbunker.com

Заряжание 38-см пушки SK L/45 «Max». Справа на лафете лежит громадной артиллерийский плунжер
Источник – www.kaisersbunker.com

Орудие обслуживали расчеты, собранные из канониров и морских офицеров, поскольку полевым артиллеристам было тяжело обслуживать столь сложные орудийные совокупности.

«Долгий Макс» имел возможность стрелять следующими типами снарядов:

Тип боеприпаса

Вес

Взрывчатое вещество

Начальная скорость

Расстояние

бризантный

750 кг

67 кг

800 м/с

34,2 км

бризантный с ввинчивающимся взрывателем

743 кг

62 кг

800–890 м/с

38,7 км

шрапнельный

750 кг

6.7 кг

нет данных

22,6 км

облегченный с взрывателем

400 кг

31 кг

1 040 м/с

47,5 км

Расчет 38-см пушки SK L/45 «Max» готовит орудие к бою
Источник – riseofflight.com

Всего было выстроено 8 «Долгих Максов». Первые два орудия участвовали в битве за Верден, которая продолжалась с февраля по декабрь 1916 года. Под Верденом «Максы» употреблялись в качестве дальнобойных осадных орудий. Из флота в армию было передано лишь одно орудие, которое выпустило 141 боеприпас с артиллерийской позиции под Безу-Сен-Жермен.

Остальные «Максы» пребывали в распоряжении руководства германского флота. Изношенные стволы «Долгих Максов» употреблялись фабриками Круппа для в 1917 известных «Парижских Пушек» калибра 21 см.

В битвах так именуемого «Весеннего наступления» (последовательности наступательных операций германских армий, совершённых весной 1918 года в северо-восточной части Франции), принимали участия три 38-см пушки SK L/45 «Max». Зимний период 1917–1918 годов начались строительные работы по бетонированию артиллерийских позиций для «Долгих Максов», каковые прибыли на фронт перед началом наступления и принимали участие в начавшихся битвах. Еще два «Макса» участвовали во втором сражении на Марне.

С мая 1918 года вместо цементных позиций для «Максов» начали употребляться намерено сконструированные разборные металлические конструкции, что ускорило время демонтажа и монтажа орудийных позиций.

Обстрел «Долгими Максами» вражеских позиций на самой громадной дистанции (44 километра) был зафиксирован при обстреле немцами Дюнкерка в 1917–1918 годах.

В то время, когда в самом финише войны началось общевойсковое наступление союзных армий, в их руки попал лишь один «Макс». Данный «Макс» был захвачен бельгийцами, остальные же семь сохранившихся орудий были эвакуированы в Германию и стёрты с лица земли уже по окончании войны, в 1921 и 1922 годах, в рамках исполнения условий Версальского соглашения. Примечательно, что захваченное бельгийцами орудие было ими реализовано французам для опробований и потом досталось армиям Вермахта на протяжении Второй мировой (в первой половине 40-ых годов двадцатого века).

Но, По сведеньям, которыми мы сейчас рассполагаем,, в последующих сражениях это орудие участия не принимало.

Наводчик 38-см пушки SK L/45 «Max» наводит ствол на цель
Источник – riseofflight.com

Орудие калибра 38 см SK L/45 «Max» ведет пламя
Источник – www.kaisersbunker.com

Орудие калибра 38 см SK L/45 «Max» ведет пламя
Источник – kaisersbunker.com

Экстракция гильзы 38-см пушки SK L/45 «Max»
Источник – kaisersbunker.com

БЕЗУМНОЕ ОРУЖИЕ Фашисткой германии

Статьи, которые будут Вам интересны: